Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2004

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга КОСТЫЛЕВА,
Инна ЛУКИНА,
учителя начальных классов
Заборовской средней школы Псковской области.

Продолжение. См. № 39/2004

Что бы делал ученик, если не было бы книг

Урок 5

Тема. «Мамы разные нужны».

Цели. Продолжить знакомство с творчеством поэта Сергея Владимировича Михалкова; совершенствовать навык чтения; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать мышление, воображение, память; воспитывать чувство уважения к людям различных профессий.

Оборудование. Учебник «Родная речь»; карта страны Детства; иллюстрации с изображениями людей различных профессий; рисунки детей; иллюстрации к стихам.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Ребята, посмотрите на эти рисунки. На них ваши товарищи изобразили девочку, про которую Сергей Владимирович Михалков написал стихотворение. Попробуйте по ее внешности дать ей характеристику.

Учитель демонстрирует рисунки детей к стихотворению «Про девочку, которая плохо кушала».

Дети. У девочки недовольный вид. Она сердитая, капризная.

У. Сейчас мы послушаем стихотворение, которое называется «Про девочку, которая плохо кушала», и посмотрим, смогли ли вы по портрету определить характер героини.

Учитель вызывает детей, подготовивших дополнительную часть домашнего задания. После чтения стихотворения оценивает их работу.

– Вы правильно определили характер девочки. Она избалованна, капризна. На прошлом уроке мы читали и другие стихотворения Михалкова, которые написаны о детях, ведущих себя не всегда правильно.

На доске помещены изображения героев этих стихотворений.
Учитель показывает иллюстрации к стихотворениям, прочитанным на прошлом уроке.

– Попробуйте дать характеристику каждому герою. Оцените его поступок и дайте совет, как же ему вести себя дальше.

Дети отвечают.

– На прошлом уроке мы читали еще одно стихотворение. Вспомнить, о чем оно, нам поможет пословица, записанная на доске. Прочтем ее хором.

Д. Береженая вещь два века живет.

У. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. Если беречь вещи, то они будут долго служить.

У. Какое стихотворение Михалкова учит нас беречь вещи?

Д. Это стихотворение «Лифт и карандаш».

У. Дома вы готовились к выразительному чтению этого стихотворения. Проверим, как вы справились с этим заданием.

Учитель проверяет домашнее задание.

III. Сообщение темы

У. Мы продолжаем путешествие по стране Детства. Сегодня мы будем говорить о наших любимых мамах. Выберите эмблему нашего урока.

Учитель прикрепляет эмблему к карте страны Детства.

IV. Вводная беседа

У. Слово «мама» – одно из самых ласковых и любимых слов на земле. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе свою маму. Почувствуйте тепло ее улыбки, улыбнитесь ей в ответ. Откройте глаза. Стоит только подумать о маме, и на душе сразу становится легко и радостно.

Все вы любите своих мам и, конечно, заботитесь о них.

V. Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Сейчас мы покажем, как помогаем маме.

Дети повторяют движения за учителем.

Моем и вытираем посуду.
Подметаем пол.
Стираем белье.
Чистим картошку.
Выбиваем ковер.

VI. Первичное восприятие текста

У. Сегодня мы познакомимся с героями стихотворения Михалкова «А что у вас?».
Эти дети еще очень маленькие, они многого не знают, но поняли самое главное. А вот что они поняли, вы скажете мне после чтения стихотворения.
Откройте учебники на странице 183. Найдите стихотворение «А что у вас?». Следите за мной по учебнику.

Учитель читает стихотворение, показывая образец выразительного чтения.

– Где и когда происходят события?
– Кто герои этого стихотворения?
– Какие строки доказывают, что дети еще совсем маленькие? Найдите их и прочтите.
– О чем разговаривают дети?
– Вспомните, кем работают мамы этих ребят.
– К какому выводу пришли дети во время спора? Прочтите эти строки.

Дети отвечают на вопросы и выполняют задания.

VII. Чтение по ролям

У. Сегодня мы будем читать это стихотворение по ролям. Это сложная работа, но вы справитесь. Вначале нам необходимо распределить роли.

Учитель читает стихотворение повторно, распределяет роли.

– Теперь прочтите стихотворение еще раз, а те реплики, которые вы отметили, прочтите несколько раз.

Дети работают самостоятельно.

– Читаем по ролям. Будьте внимательны, слушайте друг друга.

