Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2009

Проектная работа

Людмила Орлова ,
учитель ГОУ ЦО № 556, г. Москва

Уроки и исследования

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило. Для меня всегда привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и ученику.

В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме проявить скрытые до сих пор таланты, а учитель может создать необычный по замыслу и организации урок, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.

О методе проектов я узнала еще в институте. Но тогда, в 70-е годы, и думать о нем было нельзя, так как устоявшаяся традиционная педагогика не давала возможности раздвигать границы урока. Только сейчас понимаю, что, проводя экскурсии на природу, ведя наблюдение за погодой, заполняя дневники наблюдений, мы с детьми учились наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. А гербарии, коллекции, поделки из природных материалов – это результат, продукт работы. Метод проектов – это не новое изобретение, а несколько переосмысленное хорошо забытое старое.

Более близко с проектом я познакомилась в 1992 году на курсах в г. Пущино, которые проводил Московский институт новых технологий.

В 2004–2005 учебном году на базе Центра образования № 556 кафедрой эстетического образования и культурологии МИОО были организованы курсы по теме: «Инновационные технологии образовательной области “Искусство” в системе общего образования». По проектно-исследовательской деятельности проводила занятия Мария Анатольевна Фоминова. В школе была открыта экспериментальная площадка.

Основы исследовательской деятельности – это неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира.

Урок-исследование позволяет ставить перед детьми серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская «тяга к тайнам» превращает их в «исследователей». Успех выполнения таких задач формирует интеллектуальную радость, положительные эмоции, ожидание «творческого счастья».

В 1-м классе все началось с урока «Кто такие птицы?». Потом были тематические уроки: «Откуда берутся снег и лед?», «Что такое радуга?» и др. Поиск ответов приводит учащихся к выдвижению гипотез, учит искать источники информации, проводить опыты, анализировать полученные результаты, делать выводы. Учитель на таком уроке говорит – не «Делай, как я», а «Я рядом с тобой, иди вперед».

Над формированием своих научных убеждений учащимся лучше работается в группе. Групповая работа позволяет не бояться сделать неверный вывод, создает условия для более широких контактов, положительно сказывается на улучшении психологического микроклимата, тем самым закладывая основы демократических начал в воспитании личности.

Во 2-м классе мы начали заниматься проектно-исследовательской деятельностью. Взрослые не должны навязывать детям тему – надо дать им возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить детей работать над проектом (особенно если речь идет о целом классе), ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Я сама должна быть увлеченным человеком, знать и любить что-то так, чтобы и дети это увидели и полюбили так, как я это люблю. Растения! Цветы! Вот то, что нужно! Ведь именно цветы вдохновляют, делают человеческую душу богаче, чище, добрее. Каждый должен вырастить свой сад и, отдавая дань природе, совершенствовать свой внутренний мир.

Как ввести детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Держа в голове свою педагогическую цель, я начала исподволь, по принципу «скрытой координации» готовить детей.

На осенней экскурсии я обратила их внимание на красоту разноцветных кленов, желтеющих ив, краснеющих рябин. Как здорово вокруг! А остановку сделала в достаточно грязном месте. Дети сами обратили внимание, что гармония в природе нарушена людьми: бутылки, фантики, обертки от мороженого, пакеты. Увиденное противоречило, вступало в конфликт с красотой природы. А вот под окнами школы поломанные кустики сирени, разрисованный забор. Привели в порядок все это на школьном субботнике. Через некоторое время продолжили игру в разведчиков: что еще плохо вокруг нас, что не нравится, что можно исправить, как помочь? Нарисовали рисунки, рассказали, помечтали: «Было бы хорошо, если бы...».

