Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №38/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев (далее – Марафон), порядок его организации, проведения, организационно-методического обеспечения и финансирования, порядок участия и определения победителей.

1.2. Основными целями и задачами Марафона являются:

– выявление среди обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности на этапе обучения в начальной школе;
– создание условий для поддержки одаренных детей;
– содействие обмену опытом и повышению квалификации учителей, реализующих систему Л.В. Занкова;
– содействие распространению и популяризации идей системы общего развития Л.В. Занкова.

1.3. Марафон проводится ежегодно Федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова (далее – ФНМЦ) и Объединением профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова (далее – Объединение).

Задания Марафона соответствуют программе четвертого класса общеобразовательной школы по предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", носят как предметный, так и межпредметный, надпредметный характер.

1.4. Марафон проводится в три тура:

– первый тур проводится оргкомитетом Марафона, созданным при общеобразовательном учреждении;
– второй тур проводится оргкомитетом Марафона, созданным при региональном филиале ФНМЦ и Объединения;
– третий тур – федеральный – проводится Центральным оргкомитетом Марафона, созданным при ФНМЦ и Объединении.

2. УЧАСТНИКИ МАРАФОНА

2.1. Участниками Марафона являются учащиеся четвертых классов общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова.

2.2. Количество и состав участников первого тура определяются оргкомитетом Марафона общеобразовательного учреждения. Количество и состав участников второго тура определяются оргкомитетом Марафона регионального филиала ФНМЦ и Объединения. Количество и состав участников третьего тура определяются Центральным оргкомитетом Марафона ФНМЦ и Объединения.

3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАРАФОНА

3.1. Первый тур Марафона проводится общеобразовательными учреждениями, реализующими систему Л.В. Занкова, с 15 ноября по 1 декабря 2004 г. в соответствии с Инструкцией по проведению, разработанной и утвержденной Центральным оргкомитетом Марафона. Цель первого тура – формирование команды общеобразовательного учреждения из трех победителей для участия во втором – региональном – туре Марафона.
Задания первого тура и инструкция по его проведению публикуются в начале ноября в газете "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября", в журналах "Начальная школа", "Методист", "Практика образования", на сайтах www.nsc@1september.ru , www.zankov.ru , www.center.fio.ru .
Количество участников первого тура не ограничивается.
Победителей первого тура в количестве трех человек определяет жюри, состав которого утверждает оргкомитет Марафона общеобразовательного учреждения.

3.2. Работы победителей первого тура направляются в оргкомитет Марафона регионального филиала ФНМЦ и Объединения с заявкой на участие во втором туре не позднее 1 декабря 2004 г.

Жюри, состав которого определяется региональным оргкомитетом Марафона, выявляет лучшие работы и формирует состав команды региона, города (села) для участия во втором туре. Состав команды может включать как учащихся одного общеобразовательного учреждения, так и учащихся разных общеобразовательных учреждений города (села).

3.3. Второй тур Марафона – командный – проводится региональными оргкомитетами Марафона с 15 января по 1 февраля 2005 г. Цель второго тура – формирование команды из трех победителей на уровне района, города или области для участия в третьем – федеральном – туре Марафона.
Задания второго тура и инструкция по его проведению рассылаются Центральным оргкомитетом Марафона региональным оргкомитетам, которые направляют их оргкомитетам городов (сел), организующим на местах проведение второго тура Марафона.
Работы участников с выполненными заданиями возвращаются в региональный оргкомитет Марафона. Жюри второго тура определяет команды-победители, но для участия в третьем туре отбирает не более одной команды.

3.4. Работы победителей второго тура направляются в Центральный оргкомитет Марафона с заявкой на участие команды в третьем туре и с представлением на руководителя команды учителя начальных классов реализующего систему Л.В. Занкова, не позднее 1 февраля 2005 г.
Центральный оргкомитет определяет количество команд для участия в третьем туре и утверждает руководителей, которые будут их сопровождать.

