Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга ГВИНДЖИЛИЯ,
учитель начальных классов,
прогимназия № 1755,
г. Москва

Трудная ли наука грамматика?

Об особенностях нового курса "Русская филология" для начальной школы

"Для учащихся грамматика русская есть наука трудная, тяжелая, скучная, внушающая страх и отвращение. Русская грамматика есть истинный бич для бедных детей. Между тем должно быть совсем наоборот, потому что изучение грамматики, как науки в приложении к родному языку, естественно, очень легко". Это написал более 150 лет назад В.Г. Белинский. Однако и сегодня эти слова по-прежнему актуальны. Почему же трудно и неинтересно для детей изучение родного языка? При существующей системе обучения маленькие дети, с преобладанием у них образного мышления, с самого начала сталкиваются с трудной для них системой абстрактных понятий. Их естественный интерес к слову далеко не всегда "стыкуется" со школьной грамматикой. Как заметил Януш Корчак, ребенку хочется знать, как произошли слова "бутылка", "пробка", а школа отвечает ему: "Бутылка – имя существительное, пробка – имя существительное". Даже Л.Н. Толстой, обучая детей в Яснополянской школе, вынужден был отказаться от преподавания грамматики, так как дети были к ней равнодушны.

Чтобы создать доступное и увлекательное для детей обучение русскому языку, необходимо найти способы преодоления всех этих трудностей и создать такие учебники и учебные пособия, которые давали бы возможность реализовать эти способы. А для этого от авторов требуется умение "объять необъятное": знать не только предмет и методику его преподавания, но и возрастные возможности детей, особенности их внимания и памяти, их интересы, психологию овладения устной и письменной речью. И кроме всего этого – обладать талантом детского писателя.

Немаловажно и то, что на протяжении последнего десятилетия в нашем обществе произошли глобальные изменения. Они коснулись всех сфер нашей жизни и, конечно, не могли не затронуть школу. В новых условиях и учиться нужно по-другому. В связи с этим перед современной школой остро встала необходимость создания учебников нового типа, то есть таких учебников, в которых были бы изменены и содержание, и функции, и принцип подачи учебного материала.

Такую работу провел авторский коллектив, в который вошли ученые, учителя, писатели. Возглавила эту работу академик Г.Г. Граник. На основе исследований психологов, учитывая рекомендации физиологов, опираясь на современные научные данные в области лингвистики, авторы создали новый курс, соединивший курс русского языка и литературы,курс "Русская филология".

Чем отличается этот курс от других, в чем его особенность? Попробуем коротко рассказать об этом. Начальная школа – это тот период, когда закладывается фундамент не только будущей языковой культуры, но и культуры вообще. Специфика, особенность данного курса – в неразрывности двух предметов – русского языка и чтения. Задача авторов не просто помочь учащимся овладеть грамотной речью в ее устной и письменной форме, но и научить видеть и понимать красоту слов.

Первая книга – это учебник для 1-го класса. Его особенность в следующем.

Во-первых, он снабжен не просто методическими советами, а сценариями уроков. Наличие таких материалов позволяет учителю плодотворно организовать работу на уроке: с одной стороны, значительно упрощает подготовку к уроку, с другой, не мешает творчеству учителя. Работа, которую ученик выполняет на уроке, становится деятельностью, протекающей совместно с учителем, а ученик – соучастником процесса обучения.

Во-вторых, объяснение и закрепление материала в учебнике дается в основном на законченных художественных текстах. Текст, речь – служат основой для изучения любой темы. Все лингвистические понятия раскрываются на материале текстов и не являются объектом механического запоминания.

