Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2004

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ирина СОРОКИНА,
учитель школы № 30,
г. Сергиев Посад

"Дядя Миша"

(урок чтения по программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение")

Тема. «Сказки о животных. В.Г. Сутеев. "Дядя Миша"».

Цели. Познакомить учащихся со сказкой В.Г. Сутеева "Дядя Миша"; формировать понятие "сказка", умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, понятие о дружбе, уме, глупости; воспитывать доброе отношение к сказкам, к сказочным героям; учить объяснять поступки героев и свое отношение к ним; учить составлять схематичный план и пересказывать по плану; работать с текстом произведения.

Оборудование. Книга В.Г. Сутеева "Дядя Миша"; листочки; цветные карандаши; ручка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке вы познакомитесь с еще одним произведением Владимира Григорьевича Сутеева – "Дядя Миша".

III. Первичное восприятие произведения

У. Послушайте текст.

ДЯДЯ МИША

Зашел как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:
– Как дела, Косой?
– Да вот, морковку дергаю, дядя Миша.
– А хороша морковка-то?
– Хороша, дядя Миша, да только сидит глубоко.
– Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, – задумчиво сказал Медведь, – в запас на зиму...
– На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!
Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все стороны полетела...
Как раз мимо Ежик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.
– Безобразие какое! – зашипел Ежик. – Что это тут делается?
– Морковку дергаем! – рявкнул Медведь. – А ты куда собрался, колючая голова?
– В лес иду. За груздями, за белыми грибами!
– Вот грибы – это дело! – обрадовался Медведь. – Мне запас на зиму нужен. Идем за груздями, за белыми грибами!
– Дядя Миша, – пискнул Заяц, – а как же морковка?
– Морковка, морковка... – рассердился Медведь. – Сам ее кушай, а я грибы больше люблю!
И пошел за Ежиком в лес.
Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.
Белка ему с дерева кричит:
– Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?
– Да вот, грибы собираю – себе запас на зиму делаю, – отвечает Медведь.
– Ну что твои грибы, – пищит Белка, – ты лучше орешков попробуй!
Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.
– Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так! Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил. Увидел это Ежик только лапками развел.
Тут навстречу Медведю Кот с удочками.
– Куда собрался, усатый? – остановил его Медведь.
– На рыбалку, дядя Миша. Хочу котятам рыбки наловить.
– Рыбки? Я люблю рыбку, – облизнулся Медведь. – Мне очень нужно на зиму рыбкой запастись.
– Что ж, пошли! У меня как раз лишняя удочка есть, – сказал Кот. Пошли на рыбалку. Вдруг Кот спрашивает:
– Постой! А как же твои орехи, дядя Миша?
– Да что орехи... Мелочь. Идем скорее рыбу ловить, мне ее много на зиму нужно.
Пришли на речку.
Только закинули удочки – Лиса тут как тут!
Подсела к Медведю и хихикает:
– Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.
– Как это – пустяками? – обиделся Медведь. Мне рыба в запас на зиму нужна.
– Да много ли ты ее наловишь? И какая радость целую зиму рыбу жевать? – говорит Лиса. – Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.
– Что за дело? – спросил Медведь.
– Пойдем-ка в деревню кур, уток таскать.
– Кур? Уток? Идем скорее! – обрадовался Медведь и удочку бросил.
– Дядя Миша, у тебя рыбка клюет! – кричит Кот.
– Пускай клюет. Рыба не курица, – проворчал Медведь и пошел за Лисой.
Когда стемнело, Медведь и Лиса по задам деревни подкрались к колхозному птичнику. Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:
– Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу, сколько твоей душеньке захочется.
– Ладно, – говорит Медведь, – только поскорее приходи, побольше приноси. Мне запас на зиму нужен.
Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается... Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают-заливаются, того и гляди разорвут!
Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису-плутовку и со всех ног бросился бежать...
Собаки целой сворой – за ним! Так и гнали бедного Мишку до самого леса.
Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только ее и видели!
А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает...
Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.
– Что с вами, дядя Миша?
– Да вот, собаки... Вчера всю шкуру с меня чуть не содрали.
– Собаки? Это нехорошо, – пискнул Мышонок.
– Я хотел, понимаешь, себе на зиму запас сделать...
– Запас – это хорошо, – пискнул Мышонок.
– Я и морковку дергал, и грибы собирал, и орехи рвал, и рыбу удил, и кур таскал...
– Кур таскал? Это нехорошо, – пискнул Мышонок.
– Все делал – и вот с пустыми лапами остался...
– Что же теперь делать будете, дядя Миша? – спросил Мышонок.
– Делать нечего, – сказал Медведь. – Зима на носу. Залягу в берлогу, буду до весны лапу сосать...
– Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше.
А что тут скажешь?

