Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2006

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»

Лекторы: Марина Сергеевна СОЛОВЕЙЧИК, Ольга Олеговна ХАРЧЕНКО

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах

План лекций по курсу

Номер
газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. Главные недостатки сложившейся системы обучения орфографии в начальных классах; основной принцип русского письма и сущность понятия орфограмма; структура орфографического действия и основные орфографические умения

18

Лекция 2. Формирование у младших школьников орфографической зоркости как базового орфографического умения. Понятие орфографическая зоркость и условия ее успешного формирования; знакомство детей с понятием орфограмма («опасное при письме место»), технология списывания и письма под диктовку на ранних этапах обучения

19

Лекция 3. Обучение сознательному пропуску буквы как путь к безошибочному письму. История приема сознательного пропуска учеником «сомнительной» буквы; воплощение приема в современных учебниках русского языка для начальных классов.
Контрольная работа № 1

20

Лекция 4. Использование словарей как способ решения орфографических задач. Привычка и умение пользоваться словарями как личностная характеристика человека; повышение эффективности работы с орфографическим словарем; другие виды словарей как средство обучения орфографии

21

Лекция 5. Учим решать орфографические задачи в корне слова. Главные трудности младших школьников в подборе проверочных слов для корня; способы повышения эффективности обучения применению правила написания безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в корне слова

22

Лекция 6. Обучение решению орфографических задач в окончаниях имен существительных. Наличие различных подходов к изучению темы; оптимизация действий учащихся как путь к более качественному освоению материала.
Контрольная работа № 2

23

Лекция 7. Обучение решению орфографических задач в личных окончаниях глаголов. Типичные недостатки в изучении темы; формирование грамматических умений и осознанного способа решения орфографической задачи как основа повышения эффективности работы

24

Лекция 8. Формирование орфографического самоконтроля как комплексного орфографического умения. Понятие самоконтроль и его виды; обучение детей осознанному контролю за правильностью письма на разных его этапах; комплексный характер умения проверять написанное; исправление специально допущенных ошибок как необходимое орфографическое упражнение, условия успешности его применения.
Итоговая работа

Лекция 4

Использование словарей как способ решения орфографических задач

План

1. Словари в обучении и воспитании младших школьников.
2. Повышение эффективности работы с орфографическим словарем.
3. Грамматический словарь как средство формирования грамотного письма.

1. Словари в обучении и воспитании младших школьников

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей, каких-то сведений и т.д. возникало сомнение: что написать – о или а, е или и?..

Какие варианты поведения человека далее возможны? Один из них – «не заметить» своего сомнения и написать наугад, а второй (если вопрос связан не с окончанием) – взять в руки словарь. Как бы мы хотели, чтобы поступил ученик?!.

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностноориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» [3]. Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одновременно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры. Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания.

Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных по своему назначению словарей. Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарем, но и толковым, словообразовательным, словарем иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. Но... обратится ли он к словарю по собственной инициативе?!

По нашим, учителей-словесников, наблюдениям, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.

Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П.А. Грушникова, но и новые словари, причем не только орфографические. Так, например, изданы следующие книги: Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: Орфоэпический словарик (М.: Просвещение, 1995); Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов (М.: Просвещение, 1996); Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов (М.: Флинта, Наука, 1997); Курочкина И.В., Сдобнова А.П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы (под ред. О.Б. Сиротининой) (М.: Дрофа, 2005) и др.

Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников [1, 2]. Но мы уверены: пока последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей не будет обеспечено системой работы, заложенной непосредственно в школьных учебниках русского языка, нам не удастся решить проблему – забота о ее решении будет уделом отдельных учителей.

Что же, на наш взгляд, следует включать в учебники для начальных классов, чтобы выполнить имеющийся социальный заказ? Прежде всего, в них должны быть представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи. Кроме того, необходима система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий.

Как соблюдаются эти условия в учебнике «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония»?

В учебнике с 1-го класса активно используются в работе различные словари: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?»), орфоэпический («Как правильно говорить?»). При этом последний включает несколько рубрик: «Правильно ставь ударение», «Правильно произноси звуки», «Правильно заменяй звуки». Конечно, приводимые в орфоэпическом словаре небольшие подборки слов – это лишь прообраз настоящего словаря, но другим, большим по объему, маленький школьник еще не сможет воспользоваться. Из тех же соображений орфографический словарь в учебнике 1-го класса не только невелик по объему, но и представлен в виде тематических групп слов. В дальнейшем расположение слов меняется – они «выстраиваются» в единый алфавитный порядок.