В-третьих, для каждого задания учебника даны ответы-ключи, которые помещены после задания и закрываются специальным "движком". Это помогает детям научиться самостоятельно контролировать свои знания. Самоконтроль – один из важнейших механизмов человеческой деятельности. Но ответы-ключи не просто помогают выработать навыки самоконтроля. Их наличие в учебнике позволяет индивидуализировать обучение. Ведь не секрет, что на обычном уроке сильный ученик и отвечает на поставленный вопрос, и выполняет задание гораздо быстрее, чем средний и слабый. Задания построены так, что ребенок "открывает" для себя изучаемое правило, а если он не имеет возможности сделать это открытие, то он получает знания в готовом виде. Самостоятельная проверка ответов так же избавляет детей от страха перед оценкой и связанного с этим нервного напряжения. У ребенка есть возможность самостоятельно переходить от самодобывания знаний к получению их в готовом виде, и наоборот – подниматься к самостоятельному познанию.

Еще одна проблема, которая неизбежно возникает на уроке, – проблема постоянного поддержания познавательного интереса. Должно быть и интересно, и в меру трудно. Создание условий для возникновения интереса, поддержание его средствами учебника – трудная задача, которую, как показал эксперимент, в этих учебниках удалось решить.

Хотя лингвистический материал программы и учебника вбирает в себя все темы, предусмотренные стандартом образования для 1-го класса, программа в целом, и каждый учебник в частности, построены по расширяющейся спирали. Материал расположен таким образом, чтобы представление о том или ином вопросе расширялось и углублялось, а не перестраивалось по мере взросления.

В качестве иллюстрации вышесказанного приведем фрагмент из сценария урока и соответствующую ему страницу учебника.

Обратимся к учебнику 2-го класса. Сохраняя все особенности построения и выбора материала, используемые в учебнике 1-го класса, эта книга включает в себя и новые виды работ.

Прежде всего, это письмо по памяти, основанное на включении воображения. Что значит "включить воображение"? Это значит постараться увидеть то, о чем говорится в тексте. Вообразить можно картину происходящего, вкус, запах, звук. С помощью воображения можно создать картины, не просто невиданные ранее, но и не существующие в реальности. Мысленное "оживление" описанного помогает ребенку в понимании смысла текста. Поэту Борису Заходеру принадлежат такие строки:

Стихи нам что-то говорят.
Но не всегда.
Не всем подряд.

Поэт как никто другой понимает роль воображения. Не случайно у Заходера есть стихотворение, которое так и называется "Моя Вообразилия". Без воображения невозможно понимание. Мы рассматриваем понимание и как процесс и как итог деятельности. Для нас важен переход от воображения к пониманию. Именно воображение помогает достичь понимания.

Научиться понимать художественный текст, как прозаический, так и стихотворный, – труднейшая задача. Начало такой работы – это задания в учебнике, связанные с пониманием текста. Работа над пониманием текста проходит через все задания учебника.

По-прежнему ведется работа по формированию орфографической грамотности. Психологическим механизмом грамотного письма является распознавание звуко-смыслоразличителя (фонемы) в слабой позиции и умение поставить его в сильную позицию, распознавание устойчивых буквосочетаний (мы их называем блоками) к уже изученным в 1-м классе блокам жи, ши, ча, чу, ща, щу, оро-ра, оло-ла, чк, чн, нч добавляются новые.

Любой учитель знает, что знание правила и умение его использовать не всегда одно и то же. Как сделать, чтобы у ребенка сформировался умственный прием работы по применению правила? Всем известно, что практически в любой сфере деятельности для работников существует инструкция или руководство, регламентирующее их действия. Такое же руководство, возможно, составленное в совместной поисковой работе учителя и школьников, позволяет выработать прием умственной работы по применению данного правила. Инструкции даются в учебнике в готовом виде, и их применение носит систематический характер. Вот, например, как может выглядеть такая инструкция, разъясняющая правописание приставок и предлогов.

Определите, можно ли вставить еще одно слово.
Да, значит, это предлог, пишется со словом раздельно.
Нет, значит, это приставка, пишется со словом слитно.

