Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ирина ТОВПИНЕЦ

Окружающий мир

По программе И.П.Товпинец

1-й класс

НАША СТРАНА

Задание 1

1. Заполни пропуски в предложениях.

Наша страна – ____________
Главный город – столица нашей страны – _________
Символ России – ________________

2. Нарисуй и раскрась флаг России.

НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Задание 2

Выпиши в столбик названия объектов неживой и живой природы, а также названия объектов, которые сделаны человеком.

Неживая  природа

1. ___________
2. ___________
3. ___________
4. ___________
5. ___________

Живая природа

1. ___________
2. ___________
3. ___________
4. ___________
5. ___________

Создано человеком

1. ___________
2. ___________
3. ___________
4. ___________
5. ___________

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Задание 3

Запиши, с какого месяца начинается в местности, где ты живешь, осень, зима, весна, лето. Используй свои наблюдения и материал классного календаря природы.

1. Осень  ____________
2. Зима    ____________
3. Весна  ____________
4. Лето    ____________

Используй условные обозначения времен года.

Примечание. Учитель дает образцы условных обозначений на доске:

Задание 4

Нарисуй и раскрась деревья осенью. Нарисуй и раскрась деревья зимой.

Примечание. Учитель дает образцы рисунков на доске (деревья осенью).

Задание 5

Нарисуй и раскрась овощи и фрукты, которые выращивают в вашей местности в садах и огородах.

Овощи             Фрукты

Задание 6

Запиши на строчке 1 названия животных, которые зимой ведут активный образ жизни.

Запиши на строчке 2 названия животных, которые зимой впадают в спячку.

Белка, заяц, еж, медведь, дятел, крот.
1. Зимой активны ____________________________
2. Зимой впадают в спячку _____________________

Задание 7

Выпиши в столбик и отметь кружками красного цвета названия птиц, которые улетают осенью в теплые края.

Выпиши в столбик и отметь кружками синего цвета названия птиц, которые остаются зимовать в вашей местности.

Ворона, скворец, грач, воробей, синица, ласточка, снегирь, кукушка.

Перелетные _______________________________
Зимующие ________________________________

Оценка результатов

При обработке результатов контрольных работ учитель может использовать как уровневую, так и пятибалльную оценку. Ответ высокого (4-го) уровня соответствует отметке «5», среднего (3-го) уровня – «4», низкого (2-го) уровня – «3». Практика изучения усвоения программного материала по курсу «Окружающий мир» в системе развивающего обучения показывает, что учащихся, полностью не выполнивших предлагаемые самостоятельные работы, которые можно было бы отнести к самому низкому (1-му) уровню, то есть ниже уровня образовательного минимума, практически не бывает, если иметь в виду нормальное состояние здоровья и самочувствие ребенка.

При выполнении некоторых заданий не предусмотрена уровневая оценка, учитель может оценивать ответы по двухбалльной системе: «выполнено» – «не выполнено»; «правильно» – «неправильно»; «тема раскрыта полностью» – «тема раскрыта не полностью».

Предлагаемые варианты контрольных работ не рекомендуется проводить на уроках подряд по всем заданиям, чтобы не вызвать утомления у детей. Это может привести к снижению качества ответов.

Дозировку заданий на урок учитель определяет по собственному усмотрению, создает спокойную, доброжелательную обстановку и предоставляет ученикам необходимое время для выполнения заданий. При необходимости можно дать дополнительное время, фиксируя эти случаи.

Формулировки заданий учитель кратко записывает на доске, зачитывает, дает некоторые пояснения по организации выполнения самостоятельных работ (форма записи, условные обозначения, образцы рисунков и пр.).

Разработка заданий предусматривает выявление и формирование у учащихся некоторых организационных навыков расположения материала отчета, использования условных обозначений как элементов схематической записи. Эти навыки являются важной составляющей формирования общеучебных умений, на что учитель должен постоянно обращать внимание в процессе организации учебной деятельности школьников, а также при оценке выполнения контрольных работ.

Можно делать краткие записи с оценкой навыка самостоятельности, фиксирования трудности при выполнении заданий учащимися.

