Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Готовясь к уроку, учитель отталкивается от его основной идеи. Чем он руководствуется? Личным опытом, возможностями детей, особенностями материала. Татьяна ПРОСНЯКОВА предлагает вашему вниманию три урока на тему "Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов" по учебнику для 1-го класса "Умные руки" (авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова). Уроки проведены в разных городах – Сочи, Казани, Москве. Три учителя – три подхода – три разных результата.

Три урока на одну тему

Урок первый

Рассмотрим урок, который провела МУХИНА Елена, г. Сочи. Учитель уделяет большое внимание развитию интеллектуальных способностей детей: умению наблюдать, анализировать изображение, составлять план действий. Правильно поставленные вопросы учителя позволяют детям уже в 1-м классе открывать различные технологические приемы (обратите внимание на два способа получения кругов для Чебурашки, предложенные учащимися). Также учитель использует на этом уроке типично "занковское" задание: найти "лишнюю" картинку. Выполнение этого задания позволяет детям увидеть те детали, которые они раньше не замечали. Работы учащихся этого класса отличаются высокой продуктивностью, точностью и аккуратностью.

Тема. "Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов".

Оборудование. Учебник "Умные руки" (1-й класс, авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова).

ХОД УРОКА

Учитель. Откройте, пожалуйста, учебники на страницах 50–51.

Дети открывают учебники.

У. Рассмотрите рисунки. Какие геометрические фигуры здесь использованы?

Саша. Здесь вс е животные сделаны из кругов.

У. Хорошо, а сколько разных кругов надо взять для Чебурашки?

Денис. Три круга для головы с ушами, один круг для туловища и еще половинки кругов для лап.

У. Сколько целых кругов потребуется для лап?

Миша. Еще два круга, потому что для лап круги складывали пополам и разрезали.

У детей возражений нет.

У. Дети, а как вы думаете, почему здесь нарисована стрелочка, приглашающая нас на соранице 79?

Аня. Там, наверное, круги нарисованы, которые надо вырезать.

Олег. А ты посмотри на эту страницу. Нет здесь никаких кругов, только мордочка Чебурашки.

У. Значит, мордочку вы вырежете из учебника, а сколько еще кругов вам надо вырезать из коричневой бумаги?

Лаура. Пять кругов.

У. Спасибо! А как сделать так, чтобы все эти круги были одинакового размера?

Яна. Надо эту голову вместо трафарета обводить.

Ксюша. Если так делать, то она по краям испачкается карандашом. Лучше обводить ту дырку, которая останется в учебнике, когда мы голову вырежем. Это будет наш шаблон.

Ваня. Да, тогда все круги точно одинаковые будут. Останется только их вырезать, разложить и приклеить.

У. Дети, мы говорим о том, как составить Чебурашку из кругов, но ничего не сказали о том человеке, который его придумал. Как зовут автора книги о Чебурашке?

Настя. Эту книжку написал Эдуард Успенский. Она называется "Крокодил Гена и его друзья". Она мне очень нравится, и мультфильм тоже.

У. Эдуард Успенский написал еще много замечательных книг. Какие из них вы знаете?

Алена Л. "Дядя Федор, Пес и кот" и "Про Веру и Анфису". Эта обезьянка Анфиса такая веселая!

Настя. Я еще "Школу клоунов" читала.

У. Я рада, что вы знаете автора любимых книжек. Давайте посмотрим на слоника. Какие круги понадобятся для него?

Кристина. Нужен большой круг для туловища слоника, два поменьше для головы и уха и еще четыре маленьких круга для хобота и ног.

Ксюша. А еще маленький белый кружочек и еще меньше черный кружочек для глаза. И хвостик надо приклеить.

У. Спасибо! Если детали мелкие и вам трудно их вырезать, то их можно дорисовать фломастером, например хвост или бровь у слоника. А какие круги понадобятся для следующей картинки?

Игорь. Мордочку нужно готовую вырезать со страницы 79, а потом еще обвести и вырезать два таких же круга для лап и хвоста белочки. А одна половинка круга останется лишняя, да?

