Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2006

СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА

Виктория СВИРИДОВА

Продолжение. Начало см. № 16/2006

Что говорит поэт и как он это делает

Анализ лирического произведения

В предыдущей публикации мы только прикоснулись к анализу лирического произведения вместе с Викторией Юрьевной СВИРИДОВОЙ, которая показала нам, как можно научить ребенка читать между строк, разгадывая тайны поэтического творчества. Какие образы, предметы открываются нам при анализе стихотворения, на что даже мы, взрослые, не смогли обратить внимание? Прокомментируем особенности анализа «взрослой» поэзии на примере еще нескольких стихотворений, предлагаемых для чтения в учебнике Н.А. Чураковой «Литературное чтение» (4-й класс).

Новелла Матвеева. «В лощинах снег» (часть 1, стр. 51)

Стихотворение Новеллы Матвеевой о весне и следующее за ним стихотворение Бориса Пастернака являются достаточно затейливыми с точки зрения образного рисунка и для заучивания наизусть не предлагаются.

Работа со стихотворением «В лощинах снег» строится на анализе системы образов-олицетворений. Их достаточно много в тексте, ученики их находят, перечисляют, уточняют свое восприятие с помощью учителя и одноклассников. Природа предстает перед читателем живой во всех своих проявлениях. Мы видим возрождающуюся жизнь леса в самом начале весны, переданную через любовно подмеченные детали. Здесь и образ снега, слоистого, как слюда, конопатого от падающих капель; образ льда, хрупкого, как скорлупка яйца, не толще паутины; образ пня, тоже оживающего сочащимся надрезом красного цвета; образ солнца, лучи которого, как руки, плетут в ветвях деревьев свои корзины; образ леса, который дышит ноздрями мха.

Скрепляют эту систему два центральных образа: образ ручья-озорника – ребенка, который несмело протягивает струю, как руку, чтобы что-то стянуть с берега (такую игрушку, как кусочек коры или хвоинка) и поиграть вдоволь после зимнего сна, – и образ лирической героини, которая тоже представляется ребенком. Она помогает ручью приблизить весну, чувствует его настроение и играет вместе с ним:

Я прутиком разбила лед ручья:
Бери весну, ручей, – она твоя!

Борис Пастернак. «Опять весна» (часть 1, стр. 52)

Работу над этим стихотворением можно построить на анализе двух центральных образов, с помощью которых создается ощущение весны: это образ ручья, проходящий сквозь весь текст стихотворения, и образ приближающейся весны. Эти образы создают игру двух планов стихотворения: обычного, бытового, повседневного и чудесного, дивного, волшебного. Чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна проступает сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.

Эти образы контрастны, отсюда такое обилие контрастов: прошлогодний – сегодня, сызнова – как в прежние времена, прежде – снова.

В тексте стихотворения мы не столько видим ручей, сколько слышим его. Он предстает болтуном, и текст стихотворения передает его торопливую сбивчивую речь:

– через обилие разговорных оборотов, конструкций, характерных для устной речи (уж как-то; ах, это сызнова, верно; это, как прежде, снова);
– через множество повторов, возвращений;
– через единоначатия строк (анафоры): Это она, это она; Это ее, это ее.

Это поистине «обрывки речей». Пастернак создает образ, который отличается непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. Это не похоже на привычную нам красивую картину весны в стихах поэтов ХIХ века (например, у Тютчева). У Пастернака и сама весна – будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она все же и Весна-Снегурка – красивая, хрупкая, как любое чудо.

В первой строфе два четверостишия. В них рифмуются первое и четвертое, второе и третье слова. Дети это могут без труда пометить карандашом. Можно не говорить им, что такая рифма называется охватной. Они иногда сами придумывают название: «кольцевая», «опоясывающая», «круговая» и т.д. Важно, чтобы они обнаружили, что еще не встречались с такой рифмой. Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом по-прежнему охватная рифма, а во втором – перекрестная. Завершает стихотворение четверостишие с перекрестной рифмой. Было бы неплохо подвести школьников к выводу, что для создания такой сумбурной и сбивчивой картины весны, которая как будто рождается прямо на наших глазах, необходимо обращение к разным видам рифм.

