Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2005

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

 

Поселите музыку в доме...

«Я умею играть на лютне, делать самолеты и рисовать лучше всех...»

Леонардо да Винчи

Музыкальное воспитание...

В последнее время эти слова – одни из самых непопулярных. Родители считают, что ребенку надо дать те знания, которые пригодятся в жизни. Сейчас в моде целенаправленное образование. Хочешь быть переводчиком – учи языки, юристом – историю. Жизнь заставляет родителей внушать своим чадам мысль о том, что нужная профессия – кратчайший путь к материальному благополучию и что это сейчас главное.

И действительно, зачем тратить время на музыкальные экзерсисы, изнурительные как для родителей, так и для маленького маэстро? Хорошо еще, если выбранный инструмент – фортепьяно. При начальных упражнениях на скрипке или виолончели смычок играет в основном на ваших и соседских нервах и вызывает не меньший гнев, чем заунывная песня мартовских котов...

Но, несмотря на все неудобства, которые доставляет начальный этап обучения детей игре на музыкальных инструментах, предыдущие поколения родителей старались обязательно дать детям музыкальное воспитание. В музыкальные школы был огромный конкурс, и принимали туда особо одаренных детей... Те, которых к школе не подпускали и на пушечный выстрел, посещали многочисленных частных учителей и через год на семейных праздниках лихо тарабанили многострадальные польку Глинки и полонез Огинского.

Так как занятия музыкой требуют не только непрестанного труда и волевых усилий детей, но и несокрушимого родительского терпения, профессионалами из них становились единицы, но учили все-таки всех или почти всех и считали это необходимым. Почему?

Что дает музыка кроме музыки?

А вы когда-нибудь видели, чтобы ребенок, играющий на каком-либо инструменте, был двоечником? Дети, которые играют на музыкальных инструментах, обычно грамотнее других.

Ваш мальчик идет в десятый класс математической школы и у него обнаружились блестящие математические способности? Ему некогда больше заниматься игрой на фортепьяно? Но перед тем как надолго (но не навсегда!) он закроет крышку рояля, пусть скажет ему спасибо! Без музыки он не стал бы тем, кем стал, потому что это музыка дала ему и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.

Ваша девочка вдруг забросила музыкальную школу и начала писать хорошие и глубокие, не по возрасту стихи и сочинения? Скажите, откуда в ней это море эмоций, чувство ритма и образность изложения? Не от старенькой ли учительницы музыки, которая, бесстрастно отбивая такт, суховато приговаривала: «Он здесь тоскует, не барабань, играй пиано, а здесь уже отчаянье – форте, фортиссимо! Слушай музыку, слушай, что хотел сказать композитор...»

Рассказывает учительница музыки:

Я обучаю детей игре на фортепиано. Наша школа – общеобразовательная гимназия, которая имеет музыкальный класс. И вот что я заметила: если школу посещает «высокая» комиссия, в первую очередь ее ведут в класс, где, помимо общеобразовательных предметов, есть музыка. В этом классе и поведение, и успеваемость выше, чем в других. Если мы отправляем учеников на математическую или литературную олимпиаду, наибольшее количество участников оказывается из числа учащихся музыкального класса. Если это совпадение, то почему я его наблюдаю из года в год?

Попробуем конкретизировать сказанное выше и объяснить, как игра на музыкальных инструментах помогает в усвоении некоторых предметов.

Правописание и музыка

Если бы способность писать без ошибок зависела только от знания правил, то правильно писали бы почти все. При нормальном интеллектуальном развитии у детей часто бывают затруднения в овладении письмом и выражении мыслей из-за причин, не связанных с дефектами зрения, слуха или какими-либо неврологическими нарушениями. Овладению грамотным письмом могут мешать:

— Нарушение пространственного восприятия.

По статистике, 60% школьников имеют довольно расплывчатые представления о таких понятиях, как право, лево, внизу, наверху и пр. Не верите? Пусть определит, стоя напротив вас, где у вас правая рука, а где левая. Не справился? Задумался? Значит, на письме он пишет буквы (и цифры) зеркально, например «э» вместо «е», или «б» вместо «д», переставляет местами буквы и слоги в слове, слова в предложении и «заезжает» за поля. По этой же причине он пропускает буквы и слоги, пишет слитно слова в предложении, а новое предложение с маленькой буквы.