В 3-м и 4-м классах в учебнике появляется новый для начальной школы тип словаря – грамматический. Для учащихся он назван «Словарем трудностей». В 3-м классе появляется первая часть этого словаря – «Какого рода и числа слова?», в которую включаются те слова, с которыми обычно бывают связаны различные виды нарушений культуры речи, например: красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, веселились детвора, мое фамилие и т.п. [7, ч. 2, с. 110].

В 4-м классе в связи с изучением изменений имен существительных по падежам в учебнике «К тайнам нашего языка» рассматриваются некоторые особые трудности, связанные с образованием падежных форм и с построением словосочетаний. Каждому учителю хорошо знакомы ошибки, типа делов, местов, яблоков, повары, облаки, описывается о природе, скучаю за мамой и т.п.

А как ученику научиться говорить правильно, если в речи окружающих он слышит приведенные ошибки?! Конечно, помочь может только работа с особым словарем. Вот почему в учебник для 4-го класса включается вторая часть словаря трудностей – «Как правильно изменить слово?» [8, ч. 1, с. 141–143]. Кроме того, под рубрикой «Правильно строй словосочетания» помещается и небольшая подборка моделей построения словосочетаний с наиболее актуальными для обиходной речи глаголами (беспокоюсь, горжусь, люблю... интересуюсь, описываю, рассказываю... одеть, надеть...) [8, ч. 2, с. 123].

Конечно, указанные словари не просто включаются в учебник – с ними ведется целенаправленная работа. Названные вопросы культуры речи вынесены в программу курса [7], а в учебнике и планировании предусмотрены специальные уроки. Например, в 4-м классе есть такие темы: «Учимся правильной речи», «Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа», «Открываем еще несколько секретов правильной речи». Кроме того, отдельные задания, требующие обращения к тому или иному словарю, а также просто напоминающие о необходимости проверять свои решения по словарю, есть и в других темах курса.

Таким образом, в учебнике «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Думается, что предусмотренная учебником работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих вопросов к различным видам словарей.

Непосредственно с решением орфографических задач связаны два типа словарей (из названных): орфографический и грамматический. О возможностях использования каждого из них далее поговорим подробнее.

2. Повышение эффективности работы с орфографическим словарем

Практически все современные учебники русского языка включают орфографические словари. Как правило, эти словари содержат списки тех слов, которые подлежат запоминанию, – так называемых словарных слов. Нельзя не согласиться с А.А. Бондаренко, что «словники в учебниках похожи, как близнецы. Традиция отбора таких “словарных слов” авторами поддерживается из учебника в учебник» [2, с. 33]. Однако сегодня состав «словарных слов» и общая оценка назначения орфографического словаря в учебнике немного меняются.

Например, в учебнике «К тайнам нашего языка» слова отбирались с учетом их актуальности, реальной необходимости детям при создании ими письменных текстов, в частности тех жанров, которые предусмотрены учебником (а это записки, кулинарные рецепты, загадки, поздравления, письма, этюды, дневниковые записи и др.). Так, усилена доля слов обиходной речи, называющих продукты, домашнюю утварь, наиболее распространенные действия и их признаки, доля так называемых вежливых слов. Например, всегда удивляло: почему написание слов картофель, помидор, молоко надо знать, а слов макароны, котлеты, кефир, сметана и других – не надо?! Как учащиеся должны правильно писать глаголы тает, лает, клеим, строим и т.п., если они не освоили написание неопределенной формы этих глаголов? Как обойтись в письменной речи без наречий справа, налево, медленно, скоро, сначала, спокойно, особенно если ты объясняешь порядок действий (пишешь небольшую инструкцию) или рисуешь словесную картину (например, облака на небе)?!. Как в письмах обойтись без слов здравствуйте, до свидания, извините, спасибо?

