Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2005

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Светлана ЛЮЛЬКОВА,
учитель начальных классов СПОШ № 1
с. Возжаевка Амурской области

Математическое лото

Учебный год в школе начинается с повторения материала, изученного в предыдущем учебном году. В первые после каникул дни дети еще настроены на игры и развлечения, поэтому повторение пройденного можно проводить в игровой форме.
В первые дни сентября предложите своим детям «Математическое лото».
Если вам понравилась идея урока-игры, то ею можно воспользоваться не только в начале года, но и в конце любой четверти.

Тема. «Математическое лото».

Цель. Отрабатывать вычислительные навыки, сформированные во 2-м классе.

Оборудование. Игровые билеты (по количеству учащихся в классе и образец для учителя), мешок с бочонками, конверты и карточки с «Круговыми примерами», карточки с дифференцированными заданиями, рисунки бочонков с цифрами.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Доброе утро! Сегодня в этом классе пройдет первый розыгрыш игры «Математическое лото», который позволит нам повторить ранее изученный материал.

II. Устный счет

У. Итак, в первом тираже игры «Математическое лото» принимают участие все ученики 3-го «Б» класса.

Главный приз – оценка «5». Каким будет общий призовой фонд, мы узнаем, выполнив следующее задание.

Учитель раздает детям игровые билеты, на доску прикрепляет увеличенный образец билета.

– На игровом билете в правом верхнем углу вы видите таблицу, в которой в беспорядке расположены числа от 1 до 20. Всего в таблице находятся 17 чисел, 3 пропущены. Вы должны записать в пустые клетки квадрата пропущенные числа. Исправления не допускаются, старайтесь работать без ошибок.

Назовите недостающие в таблице числа в порядке убывания.

Дети. 9, 7, 3.

У. Найдите сумму данных чисел и тогда вы узнаете, каким будет общий призовой фонд игры.

Д. 19.

У. Как производили вычисления?

Д. К 9 прибавили сумму чисел 7 и 3.

У. Изменится ли значение данного выражения, если поменять порядок действий? Почему?

Выслушиваются ответы детей.

– Итак, общий призовой фонд игры – девятнадцать пятерок! Победителем и обладателем главного приза станет тот, кто сможет без ошибок выполнить все предложенные задания.

III. Игра «Математическое лото»

Учитель прикрепляет на доску рисунок бочонка с цифрой 1. Дети садятся парами.

У. Итак, пришло время начинать игру. Удачи всем игрокам! Какое задание скрывается за первым бочонком?

Д. Решение круговых примеров.

Каждая пара достает из конвертов карточки с заданиями и решает круговые примеры.

56 + 3
59 – 20
39 + 3
42 + 8
50 – 2
48 + 30

78 + 5
83 – 50
33 + 7
40 – 23
17 + 9
26 + 30

У. Молодцы! Подумайте и скажите, по какому признаку можно разделить данные числовые выражения на две группы?

Д. В один столбик все суммы, а в другой все разности.

– В один столбик выражения, в которых все компоненты – двузначные числа, а в другой остальные.

У. Вы блестяще справились с этим заданием. Надеюсь, вы сможете так же удачно справиться со всеми последующими и выиграть главный приз нашей игры! Выполняя каждое последующее задание, вам необходимо будет фиксировать полученные результаты в игровом билете.

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 2.

– Второй бочонок и следующее задание. Вам необходимо взять такую карточку с примерами, на которой цвет круга совпадает с цветом квадратов на вашем игровом билете.

1-я группа (желтые круги)

20 –13 =

52 + 2 =

10

3

50

2

20 – 2 =

50 + 22 =

10

10

20

2

43 + 2 =

82 + 6 =

40

3

80

2

 

2-я группа (зеленые круги)

90 – 83 = _____

40 – 22 = _____

47 + 7 = _____

40 + 32 = _____

58 + 30 = _____

37 + 8 = _____

 

3-я группа (красные круги)

58 – ____ = 51

____ + 2 = 56

48 – ____ = 30

8 + ____ = 80

10 + ____ = 55

90 – ____ = 2

У учащихся во всех группах после решения примеров получаются одинаковые ответы: 7, 18, 45, 54, 72, 88.

У. Надеюсь, все успели отметить (зачеркнуть или подчеркнуть) полученные результаты в игровом билете. Мы продолжаем игру и открываем третий бочонок.

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 3.

– Что необходимо сделать, чтобы узнать следующие числа, которые нужно будет зачеркнуть в игровом билете?

Д. Сравнить числа или выражения.

У. Это задание мы будем выполнять в тетради.

Два ученика выполняют задание у доски под диктовку учителя.

– Сравните два выражения. Первое – сумма чисел 18 и 6. Второе – разность чисел 70 и 34.

Следующая пара выражений: первое – разность 100 и 17; второе – сумма 40 и 43.

На доске:

18 + 6 ... 70 – 34

100 – 17 ... 40 + 43

– Чему равны значения выражений?

Д. 24, 36, 83.

У. Зачеркните в билете числа, полученные в ходе вычислений. Продолжаем. Совсем немного осталось времени до того момента, когда будут известны обладатели главного приза игры. Последний бочонок в игре!

Учитель прикрепляет на доску бочонок с цифрой 4.

– За четвертым бочонком скрывается задача. Ее текст вы найдете на обратной стороне билета.

Задача. В игровом мешке было 90 бочонков. В первом туре из мешка достали 7 бочонков, во втором – 20. Сколько бочонков осталось в игровом мешке?

У доски рассматриваются варианты решений задачи.

На доске:

Было – 90 б.
Достали – 7 б. и 20 б.
Ост. – ? б.

I способ

1) 7 + 20 = 27 (б.)
2) 90 – 27 = 63 (б.)

II способ

1) 90 – 7 = 83 (б.)
2) 83 – 20 = 63 (б.)

– Полученный ответ – это последнее число, необходимое нам для того, чтобы определить ключевое слово, – результат нашей игры.

Образец карточки после выполнения детьми заданий.

– Если вы правильно выполнили все задания, то без труда сможете прочитать слово, пользуясь ключом.

Учитель прикрепляет на доску карточку-ключ.

Д. Победитель.

У. Игра закончена. Прошу поднять руку тех, кто смог прочитать слово. Главный приз – пять баллов – получили обладатели __ билетов. Призовой фонд не разыгран в полном объеме, поэтому переносится на следующий тираж.

IV. Итог урока

У. Понравилась вам игра «Математическое лото»? Что вы повторяли на уроке? Спасибо за урок!