Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2008

Я иду на урок

Юлия Соколова ,
учитель начальных классов, п.г.т. Пролетарский, Cерпуховский р-н, Московская обл.

Деление

Математика. Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Деление как арифметическое действие».

Цели. Повторить свойства деления; отрабатывать умения выполнять задания на деление.

Учебные материалы. Карточки (листы) с заданиями; иллюстрации с изображениями деревьев и птиц; таблица «Свойства деления».

На каждой карточке в правом верхнем углу – квадратик красного (высокий уровень), зеленого (средний уровень) или синего (ниже среднего и низкий уровень) цвета. По ходу выполнения каждого задания учащиеся проставляют себе количество баллов, которые они заработали. Если задание выполнено без ошибок, начисляется 5 баллов. За каждую ошибку снимается 1 балл).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Тема нашего урока – «Деление как арифметическое действие».

III. Актуализация опорных знаний

У. Сегодня на уроке мы будем работать на двух листах.
На листе 1 – задания по математике.
На листе 2 – задания по природоведению.
За каждое задание вы будете ставить себе то количество баллов, которое заработаете, а в конце сами выставите себе оценку за урок.
Положите перед собой лист 1. Решите примеры из задания 1.

Дети работают самостоятельно.

– А теперь положите перед собой лист 2 по природоведению. Последовательно соедините точки в том порядке, в котором у вас идут ответы примеров. Что у вас получилось?

Дети. Елка.
– Ежик.
– Гриб.

У. В свободной клетке справа поставьте себе баллы, которые вы заработали за это задание. Какая тема объединяет все эти рисунки?

Д. Лес.

У. Об этом мы с вами сегодня поговорим.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!

IV. Закрепление изученного материала

У. Ребята, без чего не было бы леса?

Д. Без деревьев.

У. Посмотрите на лист 1, задание 2. Те, у кого синий квадратик, найдите значения выражений. С остальными мы будем решать арифметический диктант.

Ответы дети записывают на листе 1 в задании 2.

Арифметический диктант

1. Увеличить 50 в 3 раза.
2. Из 500 вычесть 150.
3. К сумме чисел 200 и 600 прибавить 50.
4. 1000 уменьшить в 10 раз.
5. Из разности 900 и 100 вычесть 300.

– Положите перед собой лист по природоведению, найдите задание 2. Что вы видите?

Д. Деревья.

У. Какие деревья здесь изображены?

Д. Ель, сосна, кедр, осина, береза.

У. Чтобы дерево стало большим, могучим, красивым, необходимо много лет. Расположите полученные в арифметическом диктанте или выражениях ответы в порядке возрастания в пустые клетки под рисунками. Что получилось?

Д. Числа, показывающие, сколько лет живут деревья.

У. Столько лет может прожить дерево, если его оберегать. Проставьте заработанные баллы. Назовите деревья-долгожители.

Д. Кедр, сосна.

У. Какие это деревья?

Д. Хвойные.

У. Оказывается, они еще и самые высокие из перечисленных деревьев. Вы в этом можете убедиться, выполнив задание 3. Переведите высоту каждого дерева в метры.

Дети выполняют задание.

– Какое действие вам помогло?

Д. Деление.

У. Проставьте заработанные баллы. Давайте вспомним компоненты деления и его свойства. Откройте учебник на с. 104–105.

Дети повторяют материал по учебнику.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала (продолжение)

У. Какую пользу приносит нам лес?

Выслушиваются ответы детей.

– А вы знаете, что сосна дает 16 кг смолы, из которой получают скипидар и твердую массу канифоль? Береза дает сладкий полезный сок. За весну одно взрослое дерево может дать до 4 ведер сока. Лиственница – королева сибирских лесов. Ее древесина не знает износа. Внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы много веков назад. Для кого лес является домом?

Д. Для птиц, зверей, насекомых.

У. Решив уравнения из задания 4, вы узнаете кое-что интересное о птицах.

По одному человеку от каждого уровня работают у доски.

– Поднимите руки, у кого получилось 100. Сто гусениц съедает кукушка за 1 час.
У кого получилось 1000? Такое количество грызунов уничтожает за год сова.
У кого получилось 875? Столько жуков-короедов съедает за сутки дятел, избавляя от них деревья.
Запишите эти данные на листе по природоведению. Проставьте заработанные баллы.

Дети выполняют задание.

– Какой праздник мы отмечаем зимой?

Д. Новый год.

У. Что является символом Нового года?

Д. Елка.

У. В новогодние праздники вырубаются огромные площади леса. Что может случиться, если бесконтрольно вырубать лес?

Выслушиваются ответы детей.

– Давайте решим задачу 5 и узнаем, что могло бы произойти в такой ситуации только около одного нашего поселка. Решение задачи запишем на листе 2. Выразите ответ в более крупных единицах.

Д. 1 гектар.

У. Почти целый гектар леса. Какой вывод можно сделать?

Д. Нельзя вырубать елки.

У. Ну, а если очень хочется принести домой живую елку?

Д. Нужно покупать елки, которые выращивают специально для этого праздника в питомниках и продают на елочных базарах.

У. Я надеюсь, что наш урок вы запомните и будете выполнять правила по охране леса:

Много леса – не губи,
Мало леса – береги,
Нет леса – посади.

Проставьте заработанные баллы.

Посчитайте общее количество баллов, заработанных на уроке, и разделите на 5 – количество выполненных заданий. У вас получилась оценка за урок, которую вы заработали.

VII. Итог урока

У. Что вам запомнилось на уроке? Что получилось особенно хорошо? Над чем стоит еще поработать? Какие математические умения и навыки вы применяли на уроке?

Дети отвечают.

VIII. Домашнее задание

У. Я хочу поблагодарить вас за сегодняшний урок, а в качестве подарка дать вам необычное домашнее задание. Выполнив его, вы получите новогоднюю открытку.

Приложение

Задания 3 и 5 во всех вариантах одинаковы.

Задания 2–5 во всех вариантах одинаковы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