Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2008

Курсы повышения квалификации

Ольга Вадимовна Крылова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Салехард

Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе «Окружающий мир» (1–4 классы)

План лекций по курсу:

Номер газеты

Название и примерное содержание лекции

17

Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях

18

Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности

19

Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы.

Контрольная работа 1

20

Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России

21

Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России

22

Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России

Контрольная работа 2

23

Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой

24

Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся.

Итоговая работа

Лекция 6. Формирование знаний о водах суши

Воды суши представлены подземными и поверхностными водами. К поверхностным водам суши относятся реки, озера, каналы и водохранилища.

Реки. Рекой называется постоянный поток воды, который протекает в углублении, называемом руслом. Русло – результат геологической работы самой реки. Реки со своими притоками образует речную систему. В начале изучения необходимо познакомить учащихся с элементами речной системы, например, используя для этого учебный рисунок.

Рисовать его можно в процессе объяснения – учитель на доске, а ребята в тетрадях (см. рис. 1). Ученики последовательно знакомятся с каждым элементом речной системы, проговаривают содержание новых терминов.

Рис. 1. Речная система и ее элементы

Рис. 1. Речная система и ее элементы

Место, где река берет свое начало, называется исток. (Ученики могут подобрать однокоренные слова, объяснить их значение.) Истоком реки может служить родник, река может вытекать из болота или озера.

Река, в которую впадают другие реки и которая несет свои воды в море или океан, называется главной рекой. Главная река отличается большими размерами.

Место впадения реки в море, озеро, в другую реку называется устьем реки.

Обратим внимание, что ученики могут составить монологический ответ об элементах речной системы: они называют каждый элемент и рассказывают о нем.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Составьте устный ответ о реке и ее притоках на основе рис. 1 от лица учащихся разного возраста. Проанализируйте уровень доступности задания.

От условного рисунка можно перейти к показу рек на карте. Существует неписаное правило: показывать реку от истока к устью. Учителя не устают напоминать об этом ученикам, а те так и норовят показать наоборот. Почему? Как правило, потому, что устье реки быстрее найти. Названия рек на мелкомасштабных картах надписываются вдоль линии реки вблизи устья. Следовательно, читая название реки, ученик часто уже видит место ее впадения, например, в море (этот участок карты тотчас попадает в поле его зрения!), а исток расположен в другом месте – на другом участке карты, и его еще надо найти, проследив взглядом течение реки в обратном направлении. Видимо, этим и можно объяснить еще одну часто встречающуюся ошибку – дети нередко говорят: «Река течет из моря». На наш взгляд, нет ничего страшного, если, найдя на карте реки, ученик скажет: «Я вижу, что река Амазонка впадает в Атлантический океан» или «Река Енисей впадает в Карское море», – а потом, уже проследив по карте взглядом или проведя рукой по синей линии реки, продолжат: «Амазонка начинается в горах Андах», «Енисей начинается в горах на юге Сибири» (название Саяны указано не на всех картах школьных атласов для начальной школы), – и уже осознанно покажут реку от истока к устью.

Итак, ученики знакомятся с реками по физической и политической картам.

РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ

1.1. Покажите реку Амазонка. Назовите, в какой океан впадает эта река. Где она начинается? Как называется равнина, по которой протекает Амазонка? Расскажите все, что вы узнали о реке по карте. (Примерный ответ: «Амазонка впадает в Атлантический океан. Она начинается высоко в Андах. Это высокие горы на западе Южной Америки. Амазонка протекает по Амазонской низменности. Это равнина с высотой от 0 до 200 м над уровнем моря». В возможный ответ включены знания по теме «Рельеф суши».)

1.2. Амазонка протекает вдоль экватора. Покажите направление ее течения и скажите, в каком направлении она течет. (Примерный ответ: «Амазонка – очень длинная река. Она течет с запада на восток и пересекает весь материк».)

1.3. Покажите притоки реки Амазонки. Каких притоков у нее больше – левых или правых? (Примерный ответ: «У Амазонки много притоков. Большинство из них правые. Один из притоков называется Укаяли. Правые притоки Амазонки текут с юга на север».)

