Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №29/2004

МАСТЕРСКИЕ

Кира БЕЛОРУСЕЦ,
Сергей БЕЛОРУСЕЦ

Музыкальный разговорник

"Музыкальный разговорник" – учебное пособие* по элементарной теории музыки, рассчитанное на младших школьников, посещающих уроки эстетического цикла или начинающих играть на каких-либо музыкальных инструментах.
Почему "разговорник"? Потому, что с его помощью педагог (или родитель) и ученик находят общий язык – язык музыки. Часть учебной информации заключена в рисунках и стихотворных вставках, а в конце ребенка ждет приз-сказка. Занимательный игровой элемент сочетается с последовательностью изложения основных понятий о мелодии, ритме, нотной записи и т.д., с продуманной системой вопросов и упражнений.
Пособие поможет учителю разнообразить и углубить обсуждение традиционных понятий и элементов музыкального языка, связать эти элементы с немузыкальными областями жизни, обращаясь и к образному, и к логическому мышлению детей. Оно может быть использовано учителем начальной (как общеобразовательной, так и музыкальной) школы при объяснении новой темы или повторении пройденного.
"Музыкальный разговорник" – это также и книжка, которую можно просто читать ребенку. Даже если вы не знаете нотной грамоты, вы с удовольствием изучите ее вместе со своим ребенком, а попутно обсудите с ним, на его языке, некоторые важные жизненные темы.
Авторы "Музыкального разговорника" – профессиональный психолог и литератор, имеющие музыкальное образование и опыт преподавания музыкальной грамоты и игры на фортепиано. И, конечно же, "Разговорник" – это книжка, помогающая ребенку легко и естественно войти в логику музыкального языка, а учителю и родителям – в доверительные и радостные отношения с ребенком.

ГЛАВА "ДО"

1. Музыкальный язык

Прежде чем изучать язык музыки, давай подумаем: а что это такое – язык? Зачем он нужен? Из чего состоит?

Языком мы пользуемся, чтобы дать кому-то имя. Чтобы назвать то, что нас окружает: небо, природу, город, дом; чтобы назвать каждого, кого видим: птицу, кошку, ромашку, песчинку... И кого не видим: голос, ветер, ангела... И кого видим только в зеркале: самого себя.

Словом, с помощью языка можно назвать всё, что угодно. Язык, как тень, сопровождает всё, что есть в мире... А значит, он и должен быть похожим на весь мир. А в мире всё в движении, что-то во что-то всё время превращается, что-то из чего-то делается.

Например, ты собираешь портфель.
Парикмахер возводит прическу.
Кто-то конструирует суп.
А кто-то строит гримасу.

Шутки шутками, но что бы в мире ни делалось – постоянно что-то рождается из чего-то: из капель – море, из песчинок – дюны, из камней – башня, из деталей – платье, из букв и пропусков между ними – рассказ, из непонимания – понимание.

Музыка тоже живет везде и для всех, как и язык. Все мы живем под музыку. Представь на минуту, что все стало беззвучным... Так бывает?

Значит, внутри музыкального языка, как и внутри любого языка, так же, как во всем мире, что-то движется, во что-то превращается, из чего-то создается. Может быть, поэтому любой язык, в том числе и музыкальный, похож на... твой любимый конструктор. Только детали языкового конструктора так и называются: языковые конструкции, элементы языка. Вот эти-то детальки, элементы музыкального языка и составят наш музыкальный разговорник.

А то, что мы соберем из этого "конструктора", тоже будет целым миром. Только он получится у каждого своим, особенным. Потому что этот мир внутренний, как говорят взрослые. То есть он прячется в наших мыслях.

Ну а наши мысли будут с нами всегда (пока мы не решим их поменять). Они в полной нашей власти, но и мы во власти у них, потому что они срастаются с нами и становятся частью нас. Вот и получается, что, собирая свои мысли о чем-нибудь (например, с помощью "Музыкального разговорника" – о музыке), ты собираешь по кусочкам себя!

Это же самый главный конструктор, который мы собираем всю жизнь. Мы собираем сами себя: из желаний и нежеланий, знаний и незнаний, мыслей и дел...

Из чего соберем – из того и будем.
А теперь познакомься: это – Клоун.

Он будет твоим проводником в стране Музыки.

2. Музыкальные звуки. Диапазон

У музыкального языка, как и у всякого языка, есть звуки.

Только звуки обычного языка – того, на котором мы говорим, – могут означать одно и то же на любой высоте. Одно и то же слово произносят малыш и старик, мама и папа, низкими и высокими голосами – слово остается тем же. А музыкальные звуки живут каждый строго на своей высоте. Стоит музыкальному звуку изменить высоту, как он тут же превращается в другой звук. Попробуй спеть: а-а-а! Заметил? Разговорный звук повторяется один и тот же, а музыкальные – сменяют друг друга.

А это кто?

Это и есть музыкальные звуки. Правда, не все, а только основные. Их ровно семь, как дней в неделе, их знает каждый музыкант, хотя не на всяком инструменте их легко найти...

Зато если ты увидишь музыкальный инструмент с клавишами, знай: нажав любую белую клавишу, ты обязательно встретишься с одним из основных музыкальных звуков.

Каждый звук живет в собственном домике-клавише. Нажми на звонок – и звук тебе ответит. Понарошку, конечно. А для того чтобы звук мог ответить по-настоящему, нужен настоящий рояль. Или хотя бы пианино.

Звуки бывают низкими и высокими.

Чей голос ниже – папин или мамин?

Почему голоса и звуки называют низкими и высокими, знает язык. Есть в нем такие слова: пищать и ворчать. Чем ближе звук к пищанию, тем он выше. Чем ближе к ворчанию – тем ниже. Ну-ка, пискни! А еще писклявей можешь? (Только следи, чтобы горлу не было больно.) Самый писклявый писк – это твой самый высокий звук.

А теперь изобрази, как ворчит медведь. А еще ниже? Если ниже некуда – вот он, твой самый низкий звук.

Величина голоса от самого высокого звука до самого низкого называется диапазоном. Вот и еще одно слово появилось в нашем "Музыкальном разговорнике"!

Наш голос все время двигается внутри своего диапазона, да и величина диапазона меняется. Когда ты болен, или печален, или просто сильно устал, ты ни за что не пискнешь так высоко, как мог бы пискнуть при отличном настроении и самочувствии! Когда у нас хорошее настроение, наш голос воркует, то есть звучит спокойно, негромко и низко. Помнишь, каким низким голосом воркуют голуби? Правда, нижняя часть диапазона годится не только для воркованья. Там можно и ворчать... Потому что ворчанье, хоть и обиженное, и противное, но довольно спокойное. Только все-таки лучше ворковать, чем ворчать!

Мурлыканье спокойной, довольной кошки – тоже очень низкий звук. Но стоит кошке забеспокоиться, она замяукает громко и высоко. А уж если ей нечаянно наступить на хвост, она мгновенно повысит голос – тоненько вскрикнет.

В таких словах, как вскрикнуть, взвизгнуть, есть один секрет. Дело в том, что многие русские слова, которые начинаются на вс-, вз-, означают подъем!

Взмахнуть, вздернуть, взвиться, взорваться, взвалить...

Звуком "вз-з!" можно изобразить взлетающий самолет или пчелу. Получается, что взвизгнуть – это подняться к визгу. Так сам язык подсказывает, что тонкие звуки высокие, с какой бы высоты они ни раздавались.

ГЛАВА "РЕ"

1. Игра. Абсолютный слух. Относительный слух. Камертон

Итак, начинаем нашу игру!

Но... может быть, ты еще не знаешь, что игра – самое серьезное дело на свете? Знай это. И более того: если кто-нибудь когда-нибудь скажет тебе вдруг, что игра – дело несерьезное, – не верь! Просто взрослые часто играют в то, что они давно ни во что не играют. Это тоже такая игра. И очень скучная! Ее любят те, кто боится глупо выглядеть, и как раз поэтому они часто действительно выглядят довольно глупо.

