Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина ЮШАКОВА,
г. Тверь

Красавица народная

Внеклассное мероприятие, посвященное реке Волге

Оборудование. Карта России, видеомагнитофон, кинофильм о Волге.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Звучит мелодия И.Дунаевского из кинофильма "Волга-Волга".
Дети исполняют куплет с припевом.

Много песен над Волгой звенело,
Да напев был у песен не тот:
Прежде в песне тоска наша пела,
А теперь наша радость поет.

Грянем песню и звонко, и смело,
Чтобы в ней наша сила жила,
Чтоб до самого солнца летела,
Чтоб до самого сердца дошла.

Припев.

Красавица народная,
Как море, полноводная,
Как Родина, свободная,
Широка, глубока, сильна.

Ведущий. Ребята, сегодня мы будем говорить об одной из главных рек нашей страны – Волге.

Ученик 1.

А было так: часовня на болотце
И окающий говор знатока.
Отсюда Волга-матушка берется,
Великая российская река.

Окно воды – само себе начало,
И наши лица виделись в воде.
О, если есть божественность начала,
То здесь оно, бесспорно, как нигде.

Да, только здесь, где как глазищи совьи,
Глядят кувшинки в годы и века,
И Волга начинается в часовне
Едва приметным пульсом родника.

Ведущий. Наклонись поближе к земле и прислушайся. Кап-кап-кап, тук-тук-тук... Слышишь звуки, напоминающие удары сердца? Это вырывается из земли маленькая, серебристая струйка воды. От нее веет прохладой даже летом, когда припекает солнце. И вот уже побежал, побежал ручеек, прокладывая путь между кустами и деревьями. Трудно себе представить, что безымянный ручеек превратится в могучую полноводную реку, по ней поплывут корабли и баржи, ее воды наполнят поля и заставят вращаться турбины электростанций. Как жизнь человека начинается с детства, так и наша великая русская река на Валдае начинается с маленького родничка. Первые упоминания о Волге встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. "Волга" означает "светлая". Родину люди называют Родина-мать, а главную реку нашей страны – Волга-матушка. Без Волги невозможно представить себе нашу Родину. Об этой реке сложено много песен.

Звучит песня о Волге.

Ученик 2.

О Волга! Колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.

Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам,
То, как играющий зверек
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.

Ведущий (показывает воду из источника). Маленький ручеек! Вода немного коричневая. Она не течет, а сочится из мхов от подножия невысоких березок, ив, ольхи и болотной травы. Странно называть Волгой ключик, который можно перешагнуть. Над этим ручейком порхают трясогузки, сюда заплывают самые смелые щурята. Это начало Волги, ее исток.

Ученик 3.

Мне повезло родиться у истока
Российской удивительной реки!
И как бы ни была трудна дорога,
Шаги мои спокойны и легки.

Задумчиво, светло, не на бегу,
В осоке застревая по колено,
Я прикоснусь к тебе благословенно
И эту радость в сердце сберегу.

Скорей всего, из звездного далека
Я это людям крикнуть не смогу:
Мне повезло родиться у истока...

Показ видеофильма о Волге.
Ведущий вешает на доску географическую карту России. Дальнейший рассказ сопровождается поиском объектов на карте.

Ученик 4. Волга – крупнейшая река нашей страны. Ее общая длина – 3530 километров. От Ржева до Старицы берега Волги круты и обрывисты. А дальше до Твери она течет среди плоских равнин. На Волге построено много водохранилищ. Тверской порт стал портом пяти морей.

Ученик 5. Волга – река-труженица. Волга и ее притоки многие столетия служат удобным транспортным путем. Волжский путь сближает стоящие на реке города, способствует развитию экономических связей. Волгу перегородили гигантские плотины нескольких ГЭС. Благодаря этому образовалось несколько водохранилищ: Куйбышевское, Волгоградское, Саратовское, Рыбинское и другие. Энергия Волги идет в Москву, на Урал и в другие места. По Волге сплавляют лес, перевозят нефть. По берегам ведутся разработки песка. Волга дает много рыбы. В дельте реки находится знаменитый Астраханский заповедник.

Ученик 6. Исток Волги знали давно, хотя научно географы подтвердили это только в конце ХIХ века. Над истоком стоит маленькая часовенка. Ключ, который хранится в этой часовне, является ключом от Волги.

Ученик 7. Многие реки сейчас находятся в опасности: люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики сбрасывают грязные воды в реки. Рыба в такой грязной воде болеет и погибает.

Ученик 8. Вокруг Волги горят леса, они загораются от оставленных костров. И взрослым, и детям надо знать правила поведения во время отдыха на природе. Надо беречь природу, любить ее, и она не останется в долгу. Красота лесов, чистый воздух, чистые реки необходимы людям.

Ученик 9.

О том, как хороша природа,
Нечасто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бездной, синью вод.

Ученик 10.

Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, –
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса на реке.

Ученик 11.

Не глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово – благодать.

Ученик 12.

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Ученик 13.

Лес – не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята:
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк и малинник густой.

Ученик 14.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.

Ученик 15.

То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый –
Где найдешь еще такой!

Ученик 16.

Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь нет на свете.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.

Ученик 17.

От старой сосны у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька небось,
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.

Ученик 18.

Я люблю на озере тишь
И в пруду отражение крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.

Ученик 19.

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья,
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок,
Это все мое, родное,
Это Родина моя –
Всех люблю на свете я.

Ведущий. Вот и закончилось наше занятие. Вы узнали много интересного, полезного о нашей реке Волге, о красоте природы. Эту красоту надо беречь и приумножать.