3.5. Третий тур Марафона проводится в дни школьных каникул ФНМЦ и Объединением в сроки, определенные Центральным оргкомитетом Марафона и согласованные с органом управления образованием субъекта Российской Федерации, в котором проводится заключительный тур Марафона.

3.6. Цель третьего тура – определение команд-победителей (первое, второе, третье места), а также победителей в личном первенстве (первое, второе, третье места).
Кроме того, решаются следующие задачи: включение учеников-занковцев из разных общеобразовательных учреждений Российской Федерации в творческое сотрудничество в условиях досуга; обмен опытом учителей, реализующих систему Л.В. Занкова.

4. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРАФОНА

4.1. Для организационно-методического обеспечения Марафона ежегодно создаются Центральный оргкомитет Марафона, региональные оргкомитеты, оргкомитеты общеобразовательных учреждений, Центральное жюри, жюри региональных филиалов ФНМЦ, жюри общеобразовательных учреждений, предметные группы.

4.2. Центральный оргкомитет Марафона:

– формирует состав предметных групп для разработки заданий первого, второго и третьего туров;
– осуществляет публикацию и рассылку заданий для первого и второго туров;
– разрабатывает и утверждает инструкции по проведению первого и второго туров;
– определяет порядок, сроки и место проведения третьего – заключительного – тура;
– формирует состав Центрального жюри;
– организует общее руководство подготовкой и проведением третьего тура;
– рассматривает по представлению Центрального жюри и утверждает количество команд – участников третьего тура и их руководителей;
– анализирует и обобщает итоги Марафона;
– рассматривает конфликтные ситуации, возникшие при проведении всех этапов Марафона.

4.3. Состав Центрального оргкомитета формируется из представителей авторских коллективов, научной общественности, специалистов органов управления образованием, методистов ФНМЦ и его региональных филиалов, педагогических работников общеобразовательных учреждений, реализующих систему Л.В. Занкова, представителей общественных организаций.

4.4. Оргкомитеты региональных филиалов ФНМЦ:

– определяют порядок проведения второго тура;
– осуществляют рассылку заданий участникам второго тура;
– формируют состав жюри второго тура;
– рассматривают по представлению жюри и утверждают количество команд – участников второго тура;
– направляют в Центральный оргкомитет работы победителей второго тура с заявками на участие в третьем туре;
– анализируют и обобщают итоги второго тура;
– рассматривают конфликтные ситуации, возникшие при проведении второго тура Марафона;
– вносят предложения в Центральный оргкомитет по вопросам, связанным с совершенствованием организации, проведения и методического обеспечения Марафона.

4.5. Оргкомитеты общеобразовательных учреждений:

– определяют порядок проведения первого тура;
– формируют составы жюри первого тура Марафона;
– рассматривают по представлению жюри и утверждают состав команды из трех человек – участников второго тура Марафона;
– направляют в региональный оргкомитет работы победителей первого тура с заявками на участие во втором туре;
– анализируют и обобщают итоги первого тура Марафона;
– рассматривают конфликтные ситуации, возникшие при проведении первого тура Марафона;
– вносят предложения в региональный или (и) Центральный оргкомитет по вопросам, связанным с совершенствованием организации, проведения и методического обеспечения Марафона.

4.6. Предметные группы:

– разрабатывают задания для первого, второго и третьего туров Марафона;
– разрабатывают методические комментарии для учителей к заданиям;
– разрабатывают критерии оценивания выполненных заданий.

4.7. В состав предметных групп входят авторы образовательных программ и учебных курсов, реализующих систему Л.В. Занкова, научные сотрудники ФНМЦ, представители научной общественности.

4.8. Центральное жюри проводит проверку выполненных заданий, оценивает их результаты, определяет победителей и распределяет призовые места, готовит предложения по награждению победителей, проводит анализ выполненных заданий с участниками Марафона и учителями – руководителями команд.

