Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2005

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

IV Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев

Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова, проводят IV Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев, посвященный 105-летию со дня рождения Л.В. Занкова.
Основная цель Марафона – выявление среди четвероклассников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, детей с высокими интеллектуальными способностями и интересом к самостоятельной познавательной деятельности.
Марафон проводится в три тура: внутришкольный, региональный и федеральный.
Работа, предлагаемая детям на Марафоне, соответствует программе 4-го класса общеобразовательной школы и состоит из четырех частей: по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

Организация и проведение Марафона

В соответствии с Положением о Всероссийском интеллектуальном марафоне учеников-занковцев1 первый (внутришкольный) тур проводится общеобразовательными учреждениями, реализующими систему Л.В. Занкова, с 15 ноября по 1 декабря 2005 г. в соответствии с Инструкцией по проведению, разработанной и утвержденной Центральным оргкомитетом Марафона. Цель – формирование команды общеобразовательного учреждения из трех победителей для участия во втором, региональном, туре Марафона. Задания первого тура и Инструкция по проведению публикуются в газете «Начальная школа» Издательского дома «Первое сентября», в журнале «Практика образования», на сайтах:

www.zankov.ru , www.1september.ru.

Количество участников первого тура не ограничивается. Трех победителей первого тура определяет жюри, состав которого утверждает оргкомитет Марафона общеобразовательного учреждения. Работы победителей не позднее 10 декабря 2005 г. направляются в оргкомитет Марафона регионального филиала ФНМЦ и Объединения с заявкой на участие во втором туре.

Жюри, состав которого определяется региональным оргкомитетом Марафона, выявляет лучшие работы и формирует составы команд региона, города (села) для участия во втором туре. Состав команды может включать учащихся как одного, так и разных общеобразовательных учреждений города (села).

Второй тур Марафона – командный, проводится региональными оргкомитетами Марафона с 15 января по 1 февраля 2006 г. Цель – формирование команды из трех победителей на уровне района, города или области для участия в третьем, федеральном, туре Марафона.

Задания второго тура будут опубликованы в №23/2005 газеты «Начальная школа» Издательский Дом «Первое сентября», в № 6/2005 журнала «Методист» и № 12/2005 журнала «Начальная школа», на сайтах:

www.zankov.ruwww.1september.ru.

Жюри второго тура определяет команды-победительницы, но для участия в третьем туре отбирает одну команду.

Работы победителей второго тура направляются в Центральный оргкомитет марафона с заявкой на участие команды в третьем туре и с представлением на руководителя команды – учителя начальных классов, реализующего систему Л.В. Занкова, не позднее 1 февраля 2006 г. (в соответствии со штемпелем местного отделения связи).

Центральный оргкомитет определяет количество команд для участия в третьем туре и утверждает кандидатуры руководителей, которые будут их сопровождать.

Примечание: состав команды может включать учащихся как одного, так и разных общеобразовательных учреждений города (села).

Третий, федеральный, тур Марафона пройдет в г. Саратове с 27 по 29 марта 2006 г.

Цель третьего тура – определение команд-победительниц (первое, второе, третье места), а также победителей в личном первенстве (первое, второе, третье места).

Кроме того, решаются следующие задачи: включение учеников-занковцев из разных общеобразовательных учреждений России в творческое сотрудничество в условиях досуга; обмен опытом учителей, реализующих систему Л.В. Занкова.

Адрес Центрального оргкомитета

Кому: ФНМЦ им. Л.В. Занкова; Объединение Профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Куда: 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, комн. 309 – с пометкой: «Интеллектуальный марафон».

Справки по телефонам: (095) 452-4900 (доб. 130); тел. (факс) (095) 786-21-19;

e-mail: zankov@apkro.redline.ru, fnmczankov@apkro.redline.ru; сайт www.zankov.ru.

Следите за информацией о ходе проведения IV Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Более подробная информация о проведении второго тура и форма заявки будут опубликованы позднее.

Задания I тура

Литературное чтение

Дорогие юные филологи!

Вы уже знаете, что традиционно основными персонажами мифа бывают боги (часто символизирующие явления природы). Вашему вниманию предлагается два отрывка из славянских мифов. Ваша задача:

– обнаружить следы древнего представления о двоемирии (отметить в тексте или выписать пары древних противопоставлений);
– обнаружить проявления магии цвета и числа (отметить в тексте или выписать);
– назвать соответствующих древнегреческих (либо древнеримских) богов;
– придумать недостающие эпитеты, подходящие по смыслу.

СОЛНЦЕ

«Солнце (как?) …..… совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, покидает ее во власть холоду осенью и зимой. Где же бывает оно ночью? Куда скрываются его (какие?) …….. лучи в зимнюю пору? Далеко-далеко, на востоке, на самом краю света, в стране (какого?) …..… лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют (какие?) ……. песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.

