Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Ирина Рассказова ,
учитель школы № 326, г. Москва

Взаимное уважение

Классный час. 1–4 классы

Статья опубликована при поддержке интернет – магазина «topavenue.ru». Нет лучшего подарка для самого себя, чем новая сумка. Интернет – магазин сумок Топ Авеню предлагает широкий ассортимент сумок, ремней и портмоне известных брендов. Используете любой удобный способ платежа, и закажите с доставкой на дом приглянувшуюся вам сумку. Посетите официальный сайт магазина http://topavenue.ru и подробно ознакомьтесь с каталогом предлагаемых товаров.

Тема. «Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других».

Цели. Привлечь внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения или отсутствия его; развивать умение чувствовать меру воспитанности собеседника, его отношение к другим людям и, как следствие, способность его или неспособность завоевать уважение окружающих.

Учебные материалы. Телевизор, DVD-проигрыватель, диски с мультфильмами «Неуловимый Фунтик», «Трое из Простоквашино», «По следам Бременских музыкантов», «Карлсон вернулся»; фишки любого цвета (либо мелкие игрушки-призы); цветные карандаши и альбомные листы.

Задание детям. В классе столы расставлены кругом, чтобы все участники видели друг друга. Учитель сидит среди детей. Сесть дети могут по личным предпочтениям (кто с кем дружит).

На доске написана тема классного часа.

На парте учителя – фишки, цветные карандаши, бумага.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель. Ребята, сегодня вы можете высказывать все, что думаете, только не забывайте дослушать до конца того, кто говорит перед вами, независимо от того, учитель это или ваш товарищ. Как вы считаете, что такое уважение?

Здесь и далее ответы учеников поощряются фишками, что дает возможность преодолеть застенчивость даже самым стеснительным детям.

Дети. Это когда к тебе хорошо относятся.
– Это если тебя хвалят.
– Учителей, например, уважают.
– Мою маму уважают.
– И моего папу.

У. Каких людей вам приятно уважать?

Д. Умных.
– Красивых.

При таком ответе учитель может привести в пример героев сказок «О рыбаке и рыбке», «Аленький цветочек», чтобы развенчать право красивых на бесспорное уважение, не подкрепленное другими качествами.

– С которыми интересно.
– Которые много умеют и знают.
– Вас.
– Завуча.
– Директора.

У. Каких людей вам не хочется уважать?

Д. Злых.
– Таньку из второго подъезда – она...
– Которые ко мне плохо относятся.

У. А кто хотел бы показать жестами, мимикой, движениями, как ведет себя человек, который знает, что его уважают?

Дети показывают.

– Хорошо. Давайте обратим внимание на экран. Я покажу вам известные эпизоды из мультфильмов и подскажу, на какие вопросы об этих известных героях вам придется сейчас ответить.

Демонстрируется эпизод из мультфильма «Неуловимый Фунтик», где госпожа Белладонна грубит сыщикам, не сумевшим выполнить ее очередное поручение поймать поросенка.

– Скажите, вы уважаете эту героиню?

Д. Нет!

У. Почему?

Д. Она злая! Она хочет поймать поросенка!

У. Зачем?

Д. Чтобы на нем заработать!

Дети хорошо знают сюжет, они могут приводить в пример эпизоды мультфильма, подтверждающие склочный характер собственницы Белладонны. Но учителю важно снова обратить внимание детей на то, что им показан эпизод, где Белладонна ругает сыщиков, а они ведь тоже отрицательные герои. Важно подвести учащихся к мысли, что Белладонна считает себя способнее их, лучше всех, умнее всех, и потому она нам не нравится.

У. Хорошо! Следующий эпизод.

Демонстрируется эпизод из мультфильма «Трое из Простоквашино», где кот Матроскин предлагает продать Шарика за ненадобностью, явно считая себя необходимым членом семьи, а Шарика – обузой, хотя Дядя Федор, например, и зритель вместе с ним считают Матроскина и Шарика совершенно равными.
Матроскин вообще образ неоднозначный: в нем есть и положительные, и отрицательные черты.
Данный эпизод сложнее, потому что по ходу сюжета наше отношение к коту много раз меняется в зависимости от того, как он относится к другим героям произведения.
Дети помнят об этом и могут говорить на эту тему, что, естественно, поощряется.
Учитель подводит детей к мысли, что Матроскин симпатичен нам, когда он сам считает себя равным другим героям.

– Теперь давайте вы уже сами проанализируете наше желание уважать или не уважать следующего героя. Внимательно послушайте, о чем он поет.

Дети слушают песню Гениального Сыщика из мультфильма «По следам Бременских музыкантов».

Д. Он говорит, что он гений, все его боятся.
– Я его не уважаю.
– Он считает себя лучше всех.

У. Вы просто молодцы! Вы нашли в известных эпизодах то, о чем я даже не подозревала. Давайте посмотрим еще один эпизод.

Демонстрируется эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся», где Фрекен Бок впервые появляется в доме Малыша. Она бесцеремонно ведет себя по отношению к Малышу и его родителям, не скрывая, что считает себя лучшим воспитателем, и полагая, что имеет право воспитывать даже взрослых людей и воздействовать на их сложившиеся привычки.

Д. Ее не нужно уважать, так как она считает себя лучше всех.
– Ее не хочется уважать.

У. Ребята! На доске записана фраза великого писателя Джека Лондона. Давайте ее прочитаем.

На доске:

Каждый человек достоин уважения, если только он не считает себя лучше других. (Дж. Лондон)

Дети читают.

– Как вы ее понимаете?

Дети ищут слова объяснения.

– Кого бы вы назвали человеком, которого можно уважать?

Д. Который не хвастается, не зазнается.
– Скромного.

Возможны примеры реальных людей из окружения детей, это приветствуется.

У. Кто не достоин уважения?

Д. Тот кто считает, что он лучше других.

У. А как вы чувствуете себя, когда вас уважают?

Д. Мне хорошо.
– На душе радостно.
– Мне приятно.
– Уверенно чувствую себя.

У. У меня к вам необычное задание. Попробуйте сейчас нарисовать и раскрасить свое состояние, когда вас уважают и когда нет. Поделите альбомный лист на две части. Подписывать его не надо. Слева нарисуйте, что вы чувствуете, если вас уважают, а справа – если нет.

Учитель выполняет это задание вместе с детьми, как равноправный участник мероприятия. Дается время на выполнение задания. После этого дети по желанию могут объяснить то, что они нарисовали.
В заключение беседы детям предлагается взять со стола приготовленные листочки, на которых написано: «Уважение – это...» – и дописать их так, как они поняли. При этом сообщается, что ошибки в словах на непройденные правила не учитываются. Подписываться не нужно.

У. Я благодарю вас за такую интересную беседу. Вы просто молодцы! Посмотрите, как много фишек вы собрали за время нашего разговора!