Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна

“Окружающий мир” как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы

План лекций по курсу

Номер газеты

Название лекции

17

Лекция 1. Младший школьник и окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же, как взрослый? Что такое «целостность восприятия»? Проявляет ли младший школьник интерес к природе, истории, культуре родной страны? Изменяется ли личность ребенка под влиянием окружающего мира?

18

Лекция 2. Развитие и воспитание младшего школьника – цель изучения предмета «Окружающий мир». Почему предмет «Природоведение» был заменен «Окружающим миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? Какие качества личности развиваются преимущественно на уроках окружающего мира?

19

Лекция 3. Чему учить: какие знания об окружающем мире являются для младшего школьника актуальными. Что значит «актуальное знание»? Почему содержание знаний об окружающем мире должно быть интегрированным? При каких условиях знания переходят в ценностные отношения?

Контрольная работа № 1.

20

Лекция 4. Урок «окружающего мира»: типы и структура. Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения? Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

21

Лекция 5. Когда младший школьник активен: методы активизации познавательной деятельности на уроках «окружающего мира». При каких условиях организации познавательной деятельности младший школьник активен, инициативен, самостоятелен и работает в зоне ближайшего развития?

22

Лекция 6. Что такое учебная самостоятельность и как ее развивать? Чем различаются бытовая и учебная самостоятельность? Какие умения обеспечивают развитие учебной самостоятельности?

Контрольная работа № 2.

23

Лекция 7. Младшие школьники работают вместе: использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира. Когда учение становится коллективной деятельностью? В чем дидактическое значение разных форм организации совместной деятельности?

24

Лекция 8. Нужно ли «Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли отношения и чувства мерить отметкой? Как оценивать знания об окружающем мире?

Итоговая работа.

Лекция 4.

Урок окружающего мира: типы и структура

Тема «круглого стола»: «Особенности современного урока в начальной школе»

Участники: завуч начальной школы, учитель начальных классов, учитель-исследователь, методист, психолог.

Завуч. Сегодня учитель получил право более свободно и творчески подходить к организации обучения. В последние годы много пишут о разных формах проведения учебных занятий, среди которых много нетрадиционных и для многих учителей необычных. Поэтому проблема выбора формы организации обучения – задача очень важная.

Учитель. Работаю «по старинке» и хочу сказать, что старое – не значит устаревшее, а, наоборот, проверенное временем и большим учительским опытом. Дети со всем справляются и всё успевают. Я против того, чтобы обучение превращалось в бесполезную игру, развлечение, шутку, хотя детям это и нравится. Уверена, что учение – это труд, а «труд» и «трудно» – однокоренные слова. Если говорить об уроках окружающего мира, то наиболее целесообразна традиционная схема: объяснение учителя – обсуждение с детьми – повторение (запоминание, рассказ).

Учитель-исследователь. Проводя опытно-экспериментальную работу по исследованию разных форм организации обучения, я поняла, что часто комбинированный урок мешает решению задач обучения и развития: «распыляет» внимание ученика, не позволяет удержать то важное, чем он занимается, и не способствует его самообразованию. Главный недостаток комбинированного урока – в том, что такая форма организации держит школьника в жестких рамках инструктивного обучения: без требования (инструкции) учителя ребенок не может сделать ни одного шага.

Методист. Я бы не стала столь категорично отвергать традиционные формы обучения. Но вместе с тем многие учителя красиво используют новаторские формы обучения: урок-лекция, урок-игра, урок-путешествие и др.

Психолог. На мой взгляд, дело не в том, как назвать форму организации обучения в начальной школе, а в том, чтобы обязательно выполнить следующие условия успешности обучения: обеспечение возможности для проявления самостоятельности и активности школьника; учет специфики содержания конкретного предмета; переход от беседы, которая ограничивается вопросно-ответной формой (фактически в ней участвуют учитель и один ученик), к учебному диалогу как сложной форме вербального общения.

Методист. Давайте обсудим некоторые вопросы:

  • Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?

  • Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?

  • Почему игра, логические и творческие задачи должны быть обязательными структурными единицами урока?

