Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2009

Контрольные работы

Елена Вороницина ;
Антонина Владимировна Полякова

Русский язык. Программа А.В. Поляковой

Итоговые контрольные и проверочные работы

На написание диктанта отводится один урок. Контрольные и проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю – можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от степени сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1-й класс

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 1

пальто, земля, клюшка, ножи, кино, край

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Запиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.

2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных. Запиши буквы мягких согласных звуков ([л’], [ ], [ ]).

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 2

дорога, майка, июнь, облако, пеньки, Юля

Порядок работы

Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их чертой на слоги.

2. Подчеркни слова, которые нельзя перенести на другую строчку.

На правописание большой буквы в именах собственных, сочетаний шипящих с гласными

Работа 3 (орфографический диктант)

В лесу

Мы идём в чащу леса. Пёстрый дятел стучал по дубу. Рядом стояла ель. Под елью лежат шишки. Это хорошая пища для птиц. (22 слова)

Грамматические задания

1. Подчеркни в именах собственных буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

2. Обведи кружочком буквы, которые обозначают твердые шипящие согласные звуки.

Работа 4 (диктант)

1. Наступили летние деньки.
2. Юра и дядя Миша приехали на дачу.
3. Они сгребали граблями сухую листву.
4.  К ним бежит собака Чапи.
5. На даче живут ежи.

(24 слова)

Порядок работы

Учитель читает предложения по орфоэпическим нормам. Затем диктует слова каждого предложения орфографически по одному слову с паузами между ними. После записи всех предложений учитель медленно читает их еще раз орфографически для проверки детьми написанного.

Грамматические задания

1. Поставь ударения в словах первого предложения.

2. Раздели для переноса слово сгребали разными способами.

На восстановление деформированного текста

Работа 5

Пушистый кот Мурзик грелся на крыльце.
Воробей взлетел на крышу.
Это увидел Дима.
Он бросился на птицу.
Воробей клевал крошки хлеба.
Мальчик отогнал кота.

(24 слова)

Порядок работы

Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.

2. Подчеркни в именах собственных буквы гласных.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных
Не записали буквы мягких согласных звуков

Работа 2

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести

Работа 3 (орфографический диктант)

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Выделили не все буквы твердых шипящих звуков

Работа 4 (диктант)

Не во всех словах проставили знак ударения
В слове сгребали указали не все варианты переноса  

Работа 5

Текст составили с помощью учителя
В словах Мурзик и Дима не подчеркнули буквы гласных

 

2-й класс

На выявление умения разбить непунктированный текст на предложения

Работа 1

Светило яркое солнце медвежонок Умка весело бегал по льдинам вот он залёг у края льдины блестела вода там виднелась рыбв малыш даже перестал дышать но рыба не подплывала Умка очень огорчился. (30 слов)

Порядок работы

Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая остановку после каждого предложения. После этого ученики самостоятельно читают текст еще раз, наблюдая начало и конец предложений.

Грамматические задания

1. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.

2. Озаглавь текст.

3. Напиши слова вода, весело и подчеркни известные тебе орфограммы. Подбери проверочные слова к каждому из слов.

На выявление умения составлять словосочетание и определять части речи

Работа 2

Дорога (какая?) ...
Жираф (какой?) ...
Яблоко (какое?) ...
Цветы (какие?) ...

Порядок работы

На доске заранее написаны материал и инструкция: «Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания».

Грамматические задания

1. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

2. Подчеркни знакомые орфограммы в именах существительных.

3. Раздели слово яблоко для переноса

На выявление умения находить части речи

Работа 3 (диктант)

Наступила весна. Звенит капель. В лужах плещутся воробьи.
С крыши домика лесника Алексея Егоровича свисает ледяная бахрома. От яркого солнышка плачут ледяные сосульки.
По реке быстро плывут большие льдины.
К реке вышли лось и лосёнок. Они стали пить воду.

(37 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

2. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматические задания

1. Подчеркни в 4-м и 5-м предложениях подлежащее и сказуемое. Надпиши над ними названия частей речи, укажи число.

2*. Подчеркни в тексте, как еще автор называет сосульки.

Работа 4 (диктант на закрепление пройденного материала)

На даче

Мы живём на даче. Стоят тёплые летние дни. Мы часто ходим в рощу. У дома большой сад. В саду много цветов и деревьев. Вот душистые пионы. На листочках блестят капли росы. В тени спит рыжий кот Пушок. Хороши у кота усы! Но наш кот ленив, любит спать. (45 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Инструкция

1. Каждое предложение начинай писать после того, как оно будет прочитано учителем.

2. Проверь самостоятельно, правильно ли ты написал(а) диктант. Ошибки можно аккуратно исправить (правильные исправления за ошибку не считаются).

3. Теперь еще раз проверь (учитель читает текст медленно).

Грамматические задания

1. В пятом предложении поставь над словами знак ударения.

2. К слову сад подбери и запиши 2–3 однокоренных слова.

3. Подчеркни орфограммы в слове хороши.

