Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №21/2008

Учителю на заметку

Е. В. Языканова ,
учитель начальных классов, психолог ГОУ СОШ № 339 г. Москвы, победитель конкурса лучших учителей РФ-2007 в рамках национального проекта «Образование»

Развивающие задания для младших школьников

19 лет я работаю в ГОУ СОШ № 339 г. Москвы учителем начальных классов и психологом. Одной из актуальных проблем современной начальной школы является постоянный рост числа учащихся, испытывающих различного рода трудности в процессе обучения. Проблемы неуспеваемости детей могут быть разными: невнимательность, нарушения памяти, проблемы моторики, неразвитость интеллекта и т д. Когда на уроках, викторинах, олимпиадах детям встречаются задания, с которыми раньше они нигде не сталкивались, когда нужно проанализировать, обобщить, выделить существенные признаки и т.п., многие учащиеся испытывают затруднения. Поэтому назрела необходимость проводить занятия, на которых можно было бы развивать познавательные процессы, учить детей решать задания уровня повышенной сложности.

С 2004 года я стала вести факультатив по психологии «Учись учиться». В эти занятия я включила задания и упражнения, которые разработала сама, а также использовала диагностические и развивающие методики Л. Тихомировой, О. Холодовой, Н. Винокуровой, Т. Ратановой, А. Зака и ряда других авторов. Результатом этой работы явилось создание комплекта пособий «Развивающие задания для младших школьников» (М.: Экзамен, 2008) для учащихся 1–4-х классов.

Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Работать с предложенными заданиями можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Данное пособие можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание интеллектуально-логическому развитию детей.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребенок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил.

Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа (некоторые – олимпиадного уровня), то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Курс включает в себя следующие направления:

– формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
– развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема, формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
– формирование учебной мотивации;
– развитие личностной сферы.

Занятия по данным книгам проводятся в течение всего учебного года с учащимися 1–4-х классов 1 раз в неделю, как факультатив, по 30–40 минут. Достоинствами такой формы занятий являются достаточный объем, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Каждому ребенку необходимо иметь пособие «Развивающие задания» (М.: Экзамен, 2008) (в зависимости от того, в каком классе учится ребенок), простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку. Дети работают с пособием: подчеркивают, рисуют, пишут.

В конце года рекомендуется провести конкурс-смотр на лучшую книгу, сделать выставку. Объявить об этом следует на перовом же занятии, чтобы каждый ребенок был заинтересован в лучшем результате. Занятия могут проводиться одновременно как со всем классом, так и с группой детей, испытывающих трудности в учебной деятельности.

По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребенок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.

Сильные дети могут работать с книгой индивидуально. Перед каждым заданием дается краткая инструкция, а учитель контролирует, правильно ли ребенок его выполнил. Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий.

Более слабые дети работают коллективно под руководством учителя. Ребенка вначале можно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться от него совсем.

Оценивать следует только успехи. Обучение должно быть победным! Успех в самом начале – обязательное условие.

В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий.

Все задания, представленные в пособии, допускают творческое отношение к ним учителя: изменение хода заданий в плане обогащения, усложнения процедуры выполнения; внесение дополнительных игровых моментов в ход работы.

В данных пособиях можно найти задания разных видов, например: «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели слова на группы», – направленые на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, к абстрагированию.

Например, в задании «Найди лишнее слово» в каждом ряду дается 4–5 слов. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, которое и должно быть вычеркнуто.

Задания «Вставь по аналогии», «Вставь пропущенные числа» направлены на развитие вербально-логического мышления – умения устанавливать связи между понятиями.

Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определенная буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.

Задания «Слова рассыпались», «Восстанови слова» учат обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание, наблюдательность.

Задание «Найди закономерность в составлении узора и продолжи его. Нарисуй такую же фигуру» направлено на развитие зрительно- моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти. Оно учит ориентироваться на листе в клеточку.

Задание «Разукрась картинку» направлено на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счета.

С образцами заданий можно познакомиться в моей брошюре «Учись учиться», вышедшей в библиотечке «Первого сентября» серии «Начальная школа» (№ 4 / 2006).

Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых заданий и упражнений, подтверждаемую как результатами тестирования уровня психического развития детей, так и отзывами учителей, которые отмечают повышение познавательной активности учащихся и рост их успеваемости.

Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде развития.

Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса Prosoft-m, с помощью которого Вы можете скачать актуальные версии лучших программ для ПК под Windows. Удобный рубрикатор на сайте http://prosoft-m.ru позволит быстро найти программу или приложение, которые Вам необходимы или представляются интересными. Антивирусы, браузеры, офисные и мобильные приложения, графические и дизайнерские редакторы, программы для навигаторов и мн.др. программы, представленные на сайте, позволят защитить информацию, повысить производительность и существенно расширить возможности Ваших смартфонов или телефонов, компьютеров или планшетов, работающих на ОС Windows. К каждой программе дается подробное описание, а также понятные инструкции по ее установке.