Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Учителю на заметку

Юлия Максимова ,
учитель школы № 1314, г. Москва

Штриховка и развитие речи

Кружок. 1 класс

Продолжение. См № 9, 12, 20, 23/2008; 1/2009 г.

Занятие 23

Учитель. Покажите ладошки. Разотрите их. Возьмите в руки ребристый карандаш, покатайте его между ладошками.

Вот все пальчики мои.

(Поворачиваем кисти рук.)
Их, как хочешь, поверни –
(Хлопаем перед собой, потом за спиной.)
И вот этак, и вот так –
(Руки ставим перед грудью, пальцы в «замок».)
Не обидятся никак.
(Руки вперед, ладони вперед.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Делаем круговые движения кистями рук.)
Не сидится им опять.
(Встряхиваем кистями рук.)

– Прочитайте загадку. Какое слово в ней пропущено?

На доске:

В жару прохладная струя
Звенящим шорохом чарует,
И радуга манит меня,
И дождика игра волнует.
Он на хрустальный шар похож.
Как он воздушен и хорош!
И брызги моря-океана,
Хоть и стою я у... (фонтана).

(Ю. Максимова)

– Сколько значений имеет слово фонтан?

Материал для справки: фонтан (итал. fontana, от лат. fons –источник):

1) бьющая вверх струя (воды, нефти и т.д.);
2) архитектурно оформленный источник; декоративное сооружение, служащее основанием или обрамлением бьющих вверх или стекающих струй воды.

– Рассмотрите иллюстрации с изображениями разных фонтанов. Что у них общего?

Дети. Струи воды, которые поднимаются и падают.
– Небольшой бассейн, в который стекает вода.

У. Чем различаются фонтаны?

Д. Внешним видом, формой, наличием скульптур, направлением струй и др.

У. Предлагаю вам проговорить четко и быстро скороговорку: «В фонтане-фонтанчике из фазана-фазанчика вода фантастически фонтанирует».

Дети проговаривают, постепенно наращивая темп.

– Как вы представляете фонтан, который описан в скороговорке?

Д. Это небольшой фонтан со скульптурой в виде птицы фазана, бьющий большой и сильной струей.

У. Прочитайте слова, предложенные на карточке.

Карточка

грандиозный, великолепный, чудесный, чарующий, скромный, гремучий, прохладный, живой, жемчужный, светлый, серебристый, алмазный, пенный, многоструйный, звенящий, дрожащий, говорливый, милый, поющий

Дети читают слова.

– Что общего у всех этих слов?

Д. Они обозначают признак, отвечают на вопрос какой?

У. Подберите по три признака к каждой иллюстрации.

На доске – схема, в которую подставляется иллюстрация с изображением фонтана, подбираются наиболее подходящие признаки для описания. Меняем иллюстрацию в схемеповторяем задание, стараемся использовать разные прилагательные.

– Как можно изобразить фонтан на рисунке? Когда нам необходима линейка? А что можно сделать без нее?

Д. Фонтан может иметь любую форму или основание, поэтому из любой геометрической фигуры могут бить струи. Бассейн делаем линиями, а струи опускаем без линейки.

Дети рисуют. Особое внимание уделяем использованию эпитетов в детской речи при представлении работ.

Занятие 24

Учитель. Покажите пальчики. Работаем вместе.

Раз, два, три, четыре, пять –
(Хлопаем на счет.)
Вышел пальчик погулять.
(Крутим указательный палец правой руки по ладошке левой.)
Только вышел из ворот –
Глядь, к нему другой идет.
(К указательному присоединяем средний.)
Вместе весело идти –
Ну-ка, третий, выходи!
(Присоединяем безымянный палец.)
Вместе встанем в хоровод –
(Ладонь поджимаем к ладони.)
Вот! (Хлопок.)

– На доске – кроссворд. Разгадайте его.

Отгадки вписываем в кроссворд на доске и помещаем иллюстрацию с изображением названной ягоды.

По вертикали:

1. Под листом на каждой ветке
Сидят черненькие детки.
Тот, кто деток соберет
Руки вымажет и рот. (Черника.)

2. Долгоножка хвалится:
– Я ли не красавица?
А всего-то – косточка
Да красненькая кофточка! (Вишня.)

3. В гуще зелени на грядке
Зреешь крупной ты и сладкой.
Вся румянцем налитая,
Стала прятаться в листву.
Ишь ты, хитрая какая –
Все равно тебя сорву! (Клубника.)

4. Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине сладко. (Слива.)

5. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках, будто еж, –
Вот и назван... (Ежевика.)

6. Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей.
А сушеная – в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)

7. Низок да колюч,
Сладок да пахуч.
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь. (Крыжовник.)