Задание 1

Можно использовать суммарную оценку выполнения всех частей задания.

  • Высокий уровень. Учащиеся дают правильные ответы по всем заданиям, хорошо выполняют рисунок.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно заполняют пропуски первой и второй частей задания, неполно называют государственную символику России, хорошо выполняют рисунок.

  • Низкий уровень. Учащиеся допускают пропуски в записях и ошибки при выполнении заданий.

Задание 2

Задание выявляет сформированность у учащихся первоначальных представлений о компонентах окружающего мира: «природа» – «не природа» (объекты, созданные человеком), о группах объектов неживой и живой природы. Учитель может дать детям необходимые указания по организации выполнения задания и записи ответов.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно выделяют три группы объектов и оформляют запись, записывают по четыре и более названий объектов обозначенных групп.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно записывают в среднем по три названия объектов обозначенных групп.

  • Низкий уровень. Учащиеся записывают по два-три названия объектов обозначенных групп, допускают ошибки в группировке.

Задание 3

Выполнение задания предполагает возможную корректировку полученных учащимися знаний о продолжительности (условной) четырех сезонов года с учетом проведенных детьми наблюдений и местных условий. При выполнении задания учащиеся могут использовать классные календари наблюдений природы, личный опыт.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно (по оценке учителя) обозначают сроки начала сезонов года с учетом местных условий (например, раннее начало зимы – ноябрь и пр.), правильно используют условные знаки обозначения сезонов года.

  • К высокому уровню можно отнести также ответы детей с традиционно обозначаемыми сроками начала сезонов.

  • Низкий уровень. Учащиеся выполняют задание не в полном объеме, испытывают трудности в использовании соответствующих условных обозначений, нуждаются в помощи учителя.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся выполняют правильные рисунки хвойных и лиственных деревьев в разные сезоны года.

  • Низкий уровень. Учащиеся нуждаются в поэтапной помощи учителя при выполнении всех частей задания.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся выполняют по четыре и более рисунков каждой группы объектов, делают подписи.

  • Низкий уровень. Учащиеся выполняют по два-три рисунка овощных и фруктовых растений обозначенных групп.

Задание 6

  • Высокий уровень. Учащиеся полностью и правильно выписывают названия группы животных, которые зимой ведут активный образ жизни, и обозначают названия животных, которые имеют приспособления для перенесения зимних холодов (впадают в спячку).

  • Средний уровень. Учащиеся выполняют задание на группировку не полностью.

  • Низкий уровень. Учащиеся выполняют задание не полностью, имеют место ошибки.

Задание 7

  • Высокий уровень. Учащиеся полностью правильно группируют и соответственно записывают названия зимующих и перелетных птиц.

  • Средний уровень. Учащиеся выполняют задание на группировку не полностью.

  • Низкий уровень. Учащиеся выполняют задание не полностью, имеют место ошибки в группировке.

МНОГООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Задание 1

Назови известные тебе группы растений.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________
5. ______________________________________

Выпиши в столбик по четыре названия групп цветочных и хвойных растений ближнего природного окружения.

Задание 2

Запиши, с какой целью люди выращивают культурные растения.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________
5. ______________________________________

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА

Задание 3

Назови известные тебе группы животного мира.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________
5. ______________________________________

 Выпиши в столбик по четыре названия представителей групп животных ближнего природного окружения.

Задание 4

Проведи группировку названий животных по выделенным основаниям.

Дикие ____________________________________
Домашние ________________________________
Хищные _________________________________
Растительноядные __________________________

Волк, коршун, коза, лошадь, сова, снегирь, рысь, корова, кошка, лось, верблюд.

Задание 5

Поясни, с какой целью люди разводят домашних животных.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ

Задание 6

Назови, какие изменения происходят в жизни растений и животных осенью. Поясни связи неживой и живой природы.

У растений

1. _____________
2. _____________
3. _____________
4. _____________

У животных

1. _____________
2. _____________
3. _____________
4. _____________

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ НА КАРТЕ

Задание 7

Запиши, каким цветом изображена на Физической карте поверхность суши.

