Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2004

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Наталия ЦИРУЛИК

Трудовое обучение

Фото В.Алексеева

 

В соответствии с задачами, обозначенными в программе Н.А. Цирулик «Трудовое обучение. Программа для четырехлетней начальной школы», необходимо изучить успешность обучения детей по трем линиям:

1. Развитие ручной умелости.
2. Развитие умения ориентироваться в задании и контролировать свою работу.
3. Развитие умения планировать.

Предлагаем детям два вида заданий. Первое – на точное повторение образца, второе – на создание собственного образа по заданным условиям.
Работы выполняются самостоятельно без коллективного анализа и планирования.

 

 

1-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике аппликации, точно повторив расположение деталей.

Цель задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец, точно его воспроизвести и проконтролировать свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Чтобы дети могли рассмотреть детали, между ними необходимо оставлять промежутки. Образец во время урока находится постоянно перед глазами детей. Он прикреплен к доске, чтобы дети могли провести анализ и постоянно контролировать свою работу.
У детей на парте бумажная основа для приклеивания, бумага одного цвета для деталей, шаблон квадрата со стороной 3 см, карандаш, ножницы, клей.
Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой бумаги одного цвета.

Оценка умения планировать

Учитель наблюдает за процессом работы детей на этапе, когда они самостоятельно проводят анализ и приступают к практической работе.

  • 4-й уровень – ученик разметил с помощью шаблона на цветной бумаге 7 квадратов. Это значит, он увидел, что треугольники равны половине квадрата (планирование полное и рациональное);

  • 3-й уровень – ученик разметил три квадрата, восемь треугольников нарисовал от руки (планирование полное, но нерациональное);

  • 2-й уровень – разметил три квадрата, вырезал их, наклеил. Потом разметил треугольники, вырезал их и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень – размечал по одной детали: разметил один квадрат, вырезал, наклеил. Затем другой квадрат и т. д. (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец (ориентировка и контроль)

Оцениваем готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – два элемента расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа полностью не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем по готовой работе ее качество, в данном случае умение обвести шаблон, точно вырезать по прямой линии, аккуратно приклеить.

  • 4-й уровень – детали вырезаны точно по линии контура и аккуратно приклеены;

  • 3-й уровень – детали имеют небольшие отклонения от заданного размера, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качество работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать аппликацию из листьев (животное или птицу).

Цель задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Если учитель предложит детям придумать животное, то сначала следует очень подробно рассмотреть животных на с. 16–17 – слоника и дракончика (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Умные руки. Самара: Корпорация «Федоров»). Если детям будет предложено придумать птиц, следует подробно рассмотреть птиц на с. 16. В распоряжении детей бумага разного цвета, листья растений, которые они заранее засушили, карандаш, ножницы, клей.
Учитель предлагает детям придумать свое животное или птицу, непохожих на тех, что нарисованы в учебнике. Выполняя работу, дети могут с помощью ножниц придавать листьям разную форму, изменять их размер.

Оценка уровня творческого воображения

  • 4-й уровень – ребенок придумал свой образ, работа полностью творческая;

  • 3-й уровень – образ заимствован, но в него внесены существенные изменения;

  • 2-й уровень – работа в большей степени повторяет образец;

  • 1-й уровень – ребенок не смог создать свой рисунок, он полностью повторил образец.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качественная сторона работы на самом высоком уровне;

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на самом низком уровне.

2-й класс

Задание 1

Выполнить фигурку в технике аппликации из частей квадрата (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества: Учебник для 2-го класса. Самара: Корпорация «Федоров», 2002. С. 74).

Цель задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.
3. Оценить развитие ручной умелости.

Организация работы

Учитель готовит крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна, поэтому между деталями необходимо оставлять зазоры. Образец в течение урока постоянно прикреплен к доске, чтобы дети могли проанализировать его и контролировать свою работу.
У детей на парте бумажная основа для приклеивания деталей, цветная бумага одного цвета, линейка, карандаш, ножницы, клей.
Предложите детям точно повторить фигурку, склеив ее из любой одноцветной бумаги. Если дети не могут разметить квадрат, как в учебнике, пусть переведут уже разделенный на детали квадрат сначала на кальку, а затем с помощью копировальной бумаги на оборотную сторону цветной бумаги.

