Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2006

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА

Продолжение. Начало см. в № 16, 17, 19/2006

Юные менялы

Тамара Ивановна ТАМБОВКИНА – удивительный человек и замечательный учитель с большим педагогическим стажем. Чего только не было в ее жизни за эти годы! Когда-то она стояла перед классом и открывала школьникам прелесть непростого русского языка, дарила им чувство сопричастности к отечественной литературе. Затем был университет со студентами – любознательными и не очень. И первые, и вторые по сей день поддерживают связь с любимой учительницей: звонят, пишут, приезжают в гости.
Собирать разные педагогические ситуации Тамара Ивановна начала давно, и по старшим классам их набралось очень и очень много. Наставническая работа с учителями начальных классов и студентами педагогического университета подняла вопрос о возможности сделать такую выборку и для младших школьников. Тамара Ивановна уже давно на пенсии, но отдыхать совершенно не умеет. Вот и сегодня она делится своим бесценным опытом.
В предлагаемом цикле пойдет разговор о самых разных педагогических ситуациях – как рядовых, с которыми учитель сталкивается чуть ли не каждый день, так и трудных нестандартных, к которым сразу и не поймешь, как подойти.
В этой статье Тамара ТАМБОВКИНА предлагает обсудить ситуации обмена.
Слово «обмен» знакомо каждому взрослому. Многие всю свою жизнь что-либо меняют: одни – квартиры, другие – машины, а третьи – просто «шило на мыло». Но, вступая в обменные отношения, взрослый человек придерживается определенных правил. А как к обмену относятся дети?

Обменные операции составляют важную часть жизни младших школьников.

Обменивать – «сменить одну вещь на другую, взять одно, отдать за это другое», а производное от этого слова – обмениваться – означает «меняться друг с другом взаимно».

В классе между детьми обмениваться могут: предмет на предмет; предмет на деньги; услуга на деньги; услуга на предмет; предмет на поступок общественной значимости. Например, дать списать домашнее задание и получить за это желаемый предмет.

Обмен у детей проявляется по-разному: в игре, совместных увлекательных делах, коллекционировании, мелком «бизнесе».

Каждому виду обмена соответствует особый набор педагогических ситуаций. Каждая группа ситуаций характеризуется определенными конфликтами, содержит свои воспитательные задачи и способы их решения.

Игровой обмен может возникнуть при игре в магазин (продавец предлагает товар, покупатель на условные деньги его приобретает), или в более сложных современных экономических играх: «Наш магазин», «Найдем деток мамы-монетки» и др.

Распространены и другие виды обмена – на какое-то время. Такой обмен (если не нарушаются правила) полезен, потому что он укрепляет дружеское расположение между участниками игры, препятствует проявлению эгоизма, учит быть справедливыми и аккуратными в соблюдении условий игры.

Обмениваясь играми и игрушками, дети как бы заключают договор, в котором оговаривается, что на что меняется, на какой срок, как следует обращаться с игрой или игрушкой. Как правило, обмен в игре не порождает глубоких конфликтов. Зарождающееся в некоторых случаях недовольство приводит либо к прекращению игры, либо к началу другой и на взаимоотношениях детей глубокого следа не оставляет.

Однако при обмене играми и игрушками могут все же возникать и более сложные конфликты начиная с разногласия и кончая разрывом. Учитель, чтобы этого не произошло, должен помочь детям договориться между собой, поддержать их стремление к дружественному обмену.

Чаще всего обмен возникает в процессе увлечения сходными видами деятельности, например, если дети коллекционируют, занимаются рукоделием, моделированием: обмен марками, открытками, этикетками, календариками или узорами для вышивки, деталями, необходимыми для моделирования. Можно провести классные часы, беседу, организовать выставки «О коллекционировании и правилах обмена».

Примерные вопросы и задания на таких мероприятиях:

  • Что означают слова коллекция, коллекционировать, коллекционер*?

  • Какими качествами должен обладать коллекционер?

  • Назовите правила обмена при коллекционировании.

  • О чем рассказывает марка (монета)?

Далее учитель зачитывает отрывки из художественных произведений или рассказывает разные случаи, а затем обсуждает их с классом.

Приведем примеры типичных педагогических ситуаций.

