Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2006

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Лариса ЧУВАКОВА,
учитель начальных классов,
г. Северск, Томская область

Изучаем виды текстов

Урок риторики 3-й класс

Тема. «Разные тексты».

Цели. Познакомить учащихся с разнообразными типами текстов, их смысловыми целями; учить определять принадлежность текста к тому или иному типу.

Оборудование. Учебник «Детская риторика» (3-й класс, авт. Т.А. Ладыженская); рисунки с изображением героев рассказа Э. Успенского «Дядя Федор, пес и кот», Риторика; набор текстов (для учителя и для работы в группах); карточки с названиями текстов; рисунки с изображениями жителей – авторов объявлений; мультимедиапроектор (или кодоскоп).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Риторическая задача

На доске – рисунки с изображениями кота Матроскина, Дяди Федора, почтальона Печкина, Хватайки, Шарика, мамы Риммы. Возле каждого из них находится текст.

Учитель. Герои какого рассказа будут нашими помощниками на уроке?

Дети. «Дядя Федор, пес и кот» Эдуарда Успенского.

У. Риторик помог им составить разные сообщения. В них каждый герой о чем-то хочет вам рассказать. Давайте прочитаем, что написал Дядя Федор.

Тексты сообщений проецируются на доску.

На доске:

«Дорогие мои родители! Папа и мама!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберете, а Матроскин и Шарик пропадут.

Ваш Дядя Федор»

– Как можно назвать это сообщение?

Д. Письмо.

У. Зачем люди пишут письма?

Д. Хотят рассказать о своей жизни.

У. Кто из вас когда-нибудь писал письма? Кому? Зачем?

Дети отвечают.

– Прочитаем, что написано у Матроскина.

«Моя Мурка дает много молока. Молоко вкусное, полезное. В нем много витаминов, минеральных веществ. Если пить молоко каждый день, сил и здоровья прибавится. Пейте, дети, молоко – будете здоровы. Приходите за молоком в Простоквашино. Спросите Матроскина».

Д. Это реклама.

У. Для чего нужна реклама?

Д. В ней сообщается о достоинствах какого-либо товара, продукта, о его пользе.

У. А вот сообщение Шарика.

«Фоторужье носить в чехле. Перед съемкой открыть крышку объектива, после съемки – закрыть. Обращаться бережно, не бросать, не разбирать, не давать маленьким детям».

– Как мы назовем это сообщение?

Д. Инструкция.

У. Для чего нужны инструкции?

Д. Чтобы знать, как правильно пользоваться тем или иным предметом, инструментом.

У. А что нам принес Хватайка?

«Я улетаю в деревню и буду там жить».

Д. Это записка.

У. Для чего люди пишут записки?

Дети отвечают.

– А вот и Печкин. Какое у него в руках сообщение?

«Внимание!
Потерялся мальчик. Зовут его Дядя Федор. Глаза у него коричневые и волосы спереди торчком, как будто корова его лизнула. Рост: 1 м 20 см. Нашедшего ждет вознаграждение – новый велосипед.

Мама Римма и папа Дима».

Д. Это объявление.

У. Зачем нужны объявления?

Дети отвечают.

– Что написала мама Римма?

«Директору театра.

Прошу дать мне отпуск. Еду в Простоквашино к больному сыну».

Д. Это заявление.

III. Сообщение темы урока

У. Каким словом можно назвать все эти сообщения?

Д. Тексты.

У. Какие вы еще знаете тексты?

Д. Сказки, рассказы, повести, стихотворения, пьесы.

У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. «Разные тексты».

У. В той или иной ситуации в жизни при определенных условиях общения мы создаем самые разнообразные тексты, которые имеют свое назначение. Когда мы идем в первый класс, мама пишет заявление с просьбой принять нас в школу. Когда мы дружим с кем-нибудь из другого города или страны, мы поддерживаем общение с помощью писем. В детстве мы просим, чтобы мама или бабушка рассказали нам на ночь сказку, а когда вырастаем, то сами сочиняем интересные рассказы.

IV. Работа по теме урока

У. Рассмотрите рисунки в упражнении 169 и подумайте, как можно назвать каждый тип текста, используя ключевые слова в рамочке. Под каждым рисунком на оставленной строчке запишите названия текстов.