Особенное внимание в учебнике уделено еще одной проблеме: варьированию изучаемого материала. Введение различных вариантов сходного материала, сопоставление и противопоставление разных вариантов помогают детям лучше понять изучаемый материал. Этому же способствуют задания на выделение главного, на различение внешне сходных признаков. Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока по теме "С чем нельзя путать приставки", которая изучается в течение пяти уроков. Хотелось отметить, что в сценарном варианте уроков сознательно нет четкого поурочного деления, что позволяет учитывать индивидуальные возможности класса, нет и четкой регламентации действий: открыть учебник, закрыть и т.д., так как каждый учитель распределяет предложенный в сценарии материал по своему усмотрению. Кроме того, словарная работа не выделяется как отдельный этап урока, так как существует большое количество разнообразных вариантов знакомства со словарными словами, и учитель может давать словарные слова в той последовательности, которая его устраивает.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД УРОКА

Учитель. Вы помните, ребята, такие строчки Сергея Козлова:

Повторенье – мать учения.
Наберись, дружок, терпенья.
Если же не повторять,
Знания, как тараканы,
Разбегутся, не догнать.

Давайте вспомним кое-что из того, что мы уже знаем.

На доске записаны слова:

Дорожка, живопись, подружка, качалка, голосок, чумазый, шьет, прибрежный, льет, незабудка, пьет, малыши.

– Прочитайте про себя слова, записанные на доске. Найдите среди них слова, обозначающие действия.

Дети. Шьет, льет, пьет.

У. Какое правило встретилось вам в этих словах?

Д. Правило на ь – разделительный.

У. Назовите слово, отвечающее на вопрос какой?

Д. Чумазый.

У. Какое буквосочетание вы видите?

Д. Буквосочетание чу-.

У. В каких еще словах встречаются знакомые вам сочетания букв.

Д. Живопись, качалка, дорожка, голосок, малыши.

У. Какое знакомое вам правило действует в словах дорожка, незабудка, подружка?

Д. Написание звонких и глухих согласных

У. А теперь самый сложный вопрос: найдите слова, в которых встречается чередование согласных в корне.

Д. Дорожка, прибрежный, подружка.

Учитель просит ребят выделить корень и подобрать слово с чередующимся согласным:

дорожка – дорога, прибрежный – берег, подружка – друг.

У. Запишем эти слова в тетрадь и выделим в них корень.

Дети записывают слова в тетради и определяют корень слова, учитель выделяет его на доске.

У. Вы хорошо поработали, ребята, молодцы. Осталось только вспомнить, какие части слова вы знаете?

Д. Приставка, корень, окончание.

У. Сегодня на уроке нас ждет новое знакомство. Но сначала проведем эксперимент. Вы помните, что у слова эксперимент есть синоним опыт.

Учитель знакомит детей с практическим назначением предлога. Он организует работу по своему усмотрению, используя имеющиеся у него возможности.

Вариант 1: попросить ребят выполнить действия около предметов, опираясь на предлоги, например: подойди к столу, положить на стол и т.п.

Вариант 2: организовать работу как путешествие по картинке. Учитель рисует на доске человечка. С детьми можно придумать имя герою.

У. Наш герой отправляется в путешествие.

Учитель рисует домик.

– Откуда вышел наш путешественник?

Д. Из дома.

Учитель записывает предлог из.

У. Далее наш человечек подошел... (по ходу объяснения рисует речку) к реке.

Учитель записывает предлог к.
Далее можно придумать любую ситуацию. Например: спрятался за дерево, когда увидел воина; остановился около куста роз, чтобы полюбоваться цветами...

У. Я записала на доске только слова, которые помогли вам лучше понять, какие действия нужно выполнить. В русском языке эти слова имеют особое название. Оно пришло к нам из греческого языка. Эти слова называют предлогами. У жителей Греции это слово означало "перед словом". Все предлоги стоят перед словом и пишутся раздельно.
Давайте прочитаем, что написано в учебнике о предлогах. Откройте с. 129. Прочитает нам...

Правило, выделенное жирным шрифтом, дети читают сначала про себя. И только потом учитель просит одного из учеников прочитать вслух.