Между богами света и тьмы, тепла и холода идет (какая?) ……… борьба за владычество над миром. В этой битве царь-Солнце гибнет и вновь возрождается, изо дня в день, из года в год...»

ЗАРЯ

«Заря – сестра Солнца; ее часто называют (какой?) …….. Красотою, царевною – золотой косою; живет она в золотом царстве, на краю (какого?) ……. света — там, где (какое?) ……… солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной – (какой?) ………. царевной, и Царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода. Путь в страну Царь-девицы лежит через (какое?) ……… море, вход туда сторожит двенадцатиглавый Змей Горыныч, испускающий из своей пасти (какое?) ……… пламя».

Русский язык

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку

Шел-шел без дорог,
Где шел – там и лег.
До весны пролежал,
А весной побежал.

Отгадка: ________________________

Подчеркни все случаи расхождения написания и произношения слов и в загадке, и в отгадке.

2. От слова красный образуй родственные слова такого состава:

Обозначь, к какой части речи относятся образованные слова.

3. Перепиши предложения, вставляя подходящие слова.

1) На улице появился (сторож, страж) порядка.
2) В нашем городе есть православные (хоромы, храмы). 3) (Головная, главная) машина колонны свернула направо. 4) Мы разбирали словосочетание (головной, главный) убор. 5. За его решением был прежде всего (здоровый, здравый) смысл. 6. Перед экзаменами девочку (огородили, оградили) от всех домашних забот.

Приведи два примера пар слов, подобных тем, которые заключены в скобках.

Математика

1. Падая в Стране чудес по лестнице с пятого этажа, Алиса насчитала 100 ступенек. Сколько ступенек она насчитала бы, падая по этой же лестнице со второго этажа?

2. Ломаной из трех звеньев раздели прямоугольник на четыре равных многоугольника. Найди два решения.
Объясни, чем решения похожи.

3. Какое количество стульев можно расставить по 3 у каждой стены прямоугольной комнаты? (Найди все решения и сделай чертежи).

Окружающий мир

1. Как растения приспосабливаются к жизни в тундре? Каковы причины особенностей их внешнего строения?

2. Определи по карте направление движения экспедиции с Северного полюса к полуострову Чукотка.

3. Объясни, что произошло с водой, которая замерзла в стакане. Изменились ли ее объем или масса?

Ответы

Литературное чтение (18 баллов)

Древние оппозиции (противопоставления): день – ночь, заря – мрак, весна – осень, лето – зима, тепло – холод, восток – запад, утро – вечер, свет – тьма, гибель – возрождение, живое – мертвое. (5 баллов)

Магия цвета и числа: золотой дворец, златотканый пурпуровый престол, золотые кудри, светозарная колесница, белые огнедышащие лошади, золотая коса, золотое царство, серебряная лодочка с золотыми весельцами, двенадцать царств, двенадцатиглавый Змей Горыныч. (5 баллов)

Соответствующие боги: Солнце – Гелиос (греч.), Заря – Эос (греч.), Аврора (римск.). (3 балла)

Пропущенные эпитеты (дословное угадывание не требуется, важно направление мысли учащегося): неустанно совершает, животворящие лучи, вечного лета, небесные песни, нескончаемая борьба, Ненаглядной Красотою, белого света, ясное солнышко, морской царевной, широкое море, жгучее пламя. (5 баллов)

Русский язык (18 баллов)

1. Шел-шел без дорог.
Где шел – там и лег.
До весны пролежал,
А весной побежал. (5 баллов)

Отгадка: снег. (1 балл)

2. Например, могут быть такие слова: прекрасный, покраснела, покраснел (но не покраснеть, так как в этом слове не может быть окончания), распрекрасный. (4 балла)

Правильное указание части речи. (2 балла)

3. На улице появился страж порядка. В нашем городе есть православные храмы. Головная машина колонны свернула направо. Мы разбирали словосочетание «головной убор». За его решением был прежде всего здравый смысл. Перед экзаменами девочку оградили от всех домашних забот. (2 балла).

Правильно приведенные два примера. (4 балла)

Математика (18 баллов)

1. (3 балла)

Ответ: 25 ступенек.

Возможное решение:

1) 5 – 1 = 4 (прол.) – столько пролетов лестницы с пятого до первого этажа.
2) 100 : 4 = 25 (ступ.) – столько ступенек в одном пролете.
3) Так как между вторым и первым этажами один пролет лестницы, Алиса пролетела бы со второго этажа на первый 25 ступенек.

Примечание. Ученики могут предложить и другие верные решения: например, вместо первого действия сделать чертеж, показывающий число этажей и пролетов лестницы.

Оценивание.

  • Представлено полное решение с пояснениями или наглядным изображением – 3 балла.