Дети слушают произведение, книги закрыты.

– Понравилось ли вам произведение?

Дети. Да.

У. Что вам понравилось?

Д. Все звери помогали Медведю делать запасы на зиму, животные разговаривают вежливо, употребляя в своей речи волшебные слова – "на здоровье", "спасибо" и другие.

У. Что вам не понравилось?

Д. Дядя Миша никогда не доводил начатое дело до конца.
– Вырвал из земли целый куст орешника, полный спелых орехов, прямо с корнями, тем самым погубил дерево, и уже никто не нарвет спелых орешков.
– Дядя Миша пошел с лисой воровать кур, уток.

У. Когда вам было весело?

Д. Было весело, когда дядя Миша собирал морковь, ловил рыбу.

У. Когда вам было грустно?

Д. Грустно было, когда на медведя напали собаки и чуть всю шкуру с него не содрали.

IV. Упражнения в моделировании

У. Как вы, ребята, думаете, что я вам прочитала?

Д. Сказку.

У. Почему вы так решили? Докажите.

Д. Животные разговаривают, Медведь собирает орехи, грибы, рыбу удит, кур, уток таскает. В реальной жизни такого не бывает.

У. Покажите на своей модели, что я вам прочитала сказку.

У всех ребят на партах лежат листочки (модели), на которых они рисуют круг простым карандашом.

– Почему вы нарисовали круг?

Д. Мы нарисовали круг, потому что первая сказка, с которой мы познакомились, была сказка "Колобок", а он очень похож на круг, поэтому мы и решили так обозначать сказки.

У. Подумайте, о ком сказка, которую мы сегодня читали?

Д. О животных.

У. Правильно. Покажите это на своих моделях.

Дети закрашивают круг коричневым карандашом.

– А теперь посмотрите на свои книги и найдите фамилию автора сказки. Кто ее написал?

Д. Владимир Григорьевич Сутеев.

У. Какая это сказка: народная или авторская?

Д. Эту сказку написал Сутеев, значит, сказка авторская, или литературная.

У. Покажите на модели фамилию автора.

Дети чертят прямоугольник в верхней части модели и закрашивают красным карандашом, потом пишут фамилию автора.

– Сравните с моей моделью.

Учитель показывает заранее заготовленную модель.

– Ребята, что вы знаете об этом человеке, писателе, авторе?

Д. Сутеев рисовал картинки к детским книжкам.
– Рисовал мультфильмы.
– Писал сценарии к мультфильмам.
– Еще у Сутеева был один секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
– Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

У. С какими произведениями этого автора вы уже встречались?

Д. Мы читали сказки "Яблоко", "Мешок яблок", "Палочка-выручалочка", "Елка", "Под грибом", "Кто лучше?".

У. Найдите и прочитайте название сказки. Как Сутеев озаглавил свою сказку?

Д. "Дядя Миша".

У. А как бы вы озаглавили эту сказку, если бы были писателями?

Д. "Медведь".
– "Лиса и Медведь".
– "Обманутый Медведь".
– "Зимние запасы".
– "Звери готовятся к зиме".
– "Лес готовится к встрече зимы".

У. Правда, Сутеев красиво озаглавил свою сказку, более точно и в то же время очень просто и ласково?

Д. Да. Нам очень понравилось.

У. Смоделируйте название сказки.

Дети чертят прямоугольник внизу модели и закрашивают синим карандашом, пишут название произведения.

– Сравните с моей моделью.

Ребята, назовите правильно произведение, с которым мы работаем сегодня на уроке.

Д. Сутеев, "Дядя Миша", сказка о животных.

V. Работа с текстом

У. Кто главный герой в сказке?

Д. Дядя Миша.

У. Переверните ваши модели на другую сторону и покажите это.

Учитель проделывает то же самое на доске.

– С чего начинается сказка? Прочитайте.

Дети читают начало сказки, где Медведь встречается с Зайцем.

– Покажите на модели.

Дети показывают.

– Почему использовали двустороннюю стрелку?

Д. Потому что Медведь разговаривает с Зайцем, Заяц разговаривает с Медведем.

У. Как это явление называется в литературе, в русском языке?

Д. Диалог.

У. Что такое диалог?

Д. Это разговор двух или нескольких лиц.

У. Что делал Заяц?

Д. Морковку дергал.

У. Покажите на модели.

Дети рисуют морковку.

– О чем попросил Зайца Медведь? Прочитайте.

Д. "Мне, пожалуй, тоже морковки нужно, – задумчиво сказал Медведь, – в запас на зиму...
– На здоровье, дядя Миша! Бери сколько хочешь!"