А вот люди искусства – писатели, музыканты, артисты, художники – не скрывают своих игр. Поэтому мы в нашем разговорнике изучаем музыкальное слово игра. Ведь все-все музыканты играют, и сама музыка играет... Представь: звучит оркестр. Сто человек в торжественных одеждах, все взрослые, важные. Многие из них – настоящие бабушки и дедушки! Чем они заняты? ______________________________________________

Художники любят игру красок, света и тени. Они так и говорят о своей картине (тем, кто их понимает): "Тут я поиграл..."

А поэты любят играть словами. Вот так, например...

ЦВЕТА И ЦВЕТЫ

Непростая кругом красота:
Есть на свете цветы и цвета.
Даже кругом идет голова –
Так друг с другом созвучны слова.
Ведь среди всевозможных цветов
Есть цветы всевозможных цветов...
Будь готов к разноцветию ты –
И не путай цвета и цветы!

А Олимпийские игры – разве это несерьезно? Любое соревнование – кто бы с кем бы ни боролся – игра со своими строгими правилами.

Ветер тоже играет тучами, волнами. Разве это шуточное дело?

Вот и нам с тобой предстоит очень серьезная игра – в музыку. В нее играют и дети, и взрослые, и звери, и птицы, и звезды...

Что это за игра? Какие у нее правила?

Слово за слово – ты будешь открывать все новые и новые, большие и маленькие музыкальные секреты. Поэтому тебе присваивается игровое и очень серьезное звание: музыкант-исследователь.

И вдобавок вручается вот такой скафандр с наушниками.

...Если ты не отличаешь звук "до" от соседнего с ним "ре" так же легко, как мама отличает друг от друга своих детей-близнецов (то есть не обладаешь абсолютным музыкальным слухом)...

Если ты даже после многих лет дружбы с музыкой не узнаёшь ни одного звука (то есть не обладаешь даже относительным слухом)... Тогда тебе нужен камертон.

Если камертон железный, то, ударив по нему, ты услышишь всегда один и тот же звук (какой – на камертоне всегда написано). А если тебе достанется камертон-свисток, ты получишь этот звук, дунув в отверстие. С камертоном ты уже не потеряешься в стране музыки: зная один звук, легко найти и остальные. Только если...

Да, Клоун прав! Надо знать, где искать!
Разве можно измерить даже собственный палец, если не знать, где на линейке единица, а где тройка? А если не знать, с какой стороны и как далеко от "ля" можно найти, например, "ми", то и камертон тебе ничем не поможет.
Как же научиться отыскивать нужные звуки с помощью камертона?
Терпение, музыкант-исследователь! Исследование впереди. А пока проверь себя.

1. Знаешь ли ты, где правая сторона, а где левая?

2. До какого числа ты умеешь считать?

К дальнейшим исследованиям допускаются лица, хорошо помнящие, где находится правая сторона, и умеющие считать до 24. Тот, кто владеет этими знаниями, очень скоро сможет пользоваться камертоном и компасом, линейкой и часами, алфавитом, календарем... и любым музыкальным инструментом.

Итак, вперед!
Надет ли скафандр?
Исследуем первое правило: "Что после чего?"
Звучит загадочно... Но, кажется, с этим правилом ты легко справишься. Начали!

Что после зимы? (Весна.)
Что после 1? (2.)
Что после А? ______________________________
Что после понедельника? ____________________
Что после ночи? ___________________________
Что после "до"? ____________________________

За каждый правильный ответ ты получаешь 10 очков.
Сколько всего очков ты получил? _______
Теперь вопросы потруднее.

Что после лета? ____________________________
Что после В? ______________________________
Что после среды? __________________________
Что после трех? ____________________________
Что после дня? _____________________________
Что после юга? ____________________________

(Вопрос самый трудный, посмотри внимательно на компас!)

Сколько очков ты получил теперь? ______________
Итак, первое правило: знать, что после чего, – очень важно!
Исследуем второе правило: "Что после чего – в какую сторону?"
Тебе, конечно, известно: если выучить разные значки, их можно складывать так, чтобы они что-то значили. Например, выучил алфавит, а потом из его букв составил слово.

А если знаешь "алфавит" чисел, то есть умеешь считать до десяти и дальше, можешь составить длинное число. Например, такое:

Но что бы мы ни составляли из значков, мы всегда начинаем слева. Потому что у нас, в Северном полушарии, даже солнце восходит на востоке, слева, а потом идет по небу в правую сторону, к закату.
Чем больше число, тем позже оно появляется и тем правее встает в ряд. Чем дальше буква от начала алфавита, тем правее и она встает в ряд. Попробуй продолжить ряды чисел и букв на линейках.

Наши первые правила предупреждают:

нужно знать,
что после чего,
и всегда начинать слева.

А что нужно сделать, чтобы разобраться, в какую сторону движется стрелка на круглых часах? А чтобы узнать, в какую сторону увеличиваются на часах числа? Для этого нужно всего-навсего сконструировать часы.

Этим мы вскоре и займемся.

2. Мелодия. Мелодический рисунок.
Аккорд. Временны'е искусства

Что такое мелодия? Ты сразу догадаешься – это что-то, связанное с музыкой. И в самом деле, мелодия – это такой ряд музыкальных звуков, который действует на нас подобно произнесенной фразе. В учебниках пишут: мелодия – это музыкальная мысль. Значит, она что-то говорит нам, сообщает, передает, обрисовывает. Только вот как она это делает?

...Представь себе ясное вечернее небо. Солнце только что зашло. На бледно-синем небе видна первая звезда... Как эту картину увидит художник? Он увидит глубокий лазурный фон, а на нем – золотистую точку.

А композитор? Как он это услышит? Он услышит точку-звук на фоне глубокой тишины.

...На небе все больше звезд. Всё больше золотых, красноватых, голубоватых точек нарисует художник, и ровный синий фон превратится в светящееся кружево. Всё больше звуков-точек загорится и у композитора. Голоса этих звуков сплетутся в кружевную мозаику хора, сквозь которую только кое-где будет проступать фон – тишина.

И вот уже на небе заметны созвездия. Это те же знакомые звезды, но уже соединенные воображаемой линией. (Бусинки звезд как бы нанизаны на невидимую нитку.) В звездах, составивших воображаемый рисунок, мы прочитываем совсем не такой смысл, как в точках-одиночках! Созвездия художник может изобразить по-разному. Можно сделать нужные звезды покрупнее или особенного цвета, можно провести соединительные линии, можно... Попробуй сам! Сколько способов придумаешь, столько же и останется, даже больше.

А композитор? Композитор превратит созвездия в созвучия.

Давай и мы "нанижем звуки на нитку". Если один конец потом отпустить, получится вертикальное созвучие – аккорд. В нем все звуки слышны одновременно.

Ну, а если растянуть нитку горизонтально, звуки будут приходить друг за другом. Представь: каждый звук как бы прилетит в свое отдельное мгновение – и время окажется "окрашенным" разными звуками.

Значит, музыка – это рисунок "на времени"! Вот волшебное искусство! Но оно такое не единственное. "Разрисованное время" – это и литература, и театр, и кино, и балет... Такие виды искусства называются временны'ми. (Между прочим, и сама жизнь – временно'е искусство!)

Как же композитор выделит из всех звуков созвездия-созвучия? Да как ему угодно! Их можно отдать инструменту с особенным звучанием. Остальные звуки можно как бы отодвинуть вдаль, превратив их в почтительную свиту. Но главное – композитор обязательно даст время услышать, как поет каждый звук, и тогда горизонтальное созвучие станет мелодией. Ведь "мелодия" по-гречески значит "певучая"!

Так что если горизонтальное созвучие проносится мимо тебя со "сверхзвуковой" скоростью и ты едва успеваешь угадать направление – это пассажи, фигурации, но никак не мелодия.