Запиши, каким цветом на карте изображена водная поверхность.

Оценка результатов

Задание 1

Задание служит проверке освоения понятия «многообразие растений», а также выявлению полноты конкретизации групп хвойных и цветковых растений с учетом местных природных условий.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно называют все изученные группы растений и приводят по четыре и более примеров представителей групп хвойных и цветковых растений.

  • Низкий уровень. Учащиеся неполно обозначают изучение группы растений и приводят по два примера названий растений выделенных групп.

Задание 2

Высокий уровень. Учащиеся называют по четыре и более культурных растений, отмечают их использование в хозяйстве, а также для эстетических, оздоровительных и других целей.

Низкий уровень. Учащиеся обозначают по два-три названия культурных растений. В приведенных характеристиках преимущественно выделено их значение как источника пищи для человека.

Задание 3

Задание служит проверке усвоения понятия «многообразие животного мира» и полноты конкретизации данного понятия на примерах представителей животных выделенных групп с учетом местных природных условий.

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно называют все изученные группы животных, приводят по четыре и более примеров животных обозначенных групп с учетом местных природных условий.

  • Низкий уровень. Учащиеся называют с помощью учителя четыре группы животных, неполно описывают представителей животных обозначенных групп.

Задание 4

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно и полностью проводят группировку названий животных по обозначенным основаниям.

  • Низкий уровень. Учащиеся правильно проводят группировку названий диких и домашних животных, но выполняют задание не полностью. К группе хищных и растительноядных в основном относят диких животных.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают обобщенные суждения о роли домашних животных в жизни человека, приводят четыре и более примеров использования домашних животных человеком для разных целей.

  • Средний уровень. В ответах комментируется три примера использования домашних животных человеком.

  • Низкий уровень. Приведенные учащимися два-три примера характеризуют одностороннее целевое использование домашних животных человеком (например, для обеспечения продуктами питания или преимущественно для целей охраны и пр.), ответы не содержат оценочных суждений.

Задание 6

Задание выявляет очень важное формирующееся у младших школьников умение устанавливать причинно-следственные связи неживой и живой природы.

  • Высокий уровень. Учащиеся на трех-четырех примерах обосновывают особенности жизнедеятельности растений, жизни животных в связи с изменениями погодных условий осенью.

  • Средний уровень. Учащиеся обосновывают по два-три примера особенностей жизнедеятельности растений и животных как приспособительных признаков к изменению состояния погоды осенью.

  • В ответах низкого уровня учащиеся приводят около двух примеров особенностей жизнедеятельности растений или животных осенью без пояснений закономерных связей неживой и живой природы.

Задание 7

Задание выявляет умение учащихся читать легенду карты, ее условные обозначения.

  • Высокий уровень. Учащиеся полно характеризуют цветовые обозначения поверхности суши по карте полушарий или по Физической карте Российской федерации: горы – коричневым цветом разной интенсивности; равнины – зеленым и желтым цветом; разная глубина морей и океанов обозначаются синим цветом разной интенсивности.

  • Средний и низкий уровни. Ответы недостаточно полные, учащиеся допускают ошибки (например, указывают, что зеленым цветом на карте обозначены леса).

3-й класс

 3-й класс

НАША СТРАНА – РОССИЯ

Задание 1

1. Дополни предложение.

Главой нашего государства согласно Конституции Российской Федерации является _________________ .

2. Какие права гарантирует Конституция гражданам нашей страны? Ответ запиши.

3. Какие обязанности должны выполнять граждане нашей страны? Ответ запиши.

Задание 2

Напиши сочинение на тему «Моя Родина».

КАК ИЗУЧАЮТ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Задание 3

Приведи примеры источников изучения исторического прошлого с оценкой их значения.

Вещественные _________
Письменные ___________   
Устные _______________

Задание 4

Что можно определить с помощью географической карты? При подготовке ответа используй физическую карту Российской Федерации или Физическую карту полушарий.

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ НА ЗЕМЛЕ

Задание 5

Назови пояса освещенности нашей планеты. Раскрой причину изменений природных условий в разных поясах освещенности.