Дети поняли, что всем и всему мы помочь не сможем, а начать можно со школьного двора. Вспомнили, какой красивой стала Москва. На улицах, проспектах, в скверах много ярких цветников, газонов, деревьев. Вот бы нам такое! Начали мечтать. Да что мечтать? Давайте сделаем! Что? Как? Где? Около нашего входа есть вытоптанный нами же кусок земли! Начнем с него. Так мы вошли в проблему: действия человека часто противоречат, нарушают красоту и гармонию в природе, а выступив в роли «хороших хозяев», мы тем самым обратим внимание, что лучше создавать, а не губить, лучше заняться не словами, а делом – воспитанием учащихся нашей школы. Наметили цель, примерный план действий. Во внимание принимали все детские предложения. Все это я объединила одним словом – проект, уточнила, что направленность его будет экологическая. Стало понятно, что проект – это мечта, творческое дело, цель, к которой мы будем стремиться, изучать, исследовать, претворять мечту в жизнь. Мы становились творцами. Каждый сделал эскиз цветника, свой проект озеленения школы.

Иными словами, идея направила учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который будет достигнут благодаря решению теоретически и практически уже значимой для детей проблемы. Результат внешний, можно будет увидеть, понюхать, потрогать. А вот результат внутренний заметишь не сразу – он станет достоянием каждого участника проекта: это бесценный опыт знаний, умений, общения друг с другом.

Я одновременно и как участник проекта (для детей), и как учитель старалась все делать так, чтобы ученики думали, что они делают, придумывают все сами. По сути я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просили.

Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, завели записные книжки. Для меня это был дневник.

Далее возникла необходимость в составлении плана работы. План назвали «маршрутным путеводителем». Из предложенных детьми вариантов работы наметили поэтапное решение проблемы, определили сроки, действия. На это потратили не один день. Проект для меня, учителя, уложился в такую схему: проблема – планирование – поиск информации – продукт – презентация – портфолио. А для детей это выглядело так: “сигнал бедствия – маршрутный лист – хочу все знать – мой самый-самый лучший цветок – нам нужна помощь – цвети, Земля – а все хорошее и есть мечта”.

После составления маршрутного листа был определен принцип последовательности и системности работы над проектом, который мы неуклонно соблюдали на всех этапах работы. Проект получил название «Я садовником родился». Каждый сделал свою эмблему, появился даже гимн – им стала песенка из мультфильма «Шелковая кисточка». Девизом стало стихотворение:

Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

У каждого ученика появилась своя индивидуальная рабочая папка с файлами, куда мы и собирали весь материал.

Стало понятно, что проект будет долгосрочным: ведь, избрав этот путь, мы изначально не предполагали, что так увлечемся, что за каждым поворотом будет новая, бесконечная даль, которая манит, зовет изведать новое, незнакомое, расширяя горизонт.

По характеру деятельности участников проект определился как практико-ориентированный с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.

Проект вышел за пределы урока, класса, предмета, вошел в дома учеников, в мой собственный дом. Дети видели, что мне интересно все, что они делают. В одном лице я была и вдохновителем, и руководителем, и экспертом, и специалистом в разных областях знаний. А самая главная роль – создатель условий для развития творческих способностей и познавательных интересов детей, атмосферы сотрудничества, сотворчества.

Единомышленниками стали и родители. Я учила их, как надо обсуждать с детьми тему, как правильно помогать, отбирать материал, ориентировать в потоке информации. Они печатали, рисовали, покупали семена, землю, вместе с нами потом сажали цветы.

В процессе проектной деятельности стали систематически проводиться интегративные уроки. На уроках изобразительного искусства учились способам конструктивного рисования цветов. На уроке труда учились вырезать цветы из круга, при этом изучили деление целого на части, симметричное вырезание познакомило с понятием симметрии. На уроке ознакомления с окружающим миром изучали строение растений, необходимые для их роста и развития условия, делили растения на культурные, дикорастущие и декоративные. По фотографиям изучали цветники на улицах города. В справочниках, энциклопедиях искали информацию о цветах. Собирали пословицы, поговорки, загадки, песни, стихи, искали произведения с описаниями цветов, читали сказки, рассматривали работы художников, слушали музыку (М. Глинка – «Вальс цветов»). Играли в игры, ходили в Биологический музей им. К.А. Тимирязева. Собирали фантики, кусочки ткани, украшения, открытки, салфетки. Делились информацией, мечтали о цветнике и выбрали еще одно место – у входа в среднюю школу. Изучали профессии людей, занятых в озеленении города.

