Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2004

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Тамара ТУПИЦЫНА,
учитель школы № 8 г. Кирова

«Классная» игра

Игра проводится по аналогии с телевизионной передачей "Своя игра". В первом раунде участвует весь класс. Игроки, набравшие большее количество очков, чем другие, переходят во второй (красный) раунд, после которого выбираются только три участника с максимальной суммой очков.
После III раунда награждаются все три участника, вышедшие в финал игры. Победителю вручается главный приз.

ХОД ИГРЫ

На доске темы синего раунда:

Удивительные превращения

10

20

30

40

50

Волшебное средство

10

20

30

40

50

Трудный путь

10

20

30

40

50

В волшебной стране

10

20

30

40

50

Так все начиналось

10

20

30

40

50

Учитель зачитывает задания, выбранные детьми. При ответе обязательно указываются название и автор литературного произведения.

СИНИЙ РАУНД

Литературная викторина

Тема 1. "Удивительные превращения"

В кого превращались или были заколдованы:

10б Князь Гвидон. (В комара, муху, шмеля. А. Пушкин "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о его прекрасной царевне Лебеди".)

20б Красивый мальчик Якуб. (В карлика. В.Гауф "Карлик Нос".)

30б Петя Зубов. (В старика. Е.Шварц "Сказка о потерянном времени.)

40б Карик и Валя. (В крошечных человечков. Я.Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали".)

50б Нильс. (В крошечного человечка. С.Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)

Тема 2. "Волшебное средство"

Что бы ты попросил у:

10б Оле-Лукойе. (Зонтик. X.К. Андерсен "Оле-Лукойе".)

20б Солдата. (Огниво. X.К. Андерсен "Огниво".)

30б Буратино. (Золотой ключик. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

40б Незнайки. (Волшебную палочку. Н.Носов "Незнайка в Солнечном городе".)

50б Маленького Мука. (Туфли и тросточку. В.Гауф "Маленький Мук".)

Тема 3. "Трудный путь"

На чем или на ком совершили необыкновенное путешествие:

10б В зеленый город Незнайка и его друзья. (На воздушном шаре. Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей".)

20б В Волшебную страну Элли и дядюшка Чарли. (На сухопутном корабле. А.Волков "Урфин Джюс и его деревянные солдаты".)

30б Из кабинета профессора Енотова на ближайший пруд Карик и Валя. (На стрекозе. Я.Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали".)

40б На юг лягушка-квакушка. (На прутике, который держали две утки. В.Гаршин "Лягушка-путешественница".)

50б С железнодорожной станции в деревню Простоквашино дядя Федор и его друзья. (На тракторе. Э. Успенский "Дядя Федор, пес и кот".)

Тема 4. "В Волшебной стране"

Кто из литературных героев:

10б Был обманут в Стране Дураков. (Буратино. А.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)

20б Побывал в Королевстве кривых зеркал. (Оля и Яло? Губарев "Королевство кривых зеркал".)

30б Пережил множество опасных приключений в Голубой, Фиолетовой, Розовой и Желтой стране. (Элли и ее друзья. А.Волков "Волшебник Изумрудного города" и др.)

40б Полетел с дикими гусями в Лапландию. (Нильс Хольгерсон. С.Лагерлеф "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями".)

50б Жил в стране, которой правил принц Лимон. (Чиполлино и его друзья. Д.Родари "Приключения Чиполлино".)

Тема 5. "Так все начиналось"

Назовите произведение, которое так начиналось, и его автора:

10б "В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие." (Н.Носов "Приключения Незнайки и его друзей".)

20б "Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли". (А.Волков "Волшебник Изумрудного города".)

30б "Жил-был доктор. Он был добрый". (К.И. Чуковский "Доктор Айболит".)

40б "Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое..." (Л.Кэрролл "Приключения Алисы в Стране Чудес".)

50б "B городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантенсон". (А.Линдгрен "Карлсон, который живет на крыше".)

На доске темы красного раунда:

Задачи-шутки, задачи-загадки

20

40

60

80

100

Лабиринты живой природы

20

40

60

80

100

Карта и компас – наши друзья

20

40

60

80

100

Шарады

20

40

60

80

100

В гостях у слова

20

40

60

80

100

КРАСНЫЙ РАУНД

Тема 1. "Задачи-шутки, задачи-загадки"

20б Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три утки, одна за другой.)

40б Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидели по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Сколько ног было на мельнице? (Две ноги мельника, так как у кошек и котят лапы.)

60б Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной в 5 метров? (За 4 минуты.)

80б У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему 100 лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (Этот человек родился 29 февраля, то есть день рождения у него бывает один раз в четыре года.)

100б У Корнея Чуковского есть стихотворение-загадка:

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги.
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырем.
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

Что это такое? –

(Человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.)

Тема 2. "Лабиринты живой природы"

20б Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими.)

40б Почему весной не охотятся на пушных зверей? (Весной пушные звери линяют, это обесценивает мех. Кроме того, весной появляются у зверей детеныши.)

60б Что значит "Волка ноги кормят"? (Волк не стережет добычу в засаде, как кошка, а догоняет ее.)

80б У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов.)

100б Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого шесть ног, а у паука – восемь, значит, паук – не насекомое.)

Тема 3. "Карта и компас – наши друзья"

20б В каком государстве, не пересекая его границ, протекает самая длинная река в Европе? (Волга, на территории Российской Федерации.)

40б Какое озеро самое глубокое в мире? (Озеро Байкал, его глубина 1620 метров.)

60б Какой континент не имеет рек? (Антарктида, почти вся ее территория покрыта ледяным покровом.)

80б Какая часть света омывается всеми четырьмя океанами? (Азия. Средиземное море является частью Атлантического океана.)

100б Где климат суровее: на Северном или Южном полюсе? (На Южном полюсе, так как Антарктида высоко расположена над уровнем моря, и ее не омывает теплое течение, такое, как Гольфстрим, почти достигающее Северного полюса.)

Тема 4. "Шарады"

Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово.

20б Мой первый слог предлог,
И во втором мы проживем все лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждет ответа. (За – дача.)

40б Мой первый слог – в линейках нотных,
Два остальных – защита у животных,
А целое соединит всегда
Деревни, села, города. (До – рога.)

60б Только два предлога,
А волос в них много. (У – с.)

80б Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. (Кар – тина.)

100б Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье – слог второй,
А в целом – школьный столик твой. (Пар – ты.)

Тема 5. "В гостях у слова"

20б Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

40б Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

60б Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер.)

80б Замените фразеологизмом выражение "очень много людей в тесном помещении".(Яблоку негде упасть.)

100б Назовите фразеологизм, с помощью которого говорят об удачливом, счастливом человеке. (В рубашке родился.)

Раунд "Своя игра"

Тема. «Занимательная лингвистика (наука о языке)».

Участники игры делают ставки.

После этого учитель объявляет тему и задание.

Задание.

Внимательно прочитайте следующее предложение и определите род подлежащего?

ЖЕНЯ ВСЕГДА ХОДИТ В ОЧКАХ.