Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2009

Педагогика в лицах

Ирина Рассказова ,
учитель школы № 326, г. Москва

Мысли о воспитании

Я никогда не понимала слов «воспитательная работа». Начав работать в школе, узнала, что учителя под этим часто понимают перечень выходов с классом в театр, кино, музей и далее по списку. Отчеты о воспитательной работе почти всегда сочиняют.

Для меня все это не воспитательная работа. Я полагаю, что воспитание осуществляется каждый день, каждую минуту, каждую секунду.

Слово, взгляд, мимика, реакция на поступок ребенка в школе (и не только ребенка, кстати!), беседа на тему: «Как ты мог так сказать (сделать, ответить, поступить...)?» – это все воспитательная работа.

Ее невозможно оценить зарплатой или частью ее, так как мои душевные усилия по воспитанию одного ребенка стоят часто полкопейки (если мы с этим ребенком понимаем друг друга и общаться нам легко), а усилия по воспитанию другого ребенка можно оценить в состояние Рокфеллера (если трудно бывает «нащупать» ниточку, на которой мы найдем понимание друг друга).

Невозможно измерить время, затрачиваемое на воспитание детей, никакими часами, так как без воспитания нет обучения (ибо без определенного уровня воспитанности учащихся невозможно научить умению слушать и слышать – надеюсь, понимаете: между этими двумя схожими, на первый взгляд, понятиями лежит огромная пропасть).

В моем классе дети никогда не дерутся. Ссориться – ссорятся.

Одинаковых детей (как и взрослых людей!) нет, и общего между детьми каждого класса, согласитесь, только и есть – совместное обучение в течение 9–11 лет.

Основной задачей я ставлю не умение дружить, а умение общаться друг с другом, говорить друг другу приятные вещи от души: не обижаться на то, на что можно не обижаться; выбирать друзей, но при этом не огорчаться, если друг у тебя один, а не двадцать пять. Поэтому они не дерутся. Им нечего делить.

Можно спорить, но вовремя отступать. В споре, к сожалению, не рождается истина (скажете, не убеждала вас в этом жизнь?): в споре один обязательно уступает добровольно либо принудительно (это, как вы понимаете, драка), и тогда уже «побеждает» тот, кто сильнее, но какое это имеет отношение к спору как таковому?

Мальчик моего класса в столовой, не успев сесть, залпом выпивает свой стакан, стакан соседа, потом еще одного соседа. Дети подходят ко мне, говорят: «Вася выпил, мне не хватило». Возвращаемся в класс, прошу у детей совета: «Ребята! Вася не может напиться одним стаканом, что нам делать? Я не могу без вашего разрешения попросить немного отлить ему чаю из ваших стаканчиков».

На следующий день наблюдаю такую картину: человек пятнадцать из класса несут Васе свои стаканы и ставят перед ним. Тому стыдно. Уверяет, что ему хватит и одного.

Как только ребенок признает свою вину, о недоразумении мы больше никогда не вспоминаем. Это закон. Нарушители автоматически становятся виноватыми сами. О плохом, об ошибках других надо забывать и уметь прощать. Иначе нельзя жить (вы не пробовали ввести этот закон дома? Вдесятеро больше любви будет в каждом доме!).

Большой проблемой для многих учителей и воспитателей является поход в театр, музей, кино (разбредаются, не слушаются и не слушают представление, опасно на дороге, не слышат, не воспринимают замечаний, считают прогулкой).

Я горжусь тем, что такой проблемы в моем классе нет. Показываю одновременно им и то, что они на отдыхе, и то, что нас видят много людей и в театре (кино), и на улице.

Говорю им, что очень хочется, чтобы нами гордились, чтобы говорили: «Какие замечательные дети!» – а потому давайте тихонечко, как мышки, проедем в автобусе (в метро, пройдем по улице), досмотрим спектакль (даже если неинтересно – и такое бывает!), ведь актеры стараются.

Есть у меня еще приемы (потратьте на это время – будете спокойны весь спектакль!): перед входом в театр или кино громко кричим (секунду потерпят закрывающие уши билетеры и сопровождающие родители), чтобы оставить на улице громкие голоса, всевозможные ужимки и прыжки и приготовиться слушать.

