Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Курсы повышения квалификации

Ольга Вадимовна Крылова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Салехард

Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе «Окружающий мир» (1—4 классы)

План лекций по курсу:

Номер газеты

Название и примерное содержание лекции

17

Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях

18

Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности

19

Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы.

Контрольная работа 1

20

Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России

21

Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России

22

Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России

Контрольная работа 2

23

Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой

24

Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся.

Итоговая работа

Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности

В учебно-методических комплектах разных авторов и авторских коллективов тема «План местности» изучается в разное время, чаще всего в 3-м или 4-м классе, и имеет разную продолжительность. Планы местности в разных учебниках и атласах по окружающему миру также существенно отличаются друг от друга и нередко излишне сложны для младших школьников. В содержании лекции мы рассмотрим общие вопросы методики изучения плана местности.

Что такое план местности? Это изображение небольшого участка местности в крупном масштабе. Планы, как правило, составляются на участки местности, не превышающие 20 км в длину и в  ирину. Главное отличие плана от карты заключается в отсутствии искажений, вызванных шарообразностью поверхности Земли. Именно поэтому направления по сторонам горизонта – север – юг и запад – восток обозначаются на плане прямыми линиями, пересекающимися под углом 900. Для того, чтобы представить это наглядно, можно нарисовать на половине апельсиновой кожуры линии направлений: север – юг, т.е. меридианы, и запад – восток, т.е. параллели. Если из «апельсинового полушария» вырезать кусочек размером с ноготок, то он спокойно ляжет на плоской поверхности стола, а нарисованные на нем линии направлений останутся отрезками прямых и угол 900 между ними сохранится. Для этого «небольшого участка местности» можно составить план – изображение сверху практически без искажений. Если же расплющить на плоскости все «апельсиновое полушарие», то из-за получившихся разрывов поверхности дорисованные линии направлений превратятся в дуги. Именно по причине возникающих искажений меридианы и параллели на картах в большинстве своем изображаются дугами, а углы при пересечении меридианов и параллелей имеют разные величины.

План местности позволяет представить земную поверхность такой, какая она есть.

Условные знаки плана местности. В основе умения читать план местности лежит знание условных знаков, однако в массовой практике обучения нередко отмечаются трудности усвоения условных знаков младшими школьниками. На наш взгляд, тому есть причины: условные знаки, как правило, рассматриваются по отдельности, учитель не предлагает провести их анализ как целостной системы, и ученикам приходится просто запоминать их (преимущественно зрительно).

Рассмотрим иные варианты знакомства младших школьников с условными знаками, например в форме игры «Угадай условный знак». Учитель может заранее подготовить изображения нескольких знаков, но целесообразнее рисовать их непосредственно при объяснении.

Учитель рисует на доске цветными мелками или фломастерами несколько условных знаков (рис. 1, а) и предлагает учащимся рассмотреть их и определить, что они означают.

Рис. 1. Условные знаки плана местности

Рис. 1. Условные знаки плана местности

Как правило, дети без особых затруднений догадываются, что знаки обозначают дерево (знак отдельно стоящего дерева), населенный пункт и родник. На предложение объяснить, почему они так легко угадали обозначенные предметы, дети поясняют, что знаки очень напоминают их. Учитель рисует новый знак (рис. 1, б) и вновь предлагает дать ему название. «Колодец», – догадываются дети. Далее необходимо рассмотреть и подробно описать условные знаки: синий знак родника похож на запятую – ее хвостик позволяет представить, что вода течет. У знака колодца синяя точка – вода обведена в черный кружок, словно взята в кольцо. (Вспомните современные колодцы из стоящих друг на друге бетонных колец.)

Игру можно продолжить, нарисовав знак сада – кружочки, как ряды деревьев в саду, и несколько знаков движения – тропа, асфальтированная дорога, железная дорога со станцией и линия электропередачи (рис. 2, в).