Ситуация 1. Пополним коллекцию

Ваня принес в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал:
– Знаешь, у тебя тут много одинаковых марок, давай обменяемся. Я завтра принесу свою коллекцию, и ты сможешь выбрать себе марки для обмена.
Так и сделали.

Ситуация 2. Обмен вкладыша на жвачку

Андрей принес в класс, чтобы показать друзьям, коллекцию вкладышей. Витя долго рассматривал вкладыши, а потом стал просить у Андрея отдать особенно ему понравившийся.
– Если ты принесешь мне завтра жвачку, то я тебе отдам этот вкладыш, – ответил Андрей.
На следующий день обмен состоялся.

Обмены в играх и в результате увлечения взаимоинтересными делами протекают стихийно и, как правило, лишены у детей стремления к обогащению. Такие обмены можно назвать равноценными, они приобретают воспитательную ценность, приносят пользу детям при соблюдении по крайней мере двух условий: содействуют расширению кругозора детей и являются справедливыми.

Ситуация 3. Хорошо доставить радость подруге

Катя любит шить куклам одежду. Одно платье ей особенно удалось, и она показала его Тане, своей подруге. Таня всплеснула руками и воскликнула:
– Ой! Какое красивое платьице! Сшей и моей кукле такое же, а я за это свяжу шапочку твоей кукле.
– Ладно, – согласилась Катя, – только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты свяжешь шапочку для моей куклы, а я сошью платье для твоей.

Ситуация 4. Фантик –  за линейку

Вере очень понравилась линейка Наташи. Она предложила обменяться: «Ты дай мне линейку, а я тебе фантик!»

Ситуация 5. Заколка

Ира собралась в школу, увидела мамину заколку и взяла ее с собой. В классе она показала заколку подруге. Свете заколка очень понравилась, и она стала просить ее у Иры. В обмен Света предложила Ире новый набор цветных карандашей. Обмен состоялся.

В педагогической практике учителю нередко приходится наблюдать за тем, как дети нарушают правила обмена, тем более что все больше и больше расширяет возрастные границы обмен с целью получения выгоды.

Ситуация 6. Разве это справедливо?

Сережа предложил Олегу обмен: «Ты мне дашь три фантика, а я тебе – один».

Ситуация 7. Медвежья услуга

Перед началом первого урока Оля вытащила из портфеля красивый календарик. Ее соседка по парте Ира сразу обратилась к ней:
– Ой, какой красивый календарик! Подари, а!
– Не могу, – ответила Оля. Но, подумав, добавила:
– Давай, ты мне дашь списать домашнюю работу по математике, и тогда я отдам тебе календарик...

Состоявшимся обменом обе девочки остались довольны, но Оле была оказана медвежья услуга.

Ситуация 8. Одну за три…

У Нины в руках была красивая наклейка. Эдик еще издалека ее увидел.
Он так давно хотел заполучить себе такую!
– Нина, давай меняться!..
В ответ на предложение Эдика Нина сказала:
– Давай, только за эту наклейку ты мне дашь не одну, а три наклейки...
Эдик согласился, хотя ему и не очень хотелось расставаться сразу с тремя наклейками...

Учителю следует в первую очередь разъяснять значение коллекционирования в жизни людей и соблюдения правил честного и равноценного обмена.

Ситуация 9. Предприимчивый Саша

Саша собирается утром в школу. Мама дала ему одно яблоко, а он попросил еще одно.
– Зачем? – спросила мама.
– Я поменяю его у Андрея на наклейку, – ответил Саша.

Ситуация 10. Честолюбивый обмен

На уроке чтения за каждый правильный ответ учительница давала ученикам по одному цветочку. Сережа хорошо отвечал и получил шесть цветков. Его сосед по парте Илья получил всего один. Он предложил Сергею поделиться с ним цветочками в обмен на машинку.

Ситуация 11. Дорогой обмен

У Ани, ученицы 2-го класса, был день рождения. Она принесла в класс конфеты и жевательные резинки, чтобы угостить одноклассников. Аня разделила угощение между всеми учениками поровну, но в ее пакете остались еще конфеты и жевательные резинки. На перемене к Ане подошла соседка по парте Яна и попросила еще одну жевательную резинку. Аня ответила, что «за просто так» больше никому не даст, и предложила обменять резинку на что-нибудь другое. Яна, не задумываясь, сунула руку в карман и вытащила оттуда «бумажку». «Бумажка» оказалась денежной купюрой. Обмен произошел.