1.4. Расскажите все, что вы узнали о реке Амазонка по карте.

2. Покажите на карте реку Нил; реку Миссисипи…

Обратим внимание еще на одну деталь. Нередко ученики считают количество речных притоков и ошибочно утверждают: «У Амазонки пять правых притоков» или «У Нила всего один приток». Детям необходимо разъяснить, что на карте изображены лишь самые крупные притоки, к тому же далеко не все, следовательно, правильнее сказать: «У Амазонки пять (несколько) самых крупных правых притоков» или «У Нила один большой приток – наверное, другие притоки небольшие, и их не нарисовали на карте».

РАБОТА С ПОЛИТИЧЕСКОЙ КАРТОЙ ПОЛУШАРИЙ

3.1. Покажите реку Амазонка. Назовите, в какой океан впадает эта река. В какой стране протекает река Амазонка?

3.2. Где начинается эта река?

3.3. На территории какой страны протекает большинство притоков реки Амазонки?

3.4. Расскажите все, что вы узнали о реке Амазонка по карте.

4. Покажите на карте реку Нил; реку Миссисипи…

5. Покажите на карте и назовите самые большие реки России, которые впадают в Северный Ледовитый океан.

6. Покажите на карте и назовите самые большие реки Китая.

РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ РОССИИ

7.1. Покажите реку Обь. Назовите, в какой океан впадает эта река. Где она начинается? Как называется равнина, по которой протекает Обь? Расскажите все, что вы узнали о реке по карте.

7.2. Покажите направление течения Оби и определите его.

7.3. Покажите притоки Оби. Как называется ее главный приток? Он левый или правый?

7.4. Расскажите все, что вы узнали о реке Обь по карте.

8. Найдите и покажите реку Лена. (Если ученики работают с атласом «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы». (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа, ДиК, 2007), они могут воспользоваться указателем географических названий и найти реку на карте без помощи учителя.) Расскажите все, что вы узнали о реке Лене по карте.

9. Найдите и покажите крупные реки европейской части нашей страны: Волгу, Дон, Северную Двину и Печору.

10. Найдите и покажите крупные реки Сибири: Обь, Енисей, Лену, Амур.

11. Найдите и покажите крупные реки Сибири. (При такой формулировке задания ученикам предстоит вспомнить, какую часть страны называют Сибирью, показать территорию от Уральских гор по побережья Тихого океана и определить реки, которые по ней протекают.)

Необходимо предлагать ученикам подобные задания, так как им уже известны крупные регионы России (см. лекцию 3).

12. Найдите и покажите города Астрахань, Ростов-на-Дону, Архангельск. Назовите, на каких реках и вблизи каких морей они находятся.

13. На Дальнем Востоке страны есть города Хабаровск и Владивосток. Найдите их на Физической карте России. Где они находятся? (Хабаровск находится на берегу реки Амур. Амур впадает в Охотское море. Владивосток находится на берегу Японского моря. Владивосток расположен южнее, чем Хабаровск, – это примерный объем информации, который ученики могут прочитать на карте.)

Ответы учащихся на приведенные выше вопросы могут состоять из нескольких предложений. Все они направлены не только на получение новых знаний о реках, но и на дальнейшее развитие умения читать карту и рассказывать по карте.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

2. Проанализируйте предложенные выше учебные задачи по картам атласа. Составьте возможные ответы от лица учеников. Проанализируйте, с какими трудностями могут встретиться ученики при выполнении заданий.

3. Составьте учебные задачи про реки по картам атласа, с которым работают ваши ученики.

Различаются горные и равнинные реки. Для формирования образа рек необходимо использовать наглядные иллюстрации. Рассмотрим возможные варианты.

Задача 1. Знакомимся с горной рекой

1. Рассмотрим фотографию (рис. 2). Это река Кыргынга, которая начинается в горах Саянах. Представьте, что вы стоите лицом по течению реки. Опишите реку и ее берега.