Д. Первый рисунок – рассказ или сказка.
– Второй рисунок – письмо.
– Третий рисунок – заметка в газете.

У. Для чего на свете существует так много разных текстов?

Д. В них решаются разные речевые задачи.

У. Попробуйте закончить начатое предложение из этого упражнения.

Дети выполняют задание.

– Для чего нужна инструкция?

Д. В ней содержатся указания о порядке выполнения работы, правила пользования инструментами.

У. Для чего мы пишем письма?

Д. Обмениваемся новостями, впечатлениями, даем советы.

У. В чем назначение рекламы?

Д. В ней описываются достоинства того или иного товара, который предлагается продать; даются сведения о месте, где его можно приобрести.

У. Чем похожи тексты?

Д. В каждом из них содержится нужная людям информация.

У. Выполним упражнение 170. Где обычно печатаются заметки, краткие сообщения?

Д. В газетах, журналах, энциклопедиях, научно-популярных изданиях.

У. Прочитайте информационную заметку из журнала «Юный натуралист»:

«Английские ученые считают, что для отпугивания птиц с полей мало поставить отпугивающее устройство. Пугало должно быть в виде манекена птицы, испуганной или пострадавшей от хищника. Только в этом случае отпугивающее средство будет эффективным».

– Что нового вы узнали из этой заметки?

Дети отвечают.

V. Риторическая игра

У. А теперь Риторик хочет проверить, как вы умеете отличать один текст от другого. Он приготовил задание.

Класс делится на четыре группы.

– Риторик просит установить последовательность текстов.

На доске:

1. Письмо.
2. Инструкция.
3. Заметка.
4. Реклама.
5. Объявление.
6. Заявление.

Все группы получают тексты:

ОБЪЯВЛЕНИЯ

«Утеряны документы на имя Печкина. Нашедшего прошу вернуть их в Простоквашино за вознаграждение».

«Требуется продавец для продажи молока. Обращаться к Матроскину».

«Сфотографирую на память быстро и качественно.

Фотограф Шарик»

«Требуется водитель на трактор “Митя”. Знание компьютера обязательно.
Звоните: 555555....55555».

ПИСЬМА

«Здравствуйте, уважаемые конструкторы!
Пришлите мне, пожалуйста, трактор. Только не совсем настоящий и не совсем игрушечный. И чтоб бензина ему надо было поменьше, а ездил бы он побыстрее. И чтоб он был веселый и от дождя закрытый. А деньги я вам высылаю – сто рублей. Если у вас останутся лишние, пришлите обратно.

С уважением –
Дядя Федор».

«Уважаемый Дядя Федор!
Ты просил прислать тебе трактор не совсем настоящий и не совсем игрушечный и чтоб веселый был. Посылаем тебе такой. Самый веселый на заводе.
Это опытная модель. Бензин ему не нужен. Работает на продуктах. Отзывы о тракторе просим присылать к нам на завод.

С большим уважением –
инженер Тяпкин».

«Здравствуйте, родители дяди Федора!
Пишет вам почтальон Печкин из деревни Простоквашино. Вы спрашиваете про мальчика Дядю Федора. Этот мальчик живет у нас. Я недавно заходил к нему посмотреть, все ли у них плитки выключены, а его корова меня на дерево загнала. А потом я у них чай пил и незаметно пуговицу отрезал от курточки. Посмотрите, ваша ли это пуговица. Если пуговица ваша, и мальчик ваш.

С уважением –
Печкин».

«Дорогой кот!
Мы все тебя помним. Жалко, что ты у нас потерялся. Мы за тебя рады, что ты хорошо живешь. А природу на дрова рубить не надо. Твой хозяин прав. Посылаем тебе солнце маленькое, домашнее. Как с ним обращаться, ты знаешь. Видел у нас. Посылаем и регулятор – делать жарче и холоднее. Если ты что-то забыл, напиши нам, мы все тебе объясним. Всего хорошего.

Институт физики Солнца.
Курляндский».

ЗАЯВЛЕНИЯ

«Прошу принять моего сына дядю Федора в первый класс школы “Юный водитель”.

12 августа 2006 г.

Мама Римма»

«Прошу оказать мне денежную помощь на покупку коровы.

14 марта 2006 г.

Матроскин»

«Прошу найти моего сына, ушедшего вчера из дома с котом.