4.9. В состав Центрального жюри включаются представители авторов-разработчиков образовательных программ и учебных курсов, представители научной общественности, методисты ФНМЦ, учителя-занковцы из различных регионов Российской Федерации.
Все члены Центрального жюри обязаны пройти специальную подготовку, включающую ознакомление с общими принципами построения заданий, критериями оценивания выполненных работ.
Заявки на включение в состав Центрального жюри принимаются от учителей-занковцев Центральным оргкомитетом до 1 февраля. К заявке должны быть приложены варианты разработанных заданий и их описание, а также информация об опыте и стаже работы претендента.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАРАФОНА И НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

5.1. На всех этапах Марафона по результатам, показанным его участниками, определяются победители.

5.2. Победители первого тура Марафона награждаются общеобразовательным учреждением.

5.3. Победители второго тура Марафона – члены команд-победителей – награждаются региональными филиалами ФНМЦ и Объединения.

5.4. Победители третьего тура Марафона – члены
команд-победителей и участники личного первенства – награждаются ФНМЦ и Объединением дипломами и призами.

5.5. Списки победителей Марафона и их учителей публикуются в газете "Начальная школа" Издательского дома "Первое сентября" и журнале "Практика образования", на сайтах www.nsc@1september.ru , www.zankov.ru , www.center.fio.ru .

6. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРАФОНА

6.1. Финансовое обеспечение первого и второго туров Марафона осуществляется за счет средств проводящих их общеобразовательных учреждений и региональных филиалов ФНМЦ, а также спонсорских средств.

6.2. ФНМЦ и Объединение финансирует расходы на подготовку, публикацию и рассылку заданий для проведения первого и второго туров Марафона.

6.3. Учащиеся и учителя общеобразовательных учреждений, являющихся юридическими членами Объединения, за участие в третьем заключительном туре Марафона оплачивают 50% от суммы, определенной Центральным оргкомитетом за участие в Марафоне. Остальные категории учащихся и учителей выплачивают полную стоимость участия в третьем туре Марафона.

6.4. К финансированию третьего тура Марафона привлекаются спонсорские взносы.

Приложение

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МАРАФОНА

1. При проведении всех туров по аудитории, где проводится Марафон, назначается дежурный педагог. В классе не должны находиться посторонние лица. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой.

2. Дежурный педагог инструктирует детей о правилах оформления работы; раздает листы с заданиями; сообщает участникам Марафона продолжительность работы и время ее окончания, фиксирует время начала работы.

3. Продолжительность работы – 1 ч 40 мин (100 мин).

4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свою работу. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.

5. Для проверки работ первого тура Марафона в школе создается жюри, которое состоит из учителей, работающих по системе Л.В. Занкова, и представителя администрации школы. Заявку на участие во втором туре подписывает директор школы.
Для проверки работ второго тура в состав жюри, кроме учителей-занковцев и представителей администрации школы, входит представитель регионального управления образованием. Заявку на участие в третьем туре подписывает направляющая сторона.

6. Работы команд-победительниц и заявки на участие во втором и третьем турах необходимо выслать в Центральный оргкомитет Марафона. Рассматриваться будут работы и заявки, высланные не позднее 1 декабря 2004 г. и не позднее 1 февраля 2005 г. (в соответствии со штемпелем местного отделения связи).

Адрес Центрального оргкомитета

Кому: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, Объединение Профессионалов, содействующих системе общего развития Л.В. Занкова.

Куда: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, комната 309 с пометкой "Интеллектуальный марафон".

Справки по телефонам: (095)452-4900 (доб. 130), (095)786-2119.

ТРЕТИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН УЧЕНИКОВ-ЗАНКОВЦЕВ

Задания I тура

Литературное чтение

Дорогие ребята!
Вам хорошо знаком такой жанр, как сказка. В наш читательский багаж входит большое количество народных и авторских сказок.
Вашему вниманию предлагается необычная сказка Людмилы Петрушевской. С ее произведениями мы уже встречались на страницах учебника "Литературное чтение".
Вам предстоит письменно:

1) доказать, что это произведение является сказкой, хотя и необычной;
2) ответить на вопросы:

  • Как автором достигается юмористический эффект?

  • В чем выразились лирические мотивы?

3) пофантазировать, что собой представляет и как выглядит пуговка с рукава Лунной ночи.

СКАЗКА С ТЯЖЕЛЫМ КОНЦОМ

Однажды Лунная ночь ходила-ходила, бродила-бродила по кустам, по болотам, да и потеряла с рукава пуговку.
Лунная ночь рассердилась и начала искать: всю ночь искала по лесам и полям, залезала во все колодцы, ведра и сапоги, светила в окна, под кровати, в кастрюли и чайники, чашки и наперстки, заглянула даже в пасть кошки – все напрасно.
Так Лунная ночь и ушла спать ни с чем, мокрая и с расстегнутым рукавом.
А ее пуговицу нашли рабочие на стройке в котловане, да и сдали свою находку в музей.
Она теперь лежит там, в витрине с надписью:

"Руками не трогать.
Вес – шестнадцать тонн".

Русский язык

1. Подчеркни слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

аист, рояль, пианино, уютно, поэт, театр, приятно, яичко

2. Составь словосочетания со следующими глаголами:

вбежать – взбежать, весить – вешать, сломить – сломать

3. Прочитай и отредактируй предложения. Запиши их правильно.

1) Если ударить металлическим предметом по камню, то он рассыплется в щепки.
2) Вдали показались березовая дубрава.
3) Он причинил мне много добра.
4) Мы одержали поражение.

Математика

1. Ломаной из трех звеньев раздели прямоугольник на 4 равных многоугольника.

2. Найди два натуральных числа, значения разности и частного которых равны.

3. В двух пачках 30 тетрадей. Если из первой пачки переложить во вторую 2 тетради, то в первой пачке станет вдвое больше тетрадей, чем во второй. Сколько тетрадей было в каждой пачке?

Окружающий мир

1. Запиши как можно больше вариантов группировки названных животных. Количество групп и названий животных в них может быть разное:

тигр, верблюд, дятел, гусь, корова, беркут, синица, скворец, еж, овца, собака, курица

2. Сделай два одинаковых рисунка холма. На первом рисунке лицом к тебе нарисуй человека у подошвы холма, на втором также нарисуй человека, но на вершине холма. Укажи на обоих рисунках линию горизонта и горизонты, которые видят эти два человека.

3. Напиши, к каким векам нашей эры относятся эти годы:

100 г., 1299 г., 1301 г., 2901 г.

Ответы

Литературное чтение

1. Для учащихся показателем сказочности текста в первую очередь является то, что его главной героиней является Лунная ночь. Выражение "лунная ночь" одновременно и имя нарицательное, и имя собственное, ночь "очеловечена", и даже можно увидеть некоторые черты ее характера. Принимаются любые комментарии детей, в которых это подмечено. Особо приветствуется, если ученик замечает в тексте сходство со сказочной манерой повествования (однажды… ходила-ходила, бродила-бродила по кустам, по болотам…) либо элементы сказочной цепочки с убыванием (искала по лесам и полям, залезала во все колодцы, ведра и сапоги, светила в окна, под кровати, в кастрюли и чайники, чашки и наперстки…) (4 балла).

2. Юмористический эффект создается сочетанием высокого сказочного плана и бытового, повседневного (незначительность потери, перечисление, где и как ночь ищет пуговку, где и кем она найдена). Многообещающий заголовок контрастирует с неожиданным окончанием сказки. Лирические мотивы связаны с возникающим в нашем представлении ночным пейзажем и лунным лучом, освещающим разные предметы. Кроме того, не смешно, а трогательно выглядит растерянная Лунная ночь (Так Лунная ночь и ушла спать ни с чем, мокрая и с расстегнутым рукавом…). Наконец, поиск загадочной пуговки тоже настраивает на фантастический лад
(8 баллов).

