Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2005

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина КИРИЛОВА,
учитель начальных классов школы № 198
г. Северск Томской области

Урок математики. 3-й класс

Любой педагог знает, что физически невозможно провести каждый урок в форме игры-путешествия, праздника или соревнования. Но если у вас есть возможность и желание, то вы можете воспользоваться данной идеей и сделать урок запоминающимся и очень интересным.

Тема. «Решение и преобразование задач».

Цели. Закреплять знания и способы учебной деятельности при решении задач; развивать творческие способности, познавательный интерес, логическое мышление; воспитывать чувство прекрасного, умение работать в группах.

Оборудование. На листе ватмана изображение морского дна, которое по ходу урока постепенно заполняется рисунками с изображением морских животных, о которых говорили или решали задачи; карточки с задачами; видео- и аудиоаппаратура; видеомонтаж, аудиозапись «Колыбельная китихи»; выставка книг, использованных при подготовке к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Примерно 4000 лет назад один китайский рыбак для утоления голода вскрыл несколько раковин и стал, вероятно, первым человеком, открывшим жемчуг. Начало жемчужине дает чужеродное тело, например песчинка; устрица покрывает этот предмет перламутром слой за слоем, и этот предмет становится жемчужиной.

Когда это происходит естественным путем, жемчужина имеет идеальную форму. Но человек нашел способ, как заставить устриц изготовлять искусственный жемчуг. Хотя форма его обычно не идеальна, но все равно он прекрасен! Убедитесь сами! У вас в гостях Жемчужница...

Жемчужница девочка в голубом платье с украшениями из ниток искусственного жемчуга на платье, в волосах.

Жемчужница.

«Добрый день» иль «Добрый вечер», –
Всем друзьям сказать хочу
И порадоваться встрече –
В гости вас я всех зову.

Мои владения огромны, они в два с половиной раза больше суши. Человека давно влекут тайны морских глубин; может, и настанет тот день, когда он построит себе жилище под водой: на грядках – капуста и огурцы, в живых уголках – попугаи, в лесах – зайцы, ежи и лисички, у домов – коровки и бычки. Для умелых рук на морской глубине найдется и игла, и пила, и молот. Ярко будет сиять луна, а днем будут щебетать ласточки и порхать бабочки.

У. Интересный рассказ! Но я думаю, что он с секретом. Кто сможет разгадать секрет Жемчужницы?

По ходу ответов детей на магнитной доске появляются рисунки и названия морских животных.

На доске.

Водоросли – морская капуста.

Рыбы – попугай, бычок, корова, пила, игла, луна, ласточка, бабочка.

Иглокожие (животные) – морской еж, морской огурец, рыба-молот.

Можно использовать видеосюжеты о морских животных, иллюстрации из книг и журналов, сопровождая знакомство кратким рассказом или мини-докладами подготовленных учеников.

– Большая часть поверхности планеты – это водные просторы. Мы даже не подозреваем, насколько уникально, разнообразно и прекрасно подводное царство.
Живая природа величественна и хрупка. Она в непрестанном движении.
Медуза легко и грациозно плавает, соперничая даже с рыбами.
А вот актинии приходится путешествовать на спине рака-отшельника.
У головоногого моллюска осьминога раковины нет.
Крабы.
Морские ежи
– иглокожие животные.
А эта рыба – морской черт.
Гроза морей – акула.
Губка. Долгое время губку считали растением. Но это животное – без ног, без сердца, без головы. Губка живет на подводной скале. Тело ее пористое. На губке много дырочек. Подплывут к ней рачки и прочая мелочь – она отцеживает их сквозь дырочки.
Полюбуйтесь! Можно подумать, что волны колышут нежные лепестки хризантем. Между тем это самые настоящие животные и хищники. Стоит незадачливой рыбке коснуться зловещих щупалец, специальные клетки парализуют ее – и рыбке конец.
Узнаете животных? Морские ежи переползают по камням, соскребая с них крошечных растений и животных, и пользуются при этом сложным жевательным аппаратом.
Морские звезды – одни из самых красивых обитателей моря. Движутся они при помощи ножек, как и ежи. Рот у них находится с нижней стороны тела. Они находят моллюсков с помощью чувствительных нервных окончаний и раскрывают их раковины своими цепкими ножками. Желудок их выворачивается наружу и обволакивает жертву.
Зоопланктон – крошечные рачки, личинки крабов, мелкие рыбы.
Рак-отшельник нуждается в собственном убежище. Спереди тело рака покрыто твердым покровом, а брюшко ничем не защищено. Поэтому пустая раковина моллюска для отшельника не просто дом, но и крепость, защита от врагов. Пока рак растет, ему несколько раз приходится подыскивать себе подходящую раковину.
Киты удивляют своими исполинскими размерами, которые могут достигать 30 м. Удивительно, что хотя и живут они в океане, но не могут постоянно оставаться под водой, а вынуждены подниматься на поверхность, чтобы набрать в легкие воздух через дыхательное отверстие на голове.
Дельфины. Около 20 месяцев питается дельфиненок материнским молоком. За это время он постепенно привыкает к обычной пище дельфинов – рыбе и кальмарам.
– Да, богато море, но оно еще и прекрасно, будь это дневное море или ночное.