Можно подвести некоторые итоги – обсудить с учениками, трудно или легко им:

  • понять содержание условного знака (почему?);
  • запомнить условные знаки (почему?);
  • перепутать условные знаки (почему?);
  • нарисовать условные знаки (почему?),

А затем сделать первое обобщение:

Условные знаки плана местности отличаются:

  • наглядностью;

  • четкостью и простотой исполнения;

  • индивидуальностью (трудно перепутать);

  • ассоциируются с изображаемыми предметами (знак железной дороги обозначается черной линией, иногда с двойными поперечными черточками, которые напоминают шпалы между рельсами; знак линии электропередачи ассоциируется со столбами (мачтами) и проводами между ними).

Следующим свойством условного знака является его цвет. Синий цвет – цвет воды, следовательно, именно им выделены на плане многочисленные водные объекты. Отметим: на наш взгляд, целесообразно показывать учащимся именно группы условных знаков, и тогда, если в тексте попадется незнакомый знак, есть вероятность, что дети поймут его смысл. Рассмотрим такие группы.

Рис. 2. Условные знаки водных объектов

Рис. 2. Условные знаки водных объектов

Последовательное выполнение рисунка (рис. 2) учителем на доске и учащимися в тетрадях может сопровождаться таким, например, коллективным размышлением:

На местности есть родник. Из этого родника берет начало ручей. Назовем его Веселый. Название ручья тоже пишется синим. Невдалеке есть болото. Из него может вытекать река? Как мы ее назовем? Ручей Веселый впадает в реку Большую. Это правый или левый приток реки? Как это узнать? Как указать направление течения реки?..

Река впадает в озеро. Назовем его Тихое. Один берег озера заболочен…

Игра продолжается, и детям предлагается подумать:

  • над различиями в написании названий – БОЛЬШАЯ и Веселый (в первом случае – судоходная);

  • каким цветом следует выделить мост?

Обратим внимание, что составленный вместе с учащимися произвольный учебный план, во-первых, вобрал в себя все основные знаки водных объектов; во-вторых, позволил младшим школьникам сравнить их – выделить сходства и различия в изображении и содержании.

Черным цветом изображают объекты деятельности человека: все виды дорог, тропинка и просека в лесу, грунтовая дорога и дорога с твердым покрытием, населенные пункты и их названия (рис. 3). Учащиеся вновь выстраивают ассоциативный ряд: возрастание значения дороги и качества ее покрытия – от тропинки и просеки до асфальтированного шоссе – и переход от пунктирных линий к сплошным при постепенном увеличении толщины линий.

Черным цветом выполняются и все надписи на плане, за исключением водных объектов.

Рис. 3. Условные знаки объектов деятельности человека

Рис. 3. Условные знаки объектов деятельности человека

Рис. 4. Фоновый цвет условных знаков

Рис. 4. Фоновый цвет условных знаков

Зеленый цвет называют фоновым – им не рисуют и не подписывают названия, но заливают площадь, которую занимают лес, кустарник и сад. С помощью условных значков уточняют, из каких деревьев – лиственных или хвойных – он состоит. Если лес хвойный, то рисуют знак, похожий на ель. Если лес смешанный, то вместе со значком хвойного дерева рисуют значок лиственного дерева. Пространства полей остаются на плане незакрашенными (рис. 4).

Проверить элементарное усвоение условных знаков можно, предложив учащимся следующие задания.

Задание 1. Перепишите текст. При этом замените слова, где это возможно, условными знаками плана местности.

В нашей местности есть очень красивое . Вдоль берега озера растет густой лес. Весной там много родников. Осенью мы ходим в лес собирать грибы и ягоды. В озеро впадает река. Она течет по широкому лугу с редкими отдельно стоящими деревьями. На лугу можно услышать шум поездов, которые ездят по железной дороге.

Задание 2. Перепишите и дополните текст. При этом вставьте вместо пропущенных слов условные знаки.

Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли _____________. Потом они вышли _______________. Было жарко, и мальчики остановились попить воды _______________. Потом они вышли _______________.