Проводятся чтение по ролям, оценка работы.

VIII. Итог урока

У. Итак, сегодня мы познакомились с еще одним замечательным стихотворением Сергея Владимировича Михалкова «А что у вас?».
О чем это стихотворение? Какова его главная мысль?

Дети отвечают.

– Как вы думаете, что заставило автора написать это стихотворение?

Д. Он увидел, что ребята спорят о том, чья мама лучше, и решил объяснить им, что все мамы хорошие.

У. Прочтите пословицу, записанную на доске, и объясните ее смысл.

Д. Всякое ремесло честно, кроме воровства.

– Это значит, что все работы нужны и важны. Не важно, кто кем работает, главное – чтобы работал хорошо.

IX. Домашнее задание

У. Сегодня домашнее задание состоит из трех частей.

1. Обязательная часть. Подготовить выразительное чтение стихотворения «А что у вас?».

2. Творческая часть. Нарисовать портрет мамы, рассказать о ней по плану:

1) Как зовут маму?
2) Кем она работает?
3) Любимое занятие мамы.
4) Как я помогаю маме.
5) Что я хочу ей пожелать.

3. Дополнительная часть.В сборнике стихов Сергея Владимировича Михалкова найти и прочитать стихотворения о маме.

Урок 6

Тема. «Природа и человек».

Цели. Продолжить знакомство с творчеством Сергея Владимировича  Михалкова; совершенствовать навык чтения; расширять и активизировать словарный запас детей; развивать память, воображение, мышление; воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за своих домашних любимцев.

Оборудование. Учебник «Родная речь»; иллюстрации к игре «Так – не так»; Толковый словарь; изображение зяблика; записи голосов птиц.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Учитель. Посмотрите, какие замечательные портреты вы нарисовали к уроку. Это ваши любимые мамы. Кто хочет рассказать о своей маме?

Учитель опрашивает нескольких детей, оценивает их работу.
Далее проверяется выразительность чтения стихотворения.

III. Сообщение темы

У. Посмотрите на карту страны Детства. К сожалению, мы сегодня заканчиваем путешествие по этой стране. У нас остался всего один знак. Вот он. Как вы думаете, о чем написаны стихотворения, которые мы будем читать сегодня?

Дети. Это стихотворения о природе.

У. Верно. Сегодня мы отправляемся на прогулку в лес. Нам помогут в этом стихотворения Сергея Владимировича Михалкова.

IV. Вступительная беседа

У. Сядьте удобно, послушайте стихотворение «Прогулка».

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;
Жгли костер, бумагу жгли –
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо...
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!

Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели...
Отдохнули и ушли!

И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!

У. Почему ребятам не удалось отдохнуть у реки? Кто виноват в этом? Как исправить положение?

Выслушиваются ответы детей.

– Я предлагаю вам поиграть в игру «Так – не так». На доске – рисунки. Внимательно рассмотрите их, выскажите свое мнение о поведении людей, предложите свой вариант поведения.

  • Рис. 1. Дети ломают ветки.

  • Рис. 2. Люди рубят дерево для костра.

  • Рис. 3. Люди оставили за собой на поляне мусор.

  • Рис. 4. Дети рвут лесные цветы.

  • Рис. 5. Мальчик разоряет птичье гнездо.

  • Рис. 6. Оставлен непотушенный костер.

Дети рассматривают рисунки, рассказывают правила поведения на природе.

– Вы все сказали правильно. Надеюсь, вы сами соблюдаете эти правила.

V. Физкультминутка

У. Мы дальше отправляемся в путь. Встаньте из-за парт.

Учитель читает отрывок из стихотворения «Пути-дороги», показывает различные движения детям.

Как нитка-паутиночка,
Среди других дорог (шаг на месте)
Бежит, бежит тропиночка,
И путь ее далек (бег на месте).
Бежит, не обрывается,
В густой траве теряется, (присесть)
Где в гору поднимается, (подняться на носки)
Где под гору спускается... (присесть)
И путника усталого –
И старого и малого –
Ведет себе, ведет... (шаг на месте)

VI. Воспитательная беседа

У. Продолжаем путешествие. Кто это у нас на пути? Отгадайте.

Я работаю в артели
У корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно –
Больше плотника оно.
Кто это?

Д. Муравьи.

У. Как называется дом, в котором живут муравьи?

Дети отвечают.

