Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2006

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Ирина БОДРАЧЕНКО,
музыкальный руководитель
по педагогической деятельности,
г. Москва

Робин-Бобин на печи...

Речевые игры

Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и в разных местах. Они играют сами с собой, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в группе продленного дня. Но больше, чем со сверстниками, детям нравится играть со взрослыми. Почему? Наверное, потому, что это бывает не так часто как того хотелось бы нашим детям.
Предлагаем вам, мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми, кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает такую игру еще более интересной и желанной.

Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть.

Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры.

Где взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов современных детских поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можете попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты.

А в чем польза этих игр? Здесь уже говорилось о важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной.

Но главное, ваш ребенок, играя вместе с вами, выступая в самых разных ролях избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли, ребенок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть.

Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения выбранного вами стихотворения детям поговорите о его содержании, попросите ребят самих рассказать, что они поняли, прослушав стих. Уточните их ответы, разъясните непонятные для детей или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем хорошо, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки» и т.д.

В самом начале такой работы взрослый предлагает уже придуманную им самим форму, потом дети пробуют сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно придумывают движения.

И еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Так, если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи, если о мяснике – грубоватым голосом, если о мышонке – тоненько, высоким голоском, о бычке – наоборот, низким, протяжным и т.п. Согласитесь, это так приятно – обучаться, веселясь и играя вместе со взрослыми!

Считалка «Мы сидели на печи»

(Слова и модель И. Бодраченко)

1. Мы сидели на печи,

(Слегка расставить ноги и согнуть их в коленях, опереться руками в бедра – «сидим на печке».)

2. Ели булки,

(Выставить правую руку в сторону – «держим на ладони булку».)

3. Калачи.

(Выставить левую руку в сторону – «держим на ладони калач».)

4. Бабка Ежка прилетела,

(Расставить слегка ноги, пружинить – «сидим на помеле», правая рука перед собой слегка сжата в кулак – «держим помело», левая кисть руки выполняет круговые движения в воздухе – «ветерок от полета».)

5. Все бараночки поела.

(Соединить большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорить с обидой в голосе – «забрали наши бараночки».)

6. Нам остался лишь батон,

(Руки перед собой – «держим длинный батон», говорить с сожалением в голосе.)

7. Кто не съел,

(Положить обе руки на живот.)

8. Тот вышел вон!

(Выставить в сторону левую руку, указательным пальцем указать на «выход».)

 

Как у бабушки Наташи

(Слова народные)

1. Как у бабушки Наташи

(Держать за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорить по-старушечьи.)

2. Ели вкусную мы кашу.

(Соединить ладони перед собой – сделать «тарелку», показывать ее всем стоящим справа и слева.)

3. Каша пшенная с дымком,

(Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелки» указательным пальцем правой руки рисовать воображаемый дымок, идущий от горячей каши; дымок поднимается вверх, поэтому и текст произносить нараспев, «глиссандируя».)

4. Каша пшенная с дымком,

(Повторить те же движения, но уже правая рука – «тарелка», левая – «дымок».)

5. С хлебом,

(Правая рука перед грудью, локоть в сторону, внутренняя сторона ладони вниз – «ломоть хлеба».)

6. С маслом,

(Левую ладонь положить на правую сверху – «слой масла».)

7. С молоком.

(Соединить запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка».)

8. Взяли мы большие ложки,

(Сжать кулаки, большие пальцы подняты вверх, развести в стороны – две «ложки».)

9. Съели все до самой крошки!

(Попеременно то правой, то левой «ложкой» есть «кашу», поднося «ложки» ко рту.)

10. Вот какая каша

(Снова сделать «тарелку» и показывать ее всем стоящим справа и слева.)

11. У бабушки Наташи!

(Снова взяться за воображаемые концы платочка, говорить по-старушечьи.)

Речевая игра «Барабек»

(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, перевод К. Чуковского)

1. Робин Бобин Барабек

(Ноги расставлены, руки на поясе, говорить, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек.)

2. Скушал сорок человек,

(Взявшись руками за голову, удивиться, произносить текст с удивленной интонацией.)

3. И корову,

(Приставить указательные пальцы к голове – «рога», говорить низким голосом.)

4. И быка,

(Убрать руки за спину, выпятить нижнюю губу, слегка наклонить голову – «упрямый бык».)

5. И кривого мясника,

(Медленно выставить в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги поставить косолапо – «кривой мясник».)

6. И телегу,

(Слегка расставить ноги, опереться о колени руками, локти расставить в стороны – «сидим на телеге».)

7. И дугу,

(Стоять прямо, руки над головой соединить дугой, касаясь кончиками пальцев, – «дуга».)

8. И метлу,

(Правую руку сжать в кулак, отставить в сторону – в ней «метла».)

9. И кочергу,

(Двумя руками взять воображаемую кочергу и сделать резкое движение вперед, ноги слегка расставить и чуть согнуть – «кочерга в печи».)

10. Скушал церковь,

(Встать прямо, зажать один кулак в другой, большие пальцы рук поднять вверх и соединить – это «свеча», голову наклонить вниз, смотреть на «свечу», произносить текст серьезно и негромко – «мы в церкви».)

11. Скушал дом

(Поднять руки над головой, локти – в сторону, кончики пальцев касаются друг друга – «крыша дома».)

12. И кузницу с кузнецом,

(Двумя руками взять воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударить по «наковальне», говорить активно, энергично, в ритме движений.)

13. А потом и говорит:
– У меня живот болит!

(Взяться двумя руками за живот, согнуться и говорить тоненьким голосом, «как ребенок», и жалостливо.)