Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №13/2009

Педагогика в лицах

Владимир Высоцкий ,
г. Красноярск ;
Татьяна Игнатова ,
г. Красноярск

Прививка от физкультурных страхов

Первый урок физкультуры в первом классе

Первоклашки вошли в физкультурный зал. Его пространство для многих кажется огромным, и это видно по их поведению. Они явно напряжены, что выражается скованностью их поведения и речи. Но среди пришедших первоклашек находятся и такие, которые в первые же две минуты успели обежать весь зал, залезть куда можно и потрогать все, что можно.
Скованность и нерешительность многих детей вполне можно объяснить тем, что они еще мало знают друг друга, и между ними еще нет той детской дружбы, в которой крепнет уверенность в себе – сначала через «Это мы...» или «Мы сами», а затем в форме «Я сам... я могу». Поэтому, конечно же, в первую очередь следует всем ученикам познакомиться друг с другом и с залом, побегать вместе по нему, поиграть в простые знакомые игры.
Что можно предложить на первом занятии детям, которые по существу еще воспитанники детского сада? С чего начинать это занятие? Очевидно, необходимо вспомнить уже известные педагогические техники, применяемые на физкультурных занятиях в детском саду, обеспечивающие становление общегруппового ритма движений, действий. И потому логичным будет предложить детям сначала побегать всем вместе по лабиринтам зала, преодолевая разнообразные препятствия.
Предложение учителя было принято учениками с радостью, что выражалось репликами: «Давайте, давайте бегать...» – и довольными лицами детей. Перед тем как начать занятие, учитель выбрал «направляющего» из числа показавших себя активными и попросил учеников, когда они будут бежать друг за другом, не пытаться обгонять друг друга, не мешать друг другу и стараться делать то, что делает партнер, стоящий впереди.

Итак, занятие началось. Ученики по команде учителя повернулись и пошли по залу друг за другом по лабиринту препятствий из вертикальных стоек, гимнастических скамеек, натянутых невысоко веревок, поворачивая около стоек, где направо, где налево, перепрыгивая и перешагивая натянутую веревку, а затем и скамейку, подпрыгивая, касаясь рукой руки учителя. Во время движения лица детей были серьезными, взгляды – сосредоточенными, таким образом указывающими, на что они больше всего обращают внимание.
Заметно, что дети стараются выполнять общепринятые условия идти друг за другом. Вот последнее препятствие пройдено. Вроде бы у детей уже начинает появляться ощущение некоторой выверенности собственных движений, встроенных в общий поток повторяемых движений. Дети ждут следующего сигнала от учителя, и они его получают: «А сейчас – бегом марш!»