Узнай-ка!

Слово предлог пришло к нам из греческого языка.
У жителей Древней Греции оно означало "перед словом".

Запомните!

В, на, за, под, до, от, с, у, до, по, к это предлоги. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Предлоги пишутся всегда одинаково.

У. Чтобы лучше это понять, давайте потренируемся.
Текст задания № 1 прочитает нам...

Задание 1

1. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Сефа.

Жили под горой,
у речки,
кругленькие человечки.
Жили тихо,
без забот.
Пили чай из круглой кружки,
ели круглые ватрушки
с круглых блюдец
круглый год.
По утрам у них всходило
очень круглое светило,
на полях
качались кашки,
круглые цвели ромашки.

У. Скажите, ребята, что вам было легче всего представить?

Д. Легко представить ватрушку, она похожа на круг.
– А мне легко представить блюдца.
– Они, правда, круглые.

У. Кто угадал, что такое круглое светило?

Д. Это солнце. Оно похоже на круг.

У. А что вам было труднее всего представить?

Д. Человечков.

У. Мне тоже труднее всего было представить кругленьких человечков. Сразу перед глазами возникает снеговик. Ребята, а что значит выражение "круглый год"?

Д. Это значит весь год, от первого месяца до последнего. Это все время в течение года.

У. Выпишите, пожалуйста, предлоги, которые встречаются в тексте.

Дети выполняют задание, сверяя правильность своих ответов с ответами-ключами, которые даны в учебнике.

Проверьте себя!

Под, у, без, из, с, по, на.

У. Мне кажется, что вы теперь сможете узнать предлоги среди других слов. Проверим себя? Кто хочет прочитать смешинку? Но чтобы прочитать красиво нужно сначала потренироваться. Прочитайте текст смешинки про себя.

Вслух нам прочитает ... (учитель называет ребенка).

СМЕШИНКА

Солнце грело, грело –
и перегорело.
Вместо солнца вышла на –
вышла на небо луна.
Вместо птичек под окошки
на концерт собрались кошки.
Ночь пропели у окна.
Ни покоя мне, ни сна.

(О.Григорьев)

У. Улыбнулись? Я тоже. Только я не поняла: как это "солнце перегорело". Вы поняли? Объясните, пожалуйста.

Д. Это, наверно, светить перестало. Это похоже на лампочку. Ее выключают – и она перестает светить.

У. Прочитайте, как поэт описывает появление луны.

Д. Вместо солнца вышла на –
вышла на небо луна.

У. Это похоже на то, как представляют актрису. Так и хочется продолжить: вышла на сцену... А теперь найдите и прочитайте в тексте предлоги вместе со словами, к которым они относятся.

Д. На небо, под окошки, на концерт, у окна.

У. Следующее задание посложнее. Его текст прочитайте про себя.

Задание 2

1. Попробуйте прочитать текст, в котором пропущены предлоги.

... бульварам и улицам, ... портфелями ... руках и ранцами ... плечами, бегом, вприпрыжку спешили ... школу дети. Если они нарушали правила уличного движения, их никто не останавливал. Во всем городе, … домах и ... улице, кроме них, никого не было.

(С.Михалков)

После чтения учитель спрашивает.

У. Сразу ли вы смогли прочитать предложения? Почему?

Д. Не хватает слов. Не очень понятно, что происходит. Наверно, здесь нет предлогов.

У. Совершенно верно. Нам нужно добавить в текст подходящие по смыслу предлоги. Какой предлог можно вставить в начале первого предложения.

Далее учитель разбирает с детьми текст, подбирая подходящие по смыслу предлоги.

 Скажите, ребята, какие слова со знакомыми буквосочетаниями или со знакомыми правилами вы видите в этом тексте?

Д. Бульварам, вприпрыжку, уличного, городе.

У. А теперь запишите текст. Не забудьте добавлять те предлоги, которые мы с вами подобрали. Подчеркните их, пожалуйста.