26 октября 2006 г.

Папа Дима»

«Прошу дать мне выходные дни. Хочу научиться кататься на велосипеде.

21 мая 2006 г.

Печкин»

ЗАМЕТКИ

Домашние животные – это животные, которые живут рядом с человеком. Человек сам для них строит жилище и кормит их. К домашним животным относятся кошки, собаки, коровы, гуси, утки, овцы. Предки этих животных были дикими. От своих диких предков у них сохранилась способность обновлять шерсть – линять.

Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения. Почву называют природным богатством за то, что она нас кормит, одевает, дает лес для строительства. Почва состоит из песка, глины, перегноя.

Ледоход – природное явление, происходящее весной, когда трескается лед на реках и льдины, подхваченные течением, плывут, переворачиваются, делают заторы.

Гроза – это сильный дождь с молнией и громом, а иногда и с градом. Бывает, как правило, летом, в очень жаркую погоду.

ИНСТРУКЦИИ

Не включайте микроволновую печь, когда она пуста.

Не прикасайтесь к внутренним стенкам печи.

Не используйте металлическую посуду в микроволновой печи.

Всегда используйте толстые рукавицы, когда вынимаете посуду из печи.

Ножницы передавай кольцами вперед.

Держи ножницы в закрытом виде.

Будь осторожен при работе с ножницами.

После работы положи ножницы в футляр.

Соблюдай порядок на рабочем месте.

Перед началом работы наметь план ее выполнения.

Старайся выполнять работу как можно лучше.

Экономно расходуй материалы.

Бережно относись к инструменту.

Установите телевизор так, чтобы на экран не падал солнечный свет.

Не ставьте телевизор рядом с отопительными приборами.

Не открывайте заднюю стенку телевизора.

Во время грозы отсоедините вилку от розетки электросети.

Управление телевизором осуществляется с помощью пульта.

РЕКЛАМА

Из моркови вкусный сок
Зорко видеть мне помог.
В день пила его пять раз
И сняла усталость с глаз.

Если хочешь умным быть,
Кушай рыбу разную.
Это фосфор – для мозгов
И костей прекрасно.

Если хочешь не болеть,
Здоровье крепкое иметь,
Кальмары и креветки
Полезней, чем конфетки.

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.

– Прочитайте письма.

Представители каждой группы зачитывают текст письма.

– Какой текст будет инструкцией? Прочитайте заметки. Что рекламируют ваши тексты? Какие объявления у вас есть? Прочитайте тексты заявлений.

У каждой группы один текст лишний.

– Как вы назовете оставшийся текст?

Д. Сказка, стихотворение, пьеса, рассказ.

VI. Итог урока

У. О чем мы говорили на уроке? Какие тексты вы знаете? Напишите дома свои тексты, а в классе мы определим, к какому типу они относятся.

VII. Импровизационная задача*

У. А теперь представьте, что на лесной поляне висит доска объявлений. На листочках – разные тексты. Но, к сожалению, подписей под ними нет, так как ветер унес части листочков.
Мы должны узнать, кто оставил свои послания на доске объявлений.
Прошу девять желающих выйти к доске.
Вот вам листочки: читайте, отгадывайте, кто их написал.

На столе лежат рисунки с изображениями разных животных. Выберите нужный вам персонаж.

  • Учу всем наукам. Из птенцов за короткое время делают птиц высокого полета. Прошу учесть, что занятия провожу исключительно ночью! Ух!

  • Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая все это, настоятельно прошу называть меня по имени и отчеству! Просто Патрикеевной больше не называть!

  • Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне. Работа с иглой требует осторожности, иначе будет больно.

  • Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

  • Что-то очень стало скучно одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

  • Помогу всем, у кого сломался будильник.

  • Прошу разбудить меня весной. Приходить лучше всего с медом!

  • Тому, кто найдет мой хвост: оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! И не беспокойте меня по таким мелочам.

  • Мяу, мяу. Ушла зализывать раны.

У. Давайте представим, что работает лесное радио и есть возможность передать сообщение. Сделайте это, подражая голосам лесных обитателей, чтобы слушателям были понятны настроения и характер персонажа – автора сообщения. После прослушивания определите тип текста.


* Данный этап урока проводится, если у учителя остается на него время.