3. Описание учащимися Лунной ночи, ее внешности, наряда и злополучной пуговки оценивается с точки зрения оригинальности созданного образа и способности выразить его в слове. Нарисовать иллюстрацию к сказке можно во внеконкурсное время (6 баллов).

Русский язык

1. Каждое правильно подчеркнутое слово оценивается в 1 балл, пять слов – в 5 баллов.

Аист, пианино, поэт, театр, яичко

2. Каждое правильно составленное словосочетание оценивается в 1 балл, шесть словосочетаний – в 6 баллов:

Вбежать в комнату – взбежать по лестнице, весить много (мало) – вешать белье, сломить волю (дух) – сломать игрушку.

3. Задание оценивается в 7 баллов: за каждое правильно отредактированное предложение – 1 балл. Дополнительные 3 балла присуждаются при наличии вариантов редактирования (1 балл за каждый вариант):

1) Если ударить металлическим предметом по камню, то он рассыплется на мелкие части (кусочки, камушки). (1 балл)
2) Варианты: Вдали показалась березовая роща. Вдали показалась (темная) дубрава. (2 балла)
3) Варианты: Он причинил мне много горя (зла). Она сделала мне много добра. (2 балла)
4) Варианты: Мы одержали победу. Мы потерпели поражение. (2 балла)

Математика

1. Среднее звено ломаной делит прямоугольник на 2 равных прямоугольника, крайние звенья являются диагоналями этих прямоугольников.
Задание имеет четыре решения, которые зависят от расположения ломаной в прямоугольнике, каждый вариант решения оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов за задание – 4.

2. Числа 4 и 2.
Задание требует использования способа рационального подбора, следовательно, оцениваются выбор интервала чисел, который выбран для проб, а также полнота описания результата проведенных проб.
Если выбран интервал от 1 до 5 и дано полное описание подбора, то ученик получает высшую оценку – 6 баллов.
Если выбран тот же интервал, но нет полного описания процесса подбора или выбран интервал от 1 до 10 и дано полное описание процесса подбора, выполнение задания оценивается в 5 баллов.
Если выбран интервал от 1 до 10 и дано неполное описание процесса подбора, работа оценивается в 4 балла.
Если выбран интервал шире, чем от 1 до 10, и дано полное описание процесса подбора, – оценка 3 балла.
Если при выборе того же интервала дано неполное описание процесса подбора, – оценка 2 балла.
Если представлены только сами числа, работа оценивается в 1 балл.

Возможный вариант выполнения задания на высший балл

Искомые числа не могут быть большими, так как значение частного уменьшается быстрее, чем значение разности, если делимое равно уменьшаемому, а делитель – вычитаемому.
Возьму первые пять чисел натурального ряда. Самое большое из них делится только на 1 и на 5. Пробую эти числа. 5 : 1 = 5 и 5 – 1 = 4; 5 : 5 = 1 и 5 – 5 = 0. Так как 5 не равно 4 и 1 не равно 0, числа 1 и 5 можно отбросить. Остались числа 2, 3, 4.
Пробую числа 2 и 4. 4 : 2 = 2 и 4 – 2 = 2. Так как 2 = 2, то числа 2 и 4 будут решением задания.

