Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2005

СИСТЕМА Д.Б. ЭЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Елена ЧУДИНОВА,
В.Н. АНДРЕЕВА,
куратор 1 «А» класса
НОУ «Школа “Бакалавр”»
Людмила ЗЕМСКОВА,
учитель-методист

Когда больше воды – зимой или летом?

Небольшая предыстория

НОУ «Школа “Бакалавр”» является Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования Российской Федерации по теме «Развивающая модель образования в Российской международной школе». Обучение в школе ведется по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В образовательном процессе активное участие принимают кураторы1 – освобожденные от преподавания педагоги-психологи.

Основной задачей куратора является профессиональное сопровождение учебного процесса конкретной учебной группы (класса). Куратор осуществляет посредничество между всеми учителями, работающими в конкретном классе, с одной стороны, и каждым ребенком, всей учебной группой, с другой стороны. Куратор класса может включаться в проектирование урока для этого класса. Это обычно происходит в тех случаях, когда учителю требуется помощь в организации детских действий, – для учета в проекте урока индивидуальных особенностей детей с целью их оптимального включения в учебную деятельность класса.

Куратор подключается к проектированию на этапе готовности замысла урока и, стараясь придерживаться позиции «детских действий», совместно с учителем дорабатывает проект урока так, чтобы максимально эффективно использовать ресурс отдельных групп детей и отдельных детей в целях реализации проекта урока, с одной стороны, и максимально эффективно использовать ресурс урока в целях достижения необходимых изменений в детях, с другой стороны. Проще говоря, куратор помогает учителю «довести» проект урока до каждого ученика, предельно конкретизировать и индивидуализировать этот проект.

История, которую мы хотим рассказать, – это история о том, какие возможности для проектирования и анализа уроков, для оттачивания педагогического действия дает совместная работа учителя и куратора.

История проекта урока

На одном из уроков по курсу «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (авт. Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева) по теме: «Наблюдение процессов» первоклассниками был сформулирован вопрос, который вызвал большое оживление и спор в классе: «В какое время года больше воды: зимой или летом?» Этот детский вопрос стал отправной точкой для разработки следующего урока по теме. Предполагалось выстроить такое совместное исследование, в ходе которого ученики смогли бы самостоятельно ответить на свой вопрос (или убедиться в его неправомерности).

Разработка проекта урока была организована следующим образом. Вначале учитель сформулировал замысел этого урока и примерную последовательность его этапов. При этом проект имел приблизительно такой общий вид:

Цель учителя: организовать практику наблюдения за процессом перехода от прошлого состояния объекта наблюдения к настоящему, организовать практику описания наблюдаемого процесса, организовать тренировку записи процесса в виде схемы; привести детей к пониманию того, что снег и пар – это разные состояния воды, что вода в природе независимо от времени года никуда не девается, – просто меняются ее состояния – и что воды в любое время года одинаковое количество.

Необходимые п о с о б и я: спиртовка, колба, снег, штатив с зажимом, зеркальце, спички, три набора подписанных листов бумаги по количеству учащихся в классе, стол для удобства демонстрации проводимых опытов.

Последовательность этапов урока

1. В начале урока учитель напоминает детям вопросы, обсуждаемые в конце предыдущего урока: «В какое время года больше воды?», «Снег – это вода или нет?» Дети высказывают свои точки зрения, возможно, завязывается дискуссия. Учитель заслушивает точки зрения детей и затем предлагает детям понаблюдать за опытом, предупреждая их, что по результатам наблюдения им необходимо будет составить схему того, что произошло. Далее он демонстрирует детям, как посредством нагревания снег превращается в воду (процесс таяния). Дети наблюдают.

2. Учитель раздает детям подписанные листы бумаги и просит каждого учащегося самостоятельно составить схему процесса, который он только что наблюдал. При этом он наблюдает за работой детей, отслеживая наличие всех необходимых элементов схемы. Далее учитель делит детей на пары и просит одного ученика из каждой пары рассказать о том, что он наблюдал (что произошло со снегом и почему?), а второго – выслушать первого, оценить ответ и, если надо, скорректировать его.

3. По окончании работы в парах, сигналом которого должны стать две поднятые вверх сцепленные между собой руки напарников, всем учащимся задается общий вопрос: «Итак, что же произошло со снегом и почему?» Предполагается, что дети отвечают: «Растаял, потому что его нагрели». Тогда следующий вопрос учителя к классу: «А что будет, если продолжать нагревать воду?» Дети высказывают свои представления, а учитель предлагает детям понаблюдать за еще одним опытом и демонстрирует им, как посредством нагревания вода превращается в пар (процесс испарения) или, как это может показаться, исчезает. Дети наблюдают.

4. Затем учитель снова просит каждого учащегося самостоятельно составить схему процесса, который он только что наблюдал. При этом он наблюдает за работой детей, отслеживая наличие всех необходимых элементов схемы. Далее учитель просит одного ученика из каждой пары рассказать о том, что он наблюдал (что произошло с водой и почему?), а второго – выслушать первого, оценить ответ и, если надо, скорректировать его.

