Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Продолжение. Начало см. № 29, 30/2003

Одаренный ребенок в массовой школе

В предыдущих номерах педагог и психолог Александр САВЕНКОВ представил концепцию одаренности и рассказал об основных разделах программы "Одаренный ребенок в массовой школе". О том, как диагностировать детскую одаренность, расскажет следующая серия статей.

Диагностика детской одаренности

О проблеме диагностики детской одаренности так часто говорят и так много пишут, что можно подумать, что это и есть самая важная проблема в деле работы с одаренными детьми. Не следует, кончено, преуменьшать ее значимость, однако нельзя не признать, что многие другие связанные с обучением одаренных детей задачи (например, содержание образования одаренных детей, формы организации и методы учебной деятельности и др.) ничуть не менее значимы и при этом значительно хуже разработаны. Правда, у большинства педагогов сформировано представление о том, что самое главное – это выявить одаренных, а уж дальше-то мы сообразим, что делать... Но жизнь показывает, что это заблуждение. Диагностика – очень важная, но все же частная задача. Из всех проблем рассматриваемого спектра она наиболее глубоко разработана и потому относительно легко решается на практике.
Диагностика одаренности не существует сама по себе, она выполняет служебную функцию. Когда мы ведем отбор детей в специальное образовательное учреждение, мы вынуждены рассматривать результаты диагностического обследования как приговор – на одних детей мы вешаем ярлык "одаренных", а других рассматриваем как неодаренных (хотя об этом обычно вслух не говорят). Таким образом, на диагностику возлагаются две задачи: во-первых, выявить одаренных детей и, во-вторых, предсказать их судьбу. И если с диагностикой все более или менее нормально решается, то с прогнозированием дела обстоят значительно хуже.
Совсем иначе выглядит отношение к проблеме диагностики в условиях, когда мы ставим себе задачу работать с одаренными детьми в общем потоке учащихся. Здесь "диагностика отбора" на деле уступает место "диагностике развития" (термин А.Г. Асмолова).
С точки зрения современных представлений проблема диагностики одаренности должна рассматриваться как минимум на трех уровнях:

  • концептуальном;

  • организационно-педагогическом;

  • психометрическом.

Поскольку теоретический уровень мы уже рассмотрели, остановимся на остальных уровнях. Начнем изложение взгляда на эту проблему с рассмотрения фундаментальных идей, на которых должно строиться все здание диагностики.

Принципы выявления одаренных детей

Принцип комплексного оценивания

Обследование должно быть всесторонним, комплексным. Необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных, уровень развития творческих способностей, уровни психо-социального и физического развития, охватить как можно более широкий спектр способностей ребенка.
Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики ребенка.

Принцип долговременности

Диагностическое обследование, проводимое с целью выявления уровня детской одаренности, разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.

Принцип использования тренинговых методов и заданий

С Новым годом!

Обычно диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серий специальных, стандартизированных задач. По результатам решения и производится оценка.
Тренинговые методики делаются обычно с другими целями – это прежде всего цели коррекции и развития. В процессе этого развития можно реализовать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при разовых обследованиях.
Например, впервые пришедший в школу ребенок находится во вполне естественном для его положения состоянии стресса (напряжения). Этот стресс с вероятностью в сто процентов отразится на результатах тестирования, и это "отражение" будет далеко не всегда положительным (то есть не всегда в пользу ребенка).
Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.), какого бы специалиста по общению с детьми он ни пытался из себя изобразить, для ребенка тоже стресс. Сможет ли его преодолеть ребенок? На этот вопрос может быть несколько разных ответов, но одно не подлежит сомнению – все это скажется на результатах обследования.
Диагностические задания тренингового типа позволят избавиться от этих проблем. Ребенок, включенный благодаря им в длительное обследование, может, постепенно избавившись от вышеперечисленных стрессов, проявить свои истинные способности.

Принцип учета потенциальных возможностей ребенка

Большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько его потенциальные возможности. И, кроме того, в педагогическом и социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, чего следует ожидать от него в будущем.
Правда, следует учитывать, что здесь мы сталкиваемся с проблематикой прогнозирования, а следовательно, и с серьезными трудностями. Как прогнозировать будущее? Ведь, став взрослым и занимаясь даже одной деятельностью в течение жизни, человек попадает в условия, где от него требуются разные, часто прямо противоположные качества. Что говорить о ситуациях, когда человек круто меняет сферу деятельности!

Принцип опоры на экологически валидные методы диагностики

К экологически валидным обычно относят методы оценки реального поведения и деятельности ребенка в реальных, а не в искусственных, лабораторных (обычно создаваемых в процессе тестирования) ситуациях. Однако надо понимать, что здесь наши возможности существенно ограничены.
Проблемы те же, что и в предыдущем случае. Например, можно ли было подобрать экологически валидные методы оценки одаренности великого английского адмирала Горацио Нельсона, когда тот в двенадцать лет начал службу мичманом королевского флота?

Принцип участия разных специалистов

В диагностическом обследовании должны принимать участие, кроме психологов, педагоги, физиологи, родители и дети. Причем последние – не только в роли "подопытных". Для каждой из этих категорий участников необходим свой специально разработанный методический инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.