С одной стороны, занятия, которые являются источниками наживы, – это проявление зачатков предпринимательской деятельности, с другой, они не так уж безобидны, потому что способствуют закреплению у младших школьников эгоизма, жадности, хитрости. Для выяснения того, как дети относятся к «бизнесу», 84 ученикам 2–3-х классов калининградских школ был прочитан отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» о том, как обогащался Павлуша Чичиков:

Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем (Павлуше Чичикове) не оказалось: отмечался он больше прилежанием и опрятностью, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело, и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, попрятав полученное угощение, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказывать себе во всем.
Из данной отцом полтины он не издержал ни копейки, – напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал его очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот такие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак наступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки. И, раззадоривши его, брал деньги, соображаясь с аппетитом.
Два месяца он проводил у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить другой...

У большинства детей выработан иммунитет: они считают непозволительными способы, с помощью которых Павлуша Чичиков увеличивал свой капитал. Особенно много критических замечаний вызвало то, что он обманывал своих школьных товарищей, брал у них за все деньги. Но около двадцати учащихся не нашли ничего предосудительного в действиях Павлуши. Они говорили о том, что в будущем он будет бухгалтером или экономистом, что он похож на современного бизнесмена и что они сами хотели бы поступать, как Чичиков.

Сказанное приводит к мысли о том, что учитель должен особое внимание обратить на нравственные основы обмена, которые способствуют развитию и закреплению разноплановых качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

Помимо индивидуальной работы с родителями и детьми, можно практиковать мини-диспуты с обсуждением художественных произведений (отрывок зачитывает учитель) и ситуаций, взятых из жизни.

Приключения Тома Сойера

...– Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг передумал.
– Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим забором; понимаешь, он выходит на улицу, – если бы это была та сторона, что двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим забором. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
– Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя пустил, если б ты был на моем месте.
– Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг что-нибудь...
– Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам середину от яблока.
– Ну ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
– Я все яблоко тебе отдам!
Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе. И пока бывший пароход «Большая Миссури» трудился в поте лица на солнцепеке, удалившийся от дел художник, сидя в тени на бочонке, болтал ногами, жевал яблоко и обдумывал дальнейший план избиения младенцев. За ними дело не стало. Мальчики ежеминутно пробегали по улице; они подходили, чтобы посмеяться над Томом, – и оставались белить забор. Когда Бен выдохся, Том продал следующую очередь Билли Фишеру за подержанного бумажного змея, а когда тот устал белить, Джонни Миллер купил очередь за дохлую крысу с веревочкой, чтобы удобней было вертеть, и т.д. и т.д., час за часом. К середине дня из бедного мальчика, близкого к нищете, Том стал богачом и буквально утопал в роскоши. Кроме уже перечисленных богатств, у него имелось: двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть через него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мыла, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котенок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсиновой корки и старая оконная рама. Том отлично провел все это время, ничего не делая и веселясь, а забор был покрыт известкой в три слоя! Если б у него не кончилась известка, он разорил бы всех мальчишек в городе.

(Марк Твен)

Вопросы

1. Какую работу должен был выполнить Том?
2. Как он вышел из положения?
3. Как вы относитесь к Тому?
4. Одобряете ли вы его предприимчивость? Почему?

Копейкин

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Ты возьмешь меня на пляж?
– Что ты мне за это дашь?
– Очини мне карандаш!
– Что ты мне за это дашь?
Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги.
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги.)
Он со всех взимает плату:
Застегнул штанишки брату –
Взял с него за попеченье
Полпеченья.
– Поищи очки, голубчик! –
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
– Дашь копейку – подниму!
Алексей пришел из школы,
Он теперь придумал так:
– Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки.
В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
– Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
– Алексей, отца уважь!
А в ответ одно и то же:
– Что ты мне за это дашь?

(А. Барто)

Вопросы

1. Почему стихотворение так называется?
2. Понравилось ли вам поведение Алеши? Почему?
3. А как бы поступили вы?