б) Река Кыргынга течет в горах Саянах.
Рис. 2а) Река Кыргынга
течет в горах Саянах.
Рис. 2б) Река Кыргынга после выхода на равнину.
Рис. 2б) Река Кыргынга после выхода на равнину.

2. Покажите левый и правый берега реки. Что вы можете сказать о ширине реки? (Сравните ее с высотой деревьев, которые растут на ее берегах.)

3. Что вы можете сказать о скорости ее течения?

4. Можно ли купаться в этой реке? Объясните свой ответ.

5. Рассмотрите реку Кыргынга после ее выхода на равнину и опишите ее. (Ученики могут сказать о скорости течения, глубине, высоте и строении берегов.)

6. Сравните берега реки на ее горном и равнинном участках.

7. Как вы думаете, какие особенности имеет горная река?

Задача 2. Знакомимся с равнинной рекой

1. Рассмотрим фотографию. Это река Ока в городе Тарусе (Калужская область). Это горная или равнинная река? Объясните свой ответ.

Рис. 3. Река Ока в г. Тарусе, Калужская обл.

Рис. 3. Река Ока в г. Тарусе, Калужская обл.

2. Найдите реку Оку на карте. (Если ученики работают с атласом «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы». (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа, ДиК, 2007) они могут воспользоваться указателем географических названий и найти реку без помощи учителя.) Где она протекает? (На Восточно-Европейской равнине.) Притоком какой реки является? Где эта река впадает в Волгу? (У города Нижний Новгород (рис. 4)). Полезно также задать ученикам еще один вопрос: «Какой город стоит в месте впадения реки Оки в Волгу (в устье Оки)?» Разные высказывания об одних и тех же объектах способствуют речевому развитию учеников, заставляют их использовать новые слова в разных ситуациях.)

Рис. 4. Устье реки Оки (слева), г. Нижний Новгород

Рис. 4. Устье реки Оки (слева), г. Нижний Новгород

3. Покажите на фотографии берега реки Оки и ее русло (рис. 3).

4. Представьте, что вы стоите на берегу реки лицом по течению (рис. 3). (Можно прикрепить на фотографию, вырезанную из бумаги человеческую фигурку.) На каком – левом или правом – берегу вы стоите? (Тут же можно сделать обобщение предложить учащимся объяснить, что необходимо знать для того, чтобы определить левый и правый берег реки: необходимо узнать, в каком направлении река течет, и встать лицом по течению.)

5. Что вы можете сказать о течении этой реки? Как вы думаете, оно сильное? слабое? Почему вы так думаете? (Движение воды видно на фотографии, поэтому справедливо утверждать, что оно сильное.)

В учебниках нередко можно встретить утверждения-противопоставления: у равнинных рек течение медленное, плавное, а у горных – бурное, быстрое. Но по силам ли даже хорошему пловцу бороться с течением Оки, Волги и многих других равнинных рек?

6. Как вы думаете, у какого – левого и правого – берега на этом участке река глубже? (Рис. 3.)

(Ученики видят зарастающую кустарником полосу песчаного пляжа на правом берегу.)

7. Как вы думаете, у какого берега реки течение сильнее? Какой из берегов сильнее подмывается водой? (Если дети затрудняются с ответом, можно предложить им представить, как они проезжают видимый поворот реки на велосипеде: в какую сторону отклонится тело велосипедиста?)

8. Берега рек могут иметь разную высоту. Как вы думаете, какой из берегов Оки на этом участке выше? Почему?

9. Расскажите, как можно предположить, у какого берега реки безопаснее/опаснее купаться.

10. Во время разлива, например после весеннего снеготаяния, речная вода может затапливать низкие участки берега. Его называют поймой реки. Пойма, как правило, плоская (рис. 5). Рассмотрите пойму – правый берег реки.

Рис. 5. Пойменные луга на берегу Оки

Рис. 5. Пойменные луга на берегу Оки

11. У реки Оки есть приток – река Таруска (рис. 6). Сравните ширину рек Таруски и Оки. (Ученики должны сравнить ширину реки в сравнении с высотой деревьев.)