– Что вы знаете о муравьях?

Д. Их называют «санитарами леса», они едят вредных гусениц. Где в лесу есть муравейник, там лес здоровый. По поведению муравьев можно определить, будет дождь или нет.

У. Правильно. Муравьи – очень полезные насекомые. Они хоть и маленькие, но приносят огромную пользу. Но вот однажды с одним из таких муравейников приключилась беда. Послушайте.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Будь человеком»:

В лесу мурашки-муравьи
Живут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник – дом.
Миролюбивые жильцы
Без дела не сидят:
С утра на пост бегут бойцы,
А няньки в детский сад.

Рабочий муравей спешит
Тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит
В траве и под листвой.

Ты с палкой по лесу гулял
И муравьиный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семьи
Нарушила беда.
В дыму метались муравьи,
Спасаясь кто куда.

Трещала хвоя. Тихо тлел
Сухой опавший лист.
Спокойно сверху вниз смотрел
Жестокий эгоист...

За то, что так тебя назвал,
Себя я не виню –
Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню.

Живешь ты в атомный наш век
И сам не муравей.
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!

У. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Жалость, боль, злость. Нельзя так делать! Если бы я там был, я бы не дал обижать муравьев.

У. А как же помочь им?

Д. Не надо мешать муравьям работать. Надо огородить муравейник.

У. Как вы понимаете значение слова «эгоист»?

Д. Надо посмотреть в Толковом словаре.

У. В словаре слово «эгоист» объясняется так: себялюбивый, черствый человек. Свои интересы он ставит выше интересов других людей. Запишем это новое слово в нашу «копилку слов».
Послушайте еще одно стихотворение, написанное Сергеем Владимировичем Михалковым.

Подготовленный ученик читает стихотворение «В лесу стояла елочка».

В лесу стояла елочка –
Зелененькая челочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.

Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! –
Так показалось ей.

Она была замечена,
Была окружена...
И только поздно вечером
Пришла в себя она.

Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх...
Фонарики стеклянные
Горят в ее ветвях.

Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!
Красива и крепка!
Кто спас, кто разодел ее?
Сынишка лесника!

У. Как менялось настроение елочки? Сравните поведение мальчиков в этих стихотворениях.
Как вы думаете, как эти стихотворения характеризуют его автора? Что мы можем сказать о поэте Михалкове?

Д. Он любит животных, природу. Он хочет научить людей быть добрыми.

У. Да, автор очень хочет, чтобы люди бережно относились к животным. Очень многие берут их к себе в дом, но не желают или не умеют за ними ухаживать. И вот что из этого получается. Слушайте.

Звучит запись стихотворения «Мы с приятелем».

– Кто виноват в том, что звери разбежались по всему дому?
– Правильно ли поступили взрослые, что отдали их в зоопарк?
– Почему животные не узнали своих хозяев?
– Где лучше себя чувствуют звери: в зоопарке или в квартире?
– Где уход за ними лучше?
– Что вы посоветуете мальчикам?

Дети отвечают на вопросы.

VII. Физкультминутка

У. Встаньте из-за парт. Попробуйте изобразить ежа. Как он сворачивается в клубок? Как извивается уж? Покажите, как летает чиж.

VIII. Подготовка к изучению нового материала

У. У Михалкова есть еще одно замечательное стихотворение, написанное о птице. Попробуйте угадать, о какой.

Звучит запись пения зяблика.

– Что это за птица? Это зяблик. Вот как он выглядит.

Учитель показывает рисунок.

– Вам понравилось, как он поет? Хотели бы вы слышать эту песенку чаще? Что нужно сделать, чтобы слышать ее каждый день?

Д. Купить птицу и посадить в клетку.

У. Да, многие люди держат птиц в клетках. Давайте подумаем: всегда ли это хорошо? Представьте себе, что вы птицы. Вы летаете на воле. Но вот вас поймали сетью, посадили в клетку. Какие чувства вы испытываете? Может, мы придумаем другой способ наслаждаться пением птиц?

Д. Можно записать пение на магнитофон и слушать.

У. Это удачная мысль. К сожалению, мальчик из стихотворения «Зяблик» не подумал об этом.

IХ. Первичное восприятие текста

У. Откройте учебник на странице 186. Найдите стихотворение «Зяблик». Следите по учебнику.

Учитель читает стихотворение, показывая образец выразительного чтения.