Бизнесмен из 1-го «В»

В одной из московских школ на доске объявлений однажды появилось такое: «Если вам надоели старые игрушки, а на новые не хватает денег, то в четверг и пятницу вы можете принести их в школу Артему из 1-го “В”. Причем это необычное объявление было вывешено с разрешения администрации школы. И тут началось! Ребята кинулись собирать заброшенные в дальние углы машинки, куклы, конструкторы, а Артем покупал их за свои деньги, но недорого. Единственное его требование – чтобы игрушки были не поломанными. Дома новый хозяин старых игрушек привел их в товарный вид, отмыл, отчистил и скоро повесил новое объявление: «Выставка-продажа не очень новых игрушек в холле после уроков». За два дня торговли весь товар был распродан.
Юный бизнесмен взял из прибыли причитающуюся ему долю, остальные же деньги вложил в благородное дело – весь месяц 1-й «В» завтракал бесплатно, а на «последнем уроке» учительница получила в подарок огромный букет роз от всего класса.

(«Первое сентября». 1996. 16 ноября)

Вопросы

1. Что означают слова бизнес*, бизнесмен?
2. Как вам понравилась предпринимательская деятельность Артема?
3. Известны ли вам похожие случаи?
4. Приходилось ли вам заниматься бизнесом или принимать участие в бизнесе взрослых?

Картинки

...У Кати было много переводных картинок. На перемене Нюра подсела к Кате и со вздохом сказала:
– Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома.
Катя благодарно взглянула на подругу и смущенно сказала:
– А я бываю плохая... Я даже сама это чувствую...
– Ну что ты! Что ты! – замахала руками Нюра. – Ты очень хорошая, ты самая добрая в школе, ты ничего не жалеешь... У другой девочки попроси что-нибудь – она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо... Вот, например, переводные картинки...
– Ах, картинки... – протянула Катя, вытащила из конверта несколько картинок и положила их перед Нюрой. – Так бы сразу и сказала... А зачем было хвалить?..

(В. Осеева)

Вопросы

1. Представьте, что Нюра коллекционирует переводные картинки. Что вы можете сказать о таком способе пополнения своей коллекции?
2. Как бы вы поступили, если бы захотели иметь такой экземпляр в своей коллекции?
3. Как бы вы обменялись?
4. Какой обмен был бы справедливым?
5. Если тебе не хочется обмениваться чем-либо с твоим другом, как ты ему вежливо об этом скажешь, чтобы не обидеть его?

Перышко

...У Миши было новое перо, а у Феди – старое. Когда Миша пошел к доске, Федя обменял свое перо на Мишино и стал писать новым. Миша это заметил и на перемене спросил:
– Зачем ты взял мое перышко?
– Подумаешь, какая невидаль – перышко! – закричал Федя. – Нашел чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу.
– Мне не надо двадцать! А ты не имеешь право так делать! – рассердился Миша...

Вопросы

1. Почему Миша сказал, что Федя не имеет права так делать?
2. Может быть, Федя прав?
3. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Правила обмена

1. Нельзя для своих друзей делать добрые дела за деньги или какие-нибудь вещи.

2. Обмен должен быть честным, справедливым и равноценным.

Попробуйте продолжить этот список. Рассказать детям о предпринимательской деятельности, познакомить их на доступном уровне с основами экономики вам помогут статьи:

  1. Максимов В.П. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности. // Педагогика. 2002. № 8;

  2. Рябова И.Г. Подготовка учителя к экономическому образованию младших школьников. // Педагогика. 2001. № 5.

Продолжение следует

Автор будет рада, если у читателей газеты появится желание собирать такие истории
в свою педагогическую копилку, а также готова ответить на ваши вопросы,
присланные по адресу: Москва, 121165, ул. Киевская, д. 24, редакция «Начальная школа», для Тамбовкиной Т.И.


Коллекция [лат. collectio – собираю] – систематизированное собирание каких-либо предметов, представляющее собой обычно научный, художественный, исторический интерес, например коллекция картин, марок.
Коллекционер [фp. collectionneur] – собиратель коллекций.

** Бизнес [англ. business] – экономическая деятельность, дающая прибыль, приносящая доход или личные выгоды.