Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №17/2007

СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА-В.В.ДАВЫДОВА

Педагогические условия реализации адаптационного периода в 1-м классе школ развивающего обучения

Седьмой год жизни ребенка относится к переходным (кризисным) возрастным периодам. Такие периоды характеризуются особо быстрыми изменениями как в физическом, так и в психическом развитии. Скорость изменений в переходные периоды развития столь велика, что буквально каждый месяц жизни приносит что-то новое.
По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения и закладываются переживания, на многие годы определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.
В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы: как организовать этап адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни?
В рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова уже имеется ряд разработок. Приводим одну из них.

Первым педагогическим условием организации адаптационного периода обучения первоклассников в системе Эльконина – Давыдова является вводный курс «Введение в школьную жизнь» (авт. Г.А. Цукерман, К.Н. Поливанова). Данный курс обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогами, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения вне урока.

В ходе такого курса нормы совместных действий и общения, на которых будет в дальнейшем строиться учебное сообщество класса, должны стать результатом договора учителя с детьми. Целесообразно такой курс не совмещать с введением в учебные предметы. Знакомство ребенка с новым школьным миром лучше организовывать на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

Предлагаемый курс «Введение в школьную жизнь», задуманный авторами как приглашение ребенка в новую, учебную систему отношений и своеобразный тренинг учебного общения, задает определенный стиль всей дальнейшей работы учителя: неимитационное поведение, готовность к выработке своей (детской) позиции; умение запрашивать недостающую информацию и отказываться от решения нерешаемых задач; умение договариваться, не переводя логического разногласия в личностный конфликт; доверие к себе, движущемуся от незнания к знанию.

На основе общей авторской программы в конкретной школе может быть создана рабочая программа, рассчитанная на 34–36 учебных часов, например, такого содержания:

Цель курса: в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь каждому ребенку войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Педагогические задачи. Выработать и принять «правила игры» между всеми членами нового общеклассного коллектива (нормы сотрудничества, нормы оценивания, способы и формы взаимодействия и т.п.); подготовить детей к новым формам взаимодействия с учителем и друг с другом в процессе обучения; провести стартовую психологическую и учебно-предметную диагностику с целью определения возможностей и способностей каждого ребенка и класса в целом; ввести первоклассников в мир отдельных учебных предметов через особые (специфические) способы действия в каждой из предлагаемых школьникам учебных дисциплин в 1-м классе.

Методические материалы к рабочей программе

1. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. – М.: Генезис, 2003. – 128 с.

2. Материал для психолого-педагогической диагностики первоклассников в сентябре месяце / Сост. А.Б. Воронцов.

3. Воронцов А.Б. Программа адаптационного этапа в 1-м классе.

4. Воронцов А.Б., Восторгова Е.В., Юдина Е.Ю. Дневник моего роста для первоклассников. Раздел 1.

Продукт курса: заполненный раздел «Дневника школьника».

Календарно-тематическое планирование курса

Урок

Цель урока

Способы действия

Результат урока (продукт)

1 день (3 часа)

1

Познакомить детей между собой

Введение знака «Я».
Образование групп

Первый знак «Я» на доске достижений класса

2

Ввести схему времени (режим дня школьника)

Работа со знаком времени – линией (временным лучом).
Введение знака «Звонок».
Цветок настроений класса

Шкала времени – знак «Звонок» на доске достижений и открытий.
Домашнее задание. Заполнение с. 3–4 дневника
Детская книга «Хроника»

2 день (3 часа)

1

Ввести новый ритуал – приветствие детьми учителя и друг друга

Отработка известных детям способов действия. Представление результатов заполнения дневника учащимися, а учителем – книги «Хроника»

Что любят дети данного класса – страница книги «Хроника».
Домашнее задание.
Заполнение с. 5 дневника

2

Научить различать содержание ответа и его форму

Работа со знаком «Хор», с формами вопросов учителя.
Введение «Ордена внимания»

Знак «Хор» на доске достижений

3

Познакомить детей со схемой класса и научить работать с ней

Работа с динамической схемой, определение своего местоположения на схеме.
Заполнение с. 6 дневника

Схема класса на доске достижений и открытий.
Домашнее задание.
С. 6 дневника

3 день (3 часа)