По горизонтали:

8. На припеке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек
Держит алый огонек.
Разгибаем стебельки
Собираем огоньки. (Земляника.)

У. Как все отгадки назвать одним словом?

Дети. Ежевика, малина, вишня, клубника, слива, черника – это все ягоды.

У. На какие группы можно разделить ягоды?

Д. Ягоды садовые – вишня, слива, крыжовник, ягоды лесные – черника. Есть такие, которые растут и в саду, и в лесу, – ежевика, земляника, малина.

Физкультминутка

Дима шел, шел, шел,
(Ходьба на месте.)
Восемь ягодок нашел.
(Наклоняемся.)
Ах, какие сладкие,
(Всплескиваем руками.)
Ах, какие вкусные!..
(Всплескиваем руками.)
Дима присел (Приседаем.)
И три ягодки съел.
(Имитируем движение.)

У. Сколько осталось?

Д. 8 – 3 = 5.

(Встаем – отвечаем.)

У. А любые ли ягоды можно есть в лесу?

Д. Только те, которые тебе известны.

У. Я предлагаю послушать историю про Львенка.

ЯГОДЫ

Однажды у Львенка жутко разболелся живот. Чего он только ни делал: и зарывал живот в теплый песок, и прикладывал мокрые листья – ничего не помогало! И неизвестно, чем бы это кончилось, не подоспей вовремя умная Черепаха. «Что же случилось, маленький Львенок?» – встревожилась она. «Живот очень боли-ит», – хныкал Львенок. Черепаха достала какой-то узелок и высыпала оттуда немного порошка: «Вот, проглоти его и запей водичкой». Когда боль прошла, Львенок спросил у Черепахи: «Скажи, Черепаха, почему у меня так разболелся живот?» – «Сперва скажи мне, что ты ел, маленький Львенок» – строго спросила Черепаха. «Я ел ягоды», – ответил Львенок. «А где ты их нашел?» – поинтересовалась Черепаха. «В кустарнике, – пояснил Львенок. – Там еще много таких – ярких, красных». «Послушай, Львенок, а разве можно есть неизвестные ягоды?» – еще строже спросила умная Черепаха. «Они были такие красивые», – оправдывался Львенок. «А ты знаешь, что если ягоды несъедобны, ими можно отравиться?» – опять спросила Черепаха. «Да, – тихо ответил Львенок, – но для того, чтобы узнать, съедобные ягоды или нет, их же нужно попробовать». Черепаха улыбнулась: «Давай подумаем вместе, маленький Львенок: ягоды нужно съесть, чтобы узнать, съедобные они или нет, и нельзя, потому что можно отравиться». – «Как же я все-таки узнаю, съедобные ягоды или нет?» – удивленно спросил Львенок.

 Подумайте и помогите Львенку решить эту задачу.

Д. Нужно показать ягоды взрослым.

– Посмотреть в справочной литературе.

Обсуждаем все варианты, выбираем самые удачные.

У. Давайте составим для Львенка иллюстрации, по которым он смог бы определять съедобные ягоды.

Составление рисунков – вишни, малины, земляники, сливы и др. Представление работ.

Литература

Богат В. Кто поможет Львенку? Творческий практикум для дошкольников. – М.: ООО «Алтей». – Сер. «Готовимся к школе».

Занятие 25

Занятие начинается с пальчиковой гимнастики.

Учитель. Прочитайте загадку, написанную на доске. О чем она?

Долго маятник качался
И совсем не утомлялся.
Это вовсе не игрушка,
А часы – часы с кукушкой!

Опускаем руку пальцами вниз, сжимаем пальцы в кулачок, вытягиваем указательный палец и качаем им. Повторяем упражнение несколько раз.

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас!

Дети. Это часы.

У. У нас на занятии речь пойдет о часах. Что такое часы? Какие часы вы знаете?

Д. Наручные, настенные, электронные, песочные.

У. Послушайте, что говорится о часах в энциклопедии.

Статья из Толкового словаря

ЧАСЫ – прибор, отсчитывающий время в пределах суток. Стенные, карманные, ручные (наручные) ч. Бой ч. Песочные ч. Солнечные ч. (со стрелкой-стержнем, отбрасывающей тень на обращенный к солнцу циферблат). Электронные ч. Как ч. (действовать, работать: точно, четко).
уменьш. часики, -ов.
прил. часовой, -ая, -ое. Часовые стрелки. Часовая мастерская. Часовых дел мастер (часовщик).
ЧАС, часа (часу) и (с колич. числит.) часа, часу, предл. о часе, в часе и в часу, мн. – ы, – ов, м. (часа; при колич. числит. часа, в часе). Промежуток времени, равный 60 минутам, одна двадцать четвертая часть суток. Прошел целый ч. Опоздать на ч., на два ч. Расти не по дням, а по часам (очень быстро). Часами ожидать кого-н. (очень долго).

