Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2007

ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ

Наталья ПОМИНОВА,
учитель начальных классов,
г. Юбилейный,
Московская обл.

Перелетные птицы

Трудовое обучение

1 класс

Тема. «Перелетные птицы».

Для работы заранее выбираются три вида птиц. В данном случае это грач, скворец и ласточка, при этом каждая представлена двумя разновидностями – летящей и сидящей. На доске учитель размещает названия птиц и цветные рисунки с их крупными изображениями, а также схемы, на которых силуэты птиц составлены из геометрических фигур. Схемы, в свою очередь, – двух видов: контурная – для того чтобы понять конструкцию птицы (рис. 1) и цветная картонная (рис. 2) – прообраз законченной работы, чтобы ученики представляли результат и заранее могли сравнивать реальную птицу и ее изображение из геометрических фигур.

Рис. 1. Схемы для выполнения практической работы

Рис. 1. Схемы для выполнения практической работы

Рис. 2. Цветная схема – прообраз выполненной работы

Рис. 2. Цветная схема – прообраз выполненной работы

Каждому ученику дается набор картонных шаблонов в виде геометрических фигур. Шаблоны подписаны, например: «Ласточка сидит. Туловище. 1 шт.». Задание учащимся – обвести карандашом по шаблонам и вырезать из цветной бумаги детали, затем выполнить из них аппликацию на листе формата А5.

Чтобы ребята подошли к выполнению задания осмысленно, практической работе предшествует обсуждение, из каких геометрических фигур составлены рисунки птиц, в каком порядке и каким образом они должны накладываться на бумагу для получения правильного результата.

Помимо шаблонов, каждый ребенок получает дубликат схемы, которая расположена на доске, – для удобства работы. Выше приведены схемы всех птиц на одном листе. На практике же каждый ученик получает схему одной птицы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы с вами сделаем аппликации с изображениями перелетных птиц.
Это будут необычные птицы. Они состоят из геометрических фигур.
Давайте посмотрим на доску, и вы мне скажете, из каких геометрических фигур состоит сидящий грач.

Дети. Голова – это круг.
– Глаз – тоже круг, но маленький.
– Туловище – полукруг.
– Клюв – маленький треугольник.
– Крыло – треугольник большой.
– Каждая лапка состоит из прямоугольника и двух треугольников – вверху и внизу.
– Хвост – прямоугольник.

Аналогично идет обсуждение других птиц.

У. Давайте для начала соберем фигурки птиц из картонных деталей, находящихся у каждого из вас на столе.

Ученики на столе складывают фигурки из картонных шаблонов согласно схемам (см. рис. 1 и рис. 2.)
Первоклассники быстро устают, поэтому в середине урока проводится физкультминутка. Учитель включает песню «У дороги чибис», и дети выполняют спортивную разминку-танец, в ходе которого они с удовольствием поют песенку про чибиса, которую выучили раньше на уроке музыки, и при этом выполняют движения, напоминающие движения птиц и вместе с тем позволяющие детям размять все группы мышц.

Далее по ходу занятия следует практическое выполнение работы, задача которой – научиться применять на практике навыки конструирования сложных композиций из геометрических фигур.

Ребята обводят детали по картонным шаблонам на изнаночной стороне цветной бумаги (педагогу необходимо учесть, что, поскольку детали обводятся с изнаночной стороны, картонные шаблоны должны быть сделаны в зеркальном отображении), вырезают их и наклеивают на лист белой бумаги формата А5.

Во время выполнения работы негромко звучит музыка.

На этом работа еще не завершена. Огромное удовольствие ребятам доставляет заключительный этап работы. На доске появляется лист ватмана с изображением пейзажа (рис. 3), осеннего, если занятие проводится в первой четверти или весеннего, если занятие проводится в марте-апреле.

Рис. 3. Пейзаж

Рис. 3. Пейзаж

Практически прикрепить аппликации к плакату можно с помощью клеевого карандаша, маленького кусочка двустороннего скотча на изнаночной стороне аппликации или, если доска магнитная, с помощью магнита. У каждого способа есть плюсы и минусы. Магниты, например, немного мешают целостному восприятию картины, но позволяют легко перемещать аппликации в случае неудачного их местоположения.

Урок завершается подведением итогов. Еще раз обобщаются полученные знания, повторяются основные положения и творчески оцениваются результаты практической работы учеников.

Фото. Итог урока

Фото. Итог урока