Рис. 6. Река Таруска

Рис. 6. Река Таруска

12. Представьте, что вы стоите на правом берегу реки Таруски. Покажите, в каком направлении она течет.

13. Расскажите, какие участки речного русла вы видите. Чем они отличаются друг от друга? (Глубиной, скоростью течения, строением дна. Ученики могут предположить, что образование порожистого участка русла реки связано с близким к поверхности залеганием твердых горных пород, что на равнинной реке относительно глубокие участки русла чередуются с мелководными; объяснить, на каких участках течение сильнее.)

14. Опишите устье реки Таруски (рис. 7).

Рис. 7. Устье реки Таруски

Рис. 7. Устье реки Таруски

15. Сравните устье Таруски и устье Оки (рис. 7 и 4). Для этого назовите признаки, по которым будете сравнивать.

16. Как вы думаете, какие признаки имеет равнинная река?

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

4. Проанализируйте уровень доступности предложенных выше заданий. Составьте возможные ответы от лица учеников. Проанализируйте, с какими трудностями могут встретиться ученики при выполнении заданий.

5. Проанализируйте уровень доступности заданий на обобщение (№ 7 и № 16). Составьте возможные ответы от лица учеников.

6. Проанализируйте фотографии рек в учебниках, с которыми вы работаете, с позиции дидактических возможностей их пользования для получения учениками новых знаний. Сформулируйте требования к учебной иллюстрации, на которой изображены природные объекты.

7. Составьте учебные задачи про реки на основе других средств наглядности.

Ученики начальных классов получают первоначальные представления о питании рек. На вопрос: «Откуда поступает вода в реки?» – они могут предположить, что в реку попадают подземные, дождевые и снеговые талые воды, в горах – воды тающих ледников. Учителю лишь останется добавить, что выделяется снеговое, дождевое, ледниковое питание и питание подземными водами. Большинство рек России имеет смешанное питание. Режим рек – изменение уровня воды в течение года – изучается уже в средней школе. Как правило, ученики узнают о реках с весенним половодьем (оно характерно для большинства рек России в следствие весеннего снеготаяния) и с летним половодьем на примере реки Амур, в котором вода поднимается в результате сильных дождей. В текущем году, однако, наблюдался не разлив, а заметное понижение уровня воды. Знакомство учеников с режимом и питанием рек целесообразнее осуществлять на примерах, которые известны им из окружающей природы.

Озера. Озеро – это естественный водоем, углубление или понижение земной поверхности, заполненное водой. Озерные котловины имеют разное происхождение: тектоническое, вулканическое (в кратерах вулканов), ледниковое, карстовое и т.д. Нередко в учебниках для начальной школы можно встретить перечисление почти всех основных существующих типов котловин. Представляется, что изучать эти вопросы в начальной школе не обязательно, а рассказывать ученикам про тот или иной тип целесообразно только в том случае, если можно показать образ озера с ясно видимыми особенностями природы.

Необходимо сформировать представления о многообразии озер, классифицируя их по площади (от Каспийского моря, которое является остаточным по происхождению, так как в геологическом прошлом было частью океана, до, например, озер-стариц в долинах рек) и по глубине (от рекордсмена Байкала – 1637 м – до тех же зарастающих стариц, глубина которых может составлять несколько метров.) Обратим внимание, что не следует сравнивать по площади и глубине моря и озера. Такое сравнение часто приводит к ошибочным выводам. Площадь Азовского моря – 39 тыс. км2, Мраморного моря – 12 тыс. км2, Белого моря – 90,1 тыс. км2, площадь второго по величине озера Верхнее в Северной Америке – 82 тыс. км2, площадь африканского озера Виктория – 68 тыс. км2 (площадь Каспийского моря-озера – 396 тыс. км2). Все шельфовые или расположенные в пределах материков отмели моря имеют глубину до 200 м, в то время как большое количество озер существенно превосходит их по глубине. Напомним, что море – это часть океана, озеро – один из видов вод суши, что делает их сравнение некорректным.

