Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2009

Педагогика в лицах

Наталья Терлецкая ,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 27, г. Саранск, Республика Мордовия

Развитие творческих способностей

Уроки риторики

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Совсем случайно нашла в Интернете ваш сайт и была приятно удивлена тому, как много интересного можно найти у вас. Спасибо вам за это огромное!
Естественно, мне тоже захотелось поделиться опытом. Хочу предложить вашему вниманию статью о развитии творческих способностей на уроках риторики.  
Надеюсь, наш опыт кого-нибудь заинтересует.

Пробудить заложенное в каждом ребенке созидательное начало, помочь сделать первые шаги в творчестве – задача не из легких. Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следовательно, задача школы – создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.

Важная роль в процессе развития творческих способностей принадлежит урокам риторики. Каждый ребенок хочет творить. На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое начало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполненной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

На уроках риторики мы очень много беседуем, рассуждаем, излагаем мысли в виде сочинений, много работаем с рифмой и даже пытаемся сочинять стихи. При помощи родителей мы организовали наш классный журнал «Родничок» и лучшие работы детей печатаем в этом журнале.

Диапазон творческих задач на уроках риторики необычайно широк по сложности. При решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, комбинировать и т.д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности. И передо мной как учителем стоит задача – вырастить своих учеников инициативными, думающими, творческими людьми.

Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами – пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников – на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др. Постепенно – шаг за шагом, год за годом – растет мастерство моих учеников. На уроках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.

Ценность детского сочинительства определяется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

Моя любимая игрушка

Моя любимая игрушка – это львенок. Его зовут Кузя.
У него очень пушистая рыжая грива, черный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Огромные белые лапы обнимают меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в темной комнате.
Он всегда со мной. Даже когда мы с родителями уезжаем в деревню, я беру его с собой.
Мама говорит, что мой Кузя чем-то похож на меня.
Львенок – не просто моя самая любимая игрушка, это мой настоящий друг!

Настя Рязанова

Неудавшаяся поездка

Во вторник после уроков я пришла домой в приподнятом настроении и стала готовиться к поездке. Назавтра у нас намечалась экскурсия в Ичалковский район на конезавод. Мы хотели посмотреть на лошадей и покататься.
На следующий день все ребята подошли к школе к одиннадцати часам. Пока мы ждали автобус, поиграли в кошки-мышки. Игра затянулась, потому что автобуса долго не было.
Вдруг раздался неожиданный телефонный звонок. Учительница Наталья Владимировна поговорила по телефону, а затем сообщила нам, что поездка отменяется. Дело в том, что у нашего автобуса по дороге к нам отказали тормоза, и он попал в небольшую аварию.
Вначале мы, конечно, расстроились, но потом почувствовали облегчение. Хорошо, что нас не было в автобусе! Ведь мы могли пострадать!
Мы все разошлись по домам с надеждой, что в следующий раз обязательно попадем на конезавод. И нам уже ничто не помешает!

Валерия Агафонова

Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок – еще один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки, и очень удачно можно воспользоваться этим.

Приключения воздушного шарика

Жил-был воздушный шарик. Ему надоело висеть в магазине, он отвязался и полетел. Воздушный шарик увидел много интересного. Оказывается, в мире так много цветов, деревьев, людей, машин!
И вдруг кто-то схватил его за ниточку. Это была ворона. Она понесла шарик в свое гнездо. Птенцы очень обрадовались. Они стали играть с ним. Один птенец задел клювом шарик. Большой воздушный шар лопнул, и остался от него лишь маленький клочок резины.

Женя Наумов

Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.

Колобок

Жил-был Колобок. Надоело ему лежать на окошке, и покатился он в лес. Катится по тропинке Колобок и видит домик. А в домике том жили Кот и Петух. Кот ушел на охоту, а Петух остался дома. Колобок закатился к нему в гости. Сидят они, чай пьют.
Вдруг откуда ни возьмись, Лиса. Петух и Колобок закрыли все окна. А Лиса подошла к домику, стала петь песенку и звать Петуха на улицу.
Колобок сказал:
– Уходи, Лиса! Знаем мы твои песенки!
Покрутилась Лиса и ушла ни с чем.
Когда Кот пришел с охоты, рассказали ему друзья о Лисе. Кот похвалил Колобка. Колобок погостил еще немного и покатился дальш
е.

Ксюша Шутилина

Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы.

Бедный барашек брел по болоту. Белые бабочки бесились. Белки на березе боролись с букашками. Бурундук беседовал с бобром.

Алина Кузьминова

Крохотный котенок купил курицу. Курица кудахтала. Котенок кормил курицу котлетой. Курица не кушала – котлета кислая. Котенок купил колосок. Курица кинулась клевать колосок.

Люба Савина

Ээффективным приемом работы по развитию творческих способностей являются рифмованные упражнения. Работа над рифмой начинается уже в первом классе. Начинаю я обычно эту работу с игры «Доскажи словечко». Ребята с удовольствием придумывают рифму к заданному слову:

На-на-на – наконец пришла весна.
Ну-ну-ну – кошка села на Луну.
Со-со-со – с горы скатилось колесо.

Задание усложняется. Детям дается не просто слог, а целая фраза. И ребята должны придумать окончание этой мысли, используя рифму:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа – и вот...

1. Поднял он ужасный крик –
К острой пище не привык.

2. Плачет бегемот, кричит,
Еж внутри сидит молчит.

Часто я обращаюсь к буриме (франц. bouts rimes – «рифмованные концы»). Создание четверостиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих способностей: лужок, ежок, бережок, снежок, ножки, сапожки

1. Вышел ежик на лужок
И увидел бережок.
Не промокнут ножки:
У ежа – сапожки!

2. Падал беленький снежок.
По дорожке шел ежок.
Заморозил ножки –
Не купил сапожки.

пора, детвора, мальчишки, книжки, задания, знания

Отдохнула детвора,
Завтра в школу им пора.
Взяли в руки книжки
Девчонки и мальчишки.
На уроках каждый день –
Трудные задания.
Не ленитесь, детвора,
Получайте знания!

Вита Акимова

Позже появляются стихи, сочиненные на основе собственных наблюдений. Яркие, эмоциональные, они передают настроение ребенка:

Я проснулась утром рано,
Глянула в окошко.
Там увидела кота
И смешную кошку.
Я пошла почистить зубы –
Надо мне умыться,
Чтоб могла я целый день
С кошками резвиться.

Айгуль Сафарова

Конечно, не все детские тексты можно назвать настоящими стихами, но можно увидеть, что у ребят появляется желание выразить свое отношение к природе, к животным, к школе, к родным людям в стихотворной форме:

Песенку веселую
Вместе мы поем
Про то, как очень дружно
В классе мы живем!
Класс наш очень дружный,
Словно монолит.
Друг за друга в классе
Каждый постоит.

Алина Пестова

Дети пишут искренне, высказывая свои мысли и чувства. Пишут стихи веселые и серьезные, грустные и оптимистические.

Питательная среда детского творчества – ощущение тайны, которую так хочется разгадать. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Литература

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия», 2002.
Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника // Завуч начальной школы. 2001.
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества
в 1–3 классах. – Глазов, 2002.