Энциклопедическая статья

ЧАСЫ – прибор для отсчета времени. Часы условно подразделяют на бытовые (наручные, карманные, настольные, настенные и др.) и специальные (напр., секундомеры, хронометры). Первыми часами были солнечные; во 2-м тыс. до н.э. появились водяные часы; первые упоминания о механических часах относятся к концу VI в.; современные механические часы созданы Х. Гюйгенсом в 1657 г.; в 70-х гг. ХХ в. получили распространение электронные кварцевые часы с цифровой индикацией, например на жидких кристаллах.

Это интересно

В каждом доме, конечно, есть часы. И, скорее всего, их несколько. Будильник, который помогает не проспать школу, настенные часы с маятником и боем, удобные электронные и наручные. На кухне можно увидеть и песочные часы.
Первые часы были солнечными. Но ведь солнце ярко светит не всегда. И тогда придумали измерять время водяными часами. Появились они в Древней Греции (клепсидра). Самые знаменитые часы были сделаны греческими механиками.
Когда зародилось христианство, то знание точного времени стало просто необходимым – ведь все молитвы и службы идут по часам. Монахи придумали размечать свечи на равные доли и измерять время горением свечи. Кстати, минуты тогда не считали.
Мы не знаем точно, когда появились механические часы. Некоторые считают, что еще в Древней Греции. Первое упоминание о таких часах встречается в византийской рукописи VI века. А  дальше начинаются сплошные догадки. Вроде бы какое-то устройство возил с собой в походы Карл Великий. Рассказывают, что монах Герберт Аврилакский в 996 году сделал башенные часы для немецкого города Марбурга.
В ХIV веке башенные часы в Европе делают уже во многих городах. Они не только показывают время, но и воспроизводят движение Солнца и Луны, планет. Часы дополняют механическими устройствами, которые разыгрывают сложные и красивые сценки. Такие часы сохранились, например, в Праге.
Тогда же, в ХIV веке, появились карманные часы. Принцип действия их тот же, но вместо гирь они приводились в движение пружиной.
С развитием техники появились часы совершенно новых конструкций. Сейчас наиболее распространены кварцевые и электронные часы.

(По материалам «Детской электронной энциклопедии Кирилла и Мефодия». 2007).

– О каких еще часах вы узнали?

Д. О солнечных, о специальных, о том, на какие группы делятся часы.

У. А как называются часы, расположенные в башне?

Д. Куранты.

У. Куранты – очень большие часы. Размер стрелки может быть около трех метров. (Показывает на сопоставимых предметах в классе.) Почему куранты так велики?

Д. Куранты располагаются высоко, а всем должно быть издалека видно время.

У. В городе Ярославле есть музей, который называется «Музыка и время». В нем собраны разные старинные часы: напольные и настенные, каминные, часы с боем, с мелодичным звоном. Все эти часы механические. Что общего у всех часов?

Д. Часы показывают время. У электронных часов есть табло, а у остальных (механических и кварцевых) – циферблат. На циферблате – цифры, указывающие часы, стрелки.

У. Сколько обычно стрелок на часах?

Д. На часах может быть две или три стрелки: часовая, минутная, секундная. На будильнике бывает еще неподвижная стрелка, указывающая время звонка.

Физкультминутка

Тики-так, тики-так –
Так ходики стучат.
(Наклоняем голову вправо-влево в такт словам.)
Туки-так, туки-так –
Так колеса стучат.
(Поочередно правой и левой рукой описываем перед собой круг.)
Токи-ток, токи-ток –
Так стучит молоток.
(Изображаем кулачками молоточки, ударяя кулачком о кулачок.)
Туки-ток, туки-ток –
Так стучит каблучок.
(Стучим каблучками.)

У. У нас на занятии будут необычные учебные часы, они помогут нам составить слова. Все слова должны начинаться с сочетания ча.

На часах вместо цифр — слоги до, ры, ша, ща, йка, лма, й, сто, сы, бан.

Д. Чары, чадо, чаша, чаща, чалма, чайка, чай, часто, часы, чабан...

У. Какие слова вам незнакомы?

Учитель и дети обсуждают значения этих слов.

Назовите слова, обозначающие один предмет (в ед. ч.) или несколько (во мн. ч.)

Возможен вариант игры с образованием слов, заканчивающихся на слог цы (птицы, рукавицы, курицы, молодцы, колодцы, бойницы (на башне), больницы и др.).
Дети составляют рисунок часов на башне (куранты) и штрихуют.

Продолжение следует