Ребенок, знающий азы игры на музыкальном инструменте, этих затруднений не испытает: он твердо усвоил, где правая, где левая рука. Знание подкреплено наглядностью – перед ним лежат ноты, на которых ясно обозначены партии левой и правой руки. На фортепьянных нотах, например, верхняя строчка – правая рука, нижняя – левая, а значит, в ребенке закреплено и такое понятие, как «вверху-внизу». Знание об интервале и последовательности звуков в аккорде дополнят его пространственные понятия, а следовательно, уберут описанные выше ошибки в письме.

— Кинетические и динамические нарушения организации движений.

Что это значит? А это значит, что пальчики плохо двигаются сами по себе и плохо переключаются с одного движения на другое, и от этого все внимание наше – на пальчики, и пока мы выводим сложную букву «в» и думаем, как бы вслед за ней не ошибиться в написании не менее сложной «з» и то же в цифрах, школьная программа уходит далеко вперед. Что, как не упражнения на музыкальных инструментах, научит двигаться руки и координировать движения пальцев?

— Несформированность связей между слуховым анализатором и двигательной системой.

Дети не могут воспроизвести на письме правильно услышанную фразу. Если, например, такому ребенку предложить подсчитать количество сделанных ударов в заданной вами ритмической структуре, он подсчитает их правильно, но простучать сам такой же ритм не сможет. Следовательно, он будет писать неправильную букву вместо правильно услышанного звука, не сможет соблюдать правил переноса и опять же будет переставлять местами слоги и пропускать буквы, потому что деление слова на слух на слоги – это деление его на ритмические единицы. Игра на музыкальном инструменте сформирует в ребенке чувство ритма и наладит координацию между слухом и моторикой рук.

Способность трансформировать свои мысли и чувства в письменную форму – в слова и предложения – отражает сложный процесс, формирующийся с раннего детства. Чем старше ребенок, тем отчетливее проявляются дефекты в написании. Особенно они видны тогда, когда школьники начинают писать сочинения на заданную тему. Они не могут выразить развернутую мысль, потому что не способны оперировать знаками препинания, организовать текст (разбить на абзацы, имеющие законченное смысловое содержание) и просто не могут облечь свои мысли в письменную форму. Школьник, умеющий делить на фразы музыкальное произведение, знающий музыкальную символику, умеющий передать мысли композитора в звуке, легко справится с этими задачами и в письменной речи!

Математика и музыка

Пифагор создал свою школу мудрости, положив в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.

Пространственное представление, столь необходимое ребенку в овладении письмом, столь же важно и в математике. Из-за его отсутствия дети не могут подписать в столбик цифры при арифметических действиях, правильно понять условие задач, особенно на время, скорость и расстояние, ошибаются в устном арифметическом счете.

При дальнейшем обучении у таких детей обнаруживается неспособность следить за правильной последовательностью выполнения арифметических действий, например, сложение и вычитание производить только после выполнения умножения и деления.

А когда наступает время знакомства с геометрией, попытки одолеть ее полностью терпят крах, потому что овладение этим предметом без пространственного представления невозможно.

Кроме того, школьники часто делают математические ошибки из-за того, что не владеют математическими символами: они не могут следить за математическими знаками «+» и «–», путают знак «<» со знаком «>».

Музыка помогает преодолеть эти затруднения на самом начальном этапе, так как знание музыкальной символики приучает к владению обозначениями любыми, в том числе и математическими.

Устные предметы и музыка

Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную. Ребенок, играющий «Осеннюю песнь» Чайковского и как бы видящий в это время грустную картинку осени, на уроке, например, истории будет так же ясно представлять все излагаемое учителем, и от этого лучше запоминать.

Конспектируя материал, он будет его усваивать тоже гораздо лучше, потому что у него налажена моторная память, то есть связь между мышлением и двигательными функциями руки. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык вспоминается больше руками, а не головой.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами искусств...