1

Ввести детей в мир «оценки» – развести характеристики оценки за красоту и правильность выполнения работы

Введение способа оценивания.
Психологическая диагностика:
«Графический диктант»

(Д.Б. Эльконин)

Оценка должна быть точной,
то есть дифференцированной,
узконаправленной.
Результаты диагностики

2

Добиться того, чтобы дети в своей работе учились слушать друг друга, обращаться друг к другу, а не к учителю

Введение знаков «+», «–».
Работа со схемой класса, со схемой времени

Групповое распределение ролей.
Правила поведения детей в группе.
Знаки «+» и «–» на доске открытий

3

Выделить способы действия в изобразительной деятельности

Проведение первой части стартовой работы по ИЗО (виды
художественной деятельности)

Итоги первой части стартовой работы

4 день (3 часа)

1

Противопоставить индивидуальные формы работы и работы парами

Игры «Зеркало», «Попугай».
Введение знака «Мы».
Упражнения на работу с партнером. Работа со схемой класса

Знак «Мы» на доске открытий.
Правила взаимодействия детей в паре. Совместно (в паре) выполненное задание

2

Соотнести внешнюю (учительскую) оценку со своей (самооценкой)

Введение самооценки.
Работа с результатами «графического диктанта»: сопоставление детской и учительской оценок.
Работа с книгой «Хроника» на тему: «Что сделать, чтобы стало лучше?»

Введены новые критерии оценки: легкость – трудность,
интересно – неинтересно

3

Выделить способы действия в ИЗО

(презентация)

Проведение второй части стартовой работы по ИЗО (виды художественной деятельности)

Итоги второй части стартовой работы

5 день (3 часа)

1

Отработать введенные ранее знаки: «+», «–», «Я», «Мы», «Хор».
Ввести ситуацию несогласия в группах

Диагностика (наблюдение)
освоенности введенных ранее приемов, знаков, школьной атрибутики.
Дети в качестве экзаменаторов
(привлечение второклассников).
Работа с дневником – раздел «Правила школьной жизни»

«Фотография класса» учителем (неудачи или достижения).
Этикетная форма несогласия,
обсуждения, спора.

2

Определить умение действовать по правилу

Психологическая диагностика: «Образец и правило»

Результаты теста – фиксация
в классном журнале (фиксируется все в тетради)

3

Выделить способы действия в предмете «Математика»

Групповая работа по построению дома способом измерения и конструирования (привлечение второклассников)

Коллективно построенный дом

6 день (3 часа)

1

Показать, как можно работать с разными мнениями на уроке

Ситуации, провоцирующие детей на столкновение мнений, и их разбор.
Работа с дневником – раздел «Правила школьной жизни»

Правила «как надо» и «как не надо спорить».
Домашнее задание.
Приготовить рассказ на тему «Можно ли жить без драк, ссор и обид?»

2

Определить уровень самооценки каждого ребенка

Психологическая диагностика:
«Лесенка»

Результаты теста и фиксация их в классном журнале

3

Выделить способы действия в предмете «Окружающий мир»

Групповая работа по наблюдению за окружающим миром

Коллективный портрет «Крылатские холмы»

7 день (3 часа)

1

Освоить еще одно средство взаимодействия и сотрудничества

Введение знака «Вопрос».
Учебно-игровая ситуация с использованием знака «Вопрос»

Фиксация знака «Вопрос» на доске открытий

2

Определить уровень активности внимания

Психологическая диагностика:
«Треугольники»

Результаты теста и фиксация их в классном журнале

3

Освоить применение критериев оценки в ходе процесса оценивания

Диагностика и отработка разных критериев оценки

Взаимооценка выполненной работы

8 день (3 часа)

1

Освоить прием общей работы класса как сумму индивидуального вклада каждого

Построение фигуры по чертежу
индивидуально.
Соединение отдельных фигур учащихся в общую картину класса

Домашнее задание.
Нарисовать картинку сказочного класса и написать под ней – кто ты, чему здесь учишься, кто твои друзья

2

Выработать систему действий в ситуации недоопределенного правила

Использование психологического теста «Домик»

Правила поведения в ситуации неопределенности.