– Как мальчик относился к зяблику вначале?
– Как изменилось его отношение к птице?
– Что произошло с зябликом?
– Какое важное открытие сделал мальчик?
– Что хотел сказать нам Сергей Владимирович Михалков, когда писал это стихотворение?

Выслушиваются ответы детей.

Х. Работа над выразительностью чтения

У. Чтобы прочесть это стихотворение правильно, выразительно, нужно уметь поставить себя на место героев, попытаться понять, какие они испытывают чувства. Я буду читать четверостишия, а вы после прочтения каждого подберите к нему чувства, которые испытывает герой. Подсказки записаны на доске.

На доске:

Радость, грусть, гордость, безразличие, сострадание, жалость, раскаяние.

– Прочтите стихотворение еще раз, подготовьтесь к чтению вслух.

Дети работают самостоятельно, затем учитель проверяет и оценивает их работу.

У. Наш урок подходит к концу. Вспомните, о чем заставил нас задуматься замечательный поэт Сергей Владимирович Михалков. Какие выводы мы сделали, прочитав его стихотворения?

Дети отвечают.

ХI. Домашнее задание

У. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Зяблик», вылепите птицу из пластилина или нарисуйте её.

Дополнительное задание (по желанию). В сборнике стихов Михалкова найдите и прочитайте стихи о животных.

Творческое задание. Придумайте и нарисуйте знаки, которые показывают людям, как нужно вести себя на природе.

Урок 7

(Урок внеклассного чтения)

Тема. «Сказка – ложь, да в ней намек...»

Цели. Познакомить детей с баснями, сказками Сергея Владимировича Михалкова; прививать любовь к книге, к чтению; активизировать словарный запас детей; развивать мышление, воображение, речь; воспитывать детей на примере сказок.

Оборудование. Плоскостной кукольный театр с фигурками зайца, лисы, медведя, кабана, с макетами деревьев, домика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Парты сдвигаются, образуя три игровых стола. Класс делится на две игровые группы.

II. Сообщение темы

Учитель. На уроках чтения вы уже многое узнали о творчестве Сергея Владимировича Михалкова, познакомились со многими его стихотворениями. А еще он пишет басни и сказки. Сегодня мы откроем для себя новую страничку творчества Михалкова. Тема нашего урока: «Сказка ложь, да в ней намек...» Кто из вас может продолжить эту строчку, заканчивающую многие известные вам сказки?

Дети. Сказка – ложь, да в ней намек:
Добрым молодцам урок.

У. А вот какие уроки мы извлечем из сказок, написанных Михалковым, зависит от нашей работы. Будьте внимательны, активны.

III. Вступительная беседа

У. Сергей Владимирович Михалков написал много замечательных сказок. На нашей выставке книг – только некоторые из них. Многие сказки вам знакомы. Вы их читали, смотрели кинофильмы или мультфильмы, поставленные по ним. После уроков вы сможете взять эти книги в библиотеке и прочесть их дома.
Вспомните, какие сказки о животных вы знаете. Какие персонажи в них встречаются?

Д. В сказках о животных чаще всего героями бывают заяц, лиса, медведь.

Учитель демонстрирует фигурки кукольного театра.

У. Опишите характеры этих героев. Как они ведут себя в сказках? Какие черты характера людей они нам показывают?

Д. Заяц трусливый, глуповатый, добрый.
– Медведь добродушный, неуклюжий.
– Лиса хитрая, ловкая, всех обманывает.

У. Этих героев можно встретить и в сказках, написанных Сергеем Владимировичем  Михалковым.

IV. Самостоятельная работа

У. Сегодня мы прочитаем две сказки Михалкова. Называются они «Заяц-симулянт» и «Волшебное слово». Тексты этих сказок лежат в конвертах, на ваших столах.
Вы будете работать по плану, записанному на доске.

На доске:

ПЛАН

1. Прочесть текст.
2. Обсудить прочитанное, определить главную мысль сказки.
3. Распределить роли.
4. Поставить нужные декорации.
5. Провести репетицию.
6. Показать сказку товарищам.

Дети работают самостоятельно, учитель оказывает помощь группам в процессе выполнения задания.

V. Творческая работа

У. Внимание! У нас в классе открытие театрального сезона!
Мы увидим две пьесы, подготовленные артистами нашего класса.
Зрителей и актеров просим занять свои места.

Ученики показывают подготовленные инсценировки сказок.