У. Как Медведь дергал морковь? Прочитайте.

Д. "Поплевал Медведь себе на лапы и пошел морковь дергать, да так, что она во все стороны полетела..."

У. Что было дальше?

Д. Дядя Миша встречается с Ежиком, и они вместе идут в лес за груздями, за белыми грибами.

У. Покажите на модели.

На доске висят условные обозначения.

У. Набрал ли дядя Миша с Ежиком грибов?

Д. Нет.

У. Как он относился к делу? Прочитайте.

Д. "Ходит Ежик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет".

У. Кто потом позвал Медведя?

Д. Белочка.

У. Покажите на модели.

– Как Медведь собирал орехи? Прочитайте.

Д. "Обхватил Медведь лапами целый куст орешника, полный спелых орехов, и вырвал его из земли прямо с корнями, потом взвалил себе на спину и потащил".

У. С кем произошла встреча дальше?

Д. С Котом.

У. Куда Кот позвал медведя?

Д. На рыбалку.

У. Справился ли дядя Миша с таким делом, как рыбалка?

Д. Нет.

У. Покажите на модели.

Дети показывают.

– Кто встретился потом?

Д. Лиса.

У. Что предложила Лиса Медведю? Прочитайте.

Д. Пойдем-ка в деревню, кур, уток таскать.

У. Как они охотились? Прочитайте.

Дети читают.

– Покажите на своих моделях.

Дети рисуют яйцо, так как им еще трудно нарисовать курочку или утку.

– О каком еще герое говорится в сказке?

Д. О Мышонке.

У. Покажите на модели.

– Что сказал Мышонок Медведю? Прочитайте.

Д. "Эх, дядя Миша! – пискнул Мышонок. Он хотел, видно, еще что-то сказать, да только махнул лапкой, свистнул и побежал дальше. А что тут скажешь?"

У. А что бы вы сказали Медведю, если бы оказались на месте Мышонка?

Д. Нехорошо воровать, нельзя браться за все сразу, начатое дело надо довести до конца.

У. Ребята, на ваших глазах рождается еще одна книжечка, где каждая страничка – это ваша работа.

Учитель собирает модели и степлером сшивает их, обложка для книжки подготовлена заранее.

– Дети! "Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам – урок". Чему учит наша сказка? Какой урок мы возьмем из нее? Что хотел нам сказать автор?

Д. Сказка учит трудолюбию, терпению, добру, бескорыстию. Если взялся за дело, то доведи его до конца, иначе можешь остаться у разбитого корыта, то есть ни с чем.
– Друзья всегда помогут тебе в трудную минуту.
– Всего надо добиваться своим трудом, а золотая рыбка бывает только в сказке. Нельзя хвататься за все сразу. Есть такая пословица: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь", что и произошло с нашим Медведем. Не смог он сделать запас на зиму, поэтому он вынужден залечь в берлогу и до весны сосать лапу.

VI. Физкультминутка

Ребята превращаются в героев сказки.
Учитель задает вопросы, а ребята показывают, как скачет, прыгает Зайчик, как ходит Медведь, как Медведь дергал морковку, как прыгает Белочка; показывают хитрые глазки лисы и т.д.

VII. Работа с текстом (продолжение)

У. Я предлагаю вам игру "Молчанка".

Учитель показывает ребятам полоску с вопросом, дети читают молча, поднимают руку и отвечают на вопрос: вместе с кем Медведь это делал?

У. Морковку дергал?

Д. С Зайцем.

У. Кур таскал?

Д. С Лисой.

У. Грибы собирал?

Д. С Ежиком.

У. Рыбу удил?

Д. С Котом.

У. Орехи рвал?

Д. С Белочкой.

VIII. Выявление читательского опыта

У. Как называется сказка, с которой мы сегодня работали?

Д. "Дядя Миша".

У. Чему учит эта сказка?

Д. Сказка учит трудиться, помогать своим друзьям и тем, кто нуждается в твоей помощи.
– Учит доводить дело до конца и только потом браться за другое дело.
– Учит добру.

У. На какую сказку очень похожа наша сказка?

Д. На сказку Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".

У. Почему вы так считаете?

Д. Старуха тоже очень много хотела, а осталась у разбитого корыта, как и наш дядя Миша, который всю зиму будет сосать лапу, так как ничего не смог собрать, приготовить себе на зиму, хотя брался за все.

У. Какие вы можете вспомнить пословицы, которые точно отражают основную мысль нашей сказки?

Д. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Делу – время, а потехе – час.
– Кончил дело – гуляй смело.
– Какова работа, такова и награда.

IХ. Рекомендации по работе с книгой

У. Ребята, расскажите эту сказку дома своим родным от имени дяди Миши.