Задание 6

Назови природные сообщества окружающей местности.

Задание 7

Составь цепи питания животных хвойного и лиственного лесов (по два примера).

ОХРАНА ПРИРОДЫ

Задание 8

Объясни, почему, по-твоему, необходимо охранять природу.

Оценка результатов

Задание 1

1. Оценивается по принципу: «выполнено» – «не выполнено».

2. 

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают три и более суждения о конституционных гарантиях прав и свобод граждан Российской Федерации, дают оценку их значения для личности.

  • Средний уровень. В ответах содержится два-три суждения о правах граждан согласно Конституции.

  • Низкий уровень. В ответах содержится два суждения о конституционных правах граждан Российской Федерации.

3. 

  • Высокий уровень. Учащиеся высказывают три и более суждения об обязанностях граждан Российской Федерации согласно Конституции.

  • Низкий уровень. Учащиеся высказывают одно-два суждения об обязанностях граждан РФ.

Задание 2

Сочинение «Моя Родина» оценивается по принципу: «тема раскрыта полностью» – «тема раскрыта не полностью» (по заключению учителя).

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся приводят суммарно пять и более примеров различных источников изучения истории, раскрывают их значение для познания исторического прошлого. В отчетах содержатся также ценностные критерии, раскрывающие личностное отношение ученика к процессу обогащения знаниями («ценно», «интересно» и пр.).

  • Средний уровень. В ответах характеризуется тип источника информации с указанием его значимости.

  • Низкий уровень. Учащиеся перечисляют в среднем три источника изучения истории без конкретизации их значения.

Задание 4

Выполнение данного задания не предполагает исчерпывающей характеристики географических объектов, условных обозначений изображения земной поверхности, которые представлены на карте. Главная направленность задания – выявить умение учащихся читать карту, черпать необходимые сведения из данного источника информации.

  • Высокий уровень. В ответах учащихся выделены и даны пояснения шести и более географическим объектам на Физической карте Российской Федерации.

  • Средний уровень. В ответах раскрывается в среднем пять обозначений географических объектов.

  • Низкий уровень. В ответах раскрывается в среднем четыре обозначения географических объектов, имеют место неточности.

Задание 5

  • Высокий уровень. Учащиеся называют все пять поясов освещенности (жаркий, умеренные северный и южный, холодные северный и южный), указывают причину изменения природных условий в разных поясах освещенности – неравномерность солнечного освещения земного шара.

  • Средний уровень. Учащиеся называют не все пояса освещенности, недостаточно четко формулируют причину изменения природных условий в разных поясах освещенности.

  • Низкий уровень. Учащиеся называют три пояса освещенности, не раскрывают причину изменения природных условий в разных поясах освещенности.

Задания 6, 7

Оцениваются по принципу: «выполнено» – «не выполнено» («правильно» – «неправильно» – по оценке учителя).

Задание 8

  • Высокий уровень. В содержании ответов адекватно раскрывается тема необходимости охраны природы, выражены рефлексирующая позиция ученика, направленные ценностные ориентации.

  • Средний уровень. Адекватно раскрывается тема, не выражена личностная позиция ученика (в формулировке задания обозначена направленность на выражение личностной ориентации школьников по обозначенной теме).

  • Низкий уровень. Тема охраны природы раскрывается в ключе долженствования («нужно») без обоснований, мало конкретизируется примерами.

4-й класс

СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Задание 1

Назови функции (назначение) опорно-двигательной системы человека.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________

Задание 2

1. Назови основные органы пищеварительной системы человека и кратко охарактеризуй их функции.

2. Запиши правила здорового питания.

Задание 3

Раскрой значение крови в организме человека.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________

ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Задание 4

Дай советы, что полезно и что вредно для здоровья человека.

1. ____________________
2. ____________________
3. ____________________
4. ____________________
1. ___________________
2. ___________________
3. ___________________
4. ___________________

Задание 5

Объясни, почему курение вредно для организма человека.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 6

Назови, какие правила противопожарной безопасности нужно соблюдать.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________

Задание 7

Назови, какие правила безопасного поведения нужно помнить при встрече с незнакомыми людьми.