  • Представлено полное решение с неполным пояснением или неполное решение с неполным пояснением – 2 балла.

  • Представлен только ответ задачи – 1 балл.

  • Задача не решена – 0 баллов.

2. (6 баллов)

Ответ. Решения похожи тем, что прямоугольник нужно разделить на 2 равных прямоугольника и каждый получившийся прямоугольник нужно разделить на 2 равных треугольника.

Примечание. Формулировка пояснения может быть и другой, но смысл должен сохраниться.

Оценивание.

  • Представлены оба варианта решения и дан полный ответ на последний вопрос – 6 баллов.

  • Представлены оба варианта решения, но дан неполный ответ на последний вопрос – 5 баллов.

  • Представлены оба варианта решения, но отсутствует ответ на последний вопрос – 4 балла.

  • Представлен один вариант решения – 2 балла.

  • Задание не выполнено – 0 баллов.

3. (9 баллов)

Ответ. В прямоугольной комнате по 3 стула у каждой стены можно расставить 8, 9, 10, 11, 12 стульев.

Оценивание.

  • Найдены все шесть решений – 9 баллов.

  • Найдены все решения с разным числом стульев, отсутствует один из двух вариантов с 10 стульями – 8 баллов.

  • Найдено четыре из пяти решений с разным числом стульев и два варианта решения с 10 стульями – 7 баллов.

  • Найдено четыре из пяти решений с разным числом стульев и один вариант решения с 10 стульями – 6 баллов.

  • Найдено четыре из пяти решений – 5 баллов.

  • Найдено три из пяти решений – 4 балла.

  • Найдено два из пяти решений – 3 балла.

  • Найдено одно решение – 2 балла.

  • Записано только число стульев, чертежей нет – 1 балл.

  • Задание не выполнено – 0 баллов.

Окружающий мир (18 баллов)

1. Растительность тундры главным образом состоит из мхов, лишайников, небольших травянистых растений и низкорослых, карликовых деревьев (полярная ива и карликовая береза). (2 балла)
Корни растений располагаются в верхнем слое почвы. (1 балл)
Листья мелкие. (1 балл)
Цветки мелкие, невзрачные. (1 балл)
Многие растения размножаются спорами. (1 балл)
Низкорослые, карликовые, стелющиеся растения тундры, прижимаясь к земле, приспособились переносить низкие температуры и сильные ураганные ветры, которые свирепствуют в течение долгой полярной ночи. Снег прикрывает и защищает растения. (3 балла)
Корни располагаются в верхнем слое почвы, который оттаивает за короткое лето. Ниже этого слоя находится вечная мерзлота. (2 балла)
Почвы тундры бедны питательными веществами. (1 балл)

Общее количество: 12 баллов.

2. Экспедиция будет двигаться на юг. (1 балл)

3. Когда вода замерзает и превращается в лед, увеличивается ее объем, а масса остается прежней. (5 баллов)

Примечание.

Максимальное количество, которое можно получить за каждую предметную часть работы, – 18 баллов.
Если во всей работе допущено больше пяти ошибок на изученные орфограммы, то общий балл за работу снижается на 4.

Инструкция по проведению Марафона

При проведении всех туров:
1. Назначается дежурный педагог по аудитории, где проводится Марафон. В классе не должны находиться посторонние лица. Каждый ученик должен сидеть за отдельной партой.
2. Дежурный педагог инструктирует детей о правилах оформления работы; раздает листы с заданиями; сообщает участникам Марафона продолжительность работы и время ее окончания, фиксирует время начала работы.
3. Продолжительность работы – 1 ч 40 мин (100 мин).
4. Если во время проведения конкурса кто-либо из участников захочет временно покинуть аудиторию, то он должен положить на стол дежурного свою работу. При выполнении задания разрешается пользоваться черновиком.
5. Для проверки работ первого тура Марафона в школе создается жюри, которое состоит из учителей, работающих по системе Л.В. Занкова, и представителя администрации школы. Заявку на участие во втором туре подписывает директор школы.
Для проверки работ второго тура в состав жюри, кроме учителей-занковцев и представителей администрации школы, входит представитель регионального управления образованием. Заявку на участие в третьем туре подписывает направляющая сторона.
6. Работы команд-победительниц и заявки на участие во втором и третьем турах необходимо выслать в Центральный оргкомитет Марафона. Рассматриваться будут работы и заявки, высланные не позднее 10 декабря 2005 г. и не позднее 1 февраля 2006 г. (в соответствии со штемпелем местного отделения связи)


1 Положение опубликовано в № 38/2004 газеты «Начальная школа» Издательский Дом «Первое сентября», № 6/2004 журнала «Методист», № 3/2004, 3/2005 журнала «Практика образования» и на сайте www.zankov.ru.