Оценка умения планировать

Учитель оценивает умения детей, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик разметил квадрат, вырезал все детали, разложил на основе, приклеил (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик разметил квадрат, вырезал все детали, не раскладывая на основе, приклеил их (планирование полное);

  • 2-й уровень – ученик разметил квадрат, вырезал часть деталей, наклеил их, затем вырезал другие детали и наклеил (планирование неполное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал по одной детали и приклеивал каждую отдельно (планирование отсутствует).

Оценка умения повторить образец

Учитель оценивает готовую работу.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – один элемент расположен неверно;

  • 2-й уровень – две детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – готовая работа не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости

Оцениваем уже готовую работу.

  • 4-й уровень – детали вырезаны и приклеены точно;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими отклонениями от контура, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – детали вырезаны с большими отклонениями от контура, приклеены небрежно;

  • 1-й уровень – вырезанные детали не соответствуют заданным размерам, приклеены небрежно.

Задание 2

Изобразить по-своему в технике обрывной аппликации гусеницу на цветке (Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. Самара: Корпорация «Федоров». С. 21).

Цель задания

1. Оценить развитие творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Дети приносят на урок бумагу разного цвета, обертки от конфет и другую яркую пеструю бумагу, картон или плотную бумагу для основы, бумагу для эскизов, карандаш, ножницы, линейку, клей.
Сначала подробно проанализируйте, как выполнена гусеница в учебнике (положение стебля, форма цветов и т.д.), а затем предложите детям придумать свою картинку с гусеницей, непохожую на ту, что нарисована в учебнике.
Пусть дети рисуют эскизы до тех пор, пока не остановятся на понравившемся варианте, а затем вырежут и наклеят детали.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – работа полностью творческая: ученик изменил положение стебля, форму цветов и т.д.;

  • 3-й уровень – ученик использовал рисунок учебника, но внес в него существенные изменения;

  • 2-й уровень – ученик использовал рисунок учебника, но внес небольшие изменения;

  • 1-й уровень – ученик полностью повторил то, что нарисовано в учебнике.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество выполнения работы высокое (детали хорошо вырезаны и аккуратно наклеены);

  • 3-й уровень – качество работы имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качество ниже среднего;

  • 1-й уровень – работа выполнена на низком уровне (и вырезывание, и наклеивание крайне небрежны).

3-й класс

Задание 1

Склеить мозаику из частей круга (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 57).

Цель задания

1. Оценить ручную умелость.
2. Оценить умение планировать работу.
3. Оценить умение повторить образец и контролировать свою работу.

Организация работы

Приготовьте крупный образец из бумаги одного цвета. Каждая деталь должна быть четко видна.
Предложите детям склеить такую же фигуру, как на доске.
У каждого ученика на парте цветная бумажная основа, бумага цветная с двух сторон или чисто белая, копировальная бумага, калька, карандаш, ножницы, клей.

Оценка умения планировать

  • 4-й уровень – ученик разметил детали круга, вырезал все детали, разложил их на основе и только после этого приклеил;

  • 3-й уровень – ученик разметил все детали, вырезал их и сразу стал наклеивать;

  • 2-й уровень – ученик разметил круг, вырезал часть деталей, наклеил их, затем стал вырезать другие;

  • 1-й уровень – ученик сделал разметку, вырезал и наклеивал по одной детали.

Оценка умения повторить образец (ориентироваться и контролировать свою работу)

Оценивается готовая работа.

  • 4-й уровень – работа выполнена точно в соответствии с заданными условиями;

  • 3-й уровень – одна деталь расположена неверно, остальные – правильно;

  • 2-й уровень – две-три детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – то, что наклеено, не соответствует предложенному образцу.

Оценка ручной умелости (умения вырезать по кривой линии)

  • 4-й уровень – все детали вырезаны идеально;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями;

  • 2-й уровень – качество работы ниже среднего;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на низком уровне.

