Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2004

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина ПАНИНА,
психолог

Продолжение. См. № 36/2004

Как хорошо уметь читать…

Фото В.Алексеева

Мы продолжаем обсуждать очень актуальный вопрос о развитии навыка полноценного чтения у наших младших школьников. Хорошо известно, что обучение чтению является не просто формированием одного из необходимых учебных навыков, а, прежде всего, способом развития у детей мышления.
И если эта работа не будет проведена профессионально грамотно, то плохо читающий ученик, испытывающий к тому же недостатки в развитии интеллектуальных способностей, попадет в так называемую серьезнейшую "группу риска". В статье психолог Галина ПАНИНА познакомит вас с рекомендациями по обучению чтению и профилактике дисграфии Санкт-Петербургского психолога, кандидата психологических наук Людмилы Ясюковой.

Начнем с того, что мы, учителя начальной школы, очень хорошо знаем, что традиционные занятия с ребенком, проводимые логопедами и педагогами, к сожалению, зачастую не приносят ожидаемых результатов. Дело в том, что если в процессе занятий основное внимание фиксируется на правильном произношении звуков и последующем озвучивании различных наборов звукосочетаний, часто абсолютно лишенных смысла, то ребенок обучается не чтению, а озвучиванию. Тренировка на "звукослияние" приводит к тому, что ребенок усваивает формальные законы звуковой организации слов русского языка, что на начальном этапе обучения чтению позволяет ученику легко и бегло читать вслух, не понимая смысла читаемого текста. Технику чтения такой ребенок успешно сдает, но читать книги не может и не хочет, так как часто не понимает смысла прочитанного.

Как пишет Людмила Ясюкова в своей книге "Психологическая профилактика проблем в развитии и обучении школьников", для исправления дефектного навыка чтения в первую очередь надо обеспечить понимание ребенком читаемого им материала. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный. Лучше, чтобы рядом с текстом была картинка, которая поможет плохо читающему малышу понять содержание прочитанного. И конечно же, текст должен быть интересен ребенку. Может быть, кому-то это и покажется странным, но всеми этими качествами обладают комиксы и рекламные проспекты, на которых дети лучше всего и учатся правильно читать. Но не следует предлагать современному ребенку стилизованные "псевдорусские" комиксы, т.к. лубочные иллюстрации малопонятны детям.

Нам могут возразить, сказав, что таким образом мы можем сформировать у развивающегося ребенка дурной литературный вкус. Возможно, но если он сейчас не научится читать, то, скорее всего, не возьмет в руки ни одной книги. Тогда о каком же литературном вкусе вообще может идти речь?!

Однако обращаем еще раз ваше внимание, уважаемые читатели, на то, что нельзя требовать от ребенка громкого чтения вслух, что бы он не читал (тексты параграфов, условия задачки, подписи под картинками). Пусть читает молча, "глазами" или пришептывая, как ему удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание текста) – две независимые и параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит сразу с произношением.

Попробуйте провести небольшой эксперимент. Прочитайте громко вслух любую газетную передовицу, посвященную экономической тематике, или незнакомый научный текст. Затем перескажите смысл прочитанного. Ну как, получилось? Да, действительно, пересказать смысл малопонятного текста будет довольно сложно, он как бы ускользает. Вам придется еще раз пробежать текст глазами, чтобы выделить в нем основные смысловые моменты. А вот чтение подобных текстов "про себя" позволит вам сразу вникнуть в их смысл.

Когда мы заставляем ребенка сразу читать вслух, ему не удается распределять свое внимание так, чтобы озвучивать и понимать прочитанное одновременно. Он может делать только что-то одно. И часто ребенок обучается озвучиванию читаемого без понимания. В результате ученик не может сразу пересказать прочитанное, ему требуется несколько раз вернуться к тексту, просмотреть его молча "про себя" и только потом пересказать.

А теперь о пересказе. Следует полностью исключить простой пересказ, когда мы просим ребенка близко к тексту по памяти воспроизвести содержание. Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний или прочтений и пересказа (сначала по частям, а потом и в целом). Если этому упорно учить, то мы можем сильно затормозить процесс развития мышления ребенка. Ребенок должен научиться пересказывать, но другим способом – начиная с осмысления содержания текста.

Любой текст состоит из абзацев. Каждый абзац оформляет часть текста, представляющую собой законченную мысль. Прочитав абзац, ребенок не должен его пересказывать, а должен своими словами одним предложением сказать, о чем шла речь. Сделать это отнюдь не просто. Сначала нужно научить ребенка обсуждать содержание, выделять главную мысль и только потом пытаться её коротко и более четко сформулировать. Если текст состоит, например, из пяти абзацев, то в результате такой работы будет выделена его внутренняя смысловая структура или составлен план из пяти пунктов. Только после этого можно переходить к пересказу, но не с начала и не подряд всего текста, как делается обычно. Пересказывать следует вразбивку, например, пусть ребенок расскажет четвертый пункт плана, потом первый, и т.д.

Такой пересказ необходим для того, чтобы ребенок ориентировался в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление, а не память. В результате такой работы ребенок научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику. Главное же, что его обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребенка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.

Если мышление ребенка хорошо развито, и он много и с удовольствием читает, то он будет способен:

  • понимать то, что учитель объясняет на уроках;

  • самостоятельно выполнять домашние задания;

  • и главное – включать в свой личный опыт приобретаемые в школе знания.

Все это – условия самого благоприятного прогноза обучения и развития ребенка.