Из-за того что мелодия – выразительница мысли, у нее в музыке царское положение. Она так же важна в музыке, как в живописи – линия. И так же разнообразна. Раскрой любые ноты. Сумеешь узнать царицу Мелодию? Ну, конечно, вот она – причудливая, просторно текущая линия на фоне других созвучий. Музыканты так и говорят: " мелодическая линия", "мелодический рисунок". Иногда это рисунок в буквальном смысле. Вот, взгляни на "портрет" Лебедя из "Карнавала животных" Камиля Сен-Санса.

Посмотри, какая линия получается, если соединить звуки этой мелодии. Не кажется ли тебе, что ее изгиб напоминает силуэт лебедя?

Конечно, такое точное повторение природы в музыке бывает редко. И не нужно этому быть часто, потому что рисование "на времени" – это не то, что рисование на холсте или на бумаге: рисунок "на времени" каждую секунду меняется! Лебедь хлопает крыльями, солнце заходит за облако, поднимаются и опускаются волны... Слушатель музыки – это на самом деле зритель своих фантазий, а рецепт (или расписание) фантазий не нуждается в точной записи!

Взгляни на следующий мелодический рисунок.

Это Одетта из "Лебединого озера" Петра Ильича Чайковского. Тоже лебедь, а рисунок совсем не такой, как у Сен-Санса. Что тут нарисовано? Взмахи лебединых крыльев? Наверное. Но еще и перепады состояний души – от надежды к отчаянию, от горя к надежде...

Вот почему мелодия так завораживает нас, так приковывает к себе внимание. Вот почему и Александр Сергеевич Пушкин говорил:

Из наслаждений жизни
Одной любви музы'ка уступает,
Но и любовь – мелодия...

Что же рисует мелодический рисунок? Ты, конечно, много раз слышал выражения вроде "полет души", "настроение поднялось", "пал духом", "сердце упало"... Сердце, бывает, даже "уходит в пятки". Вот это и рисует мелодия. Она точно зарисовывает следы душевных движений. Будто душа – бабочка: то вспорхнет, то почти упадет, то зависнет на одном месте, то закружится... Ведь так мы и живем, правда?

ГЛАВА "МИ"

1. Ход стрелок. Длина шага

Попытаемся сконструировать часы. Возьмем для начала самую простую модель: без минут и секунд. Значит, сколько будет стрелок? Правильно, одна. Часовая.

Стрелка будет показывать часы, а мы эти часы нарисуем. Сам час изобразим как кружочек, а его номер обозначим числом.

Погляди-ка, что наш Клоун натворил! Легко ли будет бедной стрелке разыскивать каждый следующий час?

Возьми карандаш, линейку и соедини часы по порядку... Ну и линия получается!
Давай подумаем, как помочь стрелке. Какая дорога самая короткая – кривая или прямая?
Ну конечно, прямая!
Вот и проведи по линейке прямую линию. И отметь на ней часы.

А сколько часов от одного дня до другого? Например, от сегодняшнего до завтрашнего? Двадцать четыре. И примерно половина из них приходится на ночь, половина – на день.

Отметь на своей линии все 24 часа. Получилась линейка, на которой отмечены часы. Спроси у взрослых, сколько сейчас полных часов, и добавь стрелку к своему рисунку. Твои часы теперь показывают то время, в которое ты их сконструировал! Ты отметил 24 часа, потому что в сутках их ровно 24. Но... Где мы будем отмечать завтрашние 24 часа? А послезавтрашние? Неужели стрелке каждый раз придется возвращаться обратно, в самое начало, от 24 к 1?.. Вряд ли ей захочется терять время на пустую беготню. Как нам ей помочь? Может, попробовать подтянуть начало строчки к концу?

Смотри, теперь после 24 сразу идет 1, и стрелка может двигаться все время в одном направлении – вправо, как и полагается! А наши часы-линейка стали похожи на обычные часы, потому что самое главное в часах – это ход стрелок по кругу и только вправо. Поэтому когда кто-то двигается по кругу в правую сторону, говорят: он двигается по часовой стрелке.

Покружись сначала в правую сторону, по часовой стрелке, а потом в левую, против часовой стрелки. Послушай теперь, как кружится... мелодия. Она тоже прекрасно умеет кружиться – и медленно, и быстро. Главное в кружении – все время возвращаться в начало, и снова, и снова – в начало. Заметил ли ты, как музыка, которую ты прослушал, постоянно возвращается в начальный звук?

Ну а теперь исследуем третье правило: "Какова длина шага?"
Что расположено в алфавите после А?
А Б В Г Д ...
Но и В, и все остальные буквы – тоже после А. Только еще дальше, чем Б.
Что расположено в числовом "алфавите" после 3?
1 2 3 4 5 ...
Но и 5 тоже после 3, только дальше.
Что расположено в ряду звуков после до?
ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ...
Но и ми – тоже после до!
3 от 2 – на расстоянии одного шага.
А 4 от 2 – на расстоянии двух шагов. А 5 за сколько шагов от 2? _______ А 6? ________
Видишь, можно найти любое число и дойти куда хочешь.
Но что это? Почему Клоун, сделав шаг, не достает до 2?

Шаг очень маленький. Надо его чуть увеличить, а Клоун не хочет... Что же, придется уменьшить линейку.

Но что опять случилось? Клоун расшалился! Шагает слишком большими шагами. Придется дать ему самую большую линейку. Получается, что дойти до любого числа можно только если правильно шагаешь...

Значит, третье правило вот какое: надо знать длину шага!

На наших часах длина шага – один час. А чтобы они стали совсем похожи на обычные часы, надо... отрезать от них ровно половину. Ведь на обычных круглых часах счет идет, как правило, до 12, а не до 24. Тогда часы получаются не такие громоздкие, а 12 часов дня с 12 часами ночи все равно ведь не спутаешь!

На школьной линейке разными черточками отмечены шаги на 1 см, 1 мм и 0,5 см. Ну а на клавиатуре длина шага – от клавиши до клавиши. Теперь ты можешь ответить на самые трудные вопросы, например:

Что после юга? ______________________________
Что после декабря? ___________________________

2. Регистры

Внимание! Так как ты уже давно музыкант-исследователь и узнал много интересных вещей, пора тебе найти ученика. Подумай, кто может стать твоим учеником: твой друг, кто-то из родных, любимая игрушка, котенок, щенок... Своему ученику ты сможешь многое рассказать. Например, что любой голос имеет свой диапазон, а внутри диапазона есть верхняя часть – самые высокие звуки, нижняя – самые низкие звуки, и конечно, средняя, состоящая из звуков средней высоты.

Для этих частей в "Разговорнике" есть специальное слово: регистры.

Раскрась эту веревочку в три разных цвета, поделив ее примерно поровну на нижний, средний и верхний регистры.

Наверное, первое, о чем тебя спросит твой ученик: а зачем это вообще нужно – различать звуки по высоте? А вот зачем: раз голос звучит по-разному при разном настроении, значит, во-первых, зная это, внимательный слушатель всегда поймет по движениям чьего-то голоса, в каком настроении сейчас собеседник.

Во-вторых, внимательный слушатель определит по движению мелодии настроение, которое сейчас передает музыка.

А в-третьих, меняя голос, можно приводить в порядок собственное настроение и настроение других людей!

В песне, которую ты напеваешь, есть низкий звук – это "пол" твоей песни. А самый верхний звук – это ее "потолок". Твое пение – игра звуками внутри диапазона песни. Представь себе, что по комнате между полом и потолком летает бабочка. Ее полет – как танец: взлет – падение, взлет – падение... Падение и взлет вызывают у нас два разных отклика, верно? Плавный полет – третий отклик. А сколько еще способов летать! И каждое движение будет отзываться в нашей душе по-своему...

Ты поешь знакомую песню и с удовольствием испытываешь знакомые чувства от движений своего голоса. А если у тебя прекрасное настроение, голос сам начинает порхать, как бабочка, и нечаянно сочиняется новая песенка, точь-в-точь как это происходило с Винни-Пухом!

