Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2007

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Мария ЗЕЛИНСКАЯ,
учитель школы № 910,
г. Москва

Экскурсии и профориентация

Фото В.Алексеева

Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребенка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т.д. Учитель начальных классов, используя эти формы работы, получает большие возможности для управления детьми, а также для привлечения родителей к активному участию в жизни класса.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию такого важного качества, как наблюдательность, которая способствует обогащению знаниями об окружающем мире. Для того чтобы наблюдения не были хаотичными, импульсивными, их четко продумывают и организуют.

Публикация произведена при поддержке компании "vivozmusora24.ru". Компания предлагает услуги по вывозу мусора в Москве и Московской области в удобное для клиента время, заказ контейнера, а также вывоз мусора из квартиры. Низкие цены, быстрый приезд, транспортировка отходов контейнерами 8-27 кубов, вывоз осуществляется в специализированные полигоны. Профессиональные водители с большим опытом, качественный сервис, 24 часа в сутки без выходных. Вот ссылка для уточнения более подробной информации, цен и контактов.

В  начале экскурсии идет общее наблюдение предметов, картин природы или других объектов, а уже затем обращают внимание детей на отдельные объекты, процессы (изготовление и оформление игрушек, приготовление теста для тортов, их роспись, рождение новой книжки или карандаша и т д.). Дети детально с ними знакомятся.

Как объект наблюдения необходимо обязательно выделить труд людей, его характер. Ученикам рекомендуют присмотреться, как работают люди. Ведь это настоящие мастера своего дела! Здесь же следует вывод о пользе труда.

Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определенной последовательности. После общего рассмотрения экскурсовод задает детям вопросы, наводящие на выявление связей между вновь полученными знаниями и накопленными ранее. Сравнение, сопоставление наблюдений способствует систематизации знаний об увиденном. А это очень важно.

Во время наблюдений большое значение имеет вариативность заданий:

– «рассмотри по плану»;
– «опиши по виду»;
– «сравни»;
– «сделай вывод» и т.д.

При этом уровень самостоятельности учащихся должен постоянно возрастать. Учителю важно научить детей находить, открывать для себя мир прекрасного не только в природе, но и в объектах общечеловеческой культуры, архитектуре города («Дом переехал», «Москва сказочная», «Памятники Москвы», «Путешествие по Москве-реке» и т.д.), труде людей (фабрики, типографии, студии, музеи и т.д.).

Потом экскурсия обсуждается. Детям предлагают поделиться своими впечатлениями, задать вопросы. Выражение эмоциональной оценки нельзя откладывать надолго, так как у детей быстро снижается острота впечатлений, пропадает потребность высказаться. Важно подчеркнуть, что во время беседы необходимо соблюдать дружеский тон общения, искренне делиться своими мыслями и чувствами, всячески поощрять активность учащихся, выражающуюся в желании что-то спросить, дать оценку увиденному. Надо отметить, что беседы формируют культуру речи, мышления.

Конечно, не на все вопросы, возникшие на экскурсии, можно и нужно отвечать сразу. К ним можно вернуться на уроках или в последующих беседах. Важно дать выход познавательной активности детей. Это благодатный материал для последующей работы.

Так, например, посетив типографию «Детская литература», ребята на уроках труда сами учились делать книги (тема «Записная книжка»). Они выступали в роли переплетчиков и художников-оформителей. А после интересной лекции «В мире древних животных» в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева они не только с увлечением рассказывали об этом в своих сочинениях, но и на уроках ИЗО рисовали увиденное. После экскурсии «Сладкая сказка» на кондитерский комбинат дети на уроках труда лепили из пластилина красивые «торты».

Экскурсия существует не сама по себе, а носит целенаправленный характер, неразрывно связана с учебно-воспитательным процессом. Одной из важнейших задач считается приобщение к книге, развитие интереса к чтению. Поэтому именно в первом классе, как только дети научились читать, можно после праздника «Прощание с букварем» организовать встречу со школьным библиотекарем. Надо заранее договориться о том, чтобы первая встреча юных читателей с книгой прошла в радостной обстановке. Интересно, в доступной форме заведующая может рассказать ребятам о порядке работы библиотеки, о значении книг в жизни людей, об истории их происхождения, о тех, чей труд вложен в создание книг. Дети во время такой экскурсии с большим интересом слушают рассказ, рассматривают книги, иллюстрации, знакомятся с интересными словами: папирус, тетрадион, форзац, титульный лист, тираж, формуляр и т.д. Затем ребят следует торжественно принять в читатели, выдать интересные книги. Это вызывает большую радость.

На Неделе детской книги можно провести интересную экскурсию в типографию (в Москве это типография «Детская литература»). Ребят, как правило, интересует многое: как печатают книги, кто рисует картинки и т.д. Они могут увидеть простой печатный станок, узнать, как машины рисуют.

Дети имеют возможность наблюдать, как происходит весь процесс рождения новой книжки – от заправки книжных блоков до выхода готовой книги в яркой обложке. На этой экскурсии продолжается обогащение новыми сведениями. Дети пополняют свой словарный запас, узнают, что такое высокая печать, офсетная печать, блок и т.д.

Познавательные экскурсии пробуждают у ребят интерес, желание более внимательно всматриваться в окружающую жизнь. Одна из наиболее важных тем – о бережном отношении к хлебу, о людях, которые выращивают хлеб, об их нелегком труде. Сельские ученики имеют возможность наглядно познакомиться с трудом в поле. Городские ученики могут посетить хлебокомбинат или кондитерскую фабрику. Примером может быть экскурсия «Сладкая сказка» на фабрику «Простор» в Москве. Дети увидят, как идет приготовление теста для пряников и печенья, как происходят их выпечка и глазировка, как можно рисовать «кремовыми красками». Они начинают понимать, как тяжел труд кондитера.

Такой же интересной экскурсией может быть посещение фабрики игрушек (тема экскурсии «Москва сказочная»). Ученикам рассказывают и показывают, как делают игрушки. Ребята знакомятся с выставкой игрушек в музее фабрики, где представлены куклы начиная с 1926 года.

Экскурсии на различные предприятия играют важную роль в расширении кругозора школьников, накоплении знаний о труде. Они имеют огромное воспитательное значение в формировании нравственных черт личности. В роли экскурсоводов выступают сами работники фабрик и комбинатов. Они рассказывают, что работа мастера требует большой сосредоточенности, аккуратности и точности исполнения. Особенно привлекают ребят аппараты, станки, машины, с помощью которых изготавливается продукция. Дети подолгу смотрят на их работу и спрашивают, для чего они служат и как ими пользоваться.

Такие экскурсии помогают решить еще одну из главных задач – задачу трудового воспитания младших школьников. Мы, учителя младших классов, преподаем множество учебных дисциплин. И порой не хватает времени и знаний, чтобы обо всем грамотно и интересно рассказать детям. В этом нам могут помочь экскурсии в музеи, на выставки, фабрики, заводы, в институты и люди, которые там работают.

Уважаемые коллеги, не ограничивайтесь рамками кабинета, а используйте возможности того места, в котором вы живете! Годы обучения в начальных классах – это целый период нравственного, интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития, который будет реальным делом лишь в том случае, когда ребенок живет богатой жизнью. Уделяйте больше внимания экскурсиям, наблюдениям за жизнью людей и природы. Восприимчивость к красоте делает ребенка богаче, полнее, радостнее. Открывать перед малышом дверь в мир знаний – значит наполнить его добротой, любовью, чуткостью, которыми он всю жизнь будет щедро делиться с людьми.