? Почему комбинированный урок не может быть приоритетным при изучении окружающего мира?

За годы становления дидактики начальной школы комбинированный урок в массовой практике сформировался как приоритетная, «незыблемая» форма организации обучения младших школьников. В условиях авторитарной школы, предлагающей в основном репродуктивные методы работы, такой урок был оправдан. Действительно, перед учителем стояли следующие задачи:

– дать детям новый материал;
– закрепить его с помощью многочисленных упражнений, имеющих цель выработать определенные умения и навыки;
– проверить, как учащиеся усвоили учебный материал.

Исходя из этого строилась структура комбинированного урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний с помощью вопросов и упражнений, разъяснение домашнего задания. Таким образом, учитель не мог установить четкого взаимодействия между спецификой материала, изучаемого на данном этапе обучения, и основными методами, наиболее целесообразными для его усвоения. Например, многие темы «Окружающего мира», как правило, изучаются на вербальном уровне, хотя целесообразно использовать такую форму организации обучения, как экскурсия или практическая (лабораторная) работа («Водоемы», «Сезонные изменения в природе», «Свойства воды» и др.).

Результаты многих психолого-педагогических исследований говорят о том, что комбинированный урок в условиях современной начальной школы не может в полной мере обеспечить реализацию задач, которые специфичны для современного этапа начального образования. Речь, прежде всего, идет о решении задачи развития младшего школьника, реализация которой невозможна в полной мере в условиях тех форм организации, которые ограничивают свободу и самостоятельность школьника. Эта ситуация вынуждает учителя искать резервы для повышения качества учебного процесса. Что он и делает за счет дополнительного учебного содержания, «эквилибристики» методов и средств обучения.

Учет специфики изучаемого предмета – важнейшее условие выбора типа урока. Для изучения окружающего мира комбинированный урок представляет особую опасность, потому что приучает младшего школьника к формализованным методам получения информации о среде обитания: чтение, объяснение учителя, рассматривание иллюстраций и др. При всей важности этих методов обучения они не могут быть приоритетными на уроках окружающего мира. Этот предмет должен обеспечить в особой мере развитие познавательных способностей детей, формирование умений наблюдать, сравнивать, экспериментировать, делать выводы, обобщать и др.

Кроме этого, классификация уроков окружающего мира – явление динамичное: у учителя всегда должна быть возможность преобразовать один тип урока в другие в зависимости от конкретного учебного материала, этапа обучения, степени готовности учащихся к той или иной деятельности и конкретной педагогической ситуации.

Немаловажной представляется и готовность учителя к выбору средств обучения, которые обеспечивают возможность организовать уроки разного типа. Это обстоятельство было одной из концептуальных позиций авторского коллектива УМК «Начальная школа ХХI века». Работая по учебникам «Окружающий мир», учитель может предусмотреть разные формы организации учебной работы школьников. Комбинированный урок не отвергается авторами этих средств обучения, но его место в учебном процессе несколько изменено. Он используется прежде всего на итоговом этапе изучения темы.

? Какие типы уроков отражают специфику окружающего мира как объекта изучения?

Каждый учитель знает, что в классической дидактике выделяются следующие типы уроков:

  • уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления;

  • уроки формирования и усвоения умений и навыков;

  • уроки обобщения и систематизации знаний;

  • уроки повторения и закрепления;

  • контрольно-проверочные уроки;

  • комбинированные уроки.

Вместе с тем многие ученые-педагоги и дидакты (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, А.И. Пискунов, Н.А. Сорокин и др.) неоднократно отмечали, что эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как, во-первых, каждый тип урока не может наблюдаться в «чистом» виде; во-вторых, они решают в основном образовательные задачи и, в-третьих, ограничивают познавательную деятельность учащихся.