Принцип участия детей в оценке собственной одаренности

Обычно дети участвуют в психо-диагностической работе в роли обследуемых. Их собственная оценка своих возможностей обычно никого не интересует. При этом экспериментальная работа, проведенная в рамках нашего исследования, свидетельствует о том, что это не только возможно, но и необходимо.
Представленные принципы, как и всякие принципы вообще, выступают в качестве фундаментальных идей. Рассмотрим, как на практике может быть осуществлен процесс диагностики детской одаренности в условиях начальной школы.

Организационный уровень

Всю работу условно можно поделить на четыре этапа.

Этап предварительного поиска

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. В нашем варианте эта информация собирается из пяти основных источников – это психологи, педагоги, родители, врачи и сами дети.
С этой целью для родителей на первых порах использовались методики: "карта одаренности", "интеллектуальный портрет" и др.
Учителям (в конце первой четверти учебного года) предлагались методика определения склонностей ребенка, "карта интересов для младших школьников" и методика "интеллектуальный портрет".
В комплект для практических психологов входили методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это прежде всего тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – адаптированные варианты "краткого теста творческого мышления (фигурная форма)" Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности. Изучалась также и сфера физического развития ребенка.
Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводилось к выполнению тестовых заданий.
Собранная таким образом информация позволяла создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.
В ходе исследования были попытки провести на ее основе переформирование состава классов, однако дальнейшая работа показала нецелесообразность подобного подхода. Несмотря на кажущуюся всесторонность обследования, информация часто была недостаточно достоверна, но самое важное – то, что данная информация, какой бы всесторонней она ни казалась, не позволяет построить надежный прогноз развития, что делает бессмысленным сам процесс селекции детей.

Этап оценочно-коррекционный

Этот этап в диагностической схеме ориентирован на уточнение, конкретизацию полученной на этапе поиска информации. В ходе его акцент переносится с разовых обследований на занятия по специальным программам. Они направлены на развитие продуктивного мышления (уроки мышления), психо-социальной сферы (уроки "Человек и общество"), физических данных.
Таким образом, у первоклассников экспериментальных классов в расписании учебных занятий появляется несколько специальных, дополнительных учебных предметов: "Творческое мышление", "Человек и общество", "Валеология".
В результате дети оказываются включенными в специальные занятия, направленные на их психо-социальное, интеллектуально-творческое и физическое развитие с параллельной целью диагностического обследования. Подчеркнем, что эти занятия были обязательными для всех первоклассников. Возможность выбора предоставлялась ребенку только во втором классе.
Периодически в ходе этих занятий (обычно под видом самостоятельных и контрольных работ) проводились индивидуальные и коллективные обследования детей с использованием широко известных психодиагностических методик (Дж. Равен, Е.П. Торранс и др.). Систематичность, долговременность этой работы призваны служить дополнительной гарантией достоверности полученной информации о ребенке.

Этап самостоятельной оценки

Во вторых классах всем участвовавшим в экспериментальной работе детям, было предложено посещать эти специальные занятия добровольно. И, как показали дальнейшие исследования, желание ребенка продолжать занятия – один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам, по свидетельству многих ученых, – одна из важных отличительных черт одаренного ребенка (В.С. Юркевич, В.Э. Чудновский).
Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребенок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных интеллектуальных нагрузок. Таким образом, он уже сам участвует в оценке собственной одаренности.
Анализ данных, полученных на первых двух этапах работы, показал, что основная масса детей, решивших продолжать занятия, имеют высокие уровни развития логического и творческого мышления (о чем свидетельствуют данные, полученные из выше перечисленных источников: от практических психологов, учителей, родителей).
Общее количество детей, самостоятельно выбравших продолжение занятий, в наших условиях колебалось в интервале 17–23% от общего числа детей, входивших в состав экспериментальных классов.
При этом на всех экспериментальных площадках были зафиксированы случаи добровольного продолжения занятий детьми, не показавшими высоких уровней развития на всех предыдущих этапах (правда, боRльшая часть этих детей периодически блестяще справлялась с отдельными заданиями развивающих программ).
Если для объяснения этого явления обратиться к концепции одаренности, то несложно понять, что эти дети из трех основных компонентов одаренности на данном временном отрезке своей жизни в силу каких-то не очень ясных пока причин не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам: "выдающиеся способности" (в данном случае продуктивное мышление) и "креативность", но показывают высокий уровень мотивации (склонность к содержательной стороне данной деятельности). Что, конечно же, очень существенно прежде всего в плане будущего развития.
При этом системы одномоментного обследования (например, IQ и т.п.) таких детей обнаружить не в состоянии.

Этап заключительного отбора

Основываясь на данных, полученных в ходе работы из названных источников (родители, учителя, психологи и сами дети), мы получили информацию, которая позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.
В завершение этого описания отмечу одно очень важное обстоятельство. Добровольные занятия по специальной программе (начиная со второго класса) проводились таким образом, что любой ребенок мог к ним подключиться на любом уровне.
При этом в ходе исследования было обнаружено, что в среднем 18,7–21,4% из числа подключившихся к специальным занятиям значительно позже начала второго года обучения в школе достигали в дальнейшем уровней развития характерных для одаренных детей. И только фактическая открытость данной схемы позволила им проявить себя.
Более надежна разносторонняя оценка. Также важно помнить, что выводы специалистов не следует воспринимать как окончательный, не подлежащий обжалованию приговор. Специалисты, как всякие люди, могут ошибиться (особенно в прогнозе развития).

Продолжение следует