Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2004

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"

Лектор: Н.Ф. ТИХОМИРОВА

Тема курса:

"Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром"

Мы живем в мире природных, техногенных, социальных и иных опасностей, часто угрожающих нашиму здоровью и жизни. Каждый день газеты, радио и телевидение сообщают об очередных аварии, катастрофе или стихийном бедствии, из-за которых погибли или пострадали люди.
Социальные и техногенные катастрофы предсказать невозможно. Чрезвычайные ситуации природного характера наиболее регулярны, часто их можно спрогнозировать. Природные явления неизбежны, так как они связаны с естественными процессами, происходящими в географической оболочке Земли.
Угроза природных явлений для жизни человека зависит от характера природных процессов и готовности человека обеспечить свою безопасность.
Дети должны знать о том, как вести себя в таких ситуациях. Но прежде всего этими знаниями должны обладать педагоги. Главной задачей предложенного курса является ознакомление учителей начальной школы с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий.

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

33

Лекция 1. Чрезвычайные ситуации — что это?

35

Лекция 2. Лекция 2. Разнообразный мир ветров

37

Лекция 3. Гроза, молния, метель, гололед
Контрольная работа № 1. (Срок сдачи до 15 ноября 2004 г.)

39

Лекция 4. Наводнения

41

Лекция 5. Землетрясение
Контрольная работа № 2.
(Срок сдачи до 15 декабря 2004 г.)

43

Лекция 6. Извержения вулканов, цунами

45

Лекция 7. Оползни, снежные лавины, обвалы, сели

47

Лекция 8. Лесные пожары

Итоговая работа. (Срок сдачи до 28 февраля 2005 г.)

Лекция 3. Гроза, молния, гололед, метель

В лекции речь идет о перечисленных явлениях природы, которые встречаются в нашей жизни каждый год. Рассказывается о правилах безопасного поведения во время грозы, метели и гололеда.

"У природы нет плохой погоды" – поется в одноименной песне. Но не всякая погода хороша. Многие явления опасны для здоровья и жизни человека.

Погода – это состояние атмосферы в определенном месте и в определенное время.
Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека. Это гроза, гололед и метель. О них далее пойдет речь.

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями.
Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
Обычно можно заранее понять, что собирается гроза: солнце сильно печет, в воздухе накапливается влага, становится тихо и душно. На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо, которое начинает по-особенному меняться и даже чувствуется особый – предгрозовой – свет. Ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома.

Чем опасна гроза?

Прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Ежегодно в мире от молний погибают около 3 тыс. человек.
Другая опасность – сильный ветер, ломающий ветви деревьев и повреждающий строения. Из-за этого человек может получить травму.
И, наконец, сильный ливень с градом. Если от него вовремя не укрыться, он также может быть опасен для человека.

Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков. Для человека молния представляет угрозу только тогда, когда соединяет небо и землю (воду). При ударе молнии опасны высокие температуры (до 30 000°С), большие значения силы тока. От молнии может возникнуть пожар, могут быть повреждены линии электропередач, погибнуть люди.
Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний. Отдел природных катастроф Смитсоновского института США дает статистику по количеству жертв молний во всем мире: за период с 1947 г. по 1970-е годы это приблизительно 833 человека в год. Данные последних лет говорят о том, что от удара молнии в мире в среднем ежегодно погибают около 3000 человек, причем известны случаи одновременного поражения нескольких человек.

Линейная молния на равнинах, как правило, бьет из облака в землю или воду. Более опасны разряды, проскакивающие от земли в облако. Такое случается на горных вершинах, обнаженных выступах скал.
Молния, как правило, ударяет в высокие объекты. Шпили высоких домов и церквей, антенны и мачты могут послужить громоотводом, сфокусировать на себя электрический разряд.
Как защитить жилые постройки от поражения током? Эффективным средством являются молниеотводы. Еще древние греки для защиты от молний возводили опоры с позолоченными штырями, хотя и не понимали механизм их действия. Приоритет изобретения молниеотвода принадлежит американцу Бенджамину Франклину (1749 г.). Несколько позднее, в 1758 г., независимо от него молниеотвод изобрел М.В. Ломоносов.
Защита молниеотводом основана на свойстве молнии поражать наиболее высокие и хорошо заземленные металлические сооружения. Молниеотвод состоит из трех основных частей: м о л н и е п р и е м н и к а (№ 1), воспринимающего удар молний, т о к о в о д а (№ 2), соединяющего молниеприемник с з а з е м л и т е л е м (№ 3), через который ток молнии стекает в землю.