Подготовленный ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева:

Как хорошо ты, о море ночное, –
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и дыхание, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

III. Физкультминутка

Море волнуется – раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три,
Морская фигура, на месте замри!

IV. Сообщение темы урока

У. В течение недели вы занимались поисковой работой, много прочитали, нашли данные о морских животных для составления задач.
Не забывайте, что у нас все-таки урок математики. Прочитайте на доске тему урока.
Как вы понимаете выражение «работаем над задачей»?

Д. Решаем, составляем, преобразуем...

У. Как можно оформить решение задачи?

Д. С вопросами, по действиям с пояснением, выражением, в буквенном виде, алгебраическим способом – уравнением...

У. Приступаем к решению задач.

V. Работа с задачами

Задача 1

У морского слона при нырянии происходит 4 удара сердца в минуту, что в а раз реже, чем у кита. Сколько ударов сердца в минуту у кита?

Дети решают и устно объясняют.

Задача 2

1) У трех осьминогов 9 сердец. Сколько всего осьминогов?

На доске.

3 осьминога – 9 сердец

2) У трех осьминогов 9 сердец. У скольких осьминогов 18 сердец?

На доске.

3 осьминога – 9 сердец
? осьминогов – 18 сердец

У. Повторите условие задачи по ее краткой записи. Какого типа задача?

Д. На приведение к единице.

У. Можно ли решить эту же задачу другим способом? Запишите решения.

На доске.

Способ 1

1) 9 : 3 = 3 (с.) – у одного осьминога
2) 18 : 3 = 6 (осьм.)

Способ 2

1) 18 : 9 = 2 (раза)
2) 3 х 2 = 6 (осьм.)

Задача 3

У двух электрических скатов по 10 малышей и у нескольких – по 9 малышей. У скольких скатов по 9 малышей?

Д. Задача с неполными данными, ее решить нельзя.

У. Что нужно добавить?

Д. В условие надо добавить общее количество малышей.

У. Добавляю: «...если всего у них 65 детенышей?»

На доске.

10 ––> 2

9 ––> х

– Что значат эти записи? Все ли данные задачи использованы?

Д. Отсутствует общее количество детенышей, используем знак } 65 д.

У. Что можно составить?

Д. Уравнение.

У. Что такое уравнение? Дайте определение.

Дети отвечают.

– Составьте уравнение.

Д. 10 х 2 + 9 х х = 65

У. Решите его.

Задача 4

Рыба-меч за один час проплыла 50 км, что на 20 км больше, чем за второй, а за третий – столько же, сколько за первый и второй вместе. Сколько километров рыба-меч проплыла за третий час?

У. Помогите составить краткую запись.

По ходу повторного чтения текста задачи дети предлагают способ оформления краткой записи.

На доске.

1 ч – 50 км, на 20 км >
2 ч – ?
3 ч – ?

– Решите задачу.

Дети работают в тетрадях, один ученик – у доски.

На доске.

1) 50 – 20 = 30 (км) – за 2-й час

2) 50 + 30 = 80 (км) – за 3-й час

– Можно ли изменить вопрос задачи? Изменится ли решение задачи? Обоснуйте ответ.

Д. Можно узнать, сколько километров проплывет рыба-меч за три часа? Решение дополнится еще одним действием, которое выполняется сложением.

У. Перед вами краткая запись задачи – по ней надо составить текст.

На доске.

Морской петушок – 64 шип.
Морской дракончик – 6 шип. } 80 шип.
Морская собачка – ? шип.

Д. У рыб морского петушка, морского дракончика и морской собачки в спинном плавнике вместе 80 шипов. У морского петушка 64 шипа, а у морского дракончика 6 шипов. Сколько шипов у морской собачки?

