Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2009

Я иду на урок

Анна Бакшаева ,
г. Лесной, Свердловская обл.

Стихи о войне

Литературное чтение. 3 класс

Тема. «Чтение лирических стихотворений о войне».

Цели урока. Развивать способность эмоционально откликнуться на прочитанное, чутко относиться к поэтическому слову; воспитывать любовь к Родине, чувства уважения и благодарности к ее защитникам.

Учебные материалы. Портреты Б. Окуджавы и А. Твардовского; аудиозапись песни Б. Окуджава «Король»; словарь С.И. Ожегова.

Непринцев Ю.М. Отдых после боя

Непринцев Ю.М. Отдых после боя

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Над каким разделом мы работаем на уроке чтения?

Дети. День Победы.

У. Мы обратились к этому разделу в преддверии приближающихся майских праздников, Дня Победы, который мы отмечаем ежегодно. Почему взрослые вспоминают войну – ведь говорят, что тяжелое, плохое, грустное нужно скорее забыть?

Д. Есть вещи в жизни, которые человек забывать не должен и не может.
– Если мы войну забудем, вновь придет война.

У. С чьими стихами мы познакомились на предыдущем уроке?

Д. Со стихами В. Высоцкого и Е. Винокурова.

У. А сегодня нам предстоит встреча с произведениями Б.Ш. Окуджавы и A.T. Твардовского.

III. Беседа о поэте

На доске – портрет Б. Окуджавы.

У. Откройте учебники. Прочитайте авторский текст перед стихотворением.

Дети читают.

– Что вы узнали о Булате Окуджаве?

Д. Он был намного старше Высоцкого, ушел на войну совсем молодым.

У. Как звучит тема войны в его стихах? Зачитайте из текста.

Д. «...В его стихах нет описаний боев, подвигов, но есть чувство, ощущение того, что война разрушила весь привычный мир, в котором жили люди».

У. Итак, перед нами стихи, и в то же время это песни. Свои стихи Булат Окуджава всегда исполнял под гитару. Исполнял он их просто, так, как поют многие. Но исполнение его очень доверительное. Песни его становились близкими людям, их не только слушали, но и жили с ними. Хорошо, когда каждое слово в песне понятно, тогда и песня становится близкой.

IV. Работа с текстом

У. Давайте познакомимся со стихотворением Б. Окуджавы «Король». В нем вам встретятся слова, которые потребуют предварительного объяснения. Как вы понимаете смысл слов: радиола, всемогущий, мессершмиты?

Дети высказывают свои предположения, а затем обращаются к словарю С.И. Ожегова.

  • Радиола – проигрыватель для пластинок, соединяющий в себе и радио.

  • Всемогущий (всемогущ) – тот, кто все может.

  • Мессершмиты – фашистские военные самолеты.

– А кого обычно называют королем? Какое отношение он может иметь к войне?

Д. Это человек, который управляет страной. Он защищает свою страну, может вступить в бой за нее.
– Король может воевать, защищать свою страну.

У. Давайте теперь прочитаем стихотворение вместе и представим себя жителями маленького московского дворика.

Сначала стихотворение читает учитель, затем дети читают его по строфам для дальнейшего более глубокого анализа.

Чтение 1-й строфы.

– Какое время описывает рассказчик?

Д. Мы узнаем о жизни людей до воины.

У. Кто он сам, этот рассказчик?

Д. Это житель двора или человек, живущий по соседству.

У. Что было символом, приметой мирной жизни московского дворика?

Д. Танцы под радиолу.

У. Жил во дворе Ленька Королев. За что его прозвали Королем?

Д. Его могли так назвать по его фамилии.
– А могли и за то, что он всех защищал и всем помогал, если нужно.

У. Как все к нему относились?

Д. «Все ребята уважали очень Леньку Королева
И присвоили ему званье короля...»

У. За что его могли уважать?

Дети отвечают.

– С каким настроением нужно читать эти строки?

Д. С настроением светлого воспоминания.

У. Что мы узнали о Леньке? Каким он был человеком?

Д. Всемогущим, благородным.

У. Почему автор говорит о Леньке: «король, как король»?

Д. Таким и должен был быть король в его представлении.

У. Что значит «царственная рука» в понимании Окуджавы?

Д. Верная рука.

