Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2004

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Контрольные работы составлены Еленой ВОСТОРГОВОЙ
совместно с группой учителей НОУ "Бакалавр"
Дарьей КАЗАНЦЕВОЙ, Инной ШЕВЦОВОЙ и Галиной ШИРЯЕВОЙ

Русский язык

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемые контрольные работы составлены в соответствии с содержанием программы по русскому языку В.В. Репкина, Е.В. Восторговой, Т.В. Некрасовой и следующими учебниками:

1. Букварь (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, В.А. Левин).
2. Учебник "Русский язык. 1 класс" (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова).
3. Учебник "Русский язык. 2 класс" в 2 частях (В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова).
4. Учебник "Русский язык. 3 класс" в 2 частях (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В. Чеботкова).
5. Учебник "Русский язык. 4 класс" в 2 частях (В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова).

Все контрольные работы являются итоговыми, т.е. проводятся в конце учебного года1.
Каждая работа состоит из двух частей.
Цель первой части: определить уровень сформированности орфографического навыка у младших школьников на каждом этапе обучения. Эта часть в каждой контрольной работе представлена диктантом.
Цели заданий второй части каждой работы следующие: во-первых, выявить уровень лингвистических знаний и умений учащихся в определенной языковой области; во-вторых, диагностировать, в какой степени сформированы у учащегося основные компоненты учебной деятельности: умение отличить известное от неизвестного, обнаружить новое, поставить задачу для будущего изучения; рефлексивное отношение к способам собственных действий и т.п.
В связи с обозначенными целями все контрольные работы содержат по два задания. Первое задание нацелено на проверку языковых знаний и умений в рамках изученного материала. Второе задание (помечено *) носит диагностический характер, оно определяет уровень сформированности компонентов учебной деятельности, указанных выше. Это задание построено на материале, выходящем за рамки изученного на данный момент предметного содержания. Это означает, что успешность выполнения этих двух типов заданий в классе будет разной.
Предлагаемые контрольные работы выполняются следующим образом: за один урок учащиеся пишут диктант и выполняют одно из заданий. Задание выбирает учитель в зависимости от того, какую цель контрольной работы он ставит: проверку изученных знаний и умений или цель диагностическую. Некоторые задания удобно выполнять на печатных бланках.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольная работа № 1

1-й класс

Диктант

У Юры и Миши каникулы. Мальчики ушли в лес за грибами.
Друзья зашли в глухую чащу. У ели сидят зайцы. А за кустами лось. Вот и грибы.
(27 слов)

Задание 1

В первый столбик запиши слова, в которых мягкость согласного звука обозначается с помощью гласных букв. Подчеркни эти гласные буквы.

Во второй столбик запиши слова, в которых мягкость согласного звука обозначается с помощью буквы ь.

я, е, ё, ю, и

ь

Задание 2*

Рядом со звуковой записью сделай буквенную запись только тех слов, в которых ты все звуки можешь обозначить буквами. (Строчной буквой обозначается ударный звук.)

[машЫна]
[пч’Олы]
[чАшка]
[плащ’]
[р’Эч’ка]
[цЫркул’]
[ружй’О]

Контрольная работа № 2

2-й класс

Диктант

Наступил апрель. В долинах задул свежий ветер. Журчат ручьи.
У подножья горы уже видна зелёная травка. А среди молодой зелени во всех ямках блестят искры воды. Радуют глаз первые цветы. На берёзе появились молодые листочки.
(35 слов)

Задание 1

Выдели значимые части в словах.

Прохладный, принести, подбородок, кафе, чайник, чайничек.

Задание 2*

В первый столбик запиши только те слова, орфограммы в которых можно проверить путем изменения слова.
Во второй столбик запиши слова, орфограммы в которых можно проверить с помощью родственных слов.
После каждого слова запиши в скобках проверочное слово.

дер_во, л_сник, про(б, п)ка, л(е, и)тать, на ветк(е, и), с_лач, ход(е, и)т, сле(д, т)

Нет ли таких слов, которые не попали ни в первый, ни во второй столбики? Запиши их отдельно. А нет ли таких слов, которые надо записать и в первый, и во второй столбики?

Контрольная работа № 3

3-й класс

Диктант

Хороша тайга ранней весной!
Вот по узкой извилистой тропинке течёт весёлый ручеёк. Сквозь кроны деревьев пробиваются яркие лучи солнца. Тёплый ветер покачивает ивовые серёжки. Уже тает лёд дальнего озера.
В синем небе звенит радостная песня кулика. На высокой ели постукивает дятел. А важный грач ходит и смотрит по сторонам.
Слышишь звуки удивительной красоты? Это над тайгой льётся песня пеночки.
(59 слов)

Задание 1

Запиши парами слова с одинаковыми окончаниями.