В данной лекции предлагается другая классификация типов уроков, которая построена по следующим основаниям:

а) специфика предмета Окружающий мир (интегративный характер; многообразие изучаемых объектов и явлений; личностнозначимое содержание учебного материала и др.);

б) возможности, которые создает процесс изучения окружающего мира (наблюдение, игровая и продуктивная деятельность, импровизация и моделирование);

в) особенности познания окружающего мира детьми младшего школьного возраста (привлекательность объектов природы и общества, эмоциональная окрашенность восприятия, наглядность связей и зависимостей явлений и др.);

г) психологические возможности и «пристрастия» младших школьников (ведущая деятельность, склонность к игре, потребность в экспериментировании, самостоятельности и творчестве и др.);

д) приоритетный метод обучения на уроке.

Типы уроков окружающего мира

Урок-наблюдение
Урок-поиск
Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)
Урок-практикум
Урок-игра
Урок творчества

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

Процесс познания мира опирается на сенсорные представления об объекте действительности. Всем известно значение чувственного познания – от него зависят многообразие сведений об окружающих предметах и явлениях, глубина и точность сенсорных представлений. К сожалению, современный младший школьник обладает бедным чувственным опытом, поэтому встречает ряд серьезных трудностей при выполнении заданий на с. 35–36: «Отметим только несколько... использовать его». Это обязывает учителя уделить специальное внимание, особенно в 1–2-м классах уроку-наблюдению и уроку-практикуму.

2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания

Педагог должен хорошо осознавать, что увлечение репродуктивными методами обучения требует работы в основном таких психических процессов, как восприятие и память, и не создает условия для работы мышления и воображения. При этом очевидно, что развитие учебно-познавательной деятельности без этих процессов невозможно. Действительно, при всей важности (особенно на первом этапе обучения) восприятия, осмысления, воспроизведения характеристика личности школьника включает новообразования, которые не могут успешно формироваться в рамках только этих процессов. Если школьники должны овладеть учебной деятельностью, то есть научиться учиться («умею учить себя»), то это предполагает развитые познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»), внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»), элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»). И, наконец, самое главное: младший школьник может отвечать не только на вопрос «Что я делаю?», но и на вопрос «Как я это делаю?». Еще раз подчеркнем, что все это требует опоры в учебном процессе на мышление и воображение. Исходя из этого особую ценность представляют уроки-исследования и уроки-дискуссии.

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

Известно, что ведущая деятельность младшего школьника – учебная. Как говорят психологи, ведущая деятельность возрастного периода характеризуется тремя важнейшими показателями. Во-первых, она соответствует потребностям развития ребенка данного возраста, во-вторых, оказывает особое влияние на психическое развитие личности и, в-третьих, в ее недрах создаются предпосылки формирования ведущей деятельности следующего возрастного периода развития. Конечно, процесс формирования предметной деятельности (ранний возраст), игры (дошкольное детство), учебной деятельности (младший школьник) и т.п. не заканчивается в конкретный возрастной период: предыдущая ведущая деятельность остается для ребенка актуальной и на последующих этапах развития. Поэтому так важно учитывать, что игра является для младшего школьника не только желанной, интересной, посильной, но и весьма ценной для становления и развития учебной деятельности.

Уроки окружающего мира дают огромные возможности для организации самых разных видов детских игр – дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, конструктивных и др. Это объясняет выбор специального типа урока – урок-игра. Подробно об этом написано ниже.

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника

Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету. Еще Л.С. Выготский писал, что творческая деятельность делает человека «существом, обращенным в будущее».

Воображение (фантазия) – психический процесс, который заключается в создании новых образов путем переработки впечатлений личного опыта человека. Чем выше уровень воображения, тем эффективнее творческая деятельность. Воображение – это привычка к собственным решениям, открытиям, поиску, это отход от образца и работа по собственному замыслу, создание нового образа, которого до сих пор в сознании не было.