1. ______________________________________
2. ______________________________________
3. ______________________________________
4. ______________________________________

Задание 8

Запиши, какие ты приобрел навыки оказания первой медицинской помощи при небольшом ранении, ушибе, солнечном ударе, ожоге, обморожении.

Задание 9

Назови меры по улучшению экологической обстановки в городе или селе, где ты живешь. Расскажи, как это помогает сохранению здоровья людей.

Оценка результатов

Задание 1

  • Высокий уровень. B ответах учащиеся раскрывают и обосновывают функции опорно-двигательной системы человека: опорная, двигательная, защитная. Приводят суждения о взаимосвязанной работе мышц и костей скелета.

  • Средний уровень. Учащиеся выделяют основные функции опорно-двигательной системы человека без пояснений.

  • Низкий уровень. Учащиеся неполно характеризуют назначение опорно-двигательной системы человека, не подтверждают ответы примерами.

Задание 2

1. Выполнение первой части задания предполагает проверку репродуктивного уровня усвоения знаний по программной теме курса с выявлением связи строения органа и выполняемой им функции.

  • Высокий уровень. Ответы исчерпывающие, полные, учащиеся раскрывают строение и функции органов пищеварительной системы человека.

  • Средний уровень. Учащиеся правильно называют органы пищеварительной системы человека, неполно раскрывают их функциональное назначение.

  • Низкий уровень. Учащиеся в основном перечисляют органы пищеварительной системы человека.

2. При выполнении второй части задания на высоком уровне учащиеся самостоятельно формулируют четыре и более правил здорового питания.

  • На среднем уровне в ответах раскрывается три установки здорового питания.

  • На низком уровне в ответах содержится в среднем два тезиса здорового питания.

Задание 3

  • Высокий уровень. Учащиеся выделяют основные функции крови: она обеспечивает кислородом ткани и органы человека, выполняет защитную функцию борьбы с микробами, доставляет питательные вещества к клеткам в организме, обладает свойством свертываемости, что помогает останавливать кровотечение.

  • Низкий уровень. В ответах содержится в среднем по два суждения о значении крови, недостаточно полно раскрывающих ее роль в организме.

Задания 4 и 5

  • Высокий уровень. Обобщая полученные данные об организме человека и охране здоровья, учащиеся высказывают пять и более позитивных суждений и суждения о запретительных мерах, способствующих сохранению здоровья.

  • Средний уровень. В ответах содержится четыре суждения о сохранении здоровья человека.

  • Низкий уровень. В ответах содержится три суждения о мерах сохранения здоровья человека.

Задание 6

  • Высокий уровень. Учащиеся формулируют три и более правила соблюдения противопожарной безопасности, обосновывают необходимость их выполнения.

  • Низкий уровень. Учащиеся формулируют одно-два правила противопожарной безопасности в быту.

Задание 7

  • Высокий уровень. Учащиеся формулируют три и более правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

  • Низкий уровень. Учащиеся формулируют одно-два правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Задание 8

  • Высокий уровень. Учащиеся правильно формулируют правила оказания первой медицинской помощи с указанием возможности их выполнения в необходимых случаях.

  • Низкий уровень. Учащиеся неполно формулируют правила оказания первой медицинской помощи, не дают оценку возможности личного выполнения их в случае необходимости.

Задание 9

Задание предполагает перенос, переосмысление полученных учащимися знаний об экологических проблемах применительно к конкретным условиям и связи экологии и здоровья человека.

  • Высокий уровень. Учащиеся характеризуют меры по улучшению экологической обстановки применительно к региону, где они живут, делают выводы об их значении для сохранения здоровья людей. В ответах в среднем содержится три и более суждений, раскрывающих тему.

  • Средний уровень. В ответах содержится в среднем по три суждения, раскрывающих тему.

  • Низкий уровень. В ответах содержится по два суждения о мерах улучшения экологии региона, недостаточно четко проведена линия связи экологии и здоровья.