Другой прием – перед началом действия подхожу к каждому ребенку лично, не забыв никого, подчеркивая тем самым, что каждый из них для меня важен, и глажу по голове или только дотрагиваюсь до макушки, как приветствую, приговаривая, полувопрошая: «Воспитанный ребенок?» Молча кивают. Теперь они верят в это и сами и не могут поступить так, чтобы мне было стыдно.

Если же вдруг случается, что прием этот на ком-то не срабатывает (такое случается редко), то обижаюсь, говоря: «Мне сегодня было стыдно за тебя, я ведь тебя не обижаю!»

Перед спектаклем иногда прошу (знаю, на это они отвлекутся, только если представление действительно неинтересное) посмотреть, как будут вести себя дети других школ, потом рассказать мне – сравним впечатления.

Еще одно, друзья! Чему учат и что воспитывают учителя, кидающиеся после спектакля вне очереди с кипой номерков в гардероб? Мы с детишками всегда стоим в очереди.

Как же они рады, если мои прогнозы сбываются и их хвалят в общественных местах посторонние!

Другой негласный закон: гордимся собой! Хвалю каждого, кто не подвел меня и класс в этом походе. Не всех сразу, а каждого!

Есть и еще один важный момент в воспитательной работе. Он очень неприятный. Он бесконечно теребит мою душу, но успокоить себя можно только одним: здесь нет вины учителя. Невозможно воспитать в школе то, что не поддерживается дома. В лучшем случае ребенок «наступит на горло собственной песне» лишь из уважения к вам, лишь при вас. А выйдя за пределы школы (читайте – «класса, начальной школы» – это как угодно), будет делать то, что привычно, то есть не осуждается дома. Простейший пример – швыряние бумажек от жвачек, конфет, мороженого на улице и в помещении мимо урны.

Еще закон в нашем классе (ох, тяжел он для меня, сколько врагов я нажила в школе, принося в жертву воспитанию детей отношения с некоторыми коллегами и работниками школы, например в столовой!): никогда не ругать за то, что сделано нечаянно, какие бы масштабы это ни приняло.

Маша разбивает в столовой стакан. Резко повернувшись, не видя спиной, что сзади Лена несет чай. В столовой звон, следом крик официантки: «Ну что ж это, ты посмотри на них...» (далее возможна ненормативная лексика, плохо скрытая переходом на тихий голос).

Заступаюсь за детей публично, громко, решительно. Учу в таких случаях их самих отвечать словами вроде: «Я прошу вас не кричать на меня», – и одновременно самим вытирать за собой разлитое. Помогу собрать осколки. Подключаются другие ребята класса. Это необычное поведение в конечном итоге заставляет конкретного обидевшего детей взрослого в будущем промолчать, а иногда и бежать к детям вместо крика со своей помощью, ругаясь уже про себя.

Что ж, у нас либо любят, либо уважают. Одновременно не бывает. Предпочитаю уважение.

Всего не опишешь. Делюсь лишь самыми необычными, нестандартными, непривычными ситуациями и их решениями. Бывают и занятные мелочи.

Например, валяется игрушка в проходе между партами.

– Саша, убери, пожалуйста!

– Это не я играл.

– Хорошо, пусть уберет тот, кто играл.

Откликается Миша:

– Играл я, но не бросал здесь.

Тогда я говорю:

– Хорошо, наверное, это я. Раз я виновата, я уберу.

Иду убирать. Наперегонки кидаются человек пять, убирают. Искренне благодарю:

– Спасибо.

И тут же забываю.

Никогда не слушаю ябед. Никогда! Даже если жалующегося ребенка сильно обидели.

Разбираемся в классе так: серьезный чей-то проступок запоминаю и, как только начинается урок, говорю, чаще не называя имен:

– Можно с вами посоветоваться? У нас в классе возникла такая проблема... (излагаю). Как поступить?

Чаще всего слышу:

– Уже помирились, давайте заниматься.

Реже, если проблема действительно задела кого-то до глубины души:

– Это важнее знаний. Давайте разберемся.

Тратим иногда почти целый урок. Зато в будущем это даст возможность спокойно работать.

В классе на уроках удачному ответу аплодируем. Это повышает самооценку.

Люди живут друг для друга. В этом заключается величайший смысл их человечности. Учу прощать, учу их жить друг для друга. Но только если другой в этом нуждается. Надеюсь, это сделает их счастливее.