Минимально необходимый детям, на наш взгляд, круг слов разных частей речи и включен в перечень словарных слов, постепенное запоминание которых должен обеспечить учебник «К тайнам нашего языка». Полный перечень таких слов есть в программе [4, с. 16, 22, 27, 35]. Слова для того или иного года обучения приводятся в словаре соответствующего учебника. Однако обращаем внимание на одну важную деталь.

В словаре учебника для каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для этого класса. Если вы посмотрите тот или иной словарь на страницах учебника ([5, с. 137; 6, ч. 2, с. 132–133; 7, ч. 2, с. 112–113; 8, ч. 2, с. 115–116]), то заметите, что часть слов отмечена звездочками. Это и есть обязательный минимум. Среди других слов имеются разные: одни входили в минимум предыдущего класса, другие станут обязательными в дальнейшем, третьи вообще не включены в минимум, но могут понадобиться в какой-то письменной работе.

Конечно, предусмотреть все необходимые учащимся слова невозможно, да и не нужно. Важно на доступном объеме слов «открыть» детям прежде всего сам факт: есть помощник, который позволяет решить возникшую орфографическую задачу. Затем необходимо научить школьников пользоваться этим «помощником» и обеспечить накопление ими соответствующего опыта. Эти задачи и должен, на наш взгляд, решать словарь учебника. Если они решаются успешно, то через какое-то время у самих учеников появляется потребность в словаре большего объема. Вот тогда учитель и познакомит учеников с предназначенными для них орфографическими словарями. Для начала несколько таких словарей всегда должны быть к услугам учеников на книжной полке в классе. Стимулируя обращение к ним, хваля за их использование по собственной инициативе, учитель будет одновременно и обучать, и воспитывать своих питомцев. Но первые шаги в этом направлении, по нашему мнению, должны делаться на основе орфографического словаря учебника.

В уже цитировавшейся статье А.А. Бондаренко есть правильное замечание: «Парадокс нашей школьной практики не в том, что дети запоминают определенное количество “словарных слов”, а в том, что они делают это без обращения к специальным книгам – словарям» [2, с. 33].

Думается, что приведенное выше рассуждение показывает, как в учебнике «К тайнам нашего языка» делается попытка устранить указанный парадокс. Учащиеся, то и дело обращаясь к соответствующим страницам, работают не со списками «словарных слов», а с полноценным орфографическим словарем, правда, пока адаптированным с учетом практических потребностей детей и этапа обучения, на котором они находятся. Тем самым с помощью словаря учебника ученик начальных классов не только осваивает предусмотренный программой минимум словарных слов, но и готовится к выходу в мир «настоящих» орфографических словарей.

Однако для практического осуществления высказанной идеи (одновременно с освоением словарных слов приучать младших школьников к пользованию орфографическим словарем) нужны определенные методические решения. Одно из таких решений – отсутствие на страницах учебника «К тайнам нашего языка» привычных рамочек с очередным словарным словом, но при этом включение слова (а иногда и нескольких) в тексты упражнений с пропуском буквы на месте непроверяемой орфограммы. Что должен сделать ученик, чтобы вставить букву? Конечно, обратиться к словарю. Причем если на первых порах эта операция подсказывается, то в дальнейшем ребенок должен действовать на основе уже имеющегося собственного опыта.

Попутно заметим, что «словарные слова» во всех классах то и дело проводятся через списывание, осуществляемое по предложенной системе (см. лекцию 2); по этой системе учащиеся списывают слова и со словаря. Мы считаем, что сочетание регулярного списывания по указанной технологии, развивающего все виды памяти, с частым обращением к орфографическому словарю, с его чтением при поиске нужного слова – это надежный путь к запоминанию словарных слов без их механического зазубривания. Однако для того чтобы ребенок действительно стал сам пользоваться орфографическим словарем, надо научить его искать слова в словаре.

В одной из предыдущих лекций уже говорилось, что учебником «К тайнам нашего языка» во 2-м классе предусмотрен урок, на котором происходит знакомство со способом поиска слов в словаре. Найдите в тексте лекции 3 памятку «Как пользоваться орфографическим словарем?», взятую со страниц учебника. Вот несколько советов по организации первоначального знакомства с памяткой.