3. В первой пачке 22 тетради, во второй – 8.
Задача проще всего решается логическим рассуждением, хотя может быть решена и другими способами (например, алгебраическим, если дети с ним уже знакомы).
Логическое рассуждение состоит из трех шагов, и при оценке учитывается их наличие или отсутствие, а также качество изложения этих шагов.
Высшим баллом оценивается решение, в котором присутствуют все три шага и четко прописаны переходы от шага к шагу.
Если в решении присутствуют все шаги, но не полностью или совсем отсутствует описание переходов от шага к шагу, работа оценивается в 7 баллов.
Если в решении присутствуют два шага и четко прописан переход от одного шага к другому, работа оценивается в 6 баллов.
Если в решении присутствуют два шага, но не полностью или совсем не прописан переход от одного шага к другому, работа оценивается в 5 баллов.
Если в решении присутствует только один шаг, но есть упоминание о непрописанных шагах, работа оценивается в 4 балла.
Если в решении присутствует только 1 шаг, нет упоминания о непрописанных шагах, работа оценивается в 3 балла.
Если просто записаны числа, являющиеся ответом, работа оценивается в 1 балл.

Возможный вариант выполнения задания на высший балл

По условию задачи после перекладывания тетрадей из первой пачки во вторую в первой из них тетрадей стало в 2 раза больше, чем во второй. Так как тетрадей всего 30, то в первой пачке стало 20 тетрадей, а во второй – 10.
Так как до перекладывания тетрадей из первой пачки во вторую в ней было на 2 тетради меньше, то сначала в ней было 10 – 2 = 8 тетрадей.
Так как до перекладывания тетрадей из первой пачки во вторую в первой пачке было на 2 тетради больше, то сначала в ней было 20 + 2 = 22 тетради.

Если задача решена алгебраически, то при оценке учитываются правильность и полнота описания составления уравнения и правильность решения полученного уравнения.
Для получения наивысшего балла необходимы полное описание получения верного уравнения и правильное решение полученного уравнения.
Если работа содержит полное описание получения верного уравнения, но при его решении допущена вычислительная ошибка, работа оценивается в 7 баллов.
Если работа содержит полное описание получения верного уравнения, но при его решении допущена ошибка в преобразованиях, работа оценивается в 6 баллов.
Если в работе присутствуют недочеты в описании получения верного уравнения и верно решено само уравнение, она оценивается в 5 баллов.
Если в работе присутствуют недочеты в описании получения верного уравнения и при его решении допущена вычислительная ошибка, работа оценивается в 4 балла.
Если в работе присутствуют недочеты в описании получения верного уравнения и при его решении допущена ошибка в преобразованиях, работа оценивается в 3 балла.
Если в работе нет описания получения верного уравнения, а само уравнение решено верно, работа оценивается в 2 балла.
Если в работе нет описания получения верного уравнения, а в решении уравнения допущена вычислительная ошибка, работа оценивается в 1 балл.

Возможный вариант решения на высший балл

Пусть в первой пачке было сначала х тетрадей.
Тогда во второй пачке сначала было 30 – х тетрадей.
После перекладывания в первой пачке стало х – 2 тетрадей, а во второй – 30 – х + 2 тетрадей.
По условию задачи в первой пачке оказалось после перекладывания в 2 раза больше тетрадей, чем во второй.
Получаем уравнение:

х – 2 = 2 (30 – х + 2)
х – 2 = 2 (32 – х)
х – 2 = 64 – 2х
х
– 2 + 2х = 64 – 2х + 2х
3х – 2 = 64
3х = 64 + 2
3х = 66
х = 66 : 3
х = 22

Если в первой пачке было 22 тетради, то во второй – 30 – 22 = 8 тетрадей.

Окружающий мир

1. Возможные варианты группировки животных:

1) растительноядные, насекомоядные, хищные (2 балла);
2) млекопитающие и птицы (2 балла);
3) домашние и дикие (1 балл);
4) домашние птицы, домашние млекопитающие, хищные птицы, хищные млекопитающие (3 балла).

2. Правильным следует считать тот вариант, в котором видимое пространство на первом рисунке меньше, чем на втором. Качество рисунка не оценивается (6 баллов).

3. I в., XIII в., XIV в., XXX в. (4 балла)