Проверьте себя!

По бульварам и улицам, с портфелями в руках и ранцами за плечами, бегом, вприпрыжку спешили в школу дети. Если они нарушали правила уличного движения, их никто не останавливал. Во всем городе, в домах и на улице, кроме них, никого не было.

(С.Михалков)

Если вы хотите узнать, что случилось дальше, прочитайте книгу Сергея Михалкова "Праздник непослушания".

У. Нам пришлось много писать. Давайте дадим рукам возможность отдохнуть. Проведем физкультминутку. Я называю вам слово. Если это слово может быть предлогом, то вы приседаете, если нет, то вы поднимаете руки вверх. Без, стол, на, стул, шкаф, в, соль, лак, за, у, мел, ток, до.

Дети выполняют предложенное задание.

 Молодцы, вы старались, и это приятно. Ребята, а с чем можно спутать без, на, в, у, до?

Д. С частью слова – приставкой.

У. Еще одно задание, с помощью которого можно потренироваться узнавать предлоги. Это задание 3 в учебнике. Вы будете слушать стихи Тимофея Белозерова. Не забудьте включить воображение, чтобы увидеть все происходящее на мысленном экране.

Учитель читает.

Задание 3

Куропатки на ночлег
в голубой
нырнули снег.
И до самого рассвета
в этом сказочном снегу
куропаткам снилось лето
с голубикой на снегу.

(Т.Белозеров)

У. Ребята, а кто знает, кто такие куропатки?

Д. Это такие птицы.

Учитель может показать рисунок с изображением куропатки.

– Если кто-то из вас читал сказку Х.К. Андерсена "Снежная королева", то он, наверное, помнит, что именно куропатки подсказали маленькой Герде, где искать Кая. Это северные птицы, и живут они там, где большую часть года царит зима. Почему же они нырнули для ночлега в снег?

Д. Может быть, они спрятались?
– Нет, просто в снегу тепло. Если снег лежит на земле толстым слоем, растения под снегом не мерзнут. А если снега нет, то растения замерзают. Птицы тоже прячутся в снегу, чтобы согреться.

У. Да, в снегу, а точнее, под снегом, зимой некоторым животным тепло и уютно. Что необычного в том сне, который видели куропатки?

Д. Необычно то, что куропатки видят сны.
– Конечно, им снится лето, ведь они живут там, где все время зима. А лета бывает мало.
– Лето с голубикой на снегу. Разве летом бывает снег?
– Это лето там, где всегда холодно, поэтому оно со снегом.

У. У вас возникли интересные предположения. Каждый из вас в чем-то прав. А сейчас запишите, пожалуйста, текст в тетрадь, подчеркнув предлоги.

Проверьте себя!

Куропатки на ночлег
в
голубой
нырнули снег.
И до самого рассвета
В этом сказочном снегу
куропаткам снилось лето
с голубикой на снегу.

(Т.Белозеров)

У. Отдохнем? Может быть, улыбнемся, может быть, пофантазируем, может быть... Пока еще я даже не знаю, что у нас получится. Вот два слова: тетрадь, стол. Свяжите эти слова с помощью предлогов.

Д. Тетрадь на столе, тетрадь в столе...

Учитель может дать еще несколько пар слов для выполнения этого задания: корзина, фрукты, дом, мышка и т.д.

У. Ну а сейчас следующее задание. Прочитайте его самостоятельно.

Задание 4

1. Соберите предложение из рассыпанных слов.

Птицы, летают, дом.

У. Скажите, какие предложения у вас получились?

Д. Птицы летают над домом.
– Птицы летают у дома.
– У дома летают птицы.
– Около дома летают птицы.

У. У вас получились разные предложения. Вы знаете, ребята, сейчас мы можем сделать важное открытие. Кто догадался, зачем в предложении нужны предлоги?

Д. С предлогами понятно, о чем говорится в предложении.