В стране, в тетради, в молоке, в пути, в газете, в столе, в тени, в поле, в журнале.

Задание 2*

Определи, соответствует ли каждая подчеркнутая орфограмма закону русского письма. Если данная буква пишется по закону, поставь напротив данного слова знак "+". Если эта орфограмма является нарушителем, поставь напротив данного слова знак "–". Отметь неизученные орфограммы-нарушители знаком "?".

письмо – письма
распускать – разносить
садовник – печник
пловец – плавать
в постели – в степи
гореть – огарок
записать – запись
центральный – домовой

Контрольная работа № 4

4-й класс

Диктант

Вот наступает вечер. Заря пылает пожаром. От деревьев, от кустов, от высоких стогов расходятся длинные тени. Солнце село. В пурпурном море заката загорелась и дрожит звезда.
Подул прохладный ветерок. Синеет небо. Отдельные тени исчезают. Воздух наливается мглою. Вдали стелется мягкий пар. Незаметно наступает ночь.
В деревне всё стихает. Сквозь мглу трудно разобрать цвет и очертания предметов. Собаки едва белеют во мраке. Над чёрными кустами край неба смутно яснеет. Это восходит луна. А внизу мелькают огоньки деревни.
(76 слов)

(По И. Тургеневу)

Задание 1

Составь полную грамматическую характеристику предложения.

В пурпурном море заката загорелась и дрожит звезда.

Определи, какой частью речи выражен каждый член предложения.

Задание 2*

Охарактеризуй как можно подробнее разные стороны слова синеглазый:

– его фонетические и орфографические особенности;
– его лексические особенности;
– его грамматические особенности;
– особенности его морфемного состава.

Как ты думаешь, какие из этих сторон слова менее всего тобой изучены? Почему ты так считаешь? Запиши свой ответ.

АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Первая часть каждой работы анализируется с помощью таблиц, вторая оценивается в баллах в соответствии с выделенными критериями2.

Контрольная работа № 1

Результаты выполнения первой части работы (диктанта) фиксируются в таблице 1 (знак "+" в графе означает наличие данной ошибки в работе, "–" – ее отсутствие, "ь" ставится в графе недочетов).

Таблица 1. Анализ диктанта контрольной работы № 1

Таблица 1. Анализ диктанта контрольной работы № 1

____________________

V – обозначает недочет.
1 – обозначает количество недочетов.

Заполнив эту таблицу, учитель сможет сделать выводы, в какой степени первоклассники усвоили правила русской графики, изученные орфограммы, насколько у ребят сформирован каллиграфический навык. Количество самых распространенных на этом этапе и самых "опасных" ошибок – пропуск, замена и перестановка букв, слогов – свидетельствует об уровне сформированности действия письма. Подсчитывая общее количество ошибок в ученической работе, следует учитывать, что каллиграфическая ошибка (неправильное соединение, искажение букв и т.п.) считается недочетом, 2–3 таких недочета приравниваются к одной ошибке.

При анализе первого задания за каждое правильно записанное слово дается 1 балл (максимальное количество баллов – 12).

Образец правильного выполнения задания:

я, е, ё, ю, и

Миши
каникулы
мальчики
ушли
лес
грибами
зашли
ели
сидят
кустами
грибы

ь

лось

Задание под знаком * надо анализировать следующим образом: за каждое правильно записанное слово присуждается 1 балл, за каждый правильно поставленный знак вопроса (на месте слов пчелы, плащ, циркуль, ружье) – 2 балла. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 11.

Образец правильного выполнения задания:

[машЫна]
[пч’Олы]
[чАшка]
[плащ’]
[р’Эч’ка]
[цЫркул’]
[ружй’О]

машина
?
чашка
? или плащ?
речка

?
?

Контрольная работа № 2

Диктант анализируется аналогично по таблице 2.

Таблица 2. Анализ диктанта контрольной работы № 2

Таблица 2. Анализ диктанта контрольной работы № 2

Заполнив эту таблицу, учитель будет иметь представление о том, в какой мере его ученики овладели

основными способами проверки орфограмм слабых позиций: по сильной позиции, пользуясь словарем3 или по памяти, проверяя орфограммы по специальным правилам. По данным таблицы можно судить, как дети усвоили орфограммы сильных позиций, допускают ли ошибки в случаях употребления большой буквы, раздельного написания предлогов с другими словами, есть ли пропуск, перестановка букв. В графе "необоснованные пропуски" отмечаются прочерки, сделанные ребенком на месте тех букв, которые можно проверить одним из изученных способов (например, в слове (у) г_ры – ребенок должен был проверить букву о изменением горы). На наш взгляд, такой пропуск все же лучше ошибки, поэтому предлагаем считать его недочетом. Два-три необоснованных пропуска приравниваются к одной ошибке.

