Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2009

Учимся играя

Ольга Асафьева ,
г. Новокубанск

Самый умный

Урок-игра «Повторяем пройденное»

Этап 1 «Выбор команды»

Всему классу раздают листочки и предъявляют тестовые задания и 4 варианта ответов на каждое. Необходимо выбрать правильный ответ и записать нужную букву. Затем дети сдают листочки, объявляется перерыв, жюри (или учитель) проверяют работы. После перерыва оглашаются имена 6 самых сильных игроков.

1. Плавучая ледяная гора, которая откололась от прибрежного ледника:

а) холм;
б) айсберг;
в) вершина;
г) льдина.

2. Формула пути:

a) V = a . b . c;
б) S = а . b;
в) v = s : t;
г) s = v . t.

3. Предмет, в котором запасается энергия:

а) ручка;
б) компьютер;
в) батарейка;
г) дрова.

4. Начиная с Ивана Грозного великих государей стали называть:

а) князь;
б) царь;
в) император;
г) монарх.

5. Россия – это моя страна, поэтому я:

а) житель России;
б) гость России;
в) гражданин России;
г) житель Кубани.

6. Подлежащее и сказуемое – это:

а) главные члены предложения;
б) самостоятельные части речи;
в) части слова;
г) служебные части речи.

7. Устами раньше называли:

а) глаза;
б) щеки;
в) уши;
г) губы.

8. Найдите частное разности чисел а и b и числа с:

а) а + b : с;
б) а – b : с;
в) (а – b) : с;
г) (а . b) . с.

9. Вещество, придающее растениям зеленый цвет, с помощью которого растения улавливают световую энергию:

а) хвоя;
б) фотосинтез;
в) кислород;
г) хлорофилл.

10. Единство живых организмов и их среды обитания:

а) биосфера;
б) экосистема;
в) космос;
г) Земля.

Дополнительный вопрос «Кто есть кто?»

а) К.Э. Циолковский;
б) Ю.А. Гагарин;
в) С.П. Королев.

1. Основоположник космонавтики. (Ответ: а.)
2. Главный конструктор космической техники. (Ответ: в.)
3. Первый космонавт планеты. (Ответ: б.)

После первого этапа – перерыв. Отбираются участники второго этапа, помощники готовят доску.

Этап 2 «Хочу знать больше»

Дешифратор

Надо решить примеры, ответы записать в порядке убывания чисел. Получившееся слово записать на листочек и молча сдать на стол жюри.

360 : 10 (н)
96 : 24 (и)
375 – 150 (з)
18 . 5 (а)
27 + 123 (н)
(4098 + 146 . 7) . 0 (я)

(Знания)

По мере сдачи «шифровок» устанавливается очередность.
Ребята выбирают область знаний.
В каждой области знаний по 5 вопросов.
Задания выбираются из школьных учебников.
Участники отвечают по кругу, каждый – 2 раза.

Слово

1. Сколько звуков в слове ладья?
2. Сколько звуков в слове солнце?
3. Назови корень слова неизвестный.
4. Назови части слова, которые служат для образования новых слов.
5. Укажи состав слова ученики.

Части речи

1. Назови служебные части речи.
2. Как называется часть речи, которая употребляется вместо имени существительного?
3. Что обозначает глагол?
4. Что обозначает имя прилагательное?
5. Назови части речи в предложении: Солнечная дымка залила холодное небо.

Стихи

(Учебник «В одном счастливом детстве», ч. 2)

1. Назови автора стихотворения «Прощание с другом». (В. Берестов.)

2. Назови автора строк и название стихотворения:

Голубое,
Голубое,
Голубое
В этот день
Было небо над Москвою,
И в садах цвела сирень.

(С.Я. Маршак. «Хороший день».)

3. А.Л. Барто – «Разговор с дочкой». Доскажи:

– Мне не хватает... (теплоты), –
Она сказала ... (дочке).
Дочь удивилась: – Мерзнешь ... (ты)
И в летние ... (денечки)?

4. Кто написал стихотворение о пони? (Ю. Мориц.)

5. Какая собака была у Г. Сапгира? (Морская – стихотворение «Морская собака».)

Секрет

(Рассказы В. Драгунского)

1. Назови три рассказа В. Драгунского (например: «...Бы», «Кот в сапогах», «Девочка на шаре», «Тайное становится явным»).
2. Почему «Девочка на шаре» – один из самых грустных рассказов В. Драгунского?
3. О чем мечтал Дениска в рассказе «...Бы»?
4. В каком рассказе Дениска говорит: «Видеть не могу эту манную кашу»?
5. В каком рассказе Дениска забыл о карнавале и почему?

Пословицы

Доскажи:

  • Любишь есть калачи – (не сиди на печи).

  • Волков бояться – ... (в лес не ходить).

  • Как аукнется... (так и откликнется).

  • У страха глаза... (велики).

  • Вся семья вместе... (так и душа на месте).

