Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №15/2007

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Евгения РАТНИКОВА,
г. Черняховск,
Калининградская область

Приключения Незнайки и его друзей

Урок-обобщение по внеклассному чтению

3 класс

Тема. «Николай Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”».

Цели. Развивать познавательные интересы учащихся; выяснить особенности мастерства Н. Носова; воспитывать чувство взаимопомощи на примерах героев сказки.

Эпиграф. «У этого талантливого человека вечно юная, по-детски чистая, чудесная душа». (В. Катаев.)

Оборудование. Выставка книг; портрет Н. Носова; рисунки ребят; аудиозапись песен героев сказки; Толковый словарь С.И. Ожегова, Словарь иностранных слов; элементы костюмов героев сказки; карточки со словами делай, думай.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети поют первый куплет песни «В траве сидел кузнечик».

II. Сообщение темы урока

Учитель. Дети, вы ничего не перепутали? У нас урок чтения, а не музыки. Почему вы поете?

Дети. Эту песню пели малыши из сказки Николая Носова, когда прощались со своими друзьями.

У. И мы сегодня прощаемся с полюбившимися нам героями сказки Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

На доске:

Н. Носов

«Приключения Незнайки и его друзей»

... – сказка.

– Чего не хватает в этой записи?

Д. Это роман-сказка. В нем много действующих лиц, сложный сюжет.

III. Работа с выставкой книг

У. По каким признакам мы разделили книги на группы?

Д. Толстые и тонкие: одна сказка и трилогия – три сказки.

У. Как вы думаете, почему книга, которую принес Алеша, такая потрепанная, странички в ней желтые, краски выцвели?

Д. Ее много раз читали. Она давно издана.

Дети смотрят год издания – 1962-й.

Алеша. Это книга моей бабушки. Сказку читали бабушка, моя мама, мой дядя и мы с братом.

У. Попробуем разгадать секрет сказки: почему она интересна людям разных поколений?

IV. Проектирование работы учащимися

Дети под руководством учителя составляют план урока. На доске по ходу обсуждения появляется схема.

На доске:

План урока

1.

2. Диктант – 5.

3.

4.

1. Загадки о героях.
2. Литературный диктант (5 вопросов).
3. Дружба между мальчиками и девочками.
4. Исследовательская работа: «Почему читать сказку было интересно?»

V. Работа по плану урока

Загадки-стихи

Дети загадывают приготовленные дома загадки о героях сказки:

Берусь всегда за все дела,
Немножко я зазнайка.
Люблю командовать, приврать,
Зовут меня...

(Незнайка.)

В костюме я строгом
И с книжкой под мышкой.
Меня ты узнай-ка.
Конечно, я...

(Знайка.)

Люблю я конфеты,
С вареньем батончик.
Я хитренький, добрый.
Зовут меня...

(Пончик.)

Два веселых друга
Всегда будут дружить:
Один будет лаять,
Другой – говорить.

(Пулька и Булька.)

 

 

 

Музыкальные загадки «Кто это поет?»

Звучит аудиозапись песен героев сказки.

Загадки-рисунки «Чьи это вещи?»

У. Вами были названы многие герои книги. А кого из них можно назвать главным?

Д. Незнайку.

У. Незнайка обманывает, хвастается, трусит, не хочет учиться. Почему же он главный герой?

Учащиеся отвечают.

– А как на этот вопрос ответил сам Николай Носов?

На доске:

У Незнайки есть жизненный прототип. Это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, с присущей его возрасту неугомонной жаждой деятельности, неистребимой жаждой знания и в то же время с неусидчивостью, неспособностью удержать свое внимание на одном предмете долгое время...

– Найдите значение слова прототип в Словаре иностранных слов.

Д. Прототип – первоначальный образец, прообраз, действительное лицо как источник для литературного образа.

На доске вывешены рисунки детей с изображением Незнайки.

У. Какой художник наиболее точно изобразил героя сказки?