5. По окончании работы в парах учитель спрашивает: «Итак, что же случилось с водой?» Дети отвечают: «Вода испарилась, потому что ее нагрели». Далее учитель задает следующий вопрос: «Вода испарилась, ее надо вернуть. Как же это сделать?» Дети высказываются по вопросу учителя.

6. Далее учитель делит детей на группы и сообщает группам, что им надо будет найти способ возвращения воды, а также правила работы в группе2 (все высказывают свои гипотезы, и детям нужно договориться, какая из них верная и кто будет докладывать ее всему классу и учителю; можно дополнять, корректировать ответ одногруппников и высказывать свою собственную точку зрения; готовность группы можно показать, положив поднятые вверх руки одна на другую). Дети высказывают гипотезы в группах, слушают других, отстаивают свои точки зрения, договариваются. Один или несколько человек высказываются от группы; кто-то дополняет ответ высказывающихся; кто-то высказывает свою, отличную от группового решения точку зрения.

7. Учитель фиксирует гипотезы групп на доске, объединяя гипотезы детей по сходству и уточняя, что невидимая вода в воздухе – это пар.

8. Затем следует проверка учителем всех гипотез детей, обнаружение верной гипотезы. Дети при этом наблюдают проверку своих гипотез.

9. Далее учитель просит записать наблюдаемый процесс возвращения воды из пара. Дети записывают схемы, а учитель наблюдает за их работой и при необходимости корректирует записи. В конце работы учитель собирает листы.

10. Затем на доску вывешивают схемы первого, второго и третьего наблюдаемых процессов, и учитель спрашивает: почему снег растаял в воду, а не в шкаф, молоко, шахматы и т.д.? почему вода испарилась в пар, а не в свитер, компьютер, кисель и т.д.? почему пар остыл и стал водой, а не чем-то другим? Дети высказывают свои предположения. Приходят к мнению, что снег и пар – это все разные состояния воды. В соответствии с этим учитель исправляет схемы детей и объединяет их. При этом дети смотрят на доску.

11. Далее учитель рассказывает детям про круговорот воды в природе, про то, что она никуда не исчезает, просто меняются ее состояния, и задает детям вопрос, обсуждаемый в конце прошлого и начале этого урока: «В какое время года больше воды?» Дети отвечают, что воды в любое время года одинаковое количество.

Группы готовы рассказать о своей работе

Группы готовы рассказать о своей работе

Далее к разработке проекта урока был подключен куратор класса. Его главная задача заключалась в том, чтобы помочь учителю максимально эффективно использовать ресурсы разных групп детей или отдельных детей для достижения необходимых изменений в детских действиях. Проект урока предусматривал парную и групповую работу детей. Ученики к этому времени уже работали в парах на уроках русского языка и «Окружающего мира», но еще ни разу не работали в группах.

Куратор сосредоточил свое внимание на подборе пар (для парной работы) и комплектовании групп (для групповой работы детей). Подбор пар по замыслу куратора основывался на том, что среди учеников есть дети, хорошо умеющие словесно описывать наблюдаемое (в том числе и наблюдаемый процесс перехода от прошлого состояния объекта наблюдения к настоящему), и дети, которые затрудняются делать это. Поэтому пары были составлены таким образом, чтобы в каждой паре оказался ребенок, который хорошо справляется с переводом наблюдаемого в речь, и ребенок, которому нужно тренироваться в этом. Тот, кто хорошо умел говорить, должен был тренироваться в слушании и оценивании своего партнера. Тот же, кто испытывал речевые трудности, должен был преодолевать их, комментируя своему напарнику происходящее (опыты с таянием снега и испарением воды).

Задача групповой работы (по проекту урока) была очень непростой для первоклассников. Они должны были найти способ «возвращения» в колбу испарившейся воды. Поэтому в каждую группу по замыслу куратора должен был входить хотя бы один ребенок, способный породить нетривиальную идею или (в случае если ученики не смогут решить задачу совершенно самостоятельно) заметить подсказку, сделанную учителем в виде обращения внимания на особенности опыта по испарению путем нагревания, и превратить ее в гипотезу. Затем куратор пытался дополнить каждую группу учениками, умеющими и не умеющими продуктивно взаимодействовать со сверстниками, отстаивающими и не отстаивающими свое мнение, с выраженным и невыраженным интересом к новому материалу, инициативными и неинициативными в выдвижении гипотез в проблемной ситуации, – то есть «сбалансировать» каждую группу.

Историю о том, что произошло на уроке, мы расскажем в следующей публикации рубрики


1 Согласно Толковому словарю иностранных слов, куратор (от лат. сurator – попечитель) – лицо, которому поручено наблюдение за какой-нибудь работой. Распространенная в образовании позиция – куратор группы учащихся.

2 Ученики еще ни разу не работали группой.