Побежали, побежали, побежали... «Живой поток» – это на себе ощущают дети, и потому появляются восклицания удовольствия и радости, в первую очередь тогда, когда впереди бегущие делают поворот и уже бегут в противоположном направлении. В этом месте дети видят весь движущийся поток, извивающийся, как змея, – это впечатляет.
Дальше – прыжок через натянутую веревку, и если первому видно, где она натянута и – самое важное – как высоко она натянута, то остальным это не видно, поэтому приходится доверять партнеру, который бежит впереди. Вот Витя приготовился к прыжку, и это заметно по тому, как он расставил руки, начал семенить ногами и прыгает. Лена, бегущая следом, в какое-то мгновение все это отмечает для себя, и не только то, как Витя готовился, но и как высоко он прыгнул и перелетел через веревку. Вот он – образ движения, который не может быть описан формальной инструкцией, он предельно натурален, он схватывается на уровне ощущения. Прыжок – и Лена перелетела через веревочку, а следом Вика, и...
Бежим дальше. Несколько в стороне от бегущих по направлению движения стоит учитель, вытянув вверх и вперед руку, как дядя Степа, указывающий дорогу. Направляющий Юра немного ускоряет свой бег, около учителя выпрыгивает вверх, задевает своей ладонью ладонь учителя. Хлопок! Здорово!!! Следующий за Юрой – Дима – старается также допрыгнуть и хлопнуть своей ладонью ладонь учителя, а за Димой – Коля, и т.д. Всеобщий восторг! Прикосновение к руке взрослого можно рассматривать как знак его личного доверия и признания.
Снова поворот, но уже в другую сторону. Бегущие друг за другом дети так «вработались» в общий ритм, что уже могут замечать то, что по ходу движения находится в стороне от них. На повороте они уже не просто видят движущуюся колонну, а выделяют в ней довольные лица своих одноклассников. Реплики приветствия друг друга на каждом повороте говорят
о том, что дети ввели для себя новое правило. Что же дальше? А дальше – прыжок через две скамейки, стоящие параллельно друг другу, перпендикулярно движущимся. Снова подготовка, полет и приземление.
«Есть!», «Да...», «Получилось?!» – и дети продолжают бежать друг за другом.
Первый круг пробежали – это первая проба на выработку общего темпа и соразмерной с ним дистанции между бегущими. «Еще побежим?» – спрашивает взрослый. «Да! – отвечают дети. – Только надо повыше поставить веревочку и раздвинуть скамейки».
Посовещавшись с детьми, учитель устанавливает необходимую высоту и длину препятствия.
«Все довольны?» – По выражению лиц похоже, что все. – «Тогда побежали!» Второй круг по залу: бег, повороты, прыжки через веревку, бег, прыжок вверх с ожиданием хлопка, но... Промах?!
Первый бегущий – Юра – не попадает ладонью своей руки по ладони учителя. Что происходит? Оказывается, учитель во время прыжка отвел свою руку немного дальше по направлению движения. Следом и Дима не попадает по руке учителя. А вот Коле это удается, и он с ликованием продолжает бежать дальше.
Всем становится понятно, что теперь взрослый внес свое правило, и все его с удовольствием принимают, стараясь предугадать, где будет находиться рука учителя в следующий момент. Оказывается, это не так просто и очень интересно (необходимо предвосхищать возможные действия учителя и представления о них).
Пройден еще один круг, но вот останавливаться никто не собирается, и учителю по ходу приходится самому изменять высоту и длину препятствий, количество поворотов и направлений движения. Наблюдая за детьми, учитель замечает легкую усталость и предлагает им перейти на шаг...
Урок продолжается другими ситуациями, но их можно описывать отдельно.

На следующих занятиях у детей уже не было той неуверенности в себе, страха перед залом – у них появилось личное отношение друг к другу и ко взрослому-учителю. Ведь для первоклассников учитель больше, чем учитель, – это другой «взрослый», который не похож на папу и маму, на воспитателя в детском саду и который готов выслушать и принять детское мнение, а самое главное – считаться с этим мнением, учитывать настроение и состояние детей, умеет радоваться детским достижениям.

Статья опубликована при поддержке официального интернет-магазина Reebok – ведущего производителя обуви для спорта и фитнесса, спортивной одежды, снаряжения и аксессуаров. В магазине представлены модели как для занятий различными видами спорта, так и коллекции повседневной одежды и обуви для людей, предпочитающих здоровый и активный образ жизни. При этом надо отметить, что когда речь идет о кроссовках Reebok, грань между экипировкой для занятий спортом и каждодневной обувью довольно условна – в "рибоках" Вы будете уверенно и комфортно себя чувствовать и на асфальте мегаполиса, и на каменистой туристической тропе, и на специальном покрытии спортивного зала или стадиона. Помимо удобства кроссовки под этим брендом отличает фирменный стиль, соответствующий современным модным тенденциям. Reebok -- это непревзойденный внешний вид, качество и удобство. Ознакомиться с коллекциями, выбрать и купить фирменную продукцию Reebok с доставкой по всей России можно на сайте официального интернет-магазина компании по адресу: reebok.ru.