Денис. Как же "лишняя"? А ушки из чего сделаны?

Игорь. Я не знаю. Но не из половинок же круга!

Денис. Как раз из той половинки, которая у тебя почему-то лишней оказалась. Ее снова сложили пополам и разрезали. Получилось два ушка.

У детей возражений нет.

У. Хорошо! Вот вам задание потруднее. Какие круги понадобятся для следующей картинки?

Белла. Розовая рыбка сделана из одного большого круга и двух маленьких, которые разрезали и сделали из четырех половинок хвостик и плавнички. Еще вырезали глазки, а ротик и носик нарисовали.

Игорь. А оранжевую рыбку намного труднее делать. У нее туловище из половинки такого круга, как у розовой рыбки, а вторая часть туловища сделана из половинки меньшего круга. Хвост и плавники у нее из трех половинок маленьких кругов. И еще глаз из бумаги вырезали. Сейчас я посчитаю... Ага, всего нужен один большой круг, один средний и два маленьких. А еще останутся три лишних половинки разной величины. Ну, скажите, что они не лишние!

Денис. Нет, тут они правда лишние. В аквариуме еще лежат камешки из двух маленьких кругов: один целый и две половинки. Теперь мы все разобрали.

Ксюша. А вот и не все! Ты про сам аквариум забыл. Он ведь тоже из самого большого круга сделан. От этого круга отрезали верхушку и сделали из нее подставку для аквариума. И еще пузырьки в аквариуме нарисовали. Вот теперь, кажется, все.

У. Быстро мы разобрались с картинками! Теперь попробуйте, пожалуйста, найти на этой странице "лишнюю" картинку.

Пауза. Дети думают.

Белла. Мне кажется, что тут нет ничего "лишнего", потому что все фигуры из кругов.

Аня. А я думаю, что тут "лишние" рыбки, потому что все животные живут на земле, а они – в воде.

Маша. Нет, тут две фигуры "лишние": Чебурашка и белочка. Это потому, что у них мордочки уже заранее нарисованы, а на других картинках их самим рисовать нужно.

Денис. Сразу две картинки "лишними" не бывают.

Настя. Я думаю, что "лишний" здесь Чебурашка.

У. Почему?

Настя. А он составлен из одинаковых кругов, а все остальные картинки – из кругов разного размера.

Дети соглашаются.

У. Да, Чебурашка отличается от остальных картинок тем, что составлен из кругов одинакового размера.

Денис. А еще тут "лишняя" белка, потому что все картинки сделаны из кругов и половинок, а у белки для ушек круг на четыре части разрезали.

Игорь. Ну, тогда и рыбки "лишние".

Алена. Потому что они в воде живут, да?

Игорь. Нет, потому что когда мы составляли другие картинки, мы использовали все части кругов, а тут три половинки оказались лишними.

Ксюша. И еще рыбки "лишние", потому что мы везде круги на равные части разрезали, а тут, когда аквариум делали, отрезали намного меньше половины круга.

Все ученики высказали свое мнение, и больше желающих высказаться нет.

У. Молодцы, я даже не ожидала, что вы найдете так много оснований, по которым та или иная картинка является "лишней". А сейчас можно приступать к работе. Если хотите, то можете составить картинки, предложенные на странице 51, или придумать свои. Если вам нужны трафареты кругов разного размера, то можете взять их у меня на столе.

Дети составляют картинки. Многие взялись за аппликации из кругов, изготовление которых на уроке не разбиралось. Некоторые успевают выполнить за урок две-три аппликации.

Урок второй

Основная задача следующего урока – помочь детям осознать средства художественной выразительности. В самом деле, почему один образ кажется веселым, а другой – грустным? Как научиться изображать характер и настроение героя? Как передавать динамику движения – бег, полет? Ирина КАСИЛЬНИКОВА, педагог из г. Москвы, считает, что такие разнообразные задачи, оказывается, можно решить на уроке, если преподаватель (профессиональный художник-мультипликатор) помогает детям создавать эмоциональные работы, в которых они могут выразить собственный внутренний мир и индивидуальность.