4*. Запиши синоним к слову блестят.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Выделили не все предложения
Не подчеркнули орфограммы
Не подобрали проверочные слова

Работа 2

Не подчеркнули прилагательные
Подчеркнули не все орфограммы в именах существительных
Не разделили слово для переноса

Работа 3 (диктант)

Не подчеркнули главные члены предложения
Не надписали части речи
Не подобрали синоним

Работа 4 (диктант)

Не проставили знак ударения
Не подобрали однокоренные слова к слову сад
Не подчеркнули орфограммы в слове хороши

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Кол-во
ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв

2. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

3. Родовые окончания прилагательных

4. Большая буква в именах собственных

5. Буквы гласных после шипящих

6. Оформление предложения

7. Буквы парных согласных на конце слова

8. Перенос слов

9. Раздельное написание предлогов

10. Разделительный мягкий знак

11. Мягкий знак в конце и в середине слова

 

3-й класс

На выявление умения разобрать предложение по членам предложения и по частям речи

Работа 1

Яркое солнце освещает высокие макушки елей.

Порядок работы

Предложение записывается на доске.

Грамматические задания

1. Запиши предложение, разбери его по членам предложения и укажи части речи. Члены предложения подчеркни, части речи надпиши.

2. Найди в предложении словосочетания и запиши их в столбик: сначала группу подлежащего, затем группу сказуемого.

3. Выполни грамматический разбор слов в предложении. Надпиши, где нужно, род, число, склонение, падеж, время.

Примечание. Возможен другой вариант предложения.

Весенние лучи солнышка согревают тёмный лес.

На узнавание предложений с однородными членами

Работа 2

Стоит жаркое лето. Светит горячее солнце. Земля, трава, кусты дышат зноем.
Неожиданно повеял легкий, свежий, отрадный ветерок. Он пахнет мёдом, ягодами, грибами.
Вот ель. Мохнатые ветки ели похожи на большие лапы. Под серым смолистым стволом ёлки стоит круглая, как блинок, сыроежка. На её зелёную блестящую шляпку от ветерка посыпались старые иголки. Озорной ветер подгоняет их.

(55 слов)

Порядок работы

Дети списывают текст с доски.

Грамматические задания

1. Подчеркни предложения с однородными членами.

2. В пятом предложении надпиши падежи существительных.

3*. Обведи образное сравнение.

На определение склонения имен существительных и разбор слова по составу

Работа 3

Как зимуют рыбы

Осенью рыбы выбирают местечко для зимовки. Сом зимой неподвижно лежит в ямке на дне. Широкий плоский лещ опускается в глубину и тоже ложится на дно. Лещи лежат рядками и не шевелятся. Щука и судак дремлют в тёмных ложбинках – овражках. Только налим всю зиму разгуливает по реке. Под толстой ледяной крышкой будут ждать рыбы весну.

(57 слов)

Порядок работы

Текст записывается на доске. Первый раз текст выразительно читает учитель. Затем ученики читают текст про себя.

Грамматические задания

1. Выпиши из текста имена существительные в начальной форме (в именительном падеже, в единственном числе) по склонениям.

2. Подчеркни известные орфограммы в корне слов: лежит, рядками, ледяной, овражках.

3. Разбери по составу слова: рядками, (под) крышкой.

Работа 4 (диктант)

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала тучка. Она не закрыла солнце. Пошёл дождик. Яркое солнце освещало окрестности. Дождевые капли тяжело ударяли по травке, деревьям, цветам. Они повисали на веточках, листочках и травинках. В каждой дождинке,
в каждой капельке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до деревни? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов.

(65 слов)

Порядок работы

Учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.
После самостоятельной проверки ученики еще раз проверяют текст диктанта, который орфографически медленно читает учитель. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни орфограммы в корне слов:

по травке, солнце, окрестности, лёгкий, деревьям.

2*. В 8-м предложении укажи падежи имен существительных. Обозначь окончания.

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Подчеркнули не все члены предложения
Надписали не все части речи

Работа 2

Подчеркнули не все предложения с однородными членами
Не надписали падеж существительных

Работа 3

Выписали не все существительные 1-го склонения
Выписали не все существительные 2-го склонения
Выписали не все существительные 3-го склонения
Выделены не все орфограммы в корнях слов: лежит, рядками, ледяной, овражках
Неверно разобрали слова рядками, (под) крышкой по составу

Работа 4 (диктант)

Не подчеркнули орфограмму в словах: по травке, солнце, окрестности, лёгкий, потянул, деревьям
Выписали не все существительные из указанных предложений

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Кол-во
ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова

3. Буквы парных согласных в корне слова

4. Разделительный мягкий знак

5. Буквы гласных после шипящих

6. Правописание падежных окончаний существительных

7. Правописание приставок и предлогов

8. Правописание родовых окончаний прилагательных

9. Буквы напроизносимых согласных

10. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

11. Прочие ошибки

 

4-й класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами; на выявление навыков правописания окончаний прилагательных

Работа 1

Весной лесные чащи издали мерцают розоватым опушением. А летний лес с тенистой листвой, зелёным сочным цветом, с ягодами и грибами притягивает всех.
Однажды шёл я в лес. В лугах ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня, задевала за плечо, жалобно кричала. Я не мог догадаться о причине её поведения. Знакомый дед Митрий объяснил простую вещь. Человек спугнёт сотни кузнечиков, жуков. Ласточка ловит их и кормится без заботы.