Пункты памятки «Как пользоваться орфографическим словарем?», думаем, надо читать вслух – так, как читают «по ролям». Один ученик читает первый пункт, второй – следующий, потом двое по очереди проговаривают «развилку», двое других продолжают и т. д. Чтение можно повторить, предлагая после каждого пункта поднимать руки тем, кому понятно, какое действие и как выполнять. Тогда работа над следующими заданиями может быть подана как проверка: удастся ли, действуя по памятке, узнать написание нужных слов?

Практическую работу со словарем на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с первой буквой, другой – со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ. В дальнейшем введенная памятка должна направлять самостоятельные действия учащихся. Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскивать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.

В учебнике «К тайнам нашего языка» орфографический словарь используется не только как справочник.

Еще в конце 50-х годов создатель наиболее распространенного и сегодня орфографического словаря для начальной школы П.А. Грушников писал о том, что такой словарь, кроме своего основного назначения – служить справочником, может иметь и еще одно: использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических, грамматических, лексических и других упражнений. Выполняя их, учащиеся будут думать над теми или иными вопросами языка или речи, а одновременно запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарем, ориентироваться в нем.

В учебнике «К тайнам нашего языка» выполнению различных заданий, предполагающих работу с орфографическим словарем, чтение (под тем или иным углом зрения) имеющихся в нем слов, придается большое значение.

Одно из упражнений, достаточно частых в учебнике, – составление «в помощь учителю» словарного диктанта. Покажем несколько примеров таких заданий. Первое из них взято из учебника для 1-го класса, два следующих – из учебника для 2-го класса, а последние – из учебников для 3-го и 4-го классов.

162. Помоги учительнице. Для словарного диктанта из второго столбика словаря (с. 137) выпиши1 5–7 трудных слов, которых не было в задании 160.

 

1. Выбери из словаря 10–12 слов, отмеченных звездочками, на темы: «Растения», «Животные». Пиши слова на листочке в столбик, оставляй «окошки» на месте орфограмм.

2. Выпиши1 из словаря для диктанта 8, на твой взгляд, трудных слов с непроизносимыми и удвоенными согласными; включи названия действий.

 

471. Составь словарный диктант. Включи в него 10 слов со звездочкой из словаря учебника; 4 названия действия и 6 названий вещей, необходимых в хозяйстве.

 

578. Составь словарный диктант из глаголов неопределенной формы, которые есть в орфографическом словаре учебника. Рядом припиши4 эти слова в форме прошедшего времени множественного числа.

 

603. Составь словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словаря учебника (с. 116). Включи в него 5 имен существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных. Пиши слова по частям речи.

Готовясь к диктанту, вслух читай слова так, как они написаны (орфографически).

Как понятно из приведенных примеров, конкретные варианты заданий могут быть разными. Они зависят от этапа обучения, от того, с закреплением каких умений (фонетических, графических, лексических, грамматических или собственно орфографических) сочетается работа по освоению словаря и помещенных в нем словарных слов.

Таким образом, как хотелось показать, повышение эффективности обучения использованию орфографического словаря может быть связано с несколькими моментами:

а) с отбором словарных слов для того или иного класса;
б) с их предъявлением не в виде изолированного списка, а включенными в орфографический словарь учебника;
в) с целенаправленным обучением детей поиску слов в словаре;
г) с более широким применением орфографического словаря для выполнения различных видов упражнений по русскому языку.

3. Грамматический словарь как средство формирования грамотного письма

Из обсуждавшихся грамматических словарей для обучения правописанию особое значение имеет тот, который в учебнике «К тайнам нашего языка» назван словарем «Какого рода и числа слово?». Чтобы его роль в деле формирования грамотного письма стала понятна, опишем одну ситуацию.

В электричке едет маленькая девочка с мамой. У девочки игрушка – мышка. За долгую дорогу мама несколько раз говорит дочке: «Ну, ты играй с мышом! Подними мыша! Не клади мыша на пол!..»

Как вы считаете, какого рода, на взгляд этой мамы, слово мышь? Конечно, мужского (ср.: слона, со слоном...). А значит, какого рода для этой девочки будет слово мышь, когда она придет в школу?!.

И вот 3-й класс... Вы изучаете тему «Правописание ь после шипящих на конце имен существительных». Эта девочка, как и ее одноклассники, выучит правило: если слово женского рода, то ь пишется, а если мужского, то... Как эта девочка напишет слово мышь – с ь или без него?!. Вероятнее всего, без ь. Вы посчитаете написание орфографической ошибкой...