У. Давайте выясним, получилось ли у нас сделать новое открытие. Заглянем в учебник. Кто хочет прочитать?

Дети читают правило в учебнике.

Запомните! Предлоги помогают связывать слова в предложении.

– В этом легко убедиться, выполнив следующее задание. Текст задания 5 прочитайте, пожалуйста, самостоятельно.

Задание 5

В Японии часто случаются землетрясения. Поэтому здесь строят дома из легких деревянных планок. Стены делают из промасленной бумаги. Когда на дворе холодно, то вместо печек разжигают металлические жаровни. От раскаленных угольков в комнатах сразу становится тепло. По праздникам на всех домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги.

(По материалам энциклопедии "Почемучка")

У. Все ли слова в прочитанном тексте вам были понятны?

Д. Что такое планки?

У. Это тонкие деревянные дощечки.

Д. Непонятно, что такое жаровня.

У. Попробуйте догадаться о значении слова, ведь вы прочитали текст.

Д. Наверно, это такая печка.

У. Вы правы. А теперь попробуйте ответить на вопросы, которые даны в учебнике. Только давайте договоримся, что сам вопрос вы прочтете про себя, а вслух произнесете только ответ.

Дети читают вопросы и отвечают на них или своими словами, или зачитывая предложение из текста.

1. Что часто случается в Японии?
2. Из чего здесь строят дома?
3. Из чего делают стены?
4. Как поступают, когда на дворе холодно?
5. Как японцы украшают дома по праздникам?

У. Обратите внимание, как в каждом предложении работали предлоги, помогая связывать слова. А теперь запишите ответы на вопросы. Не забудьте подчеркнуть предлоги.

Проверьте себя!

1. В Японии часто бывают землетрясения.
2. Здесь строят дома из легких деревянных планок.
3. Стены делают из промасленной бумаги.
4. Когда на дворе холодно, то вместо печек разжигают металлические жаровни.
5. По праздникам на домах развешивают фонарики из разноцветной бумаги.

У. Нам пришлось много писать. Давайте дадим рукам возможность отдохнуть. Поработаем устно. Пофантазируем немного. Попытайтесь придумать, а если трудно, то вспомнить предложение, в котором бы употреблялся предлог.

Д. Мама пошла в магазин.
– Я положил книгу в портфель.
– От улыбки хмурый день светлей.

У. Хорошо, ребята. А теперь следующее задание. Включите воображение и послушайте стихотворение Вадима Левина.

Задание 6

Гром стреляет, как из пушки.
Хлещет дождь по спинам луж.
Под дождем сидят лягушки –
Принимают теплый душ.

У. Легко было вообразить происходящее? Кто попробует нарисовать словами свою картинку?

Д. Идет дождь.
– Гремит гром.
– Лягушки сидят в луже.

У. Как вы думаете, гром сильный?

Д. Наверно, сильный, гром не бывает слабым.
– Здесь написано, что гром стреляет, как из пушки, а выстрел из пушки всегда бывает громким.

У. Кроме того, идет сильный дождь. Поэт пишет "хлещет дождь", а хлещет – это льет очень сильно. Кому такой сильный дождь совсем не страшен?

Д. Лягушкам.
– Он им даже нравится. Они специально сидят под дождем.

У. Они не просто сидят под дождем. Поэт описывает их, как важных особ. Они принимают душ. Поработаем с текстом по инструкции, чтобы записать текст по памяти.

В учебнике есть специальная инструкция по работе с текстом и записи текста по памяти. Эта работа проводится систематически, и ко времени изучения данной темы дети не раз так работали. После работы с текстом по инструкции он записывается по памяти.

У. Вспомните, ребята, как назывался наш параграф?

Д. Параграф назывался "С чем нельзя путать предлоги".

У. Я уже вам сказала, что некоторые приставки совпадают по своему звучанию с предлогами. Нам с вами нужно научиться различать их. Как вы думаете, зачем?

Д. Чтобы писать правильно.