Анна Ахматова. «Перед весной» (часть 1, стр. 54)

Анализ целесообразно построить, пользуясь методическим приемом построчного вчитывания в текст и постепенного анализа так называемых ключевых слов каждой строки. Стихотворение читает учитель. Перед учениками на партах текста может и не быть. В процессе анализа каждая следующая строка стихотворения записывается или открывается учителем на доске.

В первой строке это слова перед весной, дни такие. Во второй эпитет плотный, эмоционально-окрашенный глагол отдыхает. Первые две строки создают ощущение затишья, паузы в ожидании чего-то значительного, что вот-вот произойдет.

В третьей и четвертой строках эпитеты весело-сухие, нежен, упруг, шум деревьев, касание теплого ветра создают образ движения.

Следующие две строки усиливают это ощущение, создают впечатление легких, свободных движений тела (танцуем, летим по улице, подпрыгиваем, размашисто шагаем) и внутреннего движения оживающей и обновляющейся души:

И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь...

Эти состояния надо дать узнать детям, прочувствовать, вспомнить, было ли с ними что-либо подобное.

Последние две строчки знаменуют полное душевное обновление.

Настроение, которое описывается в стихотворении, можно назвать лирическим или поэтическим. Оно бывает у человека не обязательно весной, но, например, в состоянии влюбленности или когда вдруг поражает красота окружающего мира – а это может случиться в любое время года.

Повторяющийся гласный звук союза и в начале строк создает впечатление напевности, песенности стиха. Не случайно поэтесса сама упоминает «песню», которую «как новую, с волнением поешь». Этот повторяющийся звук помогает созданию атмосферы взволнованности и эмоциональной приподнятости, о которой и рассказывает лирическая героиня стихотворения.

Главным результатом весеннего преображения является изменившееся зрение человека: оно делается волшебно поэтическим, способным в самом обыденном и будничном, давно знакомом и надоевшем обнаружить новое и необыкновенное, открыть невидимую прежде красоту.

Давид Самойлов. «Красная осень» (часть 1, стр. 157)

Проводится такое же постепенное вчитывание и погружение в мир лирического произведения. После совместной работы по тексту с учителем дети должны попробовать вернуться к целостному впечатлению от произведения самостоятельно. Вот как выразили итоговые впечатления ученики 4-х классов в письменных зарисовках:

«Куст зажегся красными листами, как гирляндой... Небо впитало в себя цвет леса». (Даша Коршикова)

«Этот поэт написал про осень очень красиво и лирически. Осень, которую описывает, очень красивая, так как к ней в гости пришел красный листок, который заразил весь лес и облака весельем и праздничным настроением. Осень не хотела брать его к себе в лес, так как она очень серьезная, ведь с нее начинается учебный год. Но листик отличался своей настойчивостью и все-таки вкрался и развеселил лес. Лесу осень запрещала веселиться, так как она боялась, что она разозлит этим ветер. Так как ветер мог сдуть все листья, и тогда, по закону природы, наступила бы зима.
Но листок не стал оставлять публику леса и не дал ветру проснуться. Он подарил листьям всех кустов и деревьев улыбку, а улыбка леса похожа на приоткрытые уста.Ъ
Красный листок очень рисковал, ведь если бы его заметила осень, она бы его наказала. Но красный лист был храбрецом, и ради веселья других растений он вложил в свое дело всю его простую душу.
Потом осень разглядела свой новый нарядный лес, надулась и заперлась в своей комнате в облаках. Но облака ее отговорили от вредного поступка – наказать всех, развеселили осень, и она стала красной. После этого начался осенний праздник, и во главе его стояла осень». (Ева Огородова)