К февралю мы собрали достаточно большой материал, и его надо было показать, «вытащить» на свет из записных книжек, индивидуальных папок. «Детищем» стал интегрированный урок, объединяющий предметный материал окружающего мира, изобразительного искусства, развития речи. Все этапы урока подробно описаны в конспекте «Садово-парковое искусство» (см. газету «Начальная школа – Первое сентября» № 10/2006 – «Я садовником родился»).

Был поднят вопрос о значении и пользе растений, прежде всего цветов, в озеленении города и значении их в жизни человека. А без знания цветов нельзя заниматься цветоводством. Что же мы узнали? Провели «аукцион» пословиц, конкурс загадок, поиграли в игры: «Испорченный телефон», «Я садовником родился», «Собери букет», «Цветок знаю», «Я рисовать могу». На уроке дети учились писать объявления, содержащие информацию о том, что они знают, умеют, по какому вопросу они как специалисты могут оказать помощь.

Во всей полноте и красоте на этом уроке была обозначена информационная часть проекта, состоялась его частичная презентация. Было положено начало двухтомной (на 400 листах) энциклопедии-справочнику «Цветы в озеленении города». В справочнике дано описание цветка, его изображение, разложен весь собранный учениками материал, указаны фамилии авторов. Появился и индивидуальный проект Даши Тарапановой «Ирис – король сада». Она приняла участие в школьном туре конкурса «Открытие».

Изучив цветы в той мере, в какой смогли, мы подошли к практической части: как посадить, как вырастить цветы. На уроке развития речи (русский язык) учились писать сочинение по картине «Посадка цветов» (развитие речи, 1-й класс). Выяснили: чем заняты дети? какое время года изображено на картине? что делают дети? учитель? какие цветы высаживают? почему цветы в ящиках? какими инструментами работают? для чего они нужны? какое у всех настроение? Сочинение написали.

С этого урока взяли для использования в проекте слово рассада. Что это? Можно ли вырастить цветы в классе? В конце марта посеяли семена астр, циний. Делали это по группам. Вели наблюдения, радовались, считали количество всходов, переживали, что не всё взошло, поливали, укрывали от солнца. Рассада была замечательной! Пакетики от семян сохранили, чтобы потом увидеть свои результаты. Забегая вперед, скажу, что цветы удались на славу. Такие выросли астры, что диву давались все. Ни один цветок не был сорван или затоптан.

А еще мы приняли участие в Проектной неделе в школе. Это были зачетные уроки (для учителей) по итогам обучения на курсах – «Город мастеров» и «Мастерские эпохи Возрождения». Мы не выходили из своего проекта, только переместились во времени и пространстве. Для нас это была... эпоха Возрождения. Франция и немного Италии. Мы создавали «сад праздник». Всё, что связывало эпоху Возрождения с цветами: сады, парки, лабиринты, фонтаны, растительные орнаменты в архитектуре и в быту, изображения цветов в работах мастеров, язык цветов. В газете «Город мастеров» мы оформляли «площадь Цветов».

А на уроке совершали путешествие по «саду празднику», изучали его особенности на примере сада в Версале, узнали, что такое золотая ось Версаля. На полу в центре класса был выложен белым скотчем лабиринт. А чтобы ощутить себя в настоящем лабиринте, где не знаешь, куда идешь, дети шли по нашему с закрытыми глазами, держась за плечо впереди идущего. Дорогу видел только первый, и он вел свою группу. Если раньше мы «собирали» букеты, то на этом уроке мы «читали» послание, зашифрованное в букете, – здесь пригодилось знание языка цветов.