У. Вы правы, чтобы писать правильно. Предлог – отдельно, а приставку слитно. Как же нам это сделать?

Вот посмотрите, на доске записано предложение.

На доске:

(По)мчались (по)дороге снежные вихри.

– Вы помните, что приставка – это часть слова, а предлог – это отдельное слово. Я подскажу вам, как вы будете рассуждать.
Если взрослые покупают новый утюг, или магнитофон, или телевизор, или еще какой-нибудь новый прибор, то перед тем, как они им пользуются, обязательно читают инструкцию. В ней рассказывается, что за чем нужно делать, чтобы все получилось. У нас тоже будет инструкция. Инструкция, которая поможет вам не путать предлог и приставку.
У слов, которые отвечают на вопросы что делать? или что сделать? – могут быть только приставки. Предлогов при них никогда не бывает. Давайте запишем – я на доске, а вы в тетрадях: влетел, запрыгнул, отбросил. Выделите в этих словах приставки.
Если это не слово, обозначающее действие, то проверяем, можно ли вставить любое другое слово, подходящее по смыслу. Давайте проверим.

(По)мчались – это слово, обозначающее действие, оно отвечает на вопрос что сделали?, значит, в нем приставка, пишем слитно. Я стираю скобки и соединяю приставку со словом.

(По)дороге – отвечает на вопросы почему? где? – подбираю слово, подходящее по смыслу. По широкой дороге – слово вставить можно. Значит, это предлог, и со словом он пишется раздельно. Я стираю скобки.

– Посмотрите, какое предложение у нас получилось.

Помчались по дороге снежные вихри.

Прочитаем еще раз, как об этом написано у нас в учебнике.

Дети читают правило в учебнике сначала про себя, затем вслух.

Некоторые предлоги похожи на приставки.
Чтобы их не спутать, надо знать:

1. Со словами, которые отвечают на вопросы что делать? или что сделать? и обозначают действие, пишутся только приставки. Они, как все приставки, часть слова, поэтому пишутся со словом слитно.

2. С другими словами могут употребляться как приставки, так и предлоги.

Если это предлог, между ним и другим словом можно вставить еще слово. Предлог – отдельное слово. Поэтому с другими словами пишется раздельно.

У. А теперь давайте потренируемся. Ведь, как говорили раньше: "Без ученья – нет уменья". Следующее задание прочитайте самостоятельно.

Задание 7

1. Прочитайте предложения.

(До)бежал суслик (до)норки, прыг – и нет его.
(С)прыгнул щенок (с)крыльца, а обратно забраться не может.
(Под)полз зайчишка (под)куст и лежит, не шелохнется.
(За)сыпает хомячок зернышки (за)щеку – за каждой щекой мешочек.

2. Спишите предложения, раскрывая скобки. Предлоги пишите отдельно, а приставки слитно.

Учитель организует работу над этим заданием так, чтобы дети, рассуждая, записывали по одному предложению. Учитель еще раз обращает внимание детей на то, что приставка – это часть слова, а предлог – самостоятельное слово.

У. Чтобы вы могли немного отдохнуть, предлагаю поиграть со словами.

Помогите, пожалуйста, закончить словосочетания. Долетел до ...

Д. До Луны.
– До горы.
– До Земли.
– До окна.

У. Отбежал от...

Д. От реки.
– От двери.
– От дома.
– От порога.

Далее учитель предлагает для работы такие варианты:

наехал на ...
скатился с ...
забежал за ...

Дети отвечают.

У. Ребята, а кто может сказать: после приставки или после предлога стояло слово, которое вы добавляли?

Д. Это слово стояло после предлога.

У. А теперь послушайте смешинку.

Николай вспугнул пчелу,
Побежал по саду.
Наступил он на метлу,
Врезался в ограду.
Звонко хлопнула метла,
Да с такою силой,
Что уж лучше бы пчела
Колю укусила.

