Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №19/2008

Контрольные работы

Тамара Александровна Круглова ,
заведующая лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО

Чтение

Контрольные и проверочные работы за I четверть

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

2-й класс

ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять: хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот он тебе задаст, – сказал Володя, – проучит он тебя.
Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
– Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начинают играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

(К. Ушинский)

Прочитай текст «Играющие собаки» К. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время суток могли происходить события, описанные в тексте?

а) Утро;
б) день;
в) вечер;
г) ночь.

2. Выпиши из текста слово, определившее твой выбор времени суток. ___________________

3. Найди в тексте слово благосклонно. Отметь слово, близкое ему по смыслу:

а) доброжелательно;
б) сурово;
в) весело.

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий маленького Мопса:

а) хватал зубами за лапы, за морду;
б) подбежал;
в) надоедал;
г) стал кидаться и лаять.

5. Найди в тексте и запиши слово, характеризующее действия Мопса по отношению к Полкану.

6. Отметь предложение, выражающее главную мысль текста:

а) Кого уважают, того и слушают.
б) Добрый пример лучше ста слов.
в) Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

7. Подумай, к какому жанру мы отнесём этот текст:

а) сказка;
б) рассказ;
в) загадка.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

 

а

б

в

г

д

1

+

+

     

2

       

солнышко

3

+

       

4

3

1

4

2

 

5

       

играл

6

   

+

   

7

 

+

     

3-й класс

СОВЕСТЬ

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел
на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала она. – И это с таких юных лет уже обманываешь родителей и школу?
– Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

(А.П. Гайдар)

Прочитай текст А.П. Гайдара «Совесть». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.

2. Как ты думаешь, в каком классе учится малыш?

а) В первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в четвёртом;
д) _______________ (запиши свой вариант).

3. Найди в тексте слово болтается и объясни его значение с помощью других слов:

а) ходит;
б) бродит;
в) слоняется;
г) путешествует;
д) _________________ (запиши свой вариант).

4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Нины после встречи с малышом.

а) Пришлось взять и повести за руку;
б) строго сказала;
в) решила подшутить.

5. Почему Нина, провожая малыша через рощу, не подняла книги и завтрак из-под куста?

Выпиши из текста нужный ответ.

6. Запиши близкое по значению слово (слова):

стыдно – __________________________________________.

7. Подумай, какое из предложенных выражений употребляется чаще:

а) Нет у тебя ни стыда, ни совести;
б) Нет у тебя ни совести, ни стыда.

8. Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть?

а) Стыдно перед ребёнком; б) стыдно перед собой; в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы.

9. Как ты понимаешь выражение жить по совести?

10. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Непрошеные слёзы.
б) Шуточный розыгрыш.
в) Встреча с малышом.
г) Желание помочь ребёнку.
д) Решение Нины укрыться в роще.

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

 

а

б

в

г

д

1

     

+

 

2

+

     

+

3

   

+

   

4

3

1

2

   

5

стыдно

       

6

совестно

       

7

+

       

8

+

+

     

9

         

10

5

3

2

4

1

11

   

+

   

4-й класс

ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

(И.С. Тургенев)

Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

1. Где происходят события, описанные в тексте?

а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.

2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.

4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.

5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.

6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?

а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.

7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.

10. От чьего лица ведётся повествование?

11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

 

а

б

в

г

д

1

 

+

     

2

+

       

3

 

+

     

4

+

       

5

3

1

4

2

 

6

+

       

7

       

любовь

8

   

+

   

9

3

1

4

2

5

10

         

11

   

+

 

автора

Проверка навыка чтения вслух

2-й класс

ЛЕВ И МЫШЬ

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от мыши добро.

(81 слово)

(А. Толстой)

1. Отчего проснулся лев?

2. Почему он засмеялся?

3. Как мышь доброе дело сделала?

РЯБЧОНОК

Я давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками. Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки пролезают. Их очень хорошо солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал.
Мы ещё до полянки с рыжиками не дошли, как Томка закружился, завертелся на одном месте около ёлки – стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит какая-то удивительная курочка, ходит – на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки, на голове чёрный хохолок – то подымется колпачком, то ляжет.
– Это кто? – спросил Никита.
– Тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчик.

(122 слова)

(Е. Чарушин)

1. Какие грибы автор приметил на лесной поляне?

2. Кого автор взял с собой в лес?

3. Какую удивительную курочку встретили они в лесу?

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

(отрывок)

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

(140 слов)

(М. Пришвин)

1. Почему луг называли золотым?

2. В какое время суток луг зеленел?

3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?

Таблица. Проверка навыка чтения вслух

Проверка уровня начитанности

4-й класс

1. Продолжи ряд (1–2 слова):

потешка, небылица, загадка, ... .

2. Определи жанр произведения.

а) Жить – Родине служить.

б) Золотое решето чёрных домиков полно.

в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

3. Укажи жанр произведений, часто начинающихся словами:

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

4. Запиши название сказки:

а) о животных – ... ;
б) волшебной – ... .

5. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:

басня;
сказка;
былина.

6. Укажи фамилию писателя-сказочника:

А.С. Пушкин;
Х.К. Андерсен;
Н.Н. Носов.

7. Укажи, в каком жанре произведений всегда есть мораль:

сказка;
басня;
пословица.

8. Продолжи ряд (1–2 фамилии):

А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, ... .

9. Запиши название запомнившегося тебе стихотворения.

10. Продолжи ряд:

М.М. Пришвин,
И.С. Соколов-Микитов,
Н.И. Сладков,
... .

11. Запиши 2–3 фамилии детских писателей.

12. Напиши название книги, особенно полюбившейся тебе.