(68 слов)

(По К. Паустовскому)

Порядок работы

Текст можно записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель). Ученики записывают текст.
В случае диктанта учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям. Орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами. Учитель обращает внимание на знаки препинания.

Грамматические задания

1. Над первым словом каждого предложения напиши, какое это предложение: пр. (простое), с одн. (с однородными членами).

2. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

3. Разбери по составу слова пристала, кузнечиков.

На выявление навыков правописания окончаний прилагательных, правописания глаголов 3-го лица и неопределенной формы перед -ся

Работа 2

Наступил март. Прилетели грачи и начали устраиваться в своих гнёздах. Высоко в воздухе льётся трель жаворонка. На солнечном припёке стала показываться молоденькая зелёная травка.
Просыпается и берёза. Влага из земли поднимается по стволу, расходится по всем ветвям и доходит до почек. Жадно пьют почки влагу и начинают разбухать и расправляться. Крошечные листочки в них поднимаются и высовываются своими острыми головками из почек. Они просятся навстречу тёплому весеннему солнцу. И вот начинают вскрываться почти одна за другой. Из них появляются нежными язычками душистые листочки.

(83 слова)

Порядок работы

Текст записывается на доске с пропуском букв на месте окончаний прилагательных (солнечн...) и в глаголах перед -ся (устраива...ся).
Учитель читает полный текст. После этого ученики записывают текст, вставляя пропущенные буквы.
В тексте выделены места пропуска букв.

Грамматические задания

1. Выдели окончания прилагательных и укажи падежи.

2*. В третьем предложении подчеркни выражение, употребленное в переносном значении.

3*. В последнем предложении подчеркни образное сравнение.

На узнавание спряжения глаголов

Работа 3

1. В решете воду не удержишь.
2. Бездонную бочку водой не наполнишь.
3. Песней коня не накормишь.
4. Ног нет, а не догонишь. (Рыба)
5. За ветром в поле не угонишься.
6. Ни хвоста, ни крыльев нет, а летает до планет.
7. Ночью распевает, время считает.
8. Грамоты не знаю, а весь век пишу.
9. Режут – терплю и за всё добром плачу.

Порядок работы

Пословицы и загадки записываются на доске. Написанное читает учитель.

Грамматические задания

1. Выпиши глаголы в две группы по спряжениям.

2. Подчеркни глаголы-исключения.

Работа 4 (диктант)

Утренняя заря осветила местность. Звёзды на небе стали бледнеть и погасли. Взошло солнце. Золотой луч заиграл на вершине могучего дуба. С речки потянул лёгкий свежий ветерок. Задрожали листья на осине. С веток осыпались хрустальные капли росы.
Окрестности засверкали яркой зеленью. В густой чаще зазвенели весёлые голоса птиц. Хорошо идти по узкой лесной тропинке. Длинные тени ложатся под ногами.
С ветки на ветку лохматой ели прыгает белочка.
Скоро в гнёздах запищат маленькие птенчики. Лес наполнится звуками, трелями, птичьими разговорами.

(78 слов)

Порядок работы

Текст можно записать на доске с пропуском букв на месте орфограмм в окончаниях прилагательных или продиктовать его (вариант предъявления выбирает учитель). Ученики записывают текст.
В случае диктанта учитель сначала читает весь текст по орфоэпическим нормам, затем диктует его по предложениям, орфографически диктуются слова с выделенными орфограммами.
Учитель обращает внимание на знаки препинания.

Грамматические задания

1. Первое предложение разбери по членам предложения.

2. Над глаголом прыгает надпиши время и спряжение.

3. Разбери по составу слова звёзды, ветерок.

Классификация ошибок

Кол-во
учащихся

Работа 1

Не выделили предложения с однородными членами
Указали не все падежи прилагательных
Не разобрали по составу слова пристала, кузнечиков

Работа 2

Указали не все падежи прилагательных

Работа 3

Выписали не все глаголы I спряжения
Выписали не все глаголы II спряжения
Не подчеркнули глаголы-исключения

Работа 4 (диктант)

Подчеркнули не все члены предложения
Неверно указали время и спряжение глагола прыгает
Неверно разобрали по составу слова звёзды, ветерок

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Кол-во
ошибок

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые ударением

2. Буквы непроверяемых безударных гласных в корне слова

3. Буквы парных согласных

4. Правописание приставок

5. Правописание предлогов

6. Падежные окончания существительных

7. Падежные окончания прилагательных

8. Безударные личные окончания глаголов

9. Орфограмма -тся (-ться)

10. Буквы непроизносимых согласных

11. Правописание разделительного мягкого знака

12. Буквы удвоенных согласных

13. Запятая в предложении с однородными членами

14. Перенос слов

15. Пропуск, замена, искажение букв

16. Прочие ошибки

 


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.