Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2008

Учимся играя

Елена Кряжевских ,
г. Йошкар-Ола

Приключения Незнайки и его друзей

К 100-летию со Дня рождения Николая Носова

Н.Н. Носов«Незнайка – это ребенок, но не такой, которого можно назвать по имени и фамилии, а ребенок вообще, со всеми хорошими задатками, которые предстоит в себе укрепить и развить, и с недостатками, от которых нужно избавиться».
Н.Н. Носов

Учебные материалы. Книги на столе у каждого ученика; выставка рисунков на доске; портрет Н. Носова, выставка книг писателя; для конкурсов: песочные часы, фишки, черный ящик, магнитофон.

 

ХОД УРОКА

Ведущий. Начинаем нашу игру. Вы прочитали замечательную книгу Николая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» и готовы показать свои знания. Сегодня играют три команды.

Идет представление команд, капитанов и жюри.

Конкурс 1. «Дальше, дальше, дальше...»

Ведущий. Проверим, насколько внимательно вы прочитали книгу. Каждой команде будет предложено 7 вопросов, на которые они должны дать ответ за 1 минуту.

1. Как называли мальчиков Цветочного города? Как звали музыканта Цветочного города? Как называли девочек Цветочного города? Кто первым выпрыгнул из воздушного шара? Кого Незнайка нарисовал с ослиными ушами? Кто из коротышек имел 17 карманов? Кто из малышей при аварии повредил ногу?

2. На каком музыкальном инструменте играл Незнайка? Кто из коротышек любил носить клетчатые костюмы? Как звали собаку охотника Пульки? Назовите лучшего друга Незнайки. Семена какого растения привезли коротышки из Зеленого города? Как назывался город на пляже, где жили одни малыши? Чей портрет Незнайка нарисовал с градусником вместо носа?

3. Сколько малышей отправилось путешествовать на воздушном шаре? Чем наполнили коротышки воздушный шар? Назовите любимое лекарство Медуницы. Кому обещал писать письма Незнайка? Как назывался город, в который прилетели малыши? Чем заправляли машины в Цветочном городе? Кто в стихотворении Незнайки перепрыгнул через овечку?

Конкурс 2. «Назови героя»

Ведущий. В книге много интересных героев с необычными именами. Перечислите их.

Дети перечисляют героев, а ведущий спрашивает, почему их так назвали.

Конкурс 3.«Черный ящик»

Ведущий. Кому из героев могут принадлежать вещи?

Ведущий по очереди вынимает из ящика: очки, компас, лупу, осколок бутылки, книгу о звездах, расческу, зеркальце, пластырь.

Конкурс 4. «Выразительное чтение»

Ведущий. Когда эта книга была напечатана, мальчики и девочки стали писать Носову письма, рассказывать о полюбившихся героях. Как вы думаете, какой герой оказался самым любимым? Конечно, Незнайка. А вам он понравился?
– Действительно, Незнайка смешной, веселый, попадает в разные истории, ошибается, раскаивается и старается исправиться.
Он с азартом принимается за разные дела, но часто ничего хорошего из этого не получается. Вспомните: чем закончилась история, когда Незнайка поехал на автомобиле? когда играл на трубе? когда был художником?

Дети пересказывают отрывки.

– Что бы вы посоветовали Незнайке, чтобы не попадать в такие ситуации? Давайте прочитаем, как Незнайка был поэтом.

Команды читают фрагмент по ролям.

– Почему коротышкам не понравились стихи? А вам?

Дети отвечают.

Конкурс 5. «Танцевальный»

Ведущий. Под песенку «Сюрприз» попробуйте изобразить Незнайку.

Конкурс 6. «Конкурс капитанов»

Ведущий. Желание стать умным, не учась, привело Незнайку к тому, что он многое насочинял, рассказывая малышкам о путешествии. Я приглашаю капитанов. Исправьте ошибки, которые допустил Незнайка.

Карточка

Я сказал: «Прощайте», – и мы полетели вверх. Смотрим, а Земля внизу не больше пирога.
Вдруг – «Бум!» – Не летим выше. На облако наскочили. Что делать? Взяли топор, прорубили дырку и дальше летим.
Прилетели на самый верх, а там мороз тысяча градусов и одна десятая. Все замерзли.

Конкурс 7. «Умные мысли»

Ведущий. Незнайка поставил себя в трудную ситуацию. Как повели себя коротышки, когда обман раскрылся? Кто помог Незнайке? Послушайте, какой хороший совет ему дала Синеглазка: «Вы постараетесь быть честным, смелым и умным, будете совершать хорошие поступки, и вам не придется больше выдумывать, чтобы казаться лучше». И Незнайка согласился.

Я думаю, что вы многому научились на примере Незнайки и его друзей, многое поняли, прочитав эту книгу. Какие по этому поводу у вас появились умные мысли?

Выслушиваются ответы детей.

Итог игры

Подсчитывается количество набранных баллов, выявляется команда-победительница.

Ведущий. Молодцы! Вы очень хорошо отвечали. Сразу видно, что и книга, и сами герои вам понравились. Я надеюсь, что вам захочется узнать о новых приключениях Незнайки и его друзей из книг «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».