История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому. Леонардо да Винчи был скульптором, художником, архитектором, инженером; пел, преподавал пение и был первым, кто изучил природу вокального искусства. Александр Сергеевич Грибоедов, русский писатель и дипломат, был еще композитором, пианистом и органистом. Михаил Иванович Глинка прекрасно рисовал. Эйнштейн играл на скрипке...

Дети, обучающиеся музыке, обычно обнаруживают способности и тягу к другим видам искусства, потому что, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества.

Рассказывает учительница музыки:

Отец моей любимой ученицы Наташи – известный ученый, а потому сторонник целенаправленного воспитания. Будущее своей дочери он видел в науке. Занятия дочери одновременно в музыкальной и художественной школе его очень беспокоили, так как он считал, что она зря «распыляет» свой потенциал. А участие в конкурсах и концертах он считал нецелесообразным растрачиванием сил.

Свои соображения он излагал на бумаге. В дневнике девочки я часто находила записки, в которых говорилось, что, хотя его дочери и «не наступил медведь на ухо», талант у нее явно отсутствует, а значит, и нет смысла заниматься музыкой. Он предлагал провести следующий эксперимент: пусть Наташа на время оставит занятия, и если она по собственной инициативе не подойдет к инструменту, то музыку надо бросать, чтобы зря не тратить время. У меня сжималось сердце. Иногда я, уступая просьбе отца, спрашивала у девочки: «Наташа, может быть, попробуем сделать так, как советует папа?» – но она отвечала отказом.

Ничего не изменил и приход отца в школу (надо пояснить, что наша школа-гимназия имеет музыкальный класс). Выкроив время, он пришел поговорить с нами с глазу на глаз, пытаясь убедить нас в том, что исполнительское мастерство – не стезя его дочери. Он так и сказал: «У нее другая стезя». – «Не волнуйтесь, – уговаривала я его, если ребенка освободить от “лишнего” занятия, качество других не возрастет. Ваша девочка успевает везде, хватит времени и на науку, в ней как бы сидит жажда познания». «Какая еще там жажда?» – снисходительно улыбнулся ученый муж, но все-таки «отпустил вожжи». На экзамене моя любимая ученица играла так, что я старалась скрыть слезы радости. Это было ее первое выступление – ее первый звездный час. Она показывала не технические результаты – ее чувство музыки было превосходным. Она играла не учебную программу. Она играла свою жизнь, и под ее игру я вспомнила и то, как она пришла ко мне в первый раз, и папины послания, и запреты участвовать в конкурсах, обильно политые слезами девочки... Из нашей с ним борьбы – увы! – никто не вышел победителем, потому что после экзамена Наташа призналась мне, что хочет быть художником. А может быть, в этом есть заслуга и музыки?

Конечно, есть. Во-первых, девочка могла выбрать, чем ей заниматься в дальнейшем, потому что имела представление и о науке, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, она приняла самостоятельное, независимое ни от мнения учителя, ни от мнения отца решение, что говорит о полной ее личностной сформированности. Какие же черты характера формируются под влиянием музыкального образования?

Музыка и личность

Вы знаете, как много неприятностей в жизни бывает из-за неправильной самооценки, из-за того, что человек оценивает свои возможности или выше, или ниже тех, которые имеет на самом деле. И супервысокое, и негативное представления о себе дают резко отрицательные результаты. А что, как не участие в конкурсах и концертах, даст возможность маленькому человеку посмотреть на себя со стороны и сравнить себя с другими?

Музыка делает человека коммуникабельнее, потому что, исполняя произведение, стремясь передать мысли и чувства композитора, исполнитель учится находить контакт со слушателями, в разговоре он чувствует нюансы интонации и эмоций собеседника, угадывает тон и темп беседы – он же привык чувствовать мысли и настроение композитора, музыкальное произведение которого он исполняет.

Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира.

Музыка учит не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, а видя и слыша, чувствовать.

А счастье человека как раз и зависит от того, какими глазами он видит окружающее и какие эмоции от увиденного испытывает. Если вы хотите, чтобы мир вашего ребенка был богат и эмоционально насыщен, если вы хотите, чтобы он стал успешным, всесторонне развитым, целеустремленным, а следовательно, и счастливым человеком, дайте ему эту возможность.

Поселите в доме музыку!