Но была допущена грамматическая ошибка – неправильное определение рода имени существительного, орфографическая же стала лишь следствием.

И приведенный пример не единичен. Знают ли дети, какого рода слова тишь, глушь, мелочь, сушь и др., которые часто предлагаются в упражнениях учебников, в диктантах? Нередко учащихся могут затруднять и более обиходные слова: молодежь, врач, овощ, вещь и т.д. А неверное определение рода станет причиной орфографической ошибки.

Какой же выход?

Думается, всем предыдущим рассуждением этот выход подсказан. В учебнике нужен грамматический словарь, который помог бы ученику получить справку. Пользование этим словарем было бы полезно с разных точек зрения. Во-первых, оно помогло бы освоить соответствующую норму литературного языка (правильный род того или иного имени существительного), что обеспечило бы верное написание слова. Во-вторых, в процессе поиска конкретного слова ученик читал бы другие слова и, может быть, сделал бы для себя еще какие-то лингвистические «открытия». В-третьих, младший школьник постепенно накапливал бы тот опыт пользования различными словарями, о котором шла речь в начале лекции.

Но возникает вопрос: как учебный грамматический словарь не сделать простым орфографическим справочником? Ведь если ученик находит правильно написанное слово мышь, то он получает готовый ответ на вопрос о ь; узнавать род этого имени существительного ему уже не обязательно.

В учебнике «К тайнам нашего языка» сделана попытка найти методическое решение проблемы. Перед вами фрагмент грамматического словаря из названного учебника. Всмотритесь в него и определите: что сделано для того, чтобы ребенок поинтересовался родом имени существительного, а затем сам решил орфографическую задачу?

Какого рода и числа слово?

блюдце
болото
ботинок
бровь
брош?
брюшко
варенье
вермишель
вещ?
врач?
глуш?
грабли
картофель
картошка
коленка
колено
колесо
колесико
листва
макароны
мелоч?
метро
молодеж?
повидло
полноч?
полотенце
помидор
помощ?
прыщ?
пыль
ребёнок
рояль
семья
cуш?
тапочка
тиш?
туфля

ср.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
ж.р.
ср.р.
ср.р.
ед.ч., ж.р.
ж.р.
м.р.
ж.р.
мн.ч., ед.ч. нет   
м.р.
ж.р.
ж.р.
ср.р.
ср.р.
ср.р.
ед.ч., ж.р.
мн.ч., ед.ч. нет
ед.ч., ж.р.
ср.р. (неизм.)
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ср.р.
ж.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
м.р.
ед.ч., ж.р.
м.р.
м.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.
ед.ч., ж.р.

Конечно, «настоящий» словарь, который служит лишь справочником, никогда не будет содержать никаких вопросительных знаков вместо букв. Но словарь в учебнике полифункционален. Он не только справочник, но и средство обучения, а потому организация и способы подачи материала в нем могут быть специфичными. Данный словарь является справочником с точки зрения грамматики и одновременно выполняет роль учебного пособия по орфографии.

Таким образом, не только орфографический, но и грамматический словарь оказывается важным средством обучения младших школьников решению орфографических задач.

Вопросы для самопроверки

1. Почему словари можно считать средством не только обучения, но и воспитания школьников? Какие условия нужно выполнить, чтобы этого достичь?

2. Перечитайте называемые в конце второй части лекции пути повышения эффективности использования орфографического словаря. Можете ли вы объяснить смысл выдвигаемых тезисов? Принимаете ли вы каждый из них?

3. Каким образом грамматический словарь может быть полезен при обучении орфографии?

Рекомендуемая литература

1. Бондаренко А.А. Словари для малышей.// Начальная школа. 1993. № 10.

2. Бондаренко А.А. Словари на уроке.// Начальная школа. 2000. № 1.

3. Сборник нормативных документов. Русский язык: Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев М.: Дрофа, 2004. С.12.

4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык». Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «Гармония». – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.

6. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. год.

7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.

8. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 4 класс: Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы.. В 2 ч. Изд. 3-е, дораб. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004 и послед. годы.