Этот урок внес свой положительный вклад в создание условий для мотивации к личностно-ориентированной деятельности, к «выращиванию» собственных ценностей и смыслов приобретенных знаний. Так возник индивидуальный проект Вани Сметанина «Русский язык – дар Божий», с которым он выступал на школьном туре конкурса «Открытие». Большую благодарность необходимо выразить и его маме Евгении Павловне за активную помощь сыну и классу. В своем проекте он искренне радовался и восхищался, что именно русскому народу Творец дал язык редкой красоты, и огорчался, что мы, разговаривая друг с другом, часто употребляем некрасивые, ненужные, обидные слова, перестали красиво выражать свои мысли и чувства. Как помочь заново научиться говорить красиво, уверенно? Помочь бы смог язык цветов, еще не совсем забытый. Ваня предлагал исторический экскурс в язык цветов, проводил игру, доказывая, что правильно составленный букет расскажет о ваших чувствах, научит людей ценить человеческую доброту, говорить друг другу красивые слова, сделать наш язык ярче, богаче, вернуть былое его величие. И добавил: «Давайте развесим на стенах в коридорах школы листочки, где будет рассказано о символическом смысле цветов». А что, может, и поможет?

За месяц до посадки цветов ребята учились делать рекламу, так как для дальнейшей работы нужны были семена, инструменты, помощники. Составили план обращения, определили цель. Каждый по-своему писал и оформлял свою рекламу. Все обращения были развешаны в холле для всеобщего обозрения. Провели конкурс ораторов, выбрали лучших. Они прошли по школе, обращаясь ко всем учащимся, родителям, учителям. Помощь была достаточно действенной: цветник и клумбу заложили в середине мая. В конце учебного года был проведен Фестиваль цветов. В нем приняли участие дети и родители. На мой взгляд, это был и отчет, и просто праздник. И возник вопрос: а дальше будем работать по проекту?

17.jpg (23476 bytes)Летом Слава, Ваня, Егор поливали и изредка пололи цветы. Осенью детей встретили астры, лаватеры, подсолнухи. Восторгу не было предела. С пакетиками от семян они вспоминали, что сажали, бежали рассматривать астры. Сделали репортаж, выпустили газету. Мы радовались и хвалили себя. Собрали семена лаватеры, их хватило всем. Искали и анализировали ошибки и успехи.

На третьем году обучения проект продолжился и носил название «Висячие сады от древности до наших дней». Проект снова был долгосрочный, коллективный, но учащиеся были более самостоятельны в своих действиях, в изучении темы, составлении планов.

30 марта мы «строили» свой город с висячими садами.

Подготовили на нескольких листах картона условное место для будущего «строительства». Учились конструировать из пустых пакетов из-под сока дома, школы, сады. А как же висячие сады? Предварительно мы изучали их историю, узнали много интересного не только о висячих садах, но и об истории разных стран. На уроке на «машине времени» «экспедиция» отправилась в сады Семирамиды, в Древнюю Грецию, затем посетила верховые сады Кремля, сад в Эрмитаже. Какова цель этих путешествий? Узнать больше о том, как строили древние, зачем строили, какие знания можно «взять с собой» в современный мир. На этом уроке не обошлось без инсценировок, диалогов исторических и вымышленных персонажей, иллюстрированного сопоставления фактов, документов, событий, ориентировки во времени и пространстве. Здесь потребовались знания из различных школьных дисциплин и то, что добыто самостоятельно, при изучении современного построения висячих садов. А какие дома сконструировали дети, как вели презентацию и защиту проекта! Это надо видеть воочию. Подробно о ходе урока можно прочитать в конспекте «Висячие сады от древности до наших дней».

Завершением работы снова стали энциклопедия, собранная из индивидуальных проектов, и посадка цветника около начальной школы. А озеленением территории около входа в среднюю школу занялся директор. Мы его так вдохновили, что он пригласил профессионалов – ландшафтных дизайнеров для озеленения школьного двора.

Что будет дальше? В планах – четвертый год обучения. Здесь предполагаются только индивидуальные или групповые проекты. Теперь я думаю – дети справятся со многими вопросами сами.