Выдающийся психолог В.В. Давыдов считал, что воображение – одно из главнейших психических процессов, необходимых младшему школьнику для учебной деятельности. Важность этого процесса в том, что развивается способность человека переносить функции одного предмета на другие, не обладающие ими (палочка – лошадка или ложка, стульчик – автомобиль, колесо – штурвал самолета и т.д.). Это свойство воображения, как отмечается в историко-психологической литературе, лежит в основе развития любой цивилизации и общественности. Например, «первобытные люди пили из пригоршни. А первые чашки – это перенос в материал (глину, дерево, металл) той формы, которую человек придавал рукам, чтобы напиться» (Е.Е. Кравцова). Кроме того, воображение определяет наличие у человека способности видеть целое раньше, чем части. Например, увиденный ребенком обруч как штурвал самолета заставляет его искать то, к чему можно приставить воображаемый штурвал. И, наконец, воображение развивает способность идентифицировать, то есть ставить себя на позицию другого человека (предмета), что является очень важной предпосылкой формирования ролевого поведения. Сказанное определяет целесообразность использования учителем такого типа урока, как урок творчества.

Каждый тип урока имеет четкую структуру. Она определяется тем главным методом обучения, который отражает его специфику. Охарактеризуем каждый тип урока.

Урок-наблюдение

Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них.

Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися).

Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог).

Например, в 1-м классе во время урока-наблюдения (экскурсии) в осенний лес (парк) ученикам могут быть предложены такие задания: «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного, серого, лилового, бордового»; «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы»; «Определите звуки осеннего леса»; «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб)».

Если организовано наблюдение за живым объектом (например, котенком или щенком), то детям, уже имеющим хотя бы незначительный опыт наблюдения, нетрудно будет обратить внимание на органы чувств животного: как оно смотрит, чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему радуется. Эти наблюдения рождают у детей эстетическую эмпатию, то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощущения со своими. Если педагог предложит или составит вместе с учениками план-инструкцию, по которой будет обнаруживаться общее между животным и человеком, то ученики смогут прийти к выводу о том, что животное, так же как человек, обладает всеми признаками живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет, развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).

Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если на первом этапе обучения
(в 1–2-м классе) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта (сначала обратим внимание на это...; теперь ответим на этот вопрос...; что нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в 3–4-м классе начальной школы инициатива все больше и больше передается детям. Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объектом, выстраивать последовательность своих действий.

Урок-поиск

Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение.

Например, в начале изучения темы «Насекомые» (3-й класс) перед детьми ставится проблема: «Можно ли отнести паука к насекомым?» Учащимися выдвигаются следующие гипотезы:

  • паука можно отнести к насекомым;

  • паука нельзя отнести к насекомым.

Учебник для 3-го класса, ч. 1, с. 120 (рисунок паука); с. 119, нижний рисунок; рис. на с. 117. См. Приложение.

Класс анализирует представленные доказательства:

1. Паука можно отнести к насекомым, потому что он похож на многих из них (на жука, пчелу, муху), умеет ползать (как таракан, муравей), тело и лапки его состоят из члеников (как у всех насекомых).

2. Паука нельзя отнести к насекомым, потому что у него только две части тела (а у насекомых три), нет крыльев и усиков, а также не шесть, а восемь конечностей.

Учитель предлагает сравнить изображения насекомого и паука и установить отличие, которое сразу бросается в глаза (используются иллюстрации или мультимедийные материалы). Ученики в качестве главного отличия выбирают число ног, что и становится определяющим для классификации этого животного: паук относится не к насекомым, а к паукообразным, хотя общей особенностью и тех и других является их принадлежность к членистоногим.

Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог)

Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации.

Основной структурный элемент: диалог/полилог.

Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов.

В 4-м классе во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» учитель может организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»

Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:

– писатели, поэты и художники были богатыми людьми и имели много золота;
– в России добывалось много золота;
– «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов, писателей, художников.

Урок-практикум

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).

Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования.

Учитель может организовать урок-практикум при изучении любого раздела учебника. Например, в 3-м классе можно провести практикумы по темам «Глобус – модель Земли», «Карта нашего района (улицы)», «План школы», «Свойства воды» и др. Уроки-практикумы могут быть организованы и для характеристики социальных объектов, например труда людей. В 4-м классе большое значение приобретают методы самонаблюдения и взаимонаблюдения, например изучение особенностей собственного организма, анализ собственного самочувствия. Несомненный познавательный интерес вызывают у детей практические работы, построенные на самонаблюдении: «Послушаем, как бьется сердце, поднимается и опускается грудь при дыхании»; «Рассмотрим цвет глаз друг у друга»; «Определим пульс»; «Измерим рост и вес» и др.

