Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №14/2009

Педагогика в лицах

Анна Туникова ,
учитель начальных классов, г. Лермонтов

"Счастье видеть мир и рассказать о нем..."

Моя педагогическая философия

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

Федор Тютчев

У каждой песни есть свое начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

Счастье видеть мир и рассказывать о нем людям, умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем. Особый настрой души, мажорное восприятие окружающего, умение дарить радость я воспитываю в детях ежедневно, ежечасно, ежеминутно. С раннего детства необходимо воспитывать в детях любовь к природе. С пением птиц, с шелестом листьев, со звоном весеннего ручейка открывает ребенок свой особый, поэтический образ природы, образ Родины, свой особый мир. Это мир учит его быть добрым, смелым, сильным духом и стойким. Он помогает познавать красоту окружающей действительности, будит творческие силы и ведет к нравственному совершенствованию.

Высокая миссия учителя – нести в мир детства все нравственные ценности, помогать ребенку открывать этот мир во всем его богатстве и многообразии, а значит, любой урок, встреча, творческое дело, беседа, экскурсия посвящены единственной цели – всесторонне развивать личность ребенка: ведь дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Мало стать мастером своего дела – надо самому быть интересным человеком, творческой личностью, чтобы быть принятыми юными и развивать эти качества у них. Природа – неистощимый источник общения и наслаждения. Однако не все люди рождаются чуткими к красоте природы. Часто мы с классом ходим на экскурсии по городу, в парк, наблюдаем сезонные изменения в природе, а то и просто любуемся деревьями, посеребренными инеем, или ярким ковром осенних листьев в саду. Я всегда обращаю внимание детей на все прекрасное или необычное в окружающем их мире, будь то пение птиц, журчание ручья или шелест травы. Так непосредственно в общении с природой дети открывают ее интересные страницы, видят, как украшают землю наши зеленые друзья.

Развитие у детей умения видеть, способности к наблюдению, к внимательному проникновению в суть окружающих их предметов очень важно. Я рассказываю детям, почему человек становится художником, скульптором, поэтом. Чем отличаются эти люди? Особым умением видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие, способностью удивляться форме листика, цвету неба, полету пчелы... И постепенно дети начинают «просыпаться» к восприятию прекрасного, тоньше чувствовать.

Каким гражданином вырастет ребенок, зависит от того, что он сумеет увидеть в окружающем мире, что его изумит и восхитит в нем, что возмутит и заставит печалиться.

Собирайте счастье по крупицам –
Ведь оно рассыпано во всем:
В синем блеске звезд, в полете птицы
И в волне, дрожащей под веслом...

Какая мудрая педагогика в этих строках! Чувствовать прелесть окружающей жизни – это замечательно. Надо учить детей видеть прекрасное с малых лет, развивать у них эстетическое чувство, помогать открывать этот мир. Глубокое понимание прекрасного ведет к осознанию понятий не только красивого и некрасивого, но и плохого и хорошего, доброго и злого, что способствует формированию моральных и эстетических убеждений школьника.