Значит, различать звуки по высоте – это еще и уметь ими играть, как хочешь. И чужой игрой любоваться... Попроси взрослых дать тебе послушать музыку Шопена, Моцарта или Баха. Когда появятся первые звуки, ты почувствуешь, что в комнату как бы вошел еще кто-то. И вошел не просто так, а чтобы рассказать тебе что-то очень важное. Попробуй написать, о чем рассказал тебе гость! _________________________________________

А ведь голос, который ты слушал, звучал из такого далека! Шопен, например, жил во Франции 150 лет тому назад...

Оказывается, музыка – вроде телефона: хочешь услышать чей-то голос – включи магнитофон, и вот вы уже разговариваете, хотя между вами не только километры, но, может быть, и целые столетия.

Как ты думаешь, может таким же "телефоном" быть книга?_____________________________

А картина? __________________________________

Итак, когда ты слушаешь музыку, ты выходишь на музыкально-телефонную связь с композитором. Но поддержание связи – дело непростое: действовать нужно строго по правилам, иначе связь прерывается.

Как, например, ты поступишь, если во время сеанса связи к тебе подойдет твой друг и захочет во что-нибудь с тобой поиграть или просто поговорить? Как решить эту задачу по-научному? Подчеркни ответы, которые считаешь подходящими:

1. Музыкант-исследователь тихо-тихо и быстро-быстро предлагает другу вместе молча послушать музыку.

2. Музыкант-исследователь не обращает внимания на друга или грубо отмахивается от него.

3. Музыкант-исследователь временно прерывает связь, чтобы выяснить, не требуется ли другу немедленная помощь.

4. Музыкант-исследователь пытается одновременно разговаривать с другом и продолжать сеанс связи.

Попробуй придумать свой способ научного решения этой задачи. __________________

Помогло ли тебе умение различать звуки по высоте, когда ты слушал музыку?

Теперь ты сможешь объяснить ученику, зачем нужно разбираться в высоте звуков, в диапазонах и регистрах. Без этого мы бы не до конца понимали самый обычный разговор, не то что музыку...

Послушай, как ведет себя твой голос. Постарайся научиться управлять им, чтобы он вызывал хорошее настроение и у тебя, и у твоих близких. Как ты думаешь, что для этого нужно?

ГЛАВА "ФА"

1. Цикл и метр. Ритмичность

Прислушайся к своему сердцу. Чувствуешь, как ровно оно бьется? Будто часы отстукивают удары через равные промежутки времени... А когда ты шел по снегу и оставались следы, – помнишь, какими они выглядели ровными, если на них оглянуться? Можно измерить расстояние между следами – оно будет всегда примерно одинаковым. Почему так происходит? Кто отмеряет время от шага до шага, от одного удара сердца до другого? Может, есть специальный ангел, который с секундомером в руке следит за каждым нашим шагом?

...Конечно, ты слышал такое слово – цикл. Хотя бы внутри другого слова – мотоцикл. Да и про годичный цикл ты наверняка знаешь, и про двенадцатилетний, где каждый год носит имя животного – Крысы, Быка, Собаки... Зодиак состоит из 12 знаков.

Так вот, цикл – это значит круг, колесо. (Ну а "мотоцикл" переводится как "быстрое колесо".)

Знакомая тебе октава – тоже цикл. Из семи звуковых ступеней. Но однажды музыканты заметили, что одну и ту же мелодию невозможно сыграть от разных ступеней октавы. Так и выяснилось, что семь ступеней делят октаву не поровну. Пришлось к белым клавишам добавить черные – и ровное деление получилось лишь тогда, когда тех и других клавиш в сумме стало именно двенадцать...

Момент, когда завершается один цикл и начинается другой, – большое событие. Новый год раз в году приходит только в годовом цикле. А в месячном – раз в месяц, в недельном – раз в неделю, в минутном – каждую минуту... Ну а в цикле ходьбы – и вовсе на каждом шагу.

Почему же стучит сердце? Начало какого цикла оно отстукивает? Что за круг есть внутри нашего тела? Ответ прост: это круг кровообращения. Сердце стучит, гонит кровь по кругу – вот и получается цикл. Про такой цикл говорят, что он ритмичен: сердце бьется без перебоев, и Новый год приходит вовремя – не в феврале и не в ноябре...

Вот и появилось у нас новое слово: ритмичность. Цикл ритмичен, когда все, что должно вернуться, возвращается точно вовремя: после выдоха – вдох, после ночи – день, после зимы – весна... Без ритмичности жизнь была бы невозможна! А так как музыка рисует жизнь, то в ней, в музыке, есть и ритмический рисунок.

И самым первым ритмическим рисунком мы будем считать именно "портрет" природной ритмичности – равномерные удары. В музыке такой рисунок имеет особое название – метр – и считается даже не рисунком, а его основой: метр как бы разлиновывает музыкальное время, отстукивает его ровные шаги. А уже на этих "линеечках" расцветает настоящий ритмический рисунок. Как это происходит, ты узнаешь из следующих глав.

А изобразить метр можно так:

Не правда ли, очень напоминает твои следы на свежем снегу?

2. Такт. Доля. Сильная доля.
Двудольный и трехдольный метры.
Тактовая черта

...Вот ты оглянулся, увидел свой след и пошел дальше. Левой-правой, левой-правой – ты идешь и сам не замечаешь, как получается уже не просто ряд без начала и конца, а цепочка, составленная из одинаковых звеньев: раз-два, раз-два...
В каждом звене – два шага.
Звено метрической цепочки музыканты называют тактом, а шаги внутри каждого такта – долями.
Нарисуем доли вот так:

А чтобы такты не сливались, поставим между ними перегородку – тактовую черту:

В наших тактах по две доли, значит, мы выстроили двудольный метр. Это музыкальный метр, но он есть не только в музыке. Ты бросаешь и ловишь мяч (раз–два), дышишь (вдох–выдох), времена суток сменяют друг друга (день–ночь)...

Можно составить метр из трехдольных тактов. Попробуй считать шаги по три: раз-два-три, раз-два-три...

То левая нога попадает на "раз", то правая, и шаг невольно становится плавнее, ты как бы танцуешь. И действительно, многие танцы составлены из трехдольных тактов.

Земля тоже кружится в таком танце: раз-два-три, раз-два-три – танец зовется вальсом, и кружится череда трехдольных тактов:

Можно в такт заключить и четыре, и пять, и шесть долей, и семь...
Но в таких сложных тактах прячутся те же двудольные и трехдольные:

Теперь – внимание! Исполняются два произведения для шагающего музыканта, и исполняются эти произведения по нотам!

Вот эти ноты:
1. _________________________________________
2. _________________________________________

В роли шагающего музыканта будешь ты, а исполнить произведения очень просто. Пройдись, отсчитывая шаги сначала в двудольном метре, потом – в трехдольном. А чтобы начало такта не прошло незамеченным, чуть притопывай на каждой первой доле.

Все настоящие музыканты подчеркивают первую долю, особенно ударники! Первая доля так и называется – сильная доля. Кое-где на следующей страничке сильная доля подчеркнута, а там, где не подчеркнута, подчеркни ее сам.

В конце наших произведений стоит двойная тактовая черта: она всегда заключает последний такт, как точка в конце предложения.

3. Затакт. Поэтические имена музыкальных метров

Прочитай стихи по слогам, четко выделяя ударения.

1. Вот – кошка, вот – собака,
А между ними – драка.
Такая потасовка
Зовется "котопсовка"...

2. Про ту, что смеется ехидно
Над всеми – хи-хи да хи-хи
(Пусть так и зовется: Хи-хидна!), –
Ехидные эти стихи.
Себя в них узнает Хи-хидна,
И станет Хи-хидне обидно,
А может, немножечко стыдно
За все свои злые хи-хи...

В каком метре написано первое стихотворение?
А второе? Под какое из этих стихотворений удобнее танцевать вальс?
Первое стихотворение – двудольное. Двудольные метры в поэзии называются ямб и хорей.
Если сильная доля попадает на начало строчки – это хорей.