(О. Григорьев)

У. Я рада, что стихотворение вас рассмешило. А теперь перечитайте его самостоятельно и найдите в нем словосочетания, в которых одинаковые предлоги и приставки.

Д. Побежал по саду.
– Наступил на пчелу.
– Врезался в ограду.

У. Запишите эти сочетания к себе в тетрадь. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

Эту работу можно организовать как фронтально, так и индивидуально.

– А теперь следующее задание. Прочитайте и выполните его самостоятельно.

Задание 8к6

1. Спишите текст, раскрывая скобки.

(Про)летает сорока (по) лесу, стрекочет. Но (к)гнезду (под)летает молча. Гнездо (у)сороки похоже (на)муфту: сверху веточки (на)валены, (по)бокам входы. Сидит сорока (в)гнезде, только хвост торчит и клюв.

(По Г.Снегиреву)

2. Подчеркните предлоги, выделите приставки. Проверьте себя!

Пролетает сорока по лесу, стрекочет. Но к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены, по бокам входы. Сидит сорока в гнезде, только хвост торчит и клюв.

(По Г.Снегиреву)

После выполнения работы учитель организует проверку. Способ проверки учитель выбирает по своему усмотрению.

У. Давайте немного отдохнем.

Учитель предлагает детям закрыть глаза. Можно предложить детям положить голову на парту и включить кассету с записями звуков, записанных на природе.

– Ну вот, ребята, а теперь мы продолжим нашу работу. Включите воображение и послушайте стихи.

Задание 9

(В)тополиную метель
(по)терял дорогу шмель.
(Про)мелькнул (над) огородом,
(в)дом (на)кухню (за)летел
и (над)синей чашкой (с)медом
по-хозяйски (за)гудел.

(Т.Белозеров)

У. Что вы увидели на своем "мысленном экране"?

Д. Я увидел шмеля. Он жужжал и кружился над чашкой с медом.
– Шмель такой толстенький! Жужжит и летает над чашкой, как будто проверяет, все ли на месте.
– На столе синяя чашка. Над ней летает шмель.

У. Перечитайте стихотворение самостоятельно. Как понять выражение "в тополиную метель"?

Д. Летом тополиный пух лежит на земле. Он похож на снег.
– Если дует ветер, то пушинки летят по земле, как во время метели.

У. Скажите, а можно заменить слово промелькнул словом пролетел?

Д. Можно. Они похожи по смыслу.
– А мне кажется, нельзя.

У. Почему?

Д. Они не совсем похожи по смыслу. Промелькнул – это пролетел очень быстро, а пролетел – это просто пролетел.

У. Вы правы. Кажется, всего лишь слово, а значение, смысл, который оно вносит в текст, совсем другое. А теперь давайте разберем этот текст с точки зрения правописания.

Далее учитель разбирает написание предлогов и приставок.

У. Перечитайте текст еще раз. Какие слова со знакомыми буквосочетаниями вы видите?

Д. Дорогу, сочетание -оро-.
– Огородом, сочетание -оро-.

У. В каких словах действуют знакомые вам правила?

Д. В словах метель, шмель, промелькнул есть ь – показатель мягкости.

У. Еще раз прочитайте самостоятельно текст. А теперь закройте учебник. Мы будем записывать этот текст под диктовку.

После окончания работы можно организовать самопроверку, можно провести взаимопроверку.

У. Мы с вами закончили изучение еще одной те-мы по русскому языку. Вспомните, как она называлась?

Д. С чем нельзя путать приставки.

У. Расскажите, что вы узнали.

Д. Мы узнали, что предлог – это отдельное слово.
– Предлог похож на приставку. Но приставка пишется со словом слитно, а предлог – раздельно.

У. Давайте еще раз прочитаем в учебнике вывод. То главное, что мы с вами должны запомнить после изучения темы.

Дети читают по учебнику.

У. Итак, вы узнали, что предлог нельзя путать с приставкой.

Приставка – это часть слова, она пишется слитно со словом.

Предлог – это отдельное слово.