Если ответы учащихся на задание 1 одинаковы, то ответы на задание 2 будут существенно различаться. Учителю следует обратить внимание, какие условные знаки – чаще и (или) реже – будут использовать ребята.

Возможные варианты:

Саша и Сережа отправились ловить рыбу. Они пошли [по дороге; по тропинке; через лес (хвойный, лиственный); по мосту через реку; …]. Потом они вышли [к реке; к озеру; …]. Было жарко, и мальчики остановились попить воды [из родника; из колодца; у дома лесника; …]. Потом они вышли [ ].

Чтение плана местности. Читать план местности означает уметь представить себе, как выглядит нарисованная местность, что и где на ней находится. Попробуем выделить отдельные действия, из которых складывается умение читать план, и составить учебные задачи по их формированию. Оговорим также, что обучение учащихся элементарным приемам чтения плана местности целесообразнее проводить на небольших фрагментах учебных планов.

I. Различение условных знаков и установление связи: знак на плане – объект на местности.

Задание 3. Назовите, какие объекты находятся на местности (рис. 5, а, б).

Рис. 5. Фрагмент местности

Рис. 5. Фрагмент местности

Рассмотрим возможные варианты ответов.

Рис. 5, а: луг и отдельно стоящее дерево и (или) дерево на лугу. Связь «знак – объект» установлена, но ответы-то разные!

Рис. 5, б: луг, отдельно стоящее дерево и колодец и (или) колодец на лугу рядом с деревом (или под деревом).

II. Следовательно, для того чтобы представить местность, необходимо умение устанавливать простейшие пространственные отношения между объектами, изображенными на плане. Для этого полезно предложить составление фрагментов плана, на которых младшим школьникам предстоит устанавливать отношения между двумя-тремя объектами, и обратные задания – на чтение.

Задание 4. Нарисуйте фрагменты местности в заданных прямоугольниках (рис. 6).

А-3. Просека в еловом лесу.

Б-2. Лиственный лес на берегу озера. На противоположном берегу озера – болото.

А-1. Родник на лугу.

В-3. Железная дорога, вдоль которой тянется линия электропередачи и полоса кустарника.

В-1. Вдоль правого берега реки тянется хвойный лес, на левом берегу – поселок.

А

1

2

3

4

       

Б

       

В

       
Рис. 6. Рисование фрагментов плана местности

Задача 5. Опишите местность, изображенную на фрагментах плана.

Рис. 7. Описание фрагментов плана местности

Рис. 7. Описание фрагментов плана местности

Еще один вид работы, позволяющий научить учеников устанавливать пространственные отношения между объектами, – анализ планов местности с умышленным допущением ошибок. Найти ошибки – задача учеников.

Задание 5. Найдите ошибки на фрагментах плана (рис. 8).

Обратное задание – составить план с ошибками – пример творческого задания для учащихся.

Рис. 8. Планы местности «То, чего не может быть»

Рис. 8. Планы местности «То, чего не может быть»

III. Еще одно обязательное умение – устанавливать простейшие пространственные отношения между объектами в заданных условиях.

Задача 6. Представьте, что вы едете по дороге. Опишите, что вы видите по обе стороны от нее (рис. 9).

Рис. 9. Фрагмент плана

Рис. 9. Фрагмент плана

Представим возможный ответ: Я могу увидеть озеро справа от дороги, но не увижу такое же озеро слева, в лесу.
– Изменится ли ситуация зимой?

Наверное, озеро справа тоже не будет видно (если про него не знать), потому что оно будет покрыто снегом и льдом, и его вряд ли заметишь.

Задача 7.

1) Назовите, какие объекты находятся на данной местности (рис. 10).
2) Представьте, что вы стоите в точке A. (Обозначить эту точку на плане можно именно в момент выполнения задания.) Назовите, какие объекты вы видите. Какие объекты вы не видите? Почему?
3) Представьте, что ваш друг стоит в точке B. Назовите, какие объекты он видит. Какие объекты он не видит? Почему? Видите ли вы вашего друга?