Дети выбирают рисунок и доказывают свое мнение чтением отрывка из первой главы:

Этот Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком...
– Следующим пунктом плана нашего урока является литературный диктант. Как и любой другой диктант, он покажет, как хорошо вы знаете материал, в данном случае – содержание книги.

Учитель читает отрывок из последних глав сказки. Дети кратко записывают концовку:

1. Незнайка покраснел от стыда и был готов провалиться сквозь землю. Он бросился бежать и спрятался в... (одуванчиках).
2. Малыши дразнили Незнайку, потому что он... (хвастун и трусишка).
3. Незнайке стало так жаль себя, так жаль, что и сказать нельзя. Он прижался к забору лбом и... (заплакал).
4. Вместо того чтобы идти играть в городки или в футбол, Незнайка садился за стол и принимался за... (чтение).
5. За что малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем не плохой коротыш? (Он защищал малышек.)

Осуществляется взаимопроверка работ.

– А теперь прочитаем отрывок из главы 28 «Примирение», начиная со слов: «А Незнайка на самом деле...»

Чтение по ролям. Инсценировка.

– Почему Незнайка подружился с малышками?

Д. Они его пожалели, помогли исправиться.

У. Как же помочь человеку, если он ошибся?

Д. Нужно поверить в него, не дразнить. С ним надо обращаться поласковее. А дразнить – это плохо. Он обозлится и начнет вести себя еще хуже. Если же его пожалеть, то он сильнее почувствует свою вину и скорее исправится.

У. Бывали ли у вас похожие ситуации?

Дети рассказывают случаи из своей жизни.

– Чему еще научила вас эта сказка?

Д. Чтобы быть поэтом, художником, музыкантом, надо учиться.

– Нельзя обманывать.

– Терпение и труд все перетрут.

– Мальчикам и девочкам надо дружить.

У. Правильно. Эта сказка поучительная. Дома найдите и прочитайте произведение любого жанра о дружбе между мальчиками и девочками.

А теперь мы послушаем отрывки, которые вам больше всего понравились.

Дети читают в группах смешные отрывки, подготовленные дома для выразительного чтения. Командиры групп оценивают чтение каждого.

– Какое настроение было у вас при чтении и слушании?

Д. Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.

У. Что такое юмор? Найдите объяснение этого слова в толковом словаре.

Д. «Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо».

На доске:

делай, думай

У. Как вы думаете, что вначале делал Незнайка, а что потом? Поставьте слова в нужном порядке.

Д. Вначале нужно думать, а потом делать.

У. Почему же с Незнайкой случаются несчастья?

Д. Не думает сначала, торопится сделать, а потом уже думает.

У. Какие черты характера высмеивает Николай Носов в этой сказке? Приведите примеры. Над чем вы смеялись и почему?

Дети отвечают.

– Эта сказка юмористическая.

Во время выразительного чтения отрывков одна группа ребят получает задание – провести исследовательскую работу, чтобы доказать, что сказка познавательная.
После проведения этой работы дети сообщают, какие научные сведения содержит это произведение.

Д. Солнце – огромный раскаленный шар.

– Теплый воздух легче холодного.

– Облака мягкие, как воздух, потому что они сделаны из тумана.

У. Сказка действительно познавательная!

VI. Итог урока

У. Давайте подытожим все сказанное и сделаем вывод о том, какая это книга.

В ходе работы на доске появляется схема.

На доске:

Николай Носов

«Приключения Незнайки и его друзей»

Роман-сказка

  • поучительная

  • юмористическая

  • познавательная

– За трилогию о Незнайке Николай Носов был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В столице Японии Токио есть кафе с названием «Незнайка». Как вы думаете, о чем это говорит?

Д. Эту книгу читают и любят люди многих стран.

У. Каким человеком был Николай Носов?

Дети отвечают.

– А теперь прочитайте слова Валентина Катаева об этом писателе.

Дети читают.