Результаты теста «Домик»

3

Выделить способы действия в предмете «Физическая культура»

Групповая работа по знакомству
со способами действия на уроках физической культуры

Правила сохранения физического здоровья

9 день (4 часа)

1

Различить содержательную дискуссию и пустую болтовню

Учебно-игровая ситуация, позволяющая увидеть те характерные для высказываний черты, которые только и могут сделать разговор дискуссией, обсуждением какого-то содержания

Правила ведения дискуссии в классе

2

Определить умение работать со схемой

Психологическая диагностика: «Лабиринт»

Результаты теста и фиксация их в классном журнале

3

Выработать приемы внутригрупповой формы сотрудничества

Групповые задания с недоопределенными правилами.

Работа с дневником

Правила работы в группе

10 день (3 часа)

1

Показать детям, к чему приводит несогласованность позиций нескольких собеседников

Микроспектакль (можно привлечь второклассников) «Винни-Пух и Пятачок».
Игра «Пишем письма…»

Требования к высказыванию,
сообщению, реплике.
Оценка дня по линеечкам с помощью выработанных совместно критериев

2

Определить тип отношения ребенка к учебному заданию

Психологическая диагностика: «Раскраска»

Результаты теста и фиксация их в классном журнале

3

Выделить способы действия в предмете «Обучение грамоте»

Групповая игра «Письмо древнего человека»

Письменные записки детей класса

11 день (3 часа)

1

Показать адресованность действия при групповом взаимодействии

Учебно-игровая ситуация противопоставления содержательного сообщения бессмысленному

Дети с помощью вопросов должны полностью научиться
определять задуманный предмет

2

Определить уровень развития наглядно-образного мышления

Психологическая диагностика: «Рисунок человека»

Результаты теста и фиксация их в классном журнале

3

Выделить способы действия в предмете «Технология»

Групповая игра «Проектирование места для игры в классе»

Коллективный проект класса

12 день (4 часа)

1

Сделать первый шаг к рефлексии детей

«Ловушка» как прием, толкающий ребенка на осознание того, что происходит на уроке.
Решение задач с «ловушками»

Преодолеть «ловушки» и наградить учеников орденами

2

Продолжить линию оценки: противопоставление правильности и оригинальности

Работа над критериями оценки

Домашнее задание. Изготовить «Орден ловкости», придумать новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить их

3

Выделить способы действия в предмете «Основы музыкально-сценического искусства»

Музыкально-сценическая миниатюра «Осенний лес»

Демонстрация миниатюры.
Домашнее задание.
Конкурс на лучшее имя для класса

13 день (4 часа)

1

Стимулировать ситуацию недостаточности средств для решения задачи

Групповая игра «Ателье».
Работа с самооценкой детей

Действия по решению задачи – анализ образца, соотнесение его с имеющимся набором деталей, мысленное или предметное соотнесение элементов образца с набором деталей, обнаружение «недостачи», обращение за помощью

2

Отработать способы содержательного взаимодействия в паре

Отработка умений, характеризующих: понятность (содержательность) высказывания, достаточность заключенной в нем информации, содержательность задаваемого вопроса.
Игра «Лабиринт»

Домашнее задание.
Написать рассказ «У нас в классе»

3

Отработать известные детям знаки взаимодействия

Парная работа «Продолжи ряд»

Законченные ряды каждой парой детей

14 день (3 часа)

1

Отработать умение оценивать действия друг друга

Критерии оценки, точка зрения
оценивающего. Действия детей
по правилам. Взаимопомощь

Заполнение с. 14 дневника

2–3

Подведение итогов курса «Введение в школьную жизнь» (приведение в рабочее состояние всех страниц дневника «Раздел 1»), оформление книги «Хроника», выставок работ учащихся, доски открытий и достижений: проведение итоговой рефлексии «Каким я стал за первые три недели учебы в школе? Мои достижения»

Как правило, такой курс в классах развивающего обучения занимает первые три недели школьной жизни. После этого учителя резко переходят на учебные предметы и начинают пытаться строить учебную деятельность, как правило, забывая о том, что делалось в первые три недели. На наш взгляд, такой ход ошибочный. Период адаптации не заканчивается курсом «Введение в школьную жизнь» – он им только начинается. В период адаптации необходимо обеспечить плавный переход от игровой деятельности к учебной.