Тема. "Аппликация из кругов".

Оборудование. Учебник "Умные руки" (1-й класс, авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова).

ФРАГМЕНТ УРОКА

Учитель. Посмотрите на изображение слоника на странице 50. Как по-вашему, он веселый или грустный?

Дети. Грустный.

У. По каким признакам вы это определили?

Дети отвечают, а учитель загибает пальцы.

Д. Головка опущена.
– Хвостик свисает вниз.
– Хобот опущен.
– Глазки смотрят вниз.

Некоторым детям даже цвет кажется грустным.

У. Как же развеселить грустного слоненка?

Д. Нужно сделать все наоборот, то есть поднять ему головку, хобот, глазки, хвостик, и даже цвет можно изменить. А еще можно добавить солнышко, дать слонику игрушки и познакомить с друзьями.

"Слон в цирке"

"Слон в цирке"

У. А теперь давайте посмотрим, как выполняется фигурка кошки. Сколько кругов нужно для этой работы и каких?

Д. Три круга маленьких и половинка большого.

У. А куда же нам деть вторую половинку большого круга?

Дети предлагают варианты "Cобачка под зонтиком".

У. Посмотрите на страницу 51. Что вы можете сказать о выполнении аппликации страусенка, цветка и бабочки?

Д. Это не просто аппликация, а аппликация в сочетании с рисунком.

У. А что мы будем делать вначале – приклеивать или рисовать?

Д. У страусенка – сначала клеить, а у бабочки и цветка лучше сначала рисовать.

У. Можно ли сделать так, чтобы страусенок "заговорил"?

 А как сделать бегущего страуса?

Можно ли из таких же деталей сделать цветок, который еще не до конца раскрылся или закрывается на ночь?

У. Что необычного в поделках "Филин" и "Божья коровка"?

Д. Их крылышки выполнены из пестрой бумаги – с клеточками, горошком.

У. Могли бы вы сделать взлетающего филина и божью коровку, которая сложила крылышки?

Дети в своих работах реализуют высказанные идеи, составляют композиции, например "Бабочка, летящая на цветок", "Птички подружились".

Продолжение следует

С этими и другими уроками вы сможете ознакомиться в новой книге для учителя: Проснякова Т., Мухина Е. "Уроки труда в начальной школе" (ч. 1 и 2).

В этом издании обобщен опыт работы с учебниками по трудовому обучению в системе Л.В. Занкова:
1 класс – "Умные руки" (авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова); 2 класс – "Уроки творчества" (авт. Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова); 3 класс – "Уроки мастерства" (авт. Т.Н. Проснякова); 4 класс – "Творческая мастерская" (авт. Т.Н. Проснякова).

В ч. 1 вошли основные теоретические вопросы: концепция курса, рекомендации по проведению занятий с учащимися 1-х классов в адаптационный период, рекомендации по проведению экскурсий, дидактические игры на уроках труда и программа курса трудового обучения для 1–2 классов.

Далее следуют рекомендации к отдельным темам уроков по курсу труда в 1 и 2 классах. Здесь учитель найдет следующую информацию:

1) методический комментарий автора;
2) фрагмент проведенного урока (или нескольких уроков разных учителей);
3) дополнительную информацию к уроку (стихотворения, загадки и проч.);
4) рисунки или фотографии детских работ.

В ч. 2 даются подробные рекомендации по работе с учебниками для 3 и 4 классов:

1) программа для 3–4 классов;
2) методические рекомендации к отдельным урокам (по такой же схеме, как в ч. 1);
3) материалы для бесед. Этот раздел позволит учителю подготовиться к урокам с 1 по 4 класс. В нем собрана информация об истории возникновения и развития таких ремесел и технологий, как аппликация, мозаика, лепка, плетение, шитье и вышивание, вязание, ткачество, оригами, обработка кожи и бересты. Детям интересно будет узнать об истории глиняной и деревянной игрушки, ножниц и наперстка, русского костюма и воинских доспехов, кукольных театров и карнавалов, а также познакомиться с основами сервировки стола и аранжировки цветов.

Продолжение следует