У. «И спасти Король мог не только ребят своего двора». С каким настроением мы будем читать эту строфу?

Д. С бодрым, серьезным, поучительным.

Дети читают, передавая настроение.

Чтение 3-й строфы.

У. Что случилось на рассвете июньским утром 1941 года?

Д. Началась война.

У. Прочитайте строки, описывающие начало войны.

Д. «...Мессершмиты, как вороны,
Разорвали на рассвете тишину...»

У. Как поступил тогда Ленька? Прочитайте.

Д. «..Наш король, как король,
Он кепчонку, как корону, набекрень –
И пошел на войну...»

У. Вновь повторяется строка: «Король, как король». Почему?

Д. Настоящий король должен защитить свою страну, и Ленька это сделал так, как будто он каждый день отправлялся на войну, будто это и не подвиг, а обычное дело.

У. Только это не совсем обычный король. Что он носит на голове?

Д. Вместо короны у него кепчонка.

У. Как он надел свою кепчонку?

Д. Он надел ее гордо, как корону.

У. Он надел ее набекрень, набок, может, чтобы других успокоить, что вот, мол, ничего страшного. В первые же дни войны отправился Ленька на фронт. Он не ждал, когда его вызовут повесткой,  – пошел сам защищать свою страну. С каким чувством, настроением мы будем читать строфу?

Д. С серьезным, тревожным голосом: нужно передать состояние готовности.

Дети читают, передавая чувства.

Чтение 4-й строфы.

У. Как автор говорит о гибели Леньки?

Д. «...Вновь играет радиола,
Снова солнце в зените,
Да некому оплакать его жизнь...»

У. Это значит, что когда вновь наступил мир, Ленька не вернулся. Мы узнаем, что Леньку некому оплакать. За эти строки песню Булату Окуджаве очень долго не разрешали исполнять. Чиновникам не нравилось, что Окуджава сказал о том, что героев некому вспомнить. Ведь если честно, мы вспоминаем о них раз в год. А о скольких мы не знаем ничего! И только, может быть, вот такие стихи заставят нас вспоминать о них чаще. С каким настроением нужно читать эту строфу?

Д. С печальным, грустным: нужно передать голосом состояние потерянности.

Чтение 5-й строфы.

У. Почему о таких ребятах нужно помнить, ответ мы найдем в последней строфе. Какими чувствами наполнены эти строки?

Д. Это чувство ожидания, чувство надежды, чувство грусти.

У. Как вы понимаете две последние строчки?

Д. Старая Москва уже не будет прежней без таких ребят, как Ленька. Мы должны быть достойны их памяти, стараться походить на них.

У. Сейчас вы перечитаете это стихотворение целиком. В каком темпе вы будете читать? Нужно ли читать очень громко?

Д. Нужно читать не быстро, но и не медленно:в спокойном темпе, не громко, но так, чтобы все услышали.

Дети читают вполголоса.

У. Согласны ли вы, что здесь есть ощущение того мира, в котором жили люди? Сохранился ли он?

Д. Война разрушила этот мир.

У. Почему автор решил рассказать нам о Леньке Королеве?

Д. Мы должны помнить тех, кто победил в этой войне, даже если мы не знаем их имен.

У. Какие чувства он передал читателям?

Д. Чувство грусти и печали о тех, кто уже не придет никогда.
– Чувство гордости за таких ребят, как Ленька Королев.

Дети выразительно читают стихотворение и лишь после этого слушают песню в исполнении автора.

V. Итог урока

На доске – портрет А. Твардовского.

У. Подвести итог сегодняшнего урока нам поможет стихотворение А. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины...».

Подготовленный ученик читает стихи.

– О чем вы думали, слушая это стихотворение?

Д. Как жаль, что мы ничего не можем сделать, чтобы вернуть погибших!
– В этом нет нашей вины, но все-таки очень жаль.

У. Идея этого стихотворения – наш вечный долг перед теми, кто ценою своей жизни отстоял мир. Идея – вечная память погибшим и преклонение перед их подвигом: ведь честная гибель на войне при любых обстоятельствах – подвиг, это принесение себя в жертву ради мира, в котором будут жить другие.
Что нового узнали вы о войне? Какие произведения этого раздела вам запомнились?

Дети отвечают.