Вот пасется здоровяк.
Он зовется словом "як".
К яку я не подхожу:
Я здоровьем дорожу...

Если строка начинается со слабой доли – это ямб:

Поскольку он тритон,
Три тонны весит он.
А больше про него
Не знаю ничего...

А если со слабой доли начинается музыкальный такт, эта слабая доля называется затакт (см. рис. выше).
Дорисуй музыкальный метр к следующим стихотворным строчкам:

Ребята! Слава Славе Н.!
Он настоящий рекордсмен!

Он рекордсмен двора
В толкании... ведра!!!

Понадобился ли здесь затакт? Ямб это или хорей?
Трехдольный метр без затакта в поэзии называется дактиль.

Белыми-белыми нитками шит,
Он поначалу идет и лежит,
Ну а потом он течет, чтоб затем
Следом бесследно исчезнуть совсем...

Ты отгадал загадку, написанную дактилем?
А теперь разгадай шараду. Название метра, в котором она написана, – амфибрахий.
Нарисуй над первой строчкой музыкальные такты. Нужен ли тут затакт?

Так мальчика Сашу зовут,
Собака зарыта и тут.
Но если сменить "у" на "а" –
Отыщется кличка щенка...

(Шурик, Шарик)

И последний вариант поэтического трехдольника – анапест.

Мы поймали ни рыбу, ни мясо.
Горя нет, а вот радости – масса:
Оглянись – смех вокруг да улыбка.
Улыбнись нам в ответ, мясорыбка!..

Дорисуй для анапеста музыкальную схему, не забывая, что тактовая черта ставится перед сильной долей.
Какие ты знаешь песни в двудольном и трехдольном метрах?
А стихи? Вспомни свои любимые стихи (загадки, считалки тоже сгодятся), попробуй определить, в каком метре они написаны, и спеть, на ходу сочиняя подходящую мелодию.
Попробуй определить метр тех мелодий, которые слышишь по радио или по телевизору.
И всегда при встрече с музыкой или стихами старайся слышать, как бьется их сердце. Теперь ты знаешь, что это сердцебиение называется метр и бывает очень разным...

ГЛАВА "СОЛЬ"

1. Циклическое движение. Клавиатура. Октавы. Гармония. Паузы

Внимание, музыкант-исследователь! Как обычно, в "Разговорнике" тебя ждут новые слова, чтобы помочь тебе исследовать новые элементы музыкального языка.
Помнишь, как ты кружился сначала по часовой стрелке, потом против? Тогда ты выяснил, что главное в кружении – возвращаться все время в начало круга, начинать сначала.
Потом ты узнал про цикл, в котором всегда вовремя наступает "Новый год" – начало отсчета.
Вот и новый элемент музыкального языка – циклическое движение.
Ты догадался – это движение по кругу.

Правильно. Но это еще не все. Циклично всякое движение, если оно заново повторяется, снова и снова. Например, ты едешь на велосипеде, а колеса повторяют круг за кругом. Это циклическое движение. Но даже если ты идешь пешком, без всяких колес, по прямой дороге – это тоже циклическое движение, потому что повторяются шаги.

Всегда цикличны такты: снова и снова через сколько-нибудь долей ударяет сильная доля.
А теперь открой рояль.
Все клавиши вместе составляют клавиатуру, прямую, как линейка. Посмотри-ка на нее сверху: нет ли на ней какого-нибудь цикла, который бы снова и снова повторялся?
Ну, конечно, это наши знакомые – клавиши с семью основными музыкальными звуками. Они собраны в цикл, который "прокручивается" на клавиатуре... семь раз!
Этот цикл называется октава. И так же, как октава состоит из семи основных музыкальных звуков, клавиатура состоит из семи основных музыкальных октав.

Большие концертные рояли, некоторые оркестровые инструменты и орган могут издать звуки, выходящие за пределы этих семи октав. Но... чем дальше за пределы, тем немузыкальнее становятся звуки. Почему бы это?..

Высоту звуков за пределами семи октав наши уши почти не различают! Самые верхние звуки непонятно пищат, самые низкие так же непонятно гудят. А на рояле и вовсе самые верхние клавиши не поют, а стучат, и самые нижние тоже не поют, а стучат.

На что-то это похоже?.. Когда конец и начало одинаковы...

Да это же цикл! Семь основных музыкальных октав – это цикл, в котором уместился весь диапазон звуков, с которыми человеку удобно играть.

Но зачем все-таки нужны самые крайние клавиши концертного рояля и зачем – крайние оркестровые регистры, чьи звуки почти неразличимы? А зачем в наборе акварели золотая и серебряная краски? Ими пользуются очень редко, но иногда без них никак не обойтись. Так же и с самыми крайними звуками диапазона. Звуки "нижнего края" можно подложить как опору для звуков повыше. Тогда ты чувствуешь, что под тобой как будто дно опускается, глубина огромная, а ты сам плывешь по воздуху вместе с играющими звуками среднего и верхнего регистров. А звуки "верхнего края" в сочетании с более низкими звучат, как будто с неба...

Нажми на клавишу "до" в самом низу клавиатуры. Послушай звук, пока он не затухнет. А теперь – на октаву выше и тоже дослушай до конца. В первый раз звук был как бы далеким, трудноразличимым. Во второй раз он как бы приблизился к тебе.

Повтори его на октаву выше. Слышишь? Он как бы поравнялся с тобой, и ты можешь повторить его голосом, поздороваться с ним. Еще на октаву выше – тоже можешь повторить, но он уже проходит мимо. Выше, выше, выше... Вот он постепенно и ушел, превратившись в точку на горизонте, уже на другой стороне.

Каждый раз это был тот же звук "до", но как бы другого цвета. Потому и получается так красиво, когда мелодия играется одновременно в разных октавах: звуки переливаются разными цветами радуги, как снег под лучами солнышка... У семи октав, конечно, есть свои названия.

Та октава, в которой звуки совсем рядом с тобой, различимы лучше всего, называется первой октавой. Она находится в среднем регистре. Если ты попробуешь дотянуться двумя руками до крайних клавиш, животом как раз коснешься первой октавы.

Странно, да? Мы привыкли, что отсчет всегда начинается слева. Но есть еще один инструмент, кроме инструментов музыкальных, где начало отсчета – в центре. Это обычный заоконный термометр! Им удобно пользоваться в течение всего годового цикла: если ноль градусов в середине, то в теплое время года работает верхняя часть градусника, а в холодное – нижняя. А ноль градусов бывает на границе тепла и холода.
Вверх от первой октавы считаем октавы, как этажи: вторая, третья, четвертая.
А вниз называем октавы по тем инструментам оркестра, которые в этих октавах хозяйничают.

Самый большой оркестровый инструмент – контрабас, играть на нем приходится стоя, и голос у него самый низкий. Ему принадлежит самая низкая октава – контроктава.

Виолончель поменьше контрабаса, диапазон ее начинается на октаву выше. Играют на этом инструменте сидя, но в руках его не держат, а ставят прямо на пол – такой он все-таки большой и тяжелый. И октава его называется большой.

Следующая октава зовется малой. Со звука "до" малой октавы начинается диапазон альта, который можно уже держать в руках. Из струнных инструментов, играющих в нижней половине музыкального диапазона, альт, конечно, самый маленький.

Зато альт больше скрипки, диапазон которой начинается от "соль" малой октавы и заканчивается там, где самые высокие звуки граничат уже с немузыкальными.

Сам оркестр – огромный, многоголосый инструмент, с широчайшим диапазоном, собранным из диапазонов всех своих инструментов. И это тоже похоже на конструктор! Очень широк диапазон и у другого "сборного инструмента" – хора. Единственный обладатель почти оркестрового диапазона среди инструментов-одиночек – рояль. Потому он так и называется: ведь "рояль" значит "королевский"! Но самый широкий диапазон – у орга'на, собранного из десятков труб, трубочек и трубищ разной величины...