Знакомя младших школьников с озерами, важно также исключить возможность формирования еще одного ошибочного представления – рассказать о различиях в составе морской соли и соленых озер (за исключением остаточных, например Каспийского).

Пользуясь рисунком, можно сформировать представление о взаимосвязях озер и рек.

Рис. 8. Виды озер

Рис. 8. Виды озер

Задача 3. Знакомимся с видами озер

1. Рассмотрите рис. 8 и объясните, какое озеро называется сточным, какое бессточным и какое проточным.

Обратим внимание, что в этой учебной ситуации знакомство с названными видами озер – не главная образовательная задача. На этом примере учатся анализировать, выделять существенные признаки понятий и получать новые знания. Следующие задания по картам атласа требуют применения этих знаний.

По физической карте России:

2. Покажите Каспийское море-озеро. Оно сточное или бессточное? Объясните свою точку зрения. Назовите реки, которые впадают в Каспий.

3. Найдите на карте искусственное озеро – Рыбинское водохранилище. К какому виду озер оно относится? (Это самая общая формулировка задания, предполагающая высокий уровень познавательной самостоятельности учащихся. Если дети затрудняются с ответом, можно разделить задание еще на несколько последовательных вопросов.)

4. Найдите на карте искусственное озеро – Рыбинское водохранилище. Частью какой реки оно является или в систему какой реки входит? Покажите реку Волгу. Сделайте вывод, к какому виду озер относится Рыбинское водохранилище.

5. Найдите на карте озеро Байкал. Это сточное озеро. Объясните почему.

По Физической карте полушарий:

6. В Австралии есть озеро Эйр. Найдите его на карте и расскажите о нем. (Пользуясь условными знаками карты, ученики могут определить, что это озеро соленое, что впадающие в него реки пересыхающие, и сделать соответствующий вывод: озеро Эйр бессточное.)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

8. Изучите Физическую карту полушарий в атласе, с которым работают ваши ученики, и определите, какие крупные озера мира они могут на ней увидеть, относительно каких других крупных объектов могут определить их географическое положение. Составьте задания для учащихся. Спрогнозируйте несколько возможных ответов.

9. Изучите Политическую карту полушарий в атласе, с которым работают ваши ученики, и проанализируйте, местонахождение каких крупных озер мира и в каких странах могут определить учащиеся. Составьте учебные задания. Спрогнозируйте несколько возможных ответов. Проанализируйте, с какими трудностями могут встретиться ученики при выполнении заданий.

10. Рассмотрите рис. 9 и 10. Составьте задания, выполняя которые, ученики получат знания об озерах как виде вод суши.

Рис. 9. В Карелии озера называют ламбами. Вид с горы Кивакка. Национальный парк Паанаярки

Рис. 9. В Карелии озера называют ламбами. Вид с горы Кивакка. Национальный парк Паанаярки

Рис. 10. Г.И. Гуркин. «Озеро горных духов». 1910 г.

Рис. 10. Г.И. Гуркин. «Озеро горных духов». 1910 г.

11. Проанализируйте фотографии озер в учебниках, с которыми вы работаете, с позиции дидактических возможностей их пользования для получения учениками новых знаний. Сформулируйте требования к учебной иллюстрации, на которой изображены природные объекты.

12. Составьте учебные задачи об озерах на основе других средств наглядности.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Подольск-Привод». На сайте компании, расположенном по адресу http://www.podolsk-privod.ru/catalog/shkivy, Вы получите подробную информацию о характеристиках и ценах на высококачественные образцы приводной техники. Ищете зубчатый или клиновый шкив? Можно оформить заявку прямо на странице изделия, и с Вами незамедлительно свяжутся сотрудники компании. Отличительной чертой «Подольск-Привод» является наличие собственного производства,поэтому компания может изготовить любые нестандартные детали по Вашим собственным чертежам и образцам.

Рекомендуемая литература

1. География: Энциклопедия для детей. – М. Аванта+. – Любое издание.

2. Атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы». Крылова О.В., Сивоглазов В.И. – М.: Дрофа, ДиК, 2007.

3. Галактионов В.Д. Жизнь рек. Любое издание.