У. Задача какого типа?

Д. На нахождение третьего слагаемого.

У. Как изменить условие задачи, чтобы она стала простой?

Д. У морского петушка и дракончика 70 шипов.

У. Как изменить условие задачи, чтобы она решалась в три действия?

Д. У морского петушка 64 шипа, это на 58 шипов больше, чем у морского дракончика.

У. Молодцы, вы хорошо справились с предложенными задачами.

VI. Творческая работа

У. Предлагаю вам творческую работу. Воспользовавшись своими находками – данными о морских животных, работая в группах, составьте тексты задач, которые можно было бы послать в журнал «Любознательным математикам».

На партах ребят каждой группы – материалы поисковой работы: данные о морских животных для составления текстов задач. После окончания работы зачитываются, предлагается решить составленные задачи дома.

VII. Решение задач на экологическую тему

У. Предложенные мной задачи обсудим не только с математической точки зрения – они приглашают к размышлениям.

Задача 1

Кит – морской гигант, который, как и многие животные, не смог уберечься от преследования человеком. В 1855 году в Охотском море плавало 60 судов, добывая по 35 китов в день. Каков был возможный ежедневный отлов морских гигантов? за неделю? за месяц?

Д. В день можно было отловить 2100 китов, за неделю – 14 700 китов, за месяц – 63 000 китов.

Задача 2

У берегов Японии охота на китов началась с 1600 года и проводилась до 1880 года, когда в прибрежных водах китов не осталось. Сколько лет понадобилось человеку, чтобы киты пропали в этой части моря?

Д. 280 лет.

У. В настоящее время люди пытаются исправить ситуацию, запретив охоту на китов и занеся этих животных в Красную книгу. Известно 127 родов вымерших китов! Вдумайтесь в это число! А ведь киты, как и все живое вокруг, имеют право на жизнь.

Под аудиозапись «Колыбельной китихи» подготовленный ученик рассказывает:

Д. Ученые, изучающие жизнь горбатых китов, обнаружили, что это очень поэтичные создания. Судите сами: киты любят петь! Кит обычно насвистывает определенный мотив около года, постоянно совершенствуя его. Через год песня кита меняется, он разрабатывает новую тему – и так на протяжении всей своей жизни. Киты любят и танцевать, выделывая разные пируэты в воздухе, они выпрыгивают из воды, исполняя двойное сальто.

VIII. Самостоятельная работа

У. Предлагаю вам на выбор решить две задачи разного уровня. Тексты задач даны на карточках.

Вариант I

1. Морская звезда в поисках пищи проползла в первый день 5 м, а во второй – 6 м. Сколько всего метров проползла морская звезда за эти два дня?

2. Малыш моллюск длиной всего 2 см за сутки очищает 15 л воды. Утром он очистил 4 л, днем – еще 6 л. Сколько литров воды осталось очистить моллюску?

3. У осьминога на трех щупальцах 300 присосок. Сколько присосок у осьминога на 8 таких же щупальцах?

4. В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул.
Сколько человек побывало «в гостях у акул» за 3 дня, если в первый день пришло 537 человек, во второй – на 1/3 больше, чем в первый, а в третий – на 15 человек меньше?

Вариант II

1. В Японии осьминогов ловят так: на дно опускают на веревках горшки, туда забираются любознательные осьминоги. У рыбака в одном горшке 6 осьминогов, а в другом – 8. Сколько всего осьминогов в двух горшках?

2. За 1 час дельфин проплыл 10 км, что на 2 км меньше, чем во второй, а в третий – столько, сколько за первый и второй вместе. Сколько километров проплыл дельфин за 3 часа?

3. За 12 мин кит должен вдохнуть свежий воздух 4 раза. За сколько минут он сделает 9 вдохов?

4. В Берлинском зоопарке создан огромный аквариум, где все желающие могут ознакомиться с жизнью акул.
Сколько человек побывало «в гостях у акул» за 5 дней, если в первый день пришло 427 человек, что в 2 раза меньше, чем во второй, а в остальные дни – 1907 человек?

IX. Итог урока

У. Запомнится ли вам этот урок? Если есть желание, напишите свое впечатление о нем. Что вызывало на уроке затруднение? Над чем надо еще работать?

Дети отвечают на вопросы.

Х. Домашнее задание

Детям предлагается решить задачи, составленные в группах.