Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2006

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Елена БРЕДИХИНА,
г. Губкин, Белгородская обл.

Богатырская сила

Эстетическое мышление и художественный труд

2-й класс

Тема. «Изображение события в искусстве. Изготовление панно “Богатырь” в технике аппликации-коллажа» (2-й урок).

Цели. Развивать творческое мышление, воображение, пространственное представление, речь; совершенствовать умение работать по технологической карте, в технике коллажа, использовать различные материалы; познакомить детей с творчеством В.М. Васнецова.

Оборудование. Различные виды бумаги, открытки, ткань, фольга, большие пуговицы, картон, трубочки для коктейля, клей, копировальная бумага, салфетки; портрет В.М. Васнецова, репродукции его картин, репродукции картины «Богатыри» на каждую парту; фонограмма записи произведения А.П. Бородина «Богатырская симфония»; образец панно; карточки с терминами*; технологические карты.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы познакомимся с творчеством знаменитого русского художника Виктора Михайловича Васнецова и закончим работу над панно «Богатырь».

III. Вводная беседа

У. Как еще называют художника?

Дети. Живописец.

У. Кисти Виктора Васнецова принадлежат всем известные картины (учитель показывает репродукции) «Аленушка», «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван-царевич на сером волке». Вы видите не сами картины, а их репродукции. Вот как толкуется это слово в словаре:
Репродукция – это массовое воспроизведение полиграфическими, фотографическими или другими средствами произведений изобразительного искусства преимущественно в уменьшенном масштабе.

IV. Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

У. Одна из самых знаменитых картин Васнецова – «Богатыри». Перед вами репродукция этой картины. На самом деле она имеет размеры 3 ґ 4,5 метра. Внимательно рассмотрите репродукцию.

Звучит фонограмма произведения А.П. Бородина «Богатырская симфония».

– Кто изображен на переднем плане?

Д. Богатыри.

У. Кто такие богатыри? Как сказать по-другому?

Д. Защитники, герои, воины.

У. Может быть, кто-нибудь из вас знает их имена?

Дети отвечают. Имена богатырей вывешиваются на доске.

– Что вы можете о них рассказать?

Подготовленные дети рассказывают о каждом из богатырей.

– Где находится Илья Муромец?

Д. В центре.

У. Кто расположен справа от Ильи Муромца? Слева? Как художник изобразил всех богатырей? Опишите их.

Дети отвечают.

– Какого роста богатыри? Чем это подчеркивается?

Д. Впереди маленькие елочки.

У. Что чувствуется в их взглядах?

Д. Сила, мощь, уверенность.

У. О чем могут думать персонажи картины? Что находится на дальнем плане?

Д. Лес, поле, русский зимний пейзаж.

У. Что защищают богатыри? Какие краски использовал автор для изображения богатырей?

Д. Яркие.

У. А для изображения природы?

Д. Темные.

У. Яркими и нарядными предстают перед нами защитники земли Русской. Темно и страшно за ними. Этот изобразительный прием называется приемом контраста. Он усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть незамеченными.
Много горьких испытаний выдержала Русская земля. Много выстрадала. Но во все времена на ее защиту выступали самые смелые и сильные герои.

V. Физкультминутка

У. 

Дружно встали: раз, два, три.
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л поставим ноги,
Точно в танце, руки в боки,
Наклонились влево, вправо.
Получается на славу!

VI. Работа по технологической карте

У. В какой технике мы начали работать на предыдущем уроке? Какие детали изготовили?

Д. Техника – коллаж. Детали – щит, копье, рука, пластины, основа.

У. Коллаж – техника создания картины способом наклеивания деталей из различных материалов (плоских и объемных).
Сегодня нам предстоит выполнить работу до конца. Все материалы нами выбраны. Каким инструментом мы будем работать?

Д. Ножницами.

У. Что нужно помнить при работе с ножницами?

Дети повторяют правила техники безопасности при работе с ножницами. Учитель прикрепляет к доске технологическую карту «Богатырь» с планом работы.

Технологическая карта

План работы

1. Внимательно рассмотри выкройку богатыря, вырежи ее. Подбери нужные материалы для деталей костюма: бумагу, фольгу, тесьму и т.д.

2. Переведи выкройку на картон. (Это основа игрушки.)

3. Изготовь щит и 4 пластины.

Для этого переведи на картон детали щита и пластин, вырежи их, а затем оберни их фольгой, укрась по желанию.

4. Трубочку для коктейля также оберни фольгой. Это копье.

5. Аккуратно вырежи лицо богатыря и наклей его на основу.

6. Затем по одной вырезай детали костюма, наклеивай их крестом вниз на выбранный материал. Когда деталь подсохнет, вырежи ее и сразу приклеивай к основе (1 – шлем, 2 – науши, 3 – ворот, 4 – копье, 5 – пластины). Прежде чем приклеивать кольчугу, переведи на бумагу руку богатыря.

Внимание! Детали руки и щита не вырезаем.

7. Самостоятельно изготовь руку богатыря. Что для этого нужно сделать?

8. Окончательно оформи изделие. Создай образ, который подскажет тебе твоя фантазия.

9. Убери за собой рабочее место.


* Карточки с терминами учитель прикрепляет на доску.