Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2009

Педагогика в лицах

Елена Долян ,
рук. театральной студии «Капелька», г. Абакан

Хорошо, что есть театр!

Роль детской театральной студии в обучении и воспитании детей

Статья опубликована при поддержке Компании Объединенные Технологии. Если вам нужно установить СКС, систему контроля доступа, интеллектуальную систему управления зданием или систему безопасности – обратитесь в Компанию Объединенные Технологии. Компания так же предлагает поставку различного оборудования и снаряжения для прокладки и обслуживания различных коммуникаций. Например интеллектуальный маркер или трассоискатели. Посетите официальный сайт компании http://united-it.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугаи.

У детей рано складывается свое видение окружающего мира, несовершенное, но целостное. С приходом ребенка в школу эта целостность несколько разрушается, так как мир начинает представать разделенным на фрагменты разными учебными предметами. В результате знания, приобретаемые детьми на уроках, могут оказаться разрозненными, мало связанными между собой. Чтобы знание оставалось целостным, важно обеспечивать осознание детьми сложных и разнообразных связей между объектами и явлениями окружающего мира и в то же время развивать у них умения видеть разные стороны одного и того же предмета.

Рассмотрим реализацию интегрированного подхода через деятельность детской театральной студии. Театральная деятельность является естественным продолжением учебного труда, так как приобретенные на уроках знания могут воплощаться в реальные действия, дети «проживают» поступки своих героев.

Уже более десяти лет наша детская театральная студия знакомит детей с реальными экологическими проблемами, формирует ответственное отношение к природе и обществу, нормы и правила поведения.

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними – светлый мир добра!

Младшие школьники очень любят кукольный театр, с удовольствием раскрывают свои способности именно в работе с куклами начиная с самого процесса их изготовления, составляют сценарии для кукольных спектаклей, сочиняют и переделывают сказки.

При первом знакомстве детей с произведением я смотрю, какое впечатление оно произвело на зрителей, стараюсь не навязывать ни авторской концепции, ни собственного мнения. Углубить и осознать впечатления детей от спектакля помогает беседа:

– Закрой глаза. Какая сцена из спектакля возникла самой первой? Почему?
– Вспомни моменты, когда ты смеялся, улыбался, хлопал в ладоши. Почему ты это делал?
– Вспомни те моменты, когда тебе было грустно или ты боялся, что сейчас заплачешь. Почему было грустно?
– Были ли моменты, когда тебе было скучно на спектакле или непонятно, что происходит?
– С кем из героев спектакля ты хотел бы дружить? Почему?
– С кем из героев ты не хотел бы встречаться? Почему?
– Были ли такие моменты в спектакле, когда тебе хотелось вмешаться в действие и что-то изменить? Почему?
– Хочется ли тебе еще раз посмотреть это представление?
– Хочется ли тебе поучаствовать самому в этом спектакле?
– Кому из родных, друзей ты посоветовал бы посмотреть этот спектакль? Зачем?
– О чем бы ты спросил автора пьесы, режиссера, актеров?

Я вижу, что мои ученики по-другому – ответственно и серьезно – начинают относиться ко всему, что их окружает в этом мире. С нежностью относятся к щенку. Восхищаются распускающимся цветком. Могут остановить мальчишку, ломающего ветку дерева или прицеливающегося из рогатки в птицу. Переживают неудачи и искренне радуются успехам друг друга, поддерживают друг друга, да и меня тоже, когда это необходимо.

Из каждого моего ученика получается настоящий Человек – а это самое главное для учителя, наставника, друга.

Приложение

От невежества – беда!

Автор. Дорогие друзья! Мы хотим вам рассказать, как от простого баловства вдруг случается беда. И чтобы спастись от многих несчастий, нужно сознательное человека участие!

Звучит веселая музыка.

Автор. В один прекрасный день на лесной полянке играли в салки маленькие зайчики.

Зайчик 1. Не догонишь! Не догонишь!

Зайчик 2. Нет, догоню!

Автор. Их звонкий и беззаботный смех разносился эхом в лесной глуши. И на этот смех стали осторожно подкрадываться волк с лисой.

Волк. Вот мы с тобой сейчас славно пообедаем!

Лиса. Да! Редко бывает такая удача!

Мелодия меняется.

Автор. Но в это время к ним подошел медведь и добродушным, можно сказать, растроганным голосом прорычал:

Медведь. Тише вы! Остыньте! Пусть играют!

Лиса. Раскомандовался тут!

Волк. Ишь, какой авторитет!

Медведь. Ну, авторитет не авторитет, а сказал – пусть играют, значит, так тому и быть. А то придется вам попробовать силу моей железной лапы!