И, конечно, раз можно играть высотой звуков, то можно играть и высотой целых октав и регистров, по-всякому их соединяя. Музыкальная картина становится при этом и "цветной", и "объемной", и движущейся. Оттеняя друг друга, любые краски – и музыкальные, и обычные – выигрывают в яркости. А наука о том, как выигрышно соединять между собой звуки, краски и все, что угодно, называется гармония.

Когда мы встречаем правильное (а значит, красивое) сочетание, мы говорим: как это гармонично!

Гармонируют похожие вещи и непохожие, оттеняющие "соседа", как темно-синий и желтый цвета. Гармонию непохожих "соседей" называют контрастом.

Гармонирует друг с дружкой
Очень многое кругом:
Сходны цветом лист с лягушкой,
Снег – ну, скажем, с творогом...

Гармонирует друг с другом
Очень многое вокруг:
По контрасту –
Север с югом,
С ночью – день,
С квадратом – круг...

Уважаемые дети,
Есть гармония на свете,
Только разная она.
И случается,
Кому-то,
Отчего-то,
Почему-то
Поначалу не видна...

Наверное, самая удивительная гармония контраста – это сочетание музыки и тишины. Ведь только из тишины рождается музыка: помнишь, как тихо становится на концерте или в театре, когда гаснет свет и дирижер берет в руки палочку?

На каждой пластинке, прежде чем появится звук, тоже появляется тишина. Закончившись, музыка снова уходит в тишину, а слушатели в концертном зале начинают аплодировать не раньше, чем в тишине растает последний музыкальный звук. Выходит, музыка начинается и кончается тишиной – так же, как музыкальные звуки начинаются и кончаются немузыкальными, и это тоже – цикл.

Но тишина есть и внутри музыки. Да-да, так же как в воде есть пузырьки воздуха, в музыке есть большие и маленькие пузырьки тишины, которые называются паузы. Вот как композиторы рисуют паузы разной величины:

Каждое музыкальное произведение сплетено из этих контрастных материалов – звучания и тишины. Как кружево, в котором играют друг с другом узор из ниток и пустота. Исчезнет пустота – и кружево превратится в обыкновенную простыню, а прекрасная решетка Летнего сада – в глухую чугунную стену...

2. Ритмический рисунок. Шестидольный метр

Ну как, ты еще помнишь, что такое амфибрахий?.. Если подзабыл, перечитай главу "фа". Потому что лишь хорошо разобравшись в метрах, можно вооружиться карандашом и... нарисовать настоящий ритмический рисунок!

Дело в том, что материалом для ритмического рисунка служит как раз метр. Давай для начала возьмем двудольный метр – хорей.
Вот он:

Ты уже знаешь, что музыкальный рисунок, рисунок на времени, составляется из звуков и пауз. А это значит, что каждую долю каждого такта ты можешь заселить или несколькими звуками, или тишиной (заменив долю паузой).
Погляди, как это сделал Клоун:

Все он правильно сделал, только уж больно одинаково. Ведь долю можно поделить и между тремя, и между четырьмя звуками. И такты совсем не обязательно должны повторять друг друга. Достаточно и того, что сам материал, метр, остается цикличным:

Да и паузы, как ты знаешь, бывают разной величины. Самая большая может занять даже несколько долей. Ну, а маленькие – маленький уголок внутри доли...

Вот какие разные бывают ритмические рисунки! У каждой мелодии – свой.

И у стихов тоже. Взгляни-ка:

Для другого стихотворения "Музыкальной истории" ритмический рисунок записал Клоун. Проверь, не ошибся ли Клоун, и поставь ему оценку.

Музыкальная история

Если ты услышишь знаменитое произведение композитора М.Равеля "Болеро", обрати внимание вот на что. Среди многих ритмических рисунков там есть один, непрерывно и без всяких изменений повторяющийся от начала до конца произведения. Этот рисунок (а он держит на себе всю сложную музыкальную конструкцию "Болеро") очень прост. Материалом для него композитор выбрал шестидольный метр, разрисовав только вторую долю каждого такта:

В следующей главе "Разговорника" ты познакомишься с длительностями звуков и пауз и узнаешь, как разделить целую долю между, например, тридцатью двумя звуками...

ГЛАВА "ЛЯ"

1. Длительности. Музыкальный размер. Полутон. Мажорный и минорный тона. Лад

Итак, приступаем к новому исследованию.

Звуки и паузы бывают длинными и короткими. Как же изобразить разницу в их длине? Проще всего это сделать, по-разному дорисовывая наши условные значки – кружочки-ноты.

Исследуем! Возьмем какой-нибудь довольно долгий звук и будем считать его целой длительностью. Обозначим целую самым простым значком – пустым кружочком .

Конечно, целая длительность может быть не только звуком, но и тишиной. Целая пауза обозначается висящим кирпичиком: .

К нашему приходу Клоун уже нарисовал целую длительность. Сейчас он прилаживает на место две половинки. Рассмотри внимательно Дерево и помоги Клоуну запомнить длительность всех ноток.

1. Целую можно поделить на половинки: тоже незакрашенные кружочки, но с палочкой . Половинная пауза – лежащий кирпичик .

2. Закрась кружочек с палочкой – получится четверть . Четвертная пауза – .

3. Хочешь нарисовать восьмушку – приделай к четверти хвостик . Восьмая пауза – .

4. А два хвостика – это уже шестнадцатая часть целой: . Шестнадцатая пауза – тоже с двумя хвостиками: .

Видишь, на сколько разных частей можно разделить долю!

Посмотри по Дереву: сколько в одной целой умещается четвертей? Восьмушек? Шестнадцатых? _____________________

А сколько шестнадцатых умещается в четверти?________________

В восьмушке? _______

А вот и еще одно правило.

Мелкие длительности внутри каждой доли можно соединять хвостиками.

Ты уже так делал, записывая ритмический рисунок:

Но как же ты, композитор, дашь понять исполнителю твоей музыки, сколько времени длится доля в выбранном тобою метре? Ведь шаги могут быть и медленными, и быстрыми...

Для этого над нотной строчкой пишут прямо словами: "Медленно", "Быстро", "Спокойно", "Оживленно"... Но это еще не все, что ты можешь сделать.

Если твои доли быстрые, ты можешь обозначить их восьмушками. Например: у тебя в такте шесть быстрых долей. Тогда в начале такого такта ты пишешь: . Это значит, что в такте шесть восьмых.

Если доли спокойные, как обычные шаги, можешь обозначить их четвертями. Вот так: .

Верхняя цифра зависит от того, сколько долей в такте.

Ну а если доли в твоем метре совсем медленные, долгие, обозначь их половинными длительностями:

Посмотри на этих бегунов.

Они приготовились к состязаниям в беге на 60 тактов.

Как ты думаешь, сколько шагов потратит на каждый такт первый бегун?__________________________

А второй? _________________ У кого из бегунов шаги получатся меньшей величины?

Выбери подходящие цифры для каждого бегуна и напиши на майках:.

Такие две цифры на нотном листе расскажут исполнителю, "как быстро надо бежать" и "за сколько шагов пробегать такт". Словом, эти цифры обозначают размер такта, или музыкальный размер.

А теперь мы с тобой, музыкант-исследователь, снова исследуем клавиатуру. Ведь там еще остались загадки... Ты знаешь из главы "фа", что цикл из семи ступенек, основных музыкальных звуков, позволяет пройтись по октаве из конца в конец, но не делит ее поровну. Взгляни: "ми" и "фа", "си" и "до" жмутся друг к другу теснее, чем другие белые клавиши. Между другими умещаются еще и черные... Всех клавиш – и белых, и черных – в каждой октаве 12. Они делят цикл октавы на "12 месяцев", после которых приходит "Новый год" – "до" следующей октавы. Эти "месяцы" на музыкальном языке называются полутонами. И если в октавном цикле ровно 12 полутонов, то и любой шаг по клавиатуре мы можем этими полутонами измерить. Попробуй.