Урок-игра

Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала.

Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации.

Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры.

Приведем пример ролевой игры, проведенной в 1-м классе в начале учебного года при изучении темы «Сезонные изменения осенью». Детям было предложено поиграть в «лесное собрание»: «Представьте себе, что все мы – лесные жители: кто – насекомые, кто – звери, кто – птицы...

Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся – скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме...»

Дети распределили роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц, лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы. Конечно, учитель не мог пустить на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогал детям, когда возникали трудности в развитии сюжета, когда ребенок не знал, как играть свою роль. Перед началом игры педагог обсудил с детьми, что представляет собой каждый персонаж, каковы его игровые действия, что он может рассказать о себе.

Например, Мила взяла на себя роль ежа. Но когда девочка подошла к председателю собрания – медведю, она растерялась и смущенно стояла молча.
– Ты еж или ежик? – спрашивает ее учитель.
– Ежик, – отвечает девочка.
– Значит, ты еще маленький, недавно родился и не знаешь, как ежи готовятся к зиме?
Мила кивает головой.
– И настроение у тебя из-за этого вот такое, правда? – Учитель дает девочке картинку, на которой изображен плачущий ежик.
Девочка «подхватила» игровую ситуацию, начала передавать «страдания» ежа:
– Ой, помогите, я ежик маленький, бедненький, не знаю, как ежи готовятся к зиме. Ой, замерзну, пропаду!..

Дети поддержали эту линию развития сюжета игры и тут же предложили помощь Миле-ежику...

Можно провести урок-игру по теме «Город и село». Для этой игры-конструирования детям понадобятся рисунки различных объектов села и города (их подготавливает заранее учитель совместно с детьми). Их помещают на двух панно – «Город» и «Село». Каждый участник игры объясняет, почему он поместил этот объект в «Город» или в «Село». Особое внимание нужно уделить объектам, которые необходимо «построить» в любом населенном пункте (школа, детский сад, баня, магазин, парикмахерская, ателье, кинотеатр, библиотека, почта и др.). Используя тексты, помещенные в учебнике, учитель (или хорошо читающие дети) рассказывает, как трудятся в городе и селе, какой труд называют сельским, а какой – городским. Игра может быть проведена в командной форме – тогда каждая команда «построит» и город, и село. Выиграет та команда, чьи архитекторы и строители допустят наименьшее количество ошибок.

Урок творчества

Основной метод обучения: моделирование воображаемой ситуации с целью изменения (творческого преобразования) объекта.

Основной структурный элемент: импровизация (моделирование, конструирование) на заданную тему.

Дополнительные структурные элементы: постановка творческой задачи; анализ воображаемой ситуации и целесообразных средств творческого преобразования объекта; оценка творческой составляющей результата деятельности.

Приведем еще один пример урока в первом классе – урока творчества на тему «Эти разные, разные двери». На этом уроке на основе текста учебника дети придумывают (от лица двери) истории о том, что это за дверь и какие истории с ней произошли.

Сочинялки

Эти разные, разные двери

Слышал ли ты когда-нибудь, как разговаривают двери? Да-да, не удивляйся, многие двери умеют разговаривать, и даже петь.
– Мала я, мала я, – пищит дверца шкафа.
– И я-а, – подпевает дверца буфета.
– Ворч-ворч, дят-дят, ходят, ходят дремать, мешают, – ворчит старая входная дверь.
– Зябну, зябну, совсем зазябну, – жалуется кг литка.
А в твоем доме есть «говорящие» двери?

Выбор того или иного типа урока позволяет педагогу учесть возможности предметного содержания для развития интереса к окружающему миру, формирования устойчивых учебных и предметных умений. Но предложенных характеристик уроков (основной метод обучения, основной структурный элемент, дополнительные структурные элементы) недостаточно для того, чтобы можно было говорить о том, что тот или иной урок максимально активизирует познавательную деятельность младшего школьника.