«Это стихотворение об юной осени, только-только ставшей совершеннолетней. Красный цвет говорит о настоящем, черный – о будущем, белый – о прошлом. Красный цвет – самый живой, это цвет крови, то есть жизни. Красный – чистый, благородный цвет, он немного говорит и о зрелости. Это стихотворение, полное жизни, но и грусти от того, что лето кончилось. Красный в этом стихотворении обозначает, что если лето ушло, то не все кончилось, жизнь продолжается. Частое употребление хрустящих слов изображает, как звучит осень, как живет осень. Стихотворение дает новые мысли об осени и умиротворяет». (Федор Кокорев)

«Остались одни ветки, а вся одежда леса преобразилась в разноцветные ковры между деревьями, даже над листиками стоит их отраженье, и кажется, что весь лес полностью красный и очень красивый. А когда внезапно подует ветер, листья взмоют в воздух, и это похоже на настоящий праздник». (Антон Лядов)

«Посреди черного леса краснеет куст рябины – это сердце леса». (Алексей Комонов)

«Праздник листьев и небес – все как бы избавилось от груза проблем и готовится отдыхать». (Павел Жирнов)

«Праздник листьев – ветер кружил листья, и они кружились в танце, танцевали праздничный вальс». (Панихин Петя)

«На закате покраснели облака над лесом, и, кажется, весь мир отмечает последний праздник перед зимой». (Елена Плакущая)

«Уста леса приоткрылись и хотят что-то сказать, что-то, что мы понять не можем. Понять это могут только люди с большой фантазией». (Ира Леонтьева)

«Осень. Листья пожелтели, и вдруг на деревьях начали медленно краснеть некоторые листья. Лес становился красным, как сердце. Лес показывает всю свою красоту и уже готовится к мукам зимы. Все листья осыпятся, и он утратит свою былую красоту. Лес краснеет постепенно: сначала отдельный лист, потом кусты, потом весь лес, и даже на небе отразилась краснота леса. Листья на кустах сравниваются с двумя тысячами уст, листья стали красно-багровыми. Листья приобрели красоту, и небо от заката стало красным и торжественным». (Антон Кикоть)

«Красный лист, как озорник, вкрался в лес, чтобы устроить там праздник. Лес стал постепенно, неохотно, медленно соглашаться с зачинщиком. Кусты стали поддакивать своими красными губами. К празднику подключился весь лес и облака». (Алина Мезина)

«В этом произведении видна древняя магия числа 3, это видно в построении стиха (3 трехстишия). Автор показывает, что красный цвет постепенно охватывает все окрестности леса, начиная с одного листа и кончая небесами. И красный цвет приоткрывает сердце леса, а сердце ведь тоже красное. Сердце леса – это, наверное, какие-нибудь тайны леса, кроющиеся в самых его глубинах, ведомые только лесным существам. Автор пишет, что сердце готово “на муку и на риск”. Это последующая зима, перед которой лес сбросит листья. Многие деревья рискуют не пережить эту зиму. В лесу “вспыхнул красный куст”. Это выражение означает, что он неожиданно появился среди черно-зеленого леса. Еще раньше “вкрался красный лист”. Он, как шпион, потихоньку заносит в лес красную краску. От него лес “заражается” красной “чумой”. А на красном кусте расположилось 2000 уст. На уста похожи листья, но можно пойти дальше. Уста как будто что-то говорят окружающему миру. Красное облако... Облака бывают красными обычно во время заката дня... или года. Возможно, речь идет о закате года. Все это сплетается в красный праздник. Ведь красный цвет – цвет праздника. Красный лес – торжественный лес. Жаль, что ненадолго...» (Борис Орловецкий)

Мы любим стихи за их удивительную способность вызывать ответное движение души читателя – радость или печаль. Может быть, нас увлекает способность поэзии выразить сокровенные чувства? А может быть, чарует стройность поэтической речи? И то и другое не существует друг без друга, неразрывно и неделимо.