Автор. Весь этот диалог слышала Ворона. И так уж ей не терпелось кому-нибудь все рассказать, что каркнула она и полетела. А в это время совсем неподалеку скучали в своем жилище Кикимора Болотная и Ведьма Лесная.

Ведьма Лесная. Что-то скучно стало в нашем лесу...

Кикимора Болотная. Хе-хе-хе! Даже в болото заманить некого.

Ведьма Лесная. Да, звери нас не замечают, а люди всегда целыми группами приезжают и друг от друга не отходят – подшутить не над кем.

Автор. Увидела их Ворона и прокаркала:

Ворона. Вы тут от скуки умираете, а на соседней полянке зайцы играют в догонялки и веселятся! Вот над ними и подшутите. Только вот Медведь над ними шефство взял – никому их обижать не дает.

Ведьма Лесная. Все равно делать нечего – пойдем посмотрим, что там происходит! Может, удастся немного развлечься!

Автор. Пришли они к той полянке, посовещались и решили всех сразу напугать. Схватили они Огненный Шар и пустили его в лесное царство. Помчался огненный шар, напевая страшную песню.

Звучит грозная мелодия:

Я пурпурный! Я багряный!
Вместе с молнией нагрянул!
Дуб могучий поражен –
Точно спичка, вспыхнул он.
Нет сильней огня-стихии!
Искры сыплются лихие,
Разнося по свету жар:
Костерок я и пожар…
Расщедрюсь – готов обед!
Разъярюсь – накличу бед!
Мне для страшных дел и злых
Хватит красок огневых!

Автор. Когда звери опомнились, огонь уже к ним подбираться стал. Заметались они, закричали, зайчишки заплакали. Плохо бы все закончилось, если бы в это время не гуляли в поисках земляники брат с сестрой из ближайшей деревни. Прибежали они на крик, увидели, в чем дело, и скомандовали всей нечистой братии:

Дети. Чего стоите, пугала огородные – снимайте свои лохмотья да помогайте огонь тушить! А то лес сгорит, и вам негде будет жить!

Кикимора Болотная. Ничего, лесов вокруг много – в другой лес уйдем!

Автор. Скинули ребята свои рубашки и давай огонь сбивать. Увидела все это Тучка, пожалела ребят и зверей – поспешила им на помощь и пролилась вся на огонь, он и погас. Звери обрадовались, давай ребят благодарить.

Медведь. Спасибо вам, ребята, за помощь, за доброе сердце! А вы, нечистая сила, убирайтесь из нашего леса!

Дети. Погоди, Мишка, не ругайся! Это они из-за необразованности своей так развлекаются. Если бы они знали, что лес выделяет большое количество кислорода, которым мы все дышим и вы, кстати, тоже, не стали бы так развлекаться, вредить самим себе. А еще лес – это красота, родной дом для многих-многих обитателей.

Ведьма Лесная. Сколько лет живем, а этого, и правда, не знали.

Кикимора Болотная. Простите нас, пожалуйста!

Дети. Простим! И не только простим, но и расскажем основные правила поведения в лесу.

Чтобы беды не бывало
И зарево не полыхало,
Есть правила простые –
Из них вот основные:
В лесу огонь не разводи!
А коль разжег – так потуши,
Водой залей,
Землей присыпь,
Сухие ветки убирай,
Вокруг канавку прокопай,
Кругом весь мусор собери!
И лишь когда все уберешь,
Своей дорогою пойдешь!

Ведьма Лесная. Кажется, мы все поняли! Давай продолжим эти правила!

Кикимора Болотная.

Если же случится вдруг,
Что молния ударит в дуб
И вспыхнет крона исполина,
Тогда не проходите мимо:
Тревогу срочно надо бить,
Потом пожарных всех будить,
Затем им дружно помогать
Огонь водою заливать!

Звучит радостная музыка.

Заяц 1.

Дорогие друзья!
Ничего, что мы такие разные:
Черные, рыжие, пестрые, красные.

Заяц 2.

Не важно, какого мы цвета!
Мы все – обитатели леса!

Медведь. Лес – это легкие нашей планеты!

Ворона. Лес кормит зверей, птиц и людей!

Кикимора.

Лес – это дом,
Все продумано в нем.

Ведьма.

Лес – наше богатство,
Жизнь для всего лесного братства!

Мелодия меняется.

Лиса. И лишь от огня везде пустота.

Волк. Нет птиц на деревьях. Нет гнезд на траве.

Медведь.

Ушел из берлоги медведь –
Здесь не на что больше смотреть!

Дети.

Давайте же, люди, леса сохраним,
Жизнь нашей красивой планеты продлим!

Авторы произведения – ученики 3-го «А» класса