Задание 2

Придумать новогоднюю открытку с выпуклой контурной аппликацией (Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. Твори, выдумывай, пробуй. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 12–14).

Цель задания

1. Оценить уровень развития творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Эту работу предложите детям после того, как они освоят технологию работы. Продумать открытку они могут дома. На урок приносят то, что им понадобится для работы: нитки или другие материалы, бумажную или картонную основу, цветную бумагу или картон, клей, ножницы, карандаш.

Оценка творческого воображения

  • 3-й уровень – ученик придумал свою открытку, работа полностью творческая;

  • 2-й уровень – работа повторяет один из рисунков учебника с некоторыми изменениями;

  • 1-й уровень – ученик повторил без изменений рисунок учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое, работа аккуратная;

  • 3-й уровень – работа имеет небольшие погрешности;

  • 2-й уровень – качественная сторона работы на среднем уровне;

  • 1-й уровень – качество работы низкое.

4-й класс

Задание 1

Выполнить аппликацию из деталей круга, разделенного по-новому.

Цель задания

1. Оценить умение планировать работу.
2. Оценить умение повторить образец.
3. Оценить ручную умелость.

Организация работы

Учитель чертит на доске круг и делит его соответствующим образом, к доске прикрепляет крупный образец из бумаги одного цвета с четко видимыми деталями. Образец в течение урока постоянно находится перед глазами детей. У каждого ребенка основа для приклеивания, бумага одного цвета, циркуль, линейка, карандаш, ножницы, клей.
Дети получают задание повторить эту фигурку из бумаги одного цвета, расположив все детали, как на образце. Радиус круга – 40–50 мм. Как разделен круг, дети должны понять сами.

Оценка умения планировать

Оценку следует проводить, наблюдая за процессом работы.

  • 4-й уровень – ученик начертил круг, разметил его на детали, вырезал, расположил на основе, стал наклеивать (планирование полное);

  • 3-й уровень – ученик начертил круг, разметил его на детали, вырезал и стал наклеивать, не расположив предварительно на основе (планирование неполное);

  • 2-й уровень – ребенок разметил круг, вырезал часть деталей и стал их наклеивать (планирование частичное);

  • 1-й уровень – ученик вырезал и наклеивал каждую деталь в отдельности.

Оценка умения повторить образец

  • 4-й уровень – все детали расположены точно, как на образце;

  • 3-й уровень – одна деталь расположена неверно;

  • 2-й уровень – две-три детали расположены неверно;

  • 1-й уровень – более трех деталей расположено неверно.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – все детали вырезаны почти идеально и аккуратно приклеены;

  • 3-й уровень – детали вырезаны с небольшими погрешностями, приклеены аккуратно;

  • 2-й уровень – качество вырезывания и приклеивания ниже среднего уровня;

  • 1-й уровень – качественная сторона работы на самом низком уровне.

Задание 2

Придумать свой образ куклы из ниток.
(Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова, О.И. Нагель, Г.Э. Цирулик. Ручное творчество. Самара: Корпорация «Федоров», 2003, 2004. С. 72–73.)

Цель задания

1. Оценить уровень творческого воображения.
2. Оценить ручную умелость.

Организация работы

На одном уроке дети рассматривают фигурки кукол, отвечают на вопросы и продумывают свой образ. Дома готовят все необходимые материалы и приносят их на следующий урок.

Оценка творческого воображения

  • 4-й уровень – работа полностью творческая: ученик придумал свою куклу, непохожую на те, что изображены в учебнике;

  • 3-й уровень – работа полутворческая: ученик использовал образ учебника, но внес существенные изменения;

  • 2-й уровень – ученик использовал образ учебника, внеся небольшие изменения;

  • 1-й уровень – работа полностью повторяет один из образов учебника.

Оценка ручной умелости

  • 4-й уровень – качество работы высокое;

  • 3-й уровень – качественная сторона работы имеет некоторые погрешности;

  • 2-й уровень – работа выполнена небрежно;

  • 1-й уровень – работа выполнена крайне небрежно.