Сколько полутонов между "до" и "ре"?___________

Между "соль" и "ля"? _________________________

Между "ля" и "до" (вверх)? ____________________

Между "ля" и "до" (вниз)? _____________________

Два полутона складываются, конечно, в один целый тон.

Внимание! Сколько в октаве тонов, если полутонов 12? Правильно, тонов в октаве шесть. А ступеней-звуков – семь! Вот и приходится семи ступеням кое-где потесниться, чтобы уместиться в шесть тонов октавы. Пять ступеней с удобствами занимают пять тонов, а вот еще две ступени делят последний оставшийся тон на двоих... Потому-то именно два раза в октаве черные клавиши не умещаются между белыми.

А потесниться можно на разные лады, и каждый раз мелодия семи ступеней будет звучать немного по-другому. Попробуй сам прошагать по белым клавишам от "до". На старт! Шаг от "до" к "ре" – целый тон, шаг к "ми" – тоже целый тон, а вот шаг к "фа" – полутон. Дальше – три тона подряд и еще полутон.

Мажорный – значит, большой, потому что он начинается сразу двумя большими шагами, по целому тону. Короткий шаг, на полутон – только третий, от "ми" к "фа".

А можно поделить октаву и на минорный лад, то есть на малый. В нем уже второй шаг короткий. На белых клавишах минорный лад ты услышишь, если начнешь путь от "ля".

Пройди от "ля" по белым клавишам, сверяясь с планом пути: первый шаг – тон, второй – полутон, потом – тон, тон, полутон, тон и тон.

На этом рисунке видно, как Клоун прошелся мажорным ладом от звука "ми". И видишь – ему не хватило одних белых клавиш! Проверь его шаги по тому же плану – может, Клоун ошибся?

Молодец Клоун, ни разу не ошибся! Попробуй и ты пройти на мажорный и на минорный лады от любой клавиши, например, от "фа".

А теперь, заканчивая исследование, попробуй поделить 12 полутонов октавы на свой лад (но помни, что ступеней должно быть ровно семь). Запиши свой лад. Шаг на целый тон обозначь 1 т, шаг на полутон – т. Первая ступень, конечно, не считается, это точка старта. Чтобы не ошибиться, посмотри сначала на запись обычного мажорного лада:

Как ты назовешь свой лад? ____________________

Смог бы ты его собрать, если бы черных клавиш на клавиатуре не было? ____________________________

Как же назвать звуки, живущие в черных клавишах? Каждый из них живет между двумя основными и поэтому носит двойное имя. Например, этот звук зовут и "выше до", и "ниже ре".

В "Музыкальном разговорнике" есть специальные слова, понятные музыкантам самых разных стран. "Диез" на музыкальном языке означает "выше", а "бемоль" – "ниже".

Посмотри на октаву и продолжи сам названия промежуточных звуков.

Итак, мы различаем 12 звуков на семи высотах в семи разных октавах. На семи высотах мы узнаем "до", "до диез", "ре", "ре диез", "ми", "фа", "фа диез", "соль", "соль диез", "ля", "ля диез" и "си". Так уж устроен наш "приемник" (а может быть, "компьютер") – человеческий разум. Чтобы не утонуть в море музыкальных звуков, мы наложили на него линейку-клавиатуру и с удобствами путешествуем из октавы в октаву, из регистра в регистр по ровным шажкам полутонов. Важно только, чтобы звучание музыкальных инструментов не сползало с условленной высоты.

А уж если оно сползло, приходится его возвращать на место, настраивать инструменты по камертону, иначе музыки не получится.

Ты, наверное, замечал: когда выходят на сцену пианист и скрипач, пианист нажимает на одну клавишу (это клавиша "ля" первой октавы), а скрипач терпеливо и тщательно подстраивает под голос рояля каждую струну своего инструмента. Еще дольше настраивается оркестр, чтобы звучать слаженно, то есть в одном ладу...

Неплохо бы и нам, людям без музыкальных инструментов, настраиваться друг на друга, прежде чем начать разговор...

2. Мелодический рисунок. Интонация. Нотоносец. Скрипичный ключ. Басовый ключ. Акколада

На этой знакомой картинке ты уже многое узнал: размер, такты, ритмический рисунок... Не известны тебе только некоторые вещи.
Во-первых, почему ритмический рисунок так изогнут?
Во-вторых, что за полосатая линейка под него подложена?
В-третьих, что это за фигура: ?

Ответив именно на эти три вопроса, ты сможешь нарисовать уже не только ритмический, но и мелодический рисунок.

И первое, что для этого нужно, как раз "изогнутость".

Ты видишь: мелодический рисунок идет от звука к звуку. Движение голоса от одного звука к другому называется интонацией. Интонации живут не только в музыке: одно и то же слово мы произносим с разными интонациями, понижая и повышая голос, играя высотой звуков.

Мелодический рисунок = ритмический рисунок + рисунок высоты звуков.

Сравни мелодические рисунки. Один из них плавный, другой скачкообразный. Как ты думаешь, какую картину музыка нарисовала в первом случае? Какое у этой музыки настроение?_________________________

Что нарисовано во втором случае? _______
Какая мелодия спокойнее? _____________

Вспомни свою любимую песенку и попробуй записать не только ее ритмический рисунок, но и мелодический. Высокие звуки пиши повыше, низкие – пониже. Те, что плавно поднимаются или опускаются, поднимай или опускай постепенно... Словом, как есть, так и пиши.

Спой эту песенку по своим нотам, показывая рукой высоту голоса.

А теперь ты можешь исследовать совсем незнакомый мелодический рисунок! Посмотри внимательно на картинку, простучи ритмический рисунок. Попробуй пропеть мелодический рисунок. Можно помогать себе рукой: рисовать его в воздухе. На какую песенку похоже то, что у тебя получилось? _____________________

Из такой записи нельзя узнать только одного: точной высоты каждого звука. На сколько же тонов и полутонов перелетает мелодия?

Для того чтобы записать точную высоту каждого звука, музыканты разлиновывают бумагу – совсем так же, как ты разлиновываешь открытку, когда пишешь бабушке поздравление. Тогда звуки не сползают вниз и не залезают вверх: ведь для каждого из них есть своя строчка.

Погляди: мелодия шагнула на ступень вверх и вернулась обратно.

А теперь, наоборот, спустилась на одну ступеньку и тоже вернулась.

Чтобы мелодия могла свободно пользоваться любыми интонациями, музыканты придумали пятиэтажную строчку, которую назвали нотоносцем, или нотным станом.

Ступени любого лада бегут по нотоносцу, как по лесенке.

Если лесенки не хватает, убежавшим далеко ноткам построим по отдельной лесенке из добавочных линеек:

Но даже и без добавочных линеечек на пятиэтажном нотоносце умещается целых 11 ступеней: ведь нотам одинаково удобно и на линеечках, и между ними.

Вот как выглядит на нотоносце интонация, ведущая мелодию плавно, ступень за ступенью:

А так – когда мелодия бежит через ступеньку:

А через две ступеньки? А через три? Нарисуй сам такие интонации:

Отлично! Только вот... какая из этих нот – "до", какая – "ре"?.. Теперь уже узнать это совсем просто. Всего-то нужно условиться, куда мы поселим какую-нибудь одну нотку, а остальные найдем по ней, как уже умеем искать ступень по камертону. Пусть, например, нота "соль" первой октавы живет всегда на второй линеечке снизу.

Тогда вниз от нее, ступень за ступенью, пойдут ноты "фа", "ми", "ре", "до". А вверх? Запиши и назови их сам.

Видишь, с помощью одной-единственной ноты можно подобрать ключ и войти в нотный стан, как к себе домой, где все давно знакомо!

Самых удобных ключей – два: ключ "соль" и ключ "фа" . Вдвоем они отпирают весь диапазон снизу доверху.