При анализе первого задания этой работы за каждое правильно разобранное слово (кроме слова чайничек) дается по 2 балла. За разбор без ошибок последнего слова присуждается 4 балла. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 14.

Образец правильного выполнения задания:

Задание под знаком * оценивается так:

– за каждое слово, отнесенное в нужный столбик, присуждается 1 балл;
– за неверное проверочное слово снимается 1 балл.

Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 8.

Образец правильного выполнения задания:

1

дерево
(деревья)
пробка
(пробок)
след
(следы)

2

лесник
(лес)
пробка
(пробочка)
след (следочек)
или
(следовать)
летать (полет)
силач (сила)

?

на ветк_
ход_т

Контрольная работа № 3

Диктант анализируется аналогично по таблице 3.

Таблица 3. Анализ диктанта контрольной работы № 3

аблица 3. Анализ диктанта контрольной работы № 3

Заполнение этой таблицы позволит учителю сделать выводы об уровне усвоения способов проверки орфограмм слабой позиции в разных частях слова: приставке, корне, суффиксе, падежном и личном окончаниях слова. Кроме того, в таблице могут быть отражены также умения проверять орфограммы сильных позиций, орфограммы слитно-раздельного написания предлогов и приставок и пр.

Выполнение первого задания оценивается следующим образом: за каждую правильно подобранную пару слов дается 2 балла. За постановку вопроса над словом (в) пути добавляется еще 2 балла. Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 10.

Образец правильного выполнения задания:

в стране – в газете; в тетради – в тени; в молоке – в поле; в столе – в журнале


в

?
пути

Задание со знаком * мы предлагаем оценить так:

– за каждый правильно поставленный знак "–" или "+" дается по 1 баллу;
– за правильно поставленный знак "?" дается 2 балла.

Максимальное количество баллов за правильно выполненное задание – 10.

Образец правильного выполнения задания:

письмо – письма +
распускать – разносить –
садовник – печник +
пловец – плавать – ?
в постели – в степи +
гореть – огарок –
записать – запись +
центральный – домовой –

Контрольная работа № 4

Диктант анализируется аналогично по таблице 4.

Таблица 4. Анализ диктанта контрольной работы № 4

Таблица 4. Анализ диктанта контрольной работы № 4

При анализе первого задания за полностью правильно выполненный разбор предлагаем присуждать 10 баллов. За каждую ошибку из этого количества баллов вычитается по 1 баллу.

Образец правильного выполнения задания:

При оценивании второго задания за развернутую характеристику каждой стороны языкового знака присуждается по 5 баллов. За каждую ошибку из этого количества баллов вычитается по 1 баллу. Максимальное количество баллов за это задание – 20.
За содержательный ответ на последний вопрос добавляется 5 баллов. Важно обсудить варианты выполнения этого задания в классе и задачи будущего изучения словесного знака.

Образец правильного выполнения задания:

1. Фонетическая и орфографическая характеристика:

В слове [с’ин’иглАзый’] 4 слога. Третий слог ударный. Первый звук [c’] – согласный глухой парный, мягкий парный, находится в сильной позиции. Второй звук [и] – гласный, находится в слабой позиции. Третий звук … и т.п.

В слове синеглазый 3 орфограммы слабой позиции. Первая орфограмма проверяется по сильной позиции (синий), вторая орфограмма непроверяемая, третья – нарушает закон письма и проверяется по специальному правилу.

2. Лексическая характеристика: слово синеглазый называет признак человека (или другого живого существа) с синими глазами.

3. Грамматическая характеристика: синеглазый – имя прилагательное, изменяется по роду, числу и падежу; указывает на род, число и падеж существительного, с которым оно связано.


1 Схемы составления и анализа предлагаемых контрольных работ те же, что и у предыдущих контрольных работ, опубликованных в № 17/2003 газеты "Начальная школа".

2 Напоминаем, что при обучении по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова важна качественная оценка работы, а не отметка. При анализе работ главная задача учителя – отследить индивидуальный рост каждого ученика и сделать так, чтобы и сам ребенок анализировал свою работу, сравнивая ее со своими предыдущими результатами, а не с успехами других учеников. Понятно, что общепринятая система отметок только помешает этому.

3 Использование орфографического словаря на контрольной работе допустимо.