Делаем выводы:

1. Проект – цель, принятая детьми, конкретное творческое дело.
2. Проект – уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
3. Проект – форма организации учебного процесса. Полноценный проект нельзя «вписать» только в уроки – он альтернатива классно-урочной системе.
4. Проект – философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений.
5. Проект – педагогическая технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся.
6. Проект – это дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь.
7. Проект – маленький шаг по пути творческого развития, капля в море жизненного опыта, которая формирует личность. Метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, на умение работать с различными источниками информации, он позволяет интегрировать знания, полученные из разных предметных областей.

В чем заключается педагогическая значимость проектно-исследовательской деятельности?

1. Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка.

2. Стимулирует детское творчество и самостоятельность, потребность ребенка в самореализации, самовыражении.

3. Выводит процесс обучения и воспитания ребенка из стен школы в окружающий мир.

4. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное.

5. Ведет ребенка по ступенькам роста личности от проекта к проекту.

В течение этого времени мы – и дети, и я, и родители – познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, учились на них, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел вперед путем открытий, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга.

Сколько бы лет я ни учила детей, с каждым классом я убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый класс и каждый ребенок неповторимы, неповторимо и то, что я делаю как учитель, как педагог и не смогу провести то, что уже проводила с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу ребенка – пытливого, неутомимого исследователя. Я пришла к детям для того, чтобы зажечь их мечтой о завтрашнем дне, впустить в день сегодняшний светлый прозрачный ручеек их завтрашней жизни. Круговорот жизни продолжается.

Записная книжка учителя

Тема проекта: «Висячие сады от древности до наших дней»

01.09. Встреча детей у школы.

Обмен радостными впечатлениями на классном часе. Детям дано задание: подумать над новой темой проекта или продолжить эту. Кто хочет, выбирает индивидуальный или коллективный проект.

08.09. Труд. Работа на клумбах.

Дети с пакетиками от астр, которые весной высаживали сначала в контейнеры на рассаду, потом на клумбы, по рисунку узнавали сорт цветов, названия. Собрали семена лаватеры. Полюбовались подсолнухами. Обсудили, что лучше сажать на клумбу, как лучше сажать, какие ошибки были допущены при посадке цветов в кашпо: не было дренажа и стока воды, поэтому от избытка воды погибли петунии в верхних чашах.

09.09. Классный час.

Выбор коллективного проекта с индивидуальной защитой. Тема осталась с прошлого года, так как очень многое можно добавить, расширить. Рассмотрение предложений детей, учителя, сравнение по интересам, направлениям. Тема висячих садов очень многогранна, так как есть работа для мальчиков (техническая сторона) и для девочек (экологическое направление).

10.09–12.09. Домашняя работа.

Составление плана, изучение содержания идей, определение задач проекта и источников информации: книги, Интернет, родители, друзья, обмен информацией.

15.09. Родительское собрание.

Ознакомление родителей с проектом. Подведение итогов предварительной части работы.

Разъяснение, как оказывать ребенку помощь, что может выступать продуктом проекта, как помочь детям составить репортаж по первой части.

16.09. Классный час.

Репортаж о том, как мы озеленили школу. Газеты, фото выставляют на обозрение в рекреации.

27.09. Работа на уроках по ознакомлению с окружающим миром по темам: «Мир глазами эколога», «Твой вклад в безопасность природы».

Разбор экологических проблем центральной части города, поиск возможных путей решения.

26.09. Урок рисования «Осенний букет».

Дети изображают букет из астр, подсолнухов с цветника около школы.

27.09 – 30.09. Консультации для учеников, работающих по индивидуальным заданиям.

03.10. Экскурсия в Кремль.

Прогулка вдоль южной стены. Знакомство с расположением сохранившихся древних строений на территории Кремля, царских садов в Кремле, вокруг Кремля.

01.10 – 30.10. Составление детьми маршрутных путеводителей, корректировка, оказание учителем помощи, если она необходима детям. Обмен информацией, ответы на вопросы.