В окрестности молниеотвода образуется зона защиты, то есть пространство, в пределах которого с высокой степенью надежности обеспечивается защита строения от прямого удара молнии (>95%).

Рассказывая детям о строении молниеотвода, следует сообщить, что неправильно сконструированный и изготовленный (или неисправный) молниеотвод увеличивает опасность поражения молнией, а не обеспечивает защиту. Поэтому изготавливать такое устройство самим нельзя.

Что еще притягивает молнию?

Вода. Если гроза застала вас купающимся или плывущим в лодке, немедленно добирайтесь до берега.

Одиночные деревья на равнинах и открытых местах также притягивают молнию. Поэтому нахождение под высокими деревьями во время грозы опасно. Треть жертв молний укрывались под деревьями.

Молния, ударяя в высокие растения, чаще поражает лиственные деревья – дуб, тополь, вербу, ясень, так как они содержат много крахмала. Липа, грецкий орех, бук, хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже. Частота ударов молний в дерево зависит от его поверхности, качества кроны, коры, их влажности. Статистика показывает, что из 100 деревьев молнией поражаются 27% тополя, 20% груши, 12% липы, 8% ели и только 0,5% кедра. Дерево при ударе молнии расщепляется.

Человек может быть поражен молнией не только при прямом попадании. Опасны перескоки разрядов молнии с объектов, в которые попала молния. Например, может произойти перескок разряда с высокого дерева на человека, стену дома, если последние расположены рядом с деревом. Таким образом, нахождение человека во время грозы вблизи объектов, часто поражаемых молнией (высоких деревьев, мачт, металлических предметов больших размеров, глинистых и влажных участков земли), представляет опасность.

Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности, так как стальные конструкции и высокие здания выполняют роль молниеотводов.

Молнии, не касающиеся поверхности земли, иногда тоже причиняют вред людям. В 1963 г. от удара молнии потерпел аварию самолет "Боинг-707", погиб весь экипаж. По сообщениям американских ученых, молния дважды била в космический корабль "Аполлон-12" с тремя астронавтами на борту и причинила аппаратуру достаточно серьезный ущерб.

Молния может вызвать на самолете пожар, механические повреждения, нарушения в работе приборов. Но так как современные самолеты являются цельнометаллическими, то пассажиры достаточно надежно защищены от поражения разрядом молнии. Статистика показывает, что, к счастью, почти все поврежденные молнией самолеты продолжают полет.

Линейные молнии довольно часто являются причиной возникновения лесных пожаров.

Если природа линейной молнии ясна и ее поведение предсказуемо, то природа шаровой молнии до сих пор не полностью понятна, а ее поведение не всегда находит объяснение. Такая молния образуется, когда "канал" обычной молнии распадается на отдельные участки – "чётки". Светящиеся шары голубого, зеленого, желтого или красного цветов могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-нибудь предметом.

Один из трагических случаев русской науки связан с появлением шаровой молнии. Для изучения атмосферного электричества Ломоносов и профессор Рихман оборудовали в своих квартирах специальные "громовые машины", которые цепями соединялись с высокими шестами, выставленными на крышах.

В 1753 г. во время грозы над Санкт-Петербургом из железного прута в квартире Рихмана внезапно появилась голубоватая шаровая молния, и ученый погиб.

Драматический случай произошел с пятью альпинистами 17 августа 1978 г. на Кавказе на высоте 4000 м, где они остановились в ясную ночь на ночлег. В палатку к альпинистам залетел светло-желтый шар величиной с теннисный мяч. Шар проникал в спальные мешки, вызывая ужасные крики. Люди чувствовали сильнейшую боль, не могли двигать ни руками, ни ногами, теряли сознание. После того как шар "посетил" каждый спальный мешок по нескольку раз, он исчез. Альпинисты получили тяжелые раны, мышцы были вырваны целыми кусками, до самых костей. Одного из альпинистов шар убил. При этом шаровая молния не коснулась ни одного предмета.

Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, электробритвы, розетки. Очевидцы утверждают, что шаровая молния может проникнуть в помещение через узкие щели, трубы и даже замочную скважину.

Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров. Обычно она легко парит или катится над землей, иногда подскакивает. Шаровая молния может появиться и исчезнуть, не нанеся вреда человеку или помещению. А может оставить после себя дырку в двери и запах озона. Она часто взрывается. Статистика утверждает, что в 80% случаев взрывы не были опасны, тяжелые последствия возникали в 10% взрывов.

Что делать, если все же в ваш дом влетела такая молния?

Прежде всего нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов.

Проанализировав учебники начальных классов по курсу "Ознакомление с окружающим миром", можно убедиться, что все авторы, в той или иной степени, знакомят детей с такими явлениями природы, как гроза и молния.

Так, например, в учебнике О.Т. Поглазовой "Окружающий мир" (2 класс) есть тема "Небесные странники". В ходе знакомства с ней дети говорят о перистых, кучевых и слоистых облаках, грозовых тучах, тумане, громе и молнии. Они даже учатся определять расстояние до грозового облака. Автором подобрано много стихов и загадок, помогающих ребенку легче воспринять материал.

В учебнике "Окружающий мир" (4 класс) авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова есть тема "Облачность", при изучении которой дети также знакомятся с разными видами облаков. Есть здесь и небольшой параграф, рассказывающий о грозе. Но этой информации очень мало для того, чтобы составить полное представление об этом явлении природы.

В учебнике "Мир вокруг нас" (2 класс) А.А. Плешакова при разговоре о погоде дается только упоминание таких явлений, как туман, гололед, метель, гроза, и предлагается детям самим рассказать, что они знают об этих явлениях.

В учебнике "Я и мир вокруг" (1–2 класс) З.А. Клепининой также есть параграф "Гроза". Знакомство с этим явлением природы должно строиться на основе наблюдений за грозой. Для этого детям предлагается ряд вопросов и заданий, направляющих их действия.

Готовясь к урокам по перечисленным выше темам, учитель должен самостоятельно подбирать дополнительный материал, чтобы заинтересовать учеников, расширить их кругозор. Хотя ни в одном из перечисленных пособий не говорится о правилах поведения человека во время грозы, дети должны их знать, чтобы защитить свои здоровье и жизнь.

Ознакомившись с достаточным количеством литературы по данной теме, можно вывести определенные правила и оформить их в виде "Памятки".

Правила поведения во время грозы.

1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.
2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.
3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.
4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.
6. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.
7. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой степенью вероятности могут быть поражены молнией.
8. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.
9. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.
10. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.
11. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.
12. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.
13. Во время грозы не бегайте.
14. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

Во всех перечисленных выше учебниках для начальных классов упоминалось такое явление, как гололед, и в некоторых – метель.

Зимой грозы редки. В Москве за последние 100 лет зафиксирована одна – 6 января 1985 г. Она была вызвана столкновением теплых и холодных масс воздуха. А вот метель и гололед – зимние явления.

Метель – это перенос снега ветром в приземнном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на дорогах, нарушается нормальная жизнь людей. При метели возможен обрыв линий электропередач.
Так, например, из-за метели, пронесшейся 27 ноября 2002 г. в Сахалинской области, без электричества остались 5 населенных пунктов в Макаровском районе и 2 пригородных поселка г. Южно-Сахалинска. Закрыли паромную переправу Холмск-Ванино. Проводились аварийно-восстановительные работы.
5 декабря 2003 г. в Новгородской области без электричества остались 320 населенных пунктов, где проживало 5779 человек. Проводились восстановительные работы.
8 декабря 2003 г. в Ленинградской области из-за сильной метели без электричества остались 455 населенных пунктов, где проживало 17 825 человек.
Таких примеров можно привести огромное количество.

Что надо делать, если началась метель.

1. Плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов (со дворов) вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком.
2. Приготовьте свечи, фонари, керосиновые лампы.
3. Не выходите из дома.
4. Если вы едете в машине, остановитесь. Закройте плотно окна и двери. Укройте чем-нибудь двигатель со стороны радиатора.
5. Если метель застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.
6. После метели в условиях снежного заноса старайтесь выбираться самостоятельно.

Гололед – слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах) при замерзании воды и мороси (тумана). Гололед наблюдается при температуре воздуха от 0° до минус 3°С. Толщина льда при гололеде может достигать нескольких сантиметров.

Гололедица – тонкий слой льда на поверхности земли, образующийся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также замерзания мокрого снега и капель дождя.

Гололед и гололедица являются причинами травм пешеходов из-за падений. Особенно опасны падения на спину, вверх лицом, так как можно получить сотрясение мозга.

