Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2004

КОНСУЛЬТАЦИЯ

В.Д. СОКОЛОВА

Вы спрашивали...

Работаю учителем начальных классов. На основании какого документа должна производиться мне оплата расходов при направлении на курсы повышения квалификации?

В соответствии с п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610, за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучением с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляется за счет средств учреждений по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

В течение первого полугодия у нас уменьшилось количество часов по учебному плану. В связи с этим по приказу гороно в школе произвели перетарификацию учителей в сторону снижения недельной учебной нагрузки. Законно ли это?

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений", учителям общеобразовательных учреждений, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной нагрузкой, до конца учебного года выплачивается:

  • заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;

  • заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

  • заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

Что имеется в виду в частях 1 и 2 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации? А то у нас бухгалтер централизованной бухгалтерии, которая обслуживает нашу школу, трактует их по-своему.

Статьей 333 (часть 2) Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что верхний предел объема учебной нагрузки может быть установлен Типовым положением о соответствующем типе образовательного учреждения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196, учебная нагрузка на учебный год для учителей и других категорий работников (в том числе директоров, заместителей директоров и т.п.) верхним пределом не ограничивается.
Кроме того, постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (п. 2 "е", "ж", "з") установлено, что работа в том же образовательном учреждении сверх установленной нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы, а также преподавательская работа руководящих и других работников в том же образовательном учреждении не считается совместительством (то есть не ограничивается верхним пределом часов).
Что касается части 1 ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации, то в ней идет речь не об объеме учебной нагрузки, а о сокращенной продолжительности рабочего времени (норме часов за одну ставку заработной платы), которая составляет не более 36 часов в неделю (то есть 18 час., 20 час., 24 час., 25 час., 30 час., 36 часов в неделю в зависимости от занимаемой должности: учитель, педагог дополнительного образования, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель и др.).

Какую максимальную недельную учебную нагрузку может иметь учитель школы и как производится ее распределение между учителями?

Действующим законодательством ограничений в объеме учебной нагрузки не установлено.
Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в предыдущем абзаце.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
При распределении объема учебной нагрузки, в первую очередь, ею должны быть обеспечены основные учителя. После этого оставшиеся свободными часы учебной нагрузки распределяются между другими работниками общеобразовательного учреждения.
Учебная нагрузка учителей, а также других работников, ведущих преподавательскую работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.
Предельный объем учебной нагрузки, который может выполняться в том же общеобразовательном учреждении его руководителем, определяется руководителем органа управления образованием по подчиненности образовательного учреждения.