Рис. 10. Фрагмент плана местности

Рис. 10. Фрагмент плана местности

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Проанализируйте возможные ответы учащихся (рис. 11) на задачу 7.

Рис. 11. Фрагмент плана местности (анализ выполнения задания)

Рис. 11. Фрагмент плана местности (анализ выполнения задания)

Определение сторон горизонта. На плане принято обозначать стороны горизонта: север – вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа. Следовательно, уметь читать план местности – значит уметь определять:

IV. Направления по сторонам горизонта;

V. Взаиморасположение объектов относительно сторон горизонта и относительно друг друга.

Для формирования этих умений необходимо также выполнить несколько упражнений. Желательно, чтобы уже на этапе объяснения нового материала каждый ученик не просто следил за действиями учителя, но сам выполнял их – рисовал на плане линии направлений (рис. 12) и определял стороны горизонта.

На нарисованных фрагментах плана местности можно также потренироваться в определении направлений по сторонам горизонта.

Рис. 12. Определение направлений по сторонам горизонта и взаимное расположение объектов

Составляя задания для учащихся, необходимо точно формулировать учебную задачу. Рассмотрим пример.

Задача 8. Определи по плану направление движения из поселка Южный в поселок Северный (рис. 13, а).

Рис. 13. План местности

Рис. 13. План местности

Представим возможный ответ учащихся: в северо-восточном. Формально направление определено верно. Но ответ можно назвать правильным, если двигаться предстоит… на воздушном шаре. По этому кратчайшему направлению из поселка Южный в поселок Северный не попасть: на пути широкая река без моста, за ней – лес и т.д. Проблема в том, что при такой формулировке вопроса большая часть учеников не будут рассматривать собственно условные знаки (т.е. читать план местности), но определят направление «поверх них».

Изменим учебную задачу.

Задача 9. Представьте, что вам необходимо добраться из поселка Южный в поселок Северный (рис. 13, а). Как вы можете это сделать?

В этом случае ответы будут иными:

а) по грунтовой дороге до шоссе – на юго-восток, потом по шоссе на север;

б) по полю на северо-восток до реки, потом на лодке переправиться через реку, если это возможно, потом на северо-восток через лес (рис. 13, б).

Формулировка задания нацеливает учеников на чтение плана местности: они устанавливают взаимосвязи «знак – объект», устанавливают между ними пространственные соотношения, рисуют на плане (или мысленно проводят) линии направлений по сторонам горизонта и определяют заданное направление.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

2. Проанализируйте план местности в составе УМК, по которому вы работаете. Составьте учебные задачи на чтение плана местности, направленные на обучение:

  • различать условные знаки и устанавливать связь: знак на плане – объект на местности;

  • умение устанавливать простейшие пространственные отношения между объектами, изображенными на плане;

  • устанавливать простейшие пространственные отношения между объектами в заданных условиях.

Творческие проектные работы по составлению планов местности. План – это изображение местности сверху. Один из видов проектной работы младших школьников – составление плана знакомой местности. При выполнении подобных работ не следует требовать от младших школьников высокой точности построения плана: в их исполнении это образ (представление) о знакомой местности. Проанализируем возможную последовательность учебных действий.

Задача 10. Составьте план известной вам местности. Для этого:

1) Выберите местность, план которой вы будете рисовать (например, в окрестностях дачи, садового участка и т.д.).
2) Представьте, что вы поднялись на воздушном шаре и увидели местность сверху. Какие наиболее крупные ее участки вы видите? Как они расположены относительно друг друга?
3) Начертите на листе бумаги большой квадрат – будущий план местности. В центре него поставьте точку, над которой словно бы висит ваш воздушный шар.
4) Нарисуйте условными знаками (сначала простым карандашом) наиболее крупные участки местности (лес, железная или автомобильная дорога, поселок, линия электропередачи и т.д.).
5) Подумайте, какие меньшие по величине объекты (водонапорную башню, магазин, детскую площадку) следует указать на плане. Если нужно, придумайте для них условные знаки.
6) Проанализируйте, правильно ли вы нарисовали план. Если да, то нарисуйте все условные знаки цветными карандашами.
7) Подпишите на плане необходимые названия, помня, какими цветами следует это сделать.

