Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2009

Учимся играя

Варвара Горькова ,
учитель школы № 470, г. Москва

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

Учебные материалы. Нарисованная книга «Сказки»; выставка книг со сказами А.С. Пушкина; портрет А.С. Пушкина; музыкальный центр, аудиозаписи – фрагменты опер «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке»; мешок со сказочными предметами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Ребята, какой у нас сегодня праздник?

Дети. День сказок.

У. А как вы думаете, где живут сказки?

Д. В книжке.

У. Да! Сказки живут в книжке. Книга – это домик сказок. Посмотрите на эту большую книгу. В ней прячется много сказок. Слушать вам их – не переслушать, смотреть – не пересмотреть! Какие бывают сказки?

Д. Сказки бывают народные и авторские, или литературные.

У. Смешные, милые, умные сказки! Они помогают надеяться на лучшее, приносят радость, окрыляют нас. Поэтому сказки живут с нами, переходя из поколения в поколение. Но сказка не только мечта. Она несет людям знания, по-своему приводит человека в окружающий его мир. «Сказка – ложь, да в ней намек: // Добрым молодцам урок», – писал А.С. Пушкин.
И вот сегодня мы поговорим о чудесных литературных сказках, написанных великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Кто правильно назовет сказки Пушкина?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке».
– «Сказка о попе и о работнике его Балде».
– «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
– «Сказка о Золотом петушке».
– «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

У. Сказки А.С. Пушкина не похожи одна на другую. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» Пушкин передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками. Так же с усмешкой он говорит о жадной, зазнавшейся старухе в «Сказке о рыбаке и рыбке». Другие же сказки сродни народным песням. Они звучат, как музыка. Именно эти сказки вдохновили композитора Римского-Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке».

Учитель включает фрагмент оперы.

– А теперь отправимся в путешествие по страницам сказок Пушкина. О чем эти загадки?

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.

Д. Это ветер.

У. В каких сказках А.С. Пушкина ветер выступает как герой сказки?

Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопрос, педагог читает отрывки из сказок.

– Из каких сказок эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Д. Из «Сказки о царе Салтане».

У. 

Ветер, ветер! Ты могуч –
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.

Д. Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

У. Почему ветер выступает как герой? Докажите.

Дети отвечают.

– Какие еще объекты природы в «Сказке о мертвой царевне» помогают царевичу Елисею найти невесту?

Д. Солнце, месяц.

У. Отгадайте следующую загадку.

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы?

Д. Заяц.

У. В какой сказке Пушкина встречается этот зверь?

Д. В «Сказке о попе и о работнике его Балде».

У. Как он помог Балде?

Дети отвечают.

– Как Балда называл зайку?

Д. «Братец мой любимый», «устал, бедняжка, отдохни, родимый».

У. К кому Балда обращался со следующими словами:

Теперь моя череда,
Условия сам назначу.
Задам, тебе, вражонок, задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила.

Д. К бесенку.

У. Какими профессиями владел Балда, работая у попа?

Д. Конюх, повар, плотник, нянька.

У. Как Балда наказал жадного попа?

Д. С первого щелчка прыгнул поп до потолка.
– Со второго щелчка лишился поп языка.
– А с третьего щелчка вышибло ум у старика.

У. Еще одна загадка:

Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа.

Д. Рыбка.

У. В какой сказке рыбка была главной героиней?

Д. В «Сказке о рыбаке и рыбке».

У. Какую службу сослужила рыбка старику? Сколько желаний исполнила рыбка? Какие?

Д. Дала корыто, избу. Сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.

У. Какое желание не исполнила рыбка?

Д. Не сделала старуху владычицей морскою.

У. Вспомните: как менялось море с каждым новым желанием старухи? Почему?

1. Слегка разыгралось. (Корыто.)
2. Помутилось синее море. (Новая изба.)
3. Неспокойно синее море. (Столбовая дворянка.)
4. Почернело синее море. (Вольная царица.)
5. На море черная буря. (Владычица морская.)

– К кому обращены эти слова?

Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука –
Не садися не в свои сани!

– К кому бы вы отнесли эти слова?

Дети отвечают.

– Из какой сказки эти слова? Продолжите стихотворные строчки:

Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой...

Д. «...И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря».

Это отрывок из «Сказки о царе Салтане...».

У. В каких насекомых превращала царевна Лебедь Гвидона, чтобы тот мог увидеть родину?

Д. В комара, муху, шмеля.

У. Кого и как наказал Гвидон?

Д. В образе комара – ткачиху – укусил в правый глаз.
– В образе мухи – повариху – укусил в левый глаз.
– В образе шмеля – сватью бабу Бабариху – укусил в нос: пожалел «очи старой бабушки своей».

У. Какие украшения и наряды носят героини сказок – царевна Лебедь и старуха?

Д. Царевна Лебедь – месяц под косой, во лбу звезда.
– Старуха-боярыня – соболья душегрейка, парчовая кичка, золотые перстни, красные сапожки.

У. Из чего получали драгоценные камни в сказке А.С. Пушкина?

Д. «Ядра – чистый изумруд» – из орехов в «Сказке о царе Салтане».

У. А теперь поиграем.

Игра «Отгадай, чьи это вещи»

Каким героям принадлежат эти предметы? Как они их использовали?

Дети вынимают из мешка по очереди предметы, называют, в какой сказке они встречаются.

Веревка. («Да вот веревкой хочу воду морщить...»)
Палка. («Кто далее палку бросит, тот пускай оброк и уносит».)
Клюка. (Нищая черница ходит по двору, клюкой отгоняет пса.)
Мешок. (Поймал двух зайцев – и в мешок.)
Жемчуг. (...Жемчуга огрузили шею.)
Яблоко. (И к царевне наливное, // Молодое, золотое, // Прямо яблочко летит.)
Зеркальце. (Ей в приданое дано // Было зеркальце одно.)
Орехи. (А орешки не простые...)

У. Вот и заканчивается наш разговор о сказках А.С. Пушкина. Но еще долгие годы вы будете вновь и вновь перечитывать их. Простота и доступность сказки делают ее привлекательной для всех.