Об игре, ее логических, творческих задачах как обязательных структурных единицах урока поговорим в следующей лекции.


ПРИЛОЖЕНИЕ

  • Представь, что ты находишься на лесной полянке. Вокруг тебя летают, ползают различные насекомые. Каких насекомых ты можешь встретить на лесной полянке? Выбери себе роль (например, «Я – муравей») и от лица своего героя расскажи все о его жизни: кто ты, что умеешь делать, где живешь, чем питаешься. Вот как рассказал о своем герое твой ровесник Миша:
    «Я – муравей и живу в огромном муравейнике посреди леса. Муравейник – дом всех муравьев, там живет большая и дружная семья муравьев. У каждого жильца – своя работа. Вот я таскаю всякие палочки и травинки для ремонта муравейника. Я очень стараюсь, потому что наш дом должен быть хорошим».

Пауки – беспозвоночные животные

Пауков часто путают с насекомыми. В отличие от насекомых у пауков восемь ног, то есть четыре пары. Почти все пауки – хищники. Чтобы поймать свою жертву, они плетут сети. Самую красивую паутину плетет паук-крестовик. Откуда берутся у паука нити для паутины? Оказывается, у него на конце брюшка есть специальные органы – железы, которые вырабатывают прочные и упругие паутинные нити. Некоторые из них такие липкие, что любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей ее хозяина. Паук приближается к жертве, кусает ее и обкатывает паутиной.
Какое значение это имеет в их жизни? Какие ноги насекомых «прыгательные», какие – «плавательные», какие – «копательные», а какие – «хватательные»? Связано ли это с их средой обитания?

1. Кузнечик.
2. Жук-плавунец.
3. Медведка.
4. Богомол

  • Рассмотри рисунки, прочитай подписи, сравни крылья разных насекомых.

1. Бабочка.
2. Комар.
3. Муха.
4. Стрекоза

1. Жук-олень.
2. Муравей.
3. Оса.
4. Шмель.
5. Тутовый шелкопряд

Насекомые – хозяева планеты Земля

Насекомые – самая многочисленная группа живых организмов на Земле. Они живут повсюду: в почве, в воздухе, в воде, в трещинах коры, в расщелинах гор. Они ползают, бегают и летают, могут часами парить на одном месте, планировать, описывать в воздухе сложные движения.
Насекомые живут поодиночке и большими семьями. Насекомые питаются по-разному. Среди них есть любители растений и хищники, кровососущие и поедатели шерсти и ткани.
Насекомые имеют прекрасный слух, зрение и обоняние. Особые органы тела позволяют им воспринимать малейшие сотрясения воздуха и тончайшие запахи. Специальные железы выделяют вещества, которые отпугивают врагов и спасают от нападения. Насекомые могут защищаться, кусая, жаля, прокалывая кожу.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Чье мнение из участников круглого стола вы разделяете? Как часто в своей работе вы используете комбинированный урок?

2. Докажите, что в начальной школе использование комбинированного урока не способствует развитию у младшего школьника желания и умения учиться.

3. Выберите наиболее интересный, с вашей точки зрения, тип урока и составьте фрагмент урока, реализующий ведущий метод обучения.

Рекомендуемая литература

1. Боровикова Е.Ю. Урок по курсу «Окружающий мир» в 4 классе (Тема «Окружающий мир») // Начальное образование. – 2007. – № 2.

2. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. – № 2.

3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир // Начальная школа. – 2007. – № 13.

4. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

5. Журова Л.Е. Учение = учебная деятельность? // Начальная школа. – 2007. – № 13.

6. Мухина С.Е., Рывкина Л.А. Развитие восприятия младших школьников в процессе учебной деятельности // Начальное образование. – 2007. – № 2.

7. Охотникова Т.Ю., Астахова Н.Е. Тематическое планирование уроков «окружающий мир» в 4 классе // Начальное образование. – 2007. – № 3.

8. Савенкова В.В. Дидактическая игра как средство формирования естественно-научных знаний младших школьников // Начальное образование. – 2006. – № 3.