Конкурс «Открытие»

Выступление на конкурсе учеников по темам «Русский язык – дар Божий» (показана связь языка цветов с современным языком – возможность искоренить слова-сорняки из речи детей, сделать язык красивым, добрым средством обсуждения), «Ирис – король сада» и «Спасение экипажа подводных лодок во время аварии».

15.11. Урок по теме «Что такое почва?».

На основе материалов учебника дети рассказывают о науке почвоведении, об исследованиях водного, теплового, воздушного режимов почв, рассмотреть влияние данных факторов на развитие растений, узнают, что такое гидроизоляция, дренаж.

28.11. Урок москвоведения.

Рассматриваются вопросы: московские сады, государевы сады, висячие сады в Кремле. Проводится их сравнение с садами Семирамиды. (Зачем их создавали? Как были устроены полив, подача воды, дренаж? Что такое ирригационная система?)

29.11. Урок по теме «Разнообразие растений».

На основе материалов учебника дети выбирают растения для сада на террасе открытого и закрытого типов, рассматривают влияние почвенно-климатических условий на выбор растений.

5.12. Экскурсия «Что Неглинная река повидала за века?».

Экскурсия по Александровскому саду. Где вдоль реки Неглинной располагался Аптекарский сад, или огород? Что росло в саду? Почему на это место выпал выбор места для сада? Что находится сейчас на месте Аптекарского сада?

23.12. Урок москвоведения «Как жили русские цари».

Что нашли дети по теме «Кремлевские грунтовые висячие сады»? Как лечились москвичи в древности? Рецепты от простуды.

08.01 – 31.01. Просмотр работ учащихся по теме.

16.jpg (39056 bytes)

Ответы на вопросы. Поиск новых данных. Индивидуальная работа с детьми. Советы, как найти и выделить в тексте главное, важное.

17.02. Обсуждение с детьми формы проведения зачетного урока.

27.02. Урок русского языка.

На уроках русского языка учитель рассказывает детям, как отбирать нужный материал по теме, соответствующей написанию творческой работы:

а) прочитать весь собранный материал, разложить отдельно по темам: сады Семирамиды, Древняя Греция, верховые сады Кремля, Эрмитаж;
б) по каждому висячему саду выбрать самое главное, интересное, определить, в каком времени это происходило;
в) найти экологические преимущества таких садов;
г) узнать как построить современный сад на крыше;
д) составить план творческой работы:

– вступление (краткая историческая справка из истории висячих садов);
– основная часть (современные сады, их устройство, влияние на экологию, используемые растения, полив, уход, укрытие и т.д.);
– заключение (проект моего дома с висячим садом, его устройство);
– выводы, итоги.

03.03. Классный час.

В ходе беседы возникли предложение и идея: совершить путешествие во времени на «машине времени». Изучение материалов для ее строительства.

06.03. Обсуждение проекта «постройки» машины времени.

09.03 – 20.03. «Постройка» (сборка) машины времени.

10.03. Урок труда. Конструирование домов для сада.

09.03 – 20.03. Подготовка дома макетов с висячими садами.

13.03. Составление плана урока-отчета. Индивидуальные консультации по творческим работам.

21.03 – 24.03. Составление конспекта урока по заранее отобранному материалу.

25.03 – 28.03. Подготовка материалов по оформлению доски и выступлений детей.

29.03. Оформление доски, класса к уроку.

30.03. Урок-отчет.

Путешествие во времени для поиска висячих садов, защита индивидуальных проектов.

31.03.

Подведение итогов. Краткий обмен впечатлениями с детьми об уроке.

07.04. Посадка семян астр для цветника около входа в школу в мини-парники на окнах. Уход за посевами до 15 мая.

10.04 – 17.04. Подготовка материалов урока для отчета. Составление отчета по проделанной работе за год.

15.05 – 17.05. Посадка астр в грунт.

19.05. Подведение итогов работы с детьми за год. Составление плана работы на следующий год.

Продолжение следует