Ключ "соль" как раз и закрепляет вторую линеечку снизу за нотой "соль" первой октавы. Этот ключ зовут еще скрипичным: он отпирает все звуки скрипичного диапазона – от "соль" малой октавы до конца вверх. Конечно, для нот, живущих ниже "ре" первой октавы и выше "соль" второй октавы, потребуются добавочные линеечки.

Обрати внимание: ключ "соль" закручен вокруг второй линеечки снизу.

Теперь с помощью скрипичного ключа ты можешь сыграть по нотам мелодию совершенно точно, во всех подробностях.

Всю нижнюю часть диапазона отпирает ключ "фа", или басовый ключ. Он тоже закрепляет за своей нотой вторую линеечку, но это уже вторая линеечка не снизу, а сверху.

Сыграй мелодический рисунок в басовом ключе. Не забудь только сначала простучать рисунок ритмический!

Два нотоносца с двумя ключами дают тебе возможность записать любой звук музыкального диапазона:

Такой двойной строкой, объединенной фигурной скобкой – акколадой, пользуются пианисты. Нижняя строчка – обычно для левой руки, верхняя – для правой. Ноту "до" первой октавы ты можешь взять любой рукой: эта нота даже выглядит одинаково в обоих ключах.

Итак, двойной нотоносец с двумя ключами ждет твоих записей. Попробуй сочинить что-нибудь для двух рук и запиши свое сочинение. Не забывай о метре, размере и ритмическом рисунке!

Но это еще не все, чему ты научился. Тебя ждет и раскрытый рояль! Попробуй-ка сыграть двумя руками.

Дополнительное задание для самых любопытных музыкантов-исследователей. Что это за звуки? Найди их на клавиатуре.

ГЛАВА "СИ"

1. Магия числа семь. Сопровождение

Камертон дает обычно звук "ля" – и глава "ля", как это и должно быть, будет тебе камертоном в дальнейших исследованиях. Если ты забудешь, как прочитать ноту или записать звук, всегда найдешь подсказку в этой главе.

А глава "си" – последняя в нашем цикле. И в ней тебя ждут совсем еще неизвестные секреты и слова. А еще... Но терпение, музыкант-исследователь!
Глава "си" – седьмая ступень наших исследований. А число семь – не простое число... Почему солнечный луч распадается на семь цветов? Почему в неделе семь дней, а в октаве семь основных музыкальных звуков, семь ступеней? Почему клавиатуре хватает семи октав?
Почему в нашей голове ровно семь отверстий, а сама голова именно семь раз "укладывается" в человеческий рост?
Может быть, на все эти "почему" ты найдешь ответ, когда вырастешь.
А пока подружись с числом семь: ты встретишься с ним и его загадками еще не раз.

Бабушка, мама и ты можете учиться в одной школе, все, конечно, в разное время. То есть у вас может быть общее место, но разное время.
А звук может в одно и то же время прозвучать во всех октавах – нужно только одновременно нажать на клавиши. Зато место у каждого звука свое – ведь звуки отличаются друг от друга именно по высоте, то есть по месту в ряду! У звуков может быть общее время, но всегда разное место.
Возьми какой-нибудь звук одновременно в двух октавах. Попробуй октавы, расположенные рядом, а потом – те, что далеко друг от друга. Сравни с тем же звуком, взятым отдельно. Слышишь, какой густой, богатый, счастливо звучащий голос был у рояля, когда ты играл в двух октавах? А если бы в твоем распоряжении был целый оркестр... А как бы зазвучала человеческая жизнь, если бы все поколения стали слушать друг друга...
Но продолжим наше исследование. Следующее слово в "Разговорнике" – сопровождение. Странное слово. Не такое уж и музыкальное... А дело все в том, что мелодия (которую ты умеешь уже и нарисовать, и прочитать, и сыграть по нотам) редко бывает в одиночестве. У нее, как правило, есть... сопровождение. Мелодию могут сопровождать звуки одного инструмента. А могут – и целого оркестра...
Рояль может сопровождать мелодию своими собственными звуками, ведь рояль – сам себе оркестр! На рояле часто мелодию играют одной рукой, а сопровождение – другой.

Мелодическая линия летит над сопровождением, или проходит под ним, или вплетается в него лентой. Но она всегда остается линией, рисунком, идущим через многие такты горизонтально. Мелодия, как ты помнишь, всегда о чем-то рассказывает, что-то рисует, а на это требуется время.

Для чего же нужно сопровождение? Ведь оно ничего не рассказывает, не выражает никакой мысли. Зато оно дополняет музыкальную мысль, уточняет ее, раскрашивает мелодический рисунок. Сопровождение гармонирует с мелодией иногда по контрасту, иногда во всем поддерживая ее. Оно может составляться из циклических повторений, а может быть неповторимым, изменчивым, как картины природы.

Главная работа сопровождения – напоминать о метре, отмечая доли, и раскрашивать мелодию гармонирующими красками. Ведь один и тот же звук мелодии совсем по-разному звучит в разном сопровождении!

Попробуй спеть песенку, подыгрывая себе сначала на рояле, а потом на погремушках. Как бы ты нарисовал то, что получилось сначала? А то, что получилось потом? Какие краски ты бы выбрал для этих двух картинок? Нарисуй эти картинки, но не забудь, что песенка была одна и та же, а разные только сопровождения.

А теперь погляди на мелодию с сопровождением. Ты видишь: они записаны на двух нотоносцах, друг под другом. Тактовые черты у них общие, значит, метр охватывает оба нотоносца. Начало каждой доли у мелодии и сопровождения записано строго звук под звуком. Потому что на нотном стане действует правило строки: левее – раньше, правее – позже. Значит, одновременные звуки должны быть друг под другом! И начало каждой доли – место, где нити мелодии и сопровождения схвачены прочным узлом метра. Попробуй сыграть эти узлы:

А вот и другое сопровождение, с другой мелодией. Помоги Клоуну обвести циклы в сопровождении и нарисуй узлы: соедини вертикально линией первые звуки каждой доли на верхнем и нижнем нотоносцах. Сыграй получившиеся узлы, не забывая о метре.

2. Контрольное исследование

Ты, наверное, и сам удивишься, как много уже знаешь о мире музыки. Вот и проверь себя. Рассмотри нотную запись и ответь на вопросы:

1. Покажи мелодию. В каком ключе она записана?

2. Покажи сопровождение. В каком ключе оно записано?

3. Сколько всего тактов?

4. Сколько долей в одном такте? Выбери такую долю: .

5. Покажи и назови первый звук мелодии.

6. Покажи и назови последний звук мелодии. Покажи направление от первого звука к последнему.

7. Есть ли здесь паузы?

8. Правда ли, что сопровождение здесь отбивает каждую долю метра?

9. Проследи мелодический рисунок сопровождения: первые четыре такта интонация стоит на месте, вторые – интонация идет по мажорному ладу, от "до" первой октавы до "до" малой октавы.

10. Почему перед седьмым тактом Моцарт поменял ключ?

11. Обведи и сыграй метрические узлы. Отличаются ли звуки в узлах у мелодии и сопровождения в первых четырех тактах? В последних?

12. Сколько четвертей длится ритмическая фигура ?

13. Простучи ритмические фигуры:

Д. Простучи мелодию целиком.

Е. Простучи всю музыку целиком двумя руками.

14. На сколько частей ты бы разделил эти восемь тактов по смыслу?

Вот и закончились наши музыкальные исследования, и оказались они только присказкой, не сказкой. А впереди-то не просто сказка, а приз-сказка. Да не какая-нибудь, а приключенческая, потому что все ее события происходят при ключе, вернее, при ключах – басовом и скрипичном. А называется сказка...

Рис. Н.Трениной


* Пособие является значительно переработанным и дополненным вариантом Рабочей тетради "Музыкальный конструктор", авт. Кира Белорусец (идея, текст), Сергей Белорусец (стихи), выпущенной издательством "Открытый мир" в 1996 г. В газете "Начальная школа" пособие печатается в сокращении.