Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2007

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Елена СЕЛЮНИНА,
учитель начальных классов ГОУ НОШ № 1771,
г. Москва

Как заинтересовать родителей

не только учебными проблемами их детей?

Отнюдь не просто привлечь родителей к школьной жизни детей. Родители работают, на детей не хватает времени и сил. Знакомые слова? Как часто мы, педагоги, говорим об этом! Но если ничего не делать, – ситуация не изменится.

Я начала работу с первым классом. Первое собрание – все присутствуют. Обычное собрание, решаются общие вопросы. На следующем уже кого-то нет. И в результате на обычных собраниях присутствуют далеко не те, кому хочется сказать очень и очень многое.
Назначая собрание, прекрасно понимаешь, даже когда они запланированы на год вперед, это не гарантия того, что родители захотят его посетить. Они устали после работы, им хочется отдохнуть, а тут приходится опять думать и решать. Как же изменить эту ситуацию?

В нашей школе собрания назначаются директором на весь год. Но никто не заставляет придерживаться определенной формы. Вот с этого я и начала. Первые собрания в нестандартной обстановке проходили в виде общего чаепития. Правда, учителю все равно не удается попить чаю, поскольку к нему обращаются с вопросами. Но в этой обстановке родителям легче задать вопрос, идет беседа, взаимное общение, а не только монолог учителя.

Очень приятно было родителям, и они еще долго вспоминали собрание, на котором они могли не только обсудить наиважнейшие вопросы, но и попить чаю в конце трудного рабочего дня. Я пробовала вести тематические встречи по тем проблемам, которые интересны родителям. Но это проходило не как общее собрание, а лишь с группой родителей, которым это интересно. И это было полезно, так как невозможно заинтересовать всех одной темой. Кроме того, к таким собраниям-беседам можно подобрать литературу по конкретному вопросу. Таковы были разговоры о леворуких детях, об особенностях детей конкретного возраста.

При необходимости на общие собрания, проходившие в стандартной форме, приглашались разные специалисты, в том числе школьный психолог. Наш психолог, Светлана Александровна Сысоева, очень ответственно относится к таким встречам, готовит интересный материал для родителей. Да и сам учитель может подготовить к собранию интересную игру для родителей, чтобы проиллюстрировать какие-то особенности поведения людей.

На одном из собраний я предложила родителям простую игру – выполнить задание. Каждому родителю выдала стандартный лист бумаги формата А4, довольно тонкий, и попросила выполнять задание – сложить, оторвать правый верхний угол, опять сложить, оторвать и так до тех пор, пока еще есть что сложить и оторвать. После этого развернуть свою «снежинку» и сравнить с другими. Как удивились родители – ведь инструкция всем была дана одна и та же, а результат у всех разный! И это гораздо лучше показывает и рассказывает маме и папе, почему на уроке их ребенок получает не тот результат, что другие дети.
Еще один способ изменить привычное по форме собрание – расставить стулья не за партами, а в кружок на ковре. Сначала это сбило пришедших с толку, а затем позволило отвлечься от привычного и посмотреть на все другими глазами.
Описанные варианты требуют не очень больших усилий от учителя – достаточно желания. Более сложными по организации, но очень продуктивными оказываются встречи мини-группами. Все началось со случайности. Собрание было назначено на шесть часов вечера. А родители стали подходить небольшими группами: кто-то раньше, а кто-то – сильно позже. И я решила побеседовать с теми, кто подошел. В результате для каждого время беседы было сокращено, так как обсуждались вопросы, важные именно для его ребенка, зато вопросы к учителю были конкретными. Конечно, проводить такие встречи труднее, они занимают больше времени. Но зато каждый мог побеседовать о своем ребенке.

Если в семье папа приходит домой часов в восемь вечера, а мама сидит с детьми (чаще всего это младшие дети), то на собрание никто прийти не сможет. Или если это мать-одиночка, одна воспитывающая ребенка и потому поздно приходящая с работы, а в последнее время и папы-одиночки бывают. Как быть с ними? Я проводила индивидуальные встречи, в том числе по субботам. Конечно, это трудно, но тоже вариант.
Были у меня в классе и родители, которые могли зайти в школу лишь утром перед работой. И если у меня не было первого урока, я приглашала в это время родителей на беседу.
Поговорив с детьми, я услышала от них, как они хотят, чтобы их родители с классом во что-то поиграли, что-то сделали вместе, хотя бы спортивную эстафету семьями – ее несложно организовать.

У нашего класса получилась очень интересная игра родителей и детей в 4-м классе. Благодаря усилиям нашего воспитателя ГПД дети и родители поиграли в КВН – команда родителей «КВИК и Я» и команда детей «Теремок». Ведущей была наша ученица. Тема КВН была связана со сказками. Нужно было заранее подготовить представление команд и домашнее задание.
Домашнее задание команда детей готовила с воспитателем, а команда родителей собиралась вечером в школе и придумывала свое. КВН очень сплотил детей и родителей, да и родителей между собой. И этот опыт был ценен не только для нашего класса. Педагоги школы отметили талант наших родителей, их желание выступить на школьной сцене. Конечно, не все родители и не все дети могли участвовать, но для самих детей был важен не только КВН, но и возможность «поболеть». И дети, чьи родители не принимали в нем участия, готовили плакаты, чтобы «болеть» за команду родителей со словами: «Ну, за детей все будут болеть, а за родителей тоже надо!» И это не поссорило детей класса, а наоборот – общее дело зажгло и скрепило всех.
Я выпустила этот класс, пройдя с ними четыре года. И те искренние слова благодарности, которые прозвучали после выпускного, говорят о том, что не зря были проведены эти нестандартные встречи, мало похожие на собрания. И родители готовы слушать и слышать, что говорят их дети. Уже набран следующий первый класс, и уже есть новые идеи, как провести собрания, чтобы это были радостные встречи друзей, а не собрания незнакомых между собой лиц.