План местности, составленный в описанной последовательности, не ориентирован по сторонам горизонта. На наш взгляд, это вполне допустимо, если принять во внимание возраст учащихся.

Можно усложнить задание: предложить детям определить, где находятся основные стороны горизонта на нарисованном плане. Это можно сделать, проконсультировавшись с родителями, вспомнив, где (в какой части нарисованного плана) восходит или заходит солнце, и т.д. и нарисовать стрелку север – юг. В этом случае необходимо обратить внимание учеников, что север будет не вверху, а вдоль направления стрелки.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

3. Составьте план местности (см. задание 10) от лица своих учеников. Проанализируйте последовательность выполняемых действий и сложность выполнения задания.

Задача 11. Придумайте вопросы к составленному вами плану местности.

Отметим, что задание на составление вопросов по плану местности или его отдельным фрагментам полезно предлагать учащимся на всех этапах работы с планами.

Можно видоизменить задание и предложить детям составить план воображаемой местности, а затем коллективно проанализировать, могла ли такая местность существовать в реальности. Можно также составлять планы местности по описанию.

Задача 12. Составьте план местности, на которой могло происходить действие сказки «Гуси-лебеди». Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:

1) прочитайте сказку;
2) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков;
3) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга;
4) нарисуйте (сначала простым карандашом) план местности и маршруты движения детей и гусей-лебедей;
5) проверьте еще раз по тексту сказки, соответствует ли местность, изображенная на плане, описанию; попробуйте определить, насколько реальна изображенная вами местность;
6) окончательно оформите получившийся план цветными карандашами.

Краткое содержание русской народной сказки

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Жили мужик да баба. У них были дочка и сынок. Однажды отец с матерью ушли, а дочка посадила брата на травку под окном, а сама побежала на улицу. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, а брата нет. Она выбежала в поле и только увидела, как гуси-лебеди скрылись за темным лесом. Девочка бросилась их догонять. Она бежала и увидела печь. Не стала девочка есть пирожок, и печь не сказала, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела яблоню. Не стала девочка есть яблоко, и яблоня тоже не сказала ей, куда полетели гуси-лебеди. Побежала девочка дальше и увидела молочную реку в кисельных берегах. Она опять не поела киселя, и речка тоже не сказала, куда полетели гуси-лебеди.
Девочка долго бегала по полям, по лесам, по болотам и вдруг увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидели Баба Яга и братец. Когда Баба Яга вышла, девочка взяла брата и побежала домой.
Сначала дети добежали до молочной реки. Девочка съела киселя, и река укрыла их кисельным берегом. Потом дети добежали до яблони, и она закрыла их ветвями от догоняющих гусей-лебедей. Гуси-лебеди не увидали их и пролетели мимо. Дети опять побежали, и перед ними – печь. Девочка съела пирожок, и дети спрятались в печке, а потом прибежали домой.

_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

4. Составьте план местности (см. задание 12) от лица своих учеников. Проанализируйте последовательность выполняемых действий и сложность выполнения задания.

Рекомендуемая литература

1. География. Энциклопедия для детей. М. Аванта+. Любое издание. Глава «Карта – язык географии»

2. Берлянт А.М. Картография. М.: — Аспект пресс. 2001.

3. Атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы». О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. Дрофа. ДиК. М. 2007 г.

4. Атлас «География» 6 класс. под ред. О.В. Крыловой, В.И. Сивоглазова. Дрофа. М.: ИД «Новый учебник». Любое издание.