Сказки

Скажи, из какой сказки эти герои?

1. Мальчик, служанка, черный тролль, большая крыса. (Х.К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».)
2. Людоед, белка, соседский Гектор. (А. Волков. «Волшебник изумрудного города».)
3. Король, министры, волшебница Сирень. (Ш. Перро. «Ослиная шкура».)
4. Бедный крестьянин, барин, богатый крестьянин, гуси. (Русская народная сказка «Как мужик гусей делил».)
5. Царь, змей, царевна. (Богатырская сказка «Никита Кожемяка».)

Древнерусское государство

1. По его приказу на Руси стали возводить православные храмы. (Великий князь Владимир.)
2. Для обороны своей земли князья набирали воинов в ... (дружины).
3. Правители, торговцы и мастеровые люди жили в ... (городах).
4. В 1242 году произошло Ледовое побоище. Войсками командовал ... (Александр Невский).
5. Азбуку для славян придумали два брата – ... (Кирилл и Мефодий).

Российская империя

1. Флаг, поднимаемый на русских военных кораблях, называется ... (Андреевским флагом).
2. Нарисуй Андреевский флаг.
3. Крестьянам запрещалось уходить от своих хозяев-дворян при ... (крепостном праве).
4. Назови, чьи это портреты. (Ведущий показывает портреты А.С. Пушкина и М.В. Ломоносова.)
5. Главнокомандующий русской армией во время Великой Отечественной войны 1812 года – ... (М.И. Кутузов).

Великая Отечественная война

1. Вторую мировую войну начала ... (гитлеровская Германия).
2. Великая Отечественная война началась ... (22 июня 1941 года).
3. Какой город находился в блокаде долгих 900 дней? (Ленинград.)
4. Какая битва стала переломной в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинградская.)
5. Назови дату Великой Победы. (9 мая 1945 года.)

Формулы

1. Как найти сторону прямоугольника, зная другую сторону и периметр? (а = Р : 2 – b.)
2. Формула стоимости товара. (С = а . n, где С – стоимость, а – цена, n – количество.)
3. Как найти время, зная расстояние и скорость? (t = s : v.)
4. Формула деления с остатком. (а = b . с + r, t < b.)
5. Формула площади прямоугольника. (S = а . b.)

Блиц-турнир

1. Маша съела а слив, а Миша b слив. Сколько слив съели они вместе? (а + b.)
2. Маша съела а слив, а Миша на b слив меньше. Во сколько раз больше слив съела Маша, чем Миша? (а : (аb).)
3. У Тани а орехов. Это на b орехов больше, чем у Лены. Сколько орехов у Лены? (аb.)
4. Вини-Пух с Пятачком бежали к пасеке 10 минут со скоростью с м/ мин. Всего до пасеки d метров. Какое расстояние им осталось пробежать? (dc . 10.)
5. В пяти кульках по а кг конфет. Цена конфет b рублей. Сколько надо заплатить за все конфеты? (а . b . 5.)

Уравнения

1. Как найти неизвестное уменьшаемое?
2. Как найти неизвестный делитель?
3. Как найти неизвестный множитель?
4. Найди х.
(х + 5) . 6 = 30
(х = 0)
5. Найди у.
у : 8 – 25 = 5
(у = 240)

Если не выявили троих финалистов, можно предложить найти значение выражения:

725 . 20 – 51 264 : 8

В финал выходят трое игроков, набравшие наибольшее количество баллов.

Этап 3 Финал

Трое финалистов записывают свои ответы на доске. Первый верно ответивший получает 3 балла, второй – 2 балла, третий – 1 балл.

1. В каком состоянии может находиться вещество? (Жидкое, твердое, газообразное.)
2. Запиши оболочки Земли. (Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.)
3. Вспомни и запиши знакомые тебе экосистемы. (Озеро, болото, луг, лес...)
4. Запиши искусственные экосистемы. (Поле, аквариум.)
5. Запиши под диктовку предложение и укажи части речи: Под зелеными ветвями ели спрятался молодой зайчик.
6. Допиши два числа: 16, 14, 13, 11, ... (10, 8)
7. Сколько промежутков между 16 спицами велосипедного колеса? (16.)
8. У Игоря было 7 палочек. Одну из них он разломал. Сколько теперь у него палочек? (8.)
9. Какие четыре цифры надо вычеркнуть из числа 4 921 508, чтобы получившееся трехзначное число было наименьшим? Какое это число? (108.)
10. Запиши слова: облачко, радостный, протянул, зубки, видение, оранжевый, бегун, речной. Подчеркни слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

Этап 4 Награждение

Подводятся итоги. Выбирается Самый Умный.
Но награждаются обязательно все участники игры. Это могут быть номинации «Самый...»: жизнерадостный, добрый, веселый, находчивый, сообразительный, волевой, спокойный, настойчивый, остроумный, быстрый, старательный, грамотный, активный и т.д.