Вот как описывает это явление природы поэт И.Лешкевич в своем стихотворении "Гололед".

Февраль был теплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут еще снежку метель
На тротуар набросила.

Скользит автобус голубой:
Не зря шофер волнуется –
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.

Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой от боли морщится.

Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается)...
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.

Прочитав детям это стихотворение, учитель может начать разговор о том, как надо себя вести, чтобы не получить травм. За опасный сезон врачи оказывают помощь более 50 тыс. граждан, пострадавшим на льду в г. Москве. Обычная цифра для "скользкой недели" – от 400 до 1000 человек. Иногда бывает даже больше 1000.

Чтобы не попасть в число пострадавших, надо выполнять следующие правила.

1) Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе.
2) Прикрепите на каблуки металлические набойки, натрите наждачной бумагой подошву.
3) Наклейте на подошву изоляционную ленту (лейкопластырь). Наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой.
4) Рассчитайте время движения, выйдите заранее, чтобы не торопиться.
5) Передвигайтесь осторожно, ступайте на всю подошву. При ходьбе ноги должны быть слегка расслаблены в коленях, руки свободны (не заняты сумками).
6) Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. В момент падения надо сжаться (напрясь мускулы, а коснувшись земли, перекатиться, чтобы смягчить силу удара).

Пожилым людям в гололед лучше вообще не выходить из дома.

Все эти правила дети должны знать обязательно.

Для проверки знаний учащихся по данному материалу можно воспользоваться вопросами и заданиями, широко представленными на страницах учебников и рабочих тетрадей, выпускаемых в комплекте с учебником. Дополнительно педагог может составить тесты, кроссворды, ребусы, использовать загадки и приметы о погоде. Например, загадки:

  • Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

  • Живут сестра и брат: одну всякий видит, да не слышит, другого всякий слышит, да не видит. (Молния и гром)

  • Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

  • Басовитый и серьезный, у него характер крут: заворчит он очень грозно – все сейчас же убегут. (Гром)

  • На дворе переполох – с неба сыплется горох. (Град)

Или приметы:

  • Если днем жарко, душно, быстро увеличиваются кучевые облака, это предвещает грозу.

  • Если в саду закрываются цветки мальвы, ноготков, на лугу складывает листья клевер, цветки – одуванчик и мать-и-мачеха, то будет дождь.

  • Если после захода солнца в низинах, над водоемом стелется туман, то будет хорошая погода.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое гроза и молния?

2. Чем гроза и молния опасны для человека?

3. Какие виды молний вам известны?

4. Какие правила поведения надо соблюдать во время грозы?

5. Какие правила передвижения по улице в гололед вам известны?

Рекомендуемая по теме литература:

1. Виноградова Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапов И.В. Окружающий мир. 4 класс. М.: Просвещение, 2000.

2. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Зеркало, издательский дом "Техника – молодежи", 1996.

3. Девисилов В. Правила поведения во время грозы. // Журнал "ОБЖ" № 5, 2003.

4. Девисилов В. Молниезащита. Опасные факторы воздействия молний // Журнал "ОБЖ" № 6, 2003.

5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. Самара: Учебная литература, Корпорация "Федоров", 2002.

6. Клепинина З.А. Я и мир вокруг. 2 класс. Смоленск: Ассоциация ХХI век. Москва АО "Московские учебники", 1998.

7. Клепинина З.А. Рабочая тетрадь. Я и мир вокруг. Смоленск: Ассоциация ХХI век, Москва АО "Московские учебники", 1998.

8. Логинова Л. 366 уроков безопасности. – М.: Айрис Пресс, 2000.

9. Максиняева М.Р. Занятия ОБЖ с младшими школьниками. М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

10. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 2 класс. Ч. 1. М.: Просвещение, 2002.

11. Поглазова О.Т. Окружающий мир. – М.: Ассоциация ХХI век. АО "Московские учебники", 2003.

12. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. М.: Филологическое общество "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1999.

13. Смагин В. Защитите себя от капризов природы. Журнал "ОБЖ", № 12, 2001.

14. Смирнов А. Опасные ситуации природного характера. Журнал "ОБЖ", № 7, 2003.

15. Хроника происшествий за III–IV кварталы 2002 г. Журнал "ОБЖ", № 2, 2003.

16. Хроника происшествий за IV квартал 2003 г. Журнал "ОБЖ", № 2, 2004.

17. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. – М.: "Аванта+", 2001.