– Мы посмотрели сказку, а теперь ответьте на вопросы, записанные на доске.

На доске:

1. Назови главных героев сказки.
2. Опиши характер героев.
3. Назови черту характера Зайца, которая тебе не понравилась.
4. Как бы ты поступил на месте Медведя?
5. Какова главная мысль сказки?

Каждому ученику, ответившему на вопрос, учитель дает жетон.

У. А сейчас мы посмотрим инсценировку сказки «Волшебное слово».

Дети инсценируют сказку.

– Мы посмотрели еще одну сказку Сергея Михалкова. Ответим на вопросы, записанные на доске.

Ученики, набравшие по несколько жетонов, получают оценки.

VI. Итог урока

У. Сегодня вы познакомились со сказками, написанными Сергеем Михалковым. Какие уроки вы извлекли из этих сказок?

После ответов детей учитель анализирует их работу на уроке, выставляет оценки.

VII. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам попробовать стать сказочниками. Прочитайте сказку Михалкова «Кто кого?», сочините для нее конец. Если кто-то захочет, то может нарисовать иллюстрацию к этой сказке или целый диафильм.
Мы еще не раз встретимся с замечательными сказками и стихотворениями, написанными Сергеем Владимировичем Михалковым.

Урок 8

(заключительный)

Тема. «Мы читали, мы читали».

Цели. Повторить изученное ранее; развивать мышление, речь, память; воспитывать любовь к чтению, уважение к труду писателя.

Оборудование. Карточки с названиями этапов; тексты басен, написанных С.В. Михалковым; работы учащихся, выполненные к урокам чтения; карточки игры «Лото»; медали, грамоты для награждения; фотогазета.

ПЛАН УРОКА

Урок проводится в игровой форме. Все задания – этапы, записанные на карточках,– вывешены на доске и пронумерованы. Очередность выполнения заданий определяется с помощью бочонков лото. Количество заданий определяет учитель в зависимости от подготовленности класса.

Журналисты

Класс делится на две команды – «Журналисты» и «Читатели». За отведенное время все читают текст басни  Михалкова («Белые перчатки», «Ошибка», «Заячий мост», «Аисты и лягушки» и другие по выбору учителя).
После чтения «Журналисты» задают вопросы «Читателям». Затем команды меняются ролями.

Умелые ручки

Выставка работ учащихся, выполненных к урокам чтения. Все работы размещены на столах или специально оформленных стендах. По считалке выбирается экскурсовод, который проводит мини-экскурсию, отвечает на вопросы.

Фотогазета

Газета посвящается мамам. Фотографии оформлены на большом листе ватмана.

Задание: на листке цветной бумаги написать пожелание своей маме и прикрепить его на газету.

(Затем газета используется для оформления класса к празднику 8 Марта.)

Аукцион пословиц и поговорок

Изучая творчество Сергея Михалкова, мы использовали пословицы и поговорки.
Объявляется соревнование на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Знатоки

К этому конкурсу дети заранее составляют вопросы по изученным произведениям Михалкова. Учитель их записывает, чтобы потом использовать для проведения конкурса.
Лучший знаток творчества  Михалкова награждается медалью.

Книжное лото

Карточки лото составлены по образцу: «Ответ – вопрос».
Например:

«Зяблик» Как звали девочку, которая опоздала в класс?

Марийка

От кого убегал щенок из стихотворения «Мой щенок»?

К изготовлению лото можно привлечь учащихся на уроках трудового обучения.

Живая картина

Ученики делятся на группы и изображают фрагменты стихотворений Сергея Михалкова, записанные на карточках.

Словесное описание

Описать героя стихотворения  Михалкова так, чтобы все угадали название этого произведения.

Фантазеры

Класс делится на группы, каждая получает задание.

– Что мог бы сказать лифт мальчику? («Лифт и карандаш»).
– Что было бы, если бы ручка сама стала писать? («Чистописание»).
– Что я хотел бы сказать Сергею Михалкову, если бы встретил его?

Путаница

Привести в соответствие строки и героев стихотворений.

«Мой щенок»

– Скажите, что случилось?
– Разби... разби... разбилась!

«Фома»

– С медом жбан перевернул.

«Хрустальная ваза»

 Неправда, товарищи, это не сон!..
И т.д.

